Купола в России кроют чистым золотом,
Чтобы чаще Господь замечал.
В.Высоцкий
Современная Россия отмечена бурным возрождением массового верующего сознания. Этот процесс представляется естественным как в контексте социального расслоения и проблемы социальной справедливости,[1] так и государственной политики деидеологизации, начатой после распада СССР с целью дискредитации марксизма, а также роста количества действующих церквей и храмов, открытия тысяч новых приходов[2].
Великое освящение храма Преображения Господня на Преображенской площади, совершенное Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом накануне Дня Победы[3], свидетельствует о продолжении восстановления разрушенных храмов.
Согласно утверждению патриарха, к 2009г. только в Москве количество действующих храмов за 20 лет увеличилось в 22 раза – с 40 до 872.[4] По данным специалистов, количество крещений утроилось, а венчаний возросло в девять раз[5]. На этом фоне тотального приобщения к религиозным таинствам и христианством ценностям, кажется особенно странным растущая острота проблемы морали и нравственности в обществе.[6]
В чем проблема?
Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к истокам и эволюции христианства.
Филон Александрийский: проблема истоков христианства
В контексте заявленной проблемы особый интерес представляют личность и интеллектуальное наследие одного из знаменитых предшественником отцов церкви[7], вошедшего в историю, как Филон Иудей или Филон Александрийский. В мировоззрении и именах этого мыслителя нашло отражение преемственность двух культур – античной и христианской. Ему принадлежит идея использования метода аллегории, апробированного на гомеровском эпосе, применительно к текстам Священного Писания для постижения смысла Слова, доступного только «разумной» душе. Эти идеи были использованы и отцами церкви в целях создания христианской социальной теории эпохи Средневековья, обосновывающей социальную несправедливость, противоречащей базовой идее веры Христа.
Тайная вечеря: проблема предательства у истоков христианства
Согласно Евангелие, на последней трапезе с апостолами Иисус сказал: «Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня».
Далее записано: «Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? (23) Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; (24) впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. (25) При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал»[8].
Чаша Христова
Спасителю была известна собственная судьба – чаша предательства и жестокой, насильственной смерти, которую предстоит испить до дна. Однако после Тайной Вечери Христос пошёл с апостолами к Елеонской горе. Спустившись в ложбину Кедронского потока, он вошёл в Гефсиманский сад, в котором часто встречался с учениками. Там, в любимом месте, он обратился с молитвой к Отцу:
Отче, о если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет.
Согласно источникам, трижды молился Христос. Душевная скорбь была так велика, а молитва столь напряжённа, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота[9].
В это время Иуда уже вел к нему - безоружному стражу, вооружённую мечами и копьями.
Поцелуй Иуды: "Радуйся, Равви"
Как известно, Иуда Искариот - первый из учеников, которому сын Божий умыл ноги на Тайной Вечери. Приняв от учителя хлеб, пропитанный вином, предал Его. В Евангелие записано об этом следующее: «Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его».[10]
Этот эпизод превратился в идиому, выражающую беспредел подлости и коварства земного и смертного. В память об этом преступлении в Православной церкви на литургии перед причастием читается молитва, в которой верующие обращаются к Богу с просьбой сделать их причастными своих Тайн и обещают: «не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя».[11]
Метод аллегории
Использование метода аллегории к текстам жизнеописания Иисуса Христа позволяет перейти от проблемы предательства учеником своего учителя, определившего судьбу сына Божьего, к проблеме предательства самой традиции теми, кто заявил себя его последователями веры в единого Бога, определив таким образом судьбы христианства и европейской культуры.
Проблема предательства у истоков античной цивилизации
Проблема предательства у истоков веры в единого Бога напоминает о наследной связи культур – христианской и античной, нашедшей отражение и в творчестве Филона Александрийского.
Великолепия и красоты текстов Гомера – певца воинственной Эллады отвлекают внимание ценителей древнегреческой цивилизации от остроты восприятия отсутствия красоты в вероломном поведении верховного бога, оскопившего и низвергшего собственного отца в тартары. Отношения «отцов и детей» бессмертных жителей Олимпа, а также поведение не ведающих морали героев эпоса служили эталоном для подражания не только поколений древних греков. В империи, созданной Древним Римом, у истоков которой трагедия братоубийства Ромула и Рема, вскормленных волчицей сыновей бога войны Марса, гомеровский эпос также веками служил настольной книгой воспитания наследной аристократии.
Судьбы античной и современной западной цивилизации: связь времен
Обращение к истории и политика стран Старого и Нового Света в современном мире подтверждают наследную связь воинственной традиции, заложенной у истоков греческого «чуда».
Выступая на итоговой пленарной сессии международного дискуссионного клуба «Валдай» 19 сентября 2013 г. В.В. Путин, сказал: «Мы видим, как многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации».[12]
Однако проблема заключается в том, что Западная Европы и США постоянно подтверждают не отказ, но верность базовым ценностям, погубившим и античную цивилизацию, и Древний Рим.
Агония политеизма: Damnatio ad bestias[13]
«Жизнеописание» обитателей Олимпа в гомеровской версии – ключ к пониманию эпохи, власти и нравов римских императоров и патрициев, поражающих воображение потомков.[14]
Кризис морали в Древнеримской империи, ставший закономерным результатом культивирования ценностей, лишенных нравственного иммунитета, был присущ всем слоям общества. Глубина деградации засвидетельствована введением во II в. до н.э. новой для Рима смертной казни:- damnatio ad bestias, заимствованная из Древнего Востока, предполагавшая бросание осужденного львам. Эта казнь превратилась в излюбленное цирковое зрелище римлян.
«Во всем виноваты» христиане
В соответствии с мировосприятием верующих, жизнь и благополучие смертных зависит от воли бессмертных. В политеизме каждый из многочисленного семейства чадолюбивого Зевса, которому в римской мифологии соответствует всемогущий Юпитер, представляется для массового общественному сознанию в качестве эталона для подражания, как в духовной, так и в сфере материального производства, поскольку каждый «курирует» определенную отрасль общественного производства. Соответственно, любое деяние, способное вызвать гнев богов, представлялось как чрезвычайно опасное, грозящее вселенской катастрофой, а потому каралось смертью. В названном контексте жестокие гонения христиан представляются совершенно оправданными.
Законы XII таблиц
Законы XII таблиц, представляющие опыт кодификация государственного закона от народа в Древнем Риме, принятые Народным собранием в 451 г. до н. э. и в 450 г. до н. э., напоминают законотворческий опыт древнегреческого законодателя Драконта, составившего в 621 г. до н. э. свод первых писаных законов, известных как «драконовские» за суровость наказаний. Древнеримский опыт, заложивший основы писаного права империи, также отмечен суровостью. Так, например, за тайное истребление урожая назначалась мера более тяжкая, нежели за убийство человека, - смертная казнь.
В соответствии с правовой традицией, представленной в текстах Законов XII таблиц, христиане преследовались за следующие преступления:
оскорбляли величества (majestatis rei);
собирались тайно и ночью для проведения богослужения, а участие в подобного; рода собраниях - collegium illicitum или в coetus nocturni - приравнивалось к бунту;
отказывались чтить императорские изображения возлияниями и курениями;
не почитали государственных богов;
были последователями запрещённой законом магии (magi, malefici);
исповедовали недозволенную законом религию (religio nova, peregrina et illicita).[15]
На основании обвинений в этих преступлениях христиан лишали жизни, как говорилось выше, посредством самой жестокой казни - damnatio ad bestias. Наряду со смертью на кресте, мученическая смерть на арене цирка заложила начала причисления убитых к лику святых. В мученических актах святых Перпетуи, Филицитаты и их родных сохранились подробные описания казни через растерзание зверями[16].
Император Константин: проблема официальной идеологии Византии
Во время правления Диоклетиана началось самое жестокое – «великое» гонение на христиан (303 - 313 г.г.). В течение этого периода было предано мученической смерти от 3000 до 3500 человек. Эдикт о веротерпимости, официально отменявший Диоклетиановы гонения, был издан бывшим вдохновителем антихристианской политики императором Галерием в Никомедии в 311 г.
При Константине христианство стало обретать статус государственной религии: эдиктом 313 г. на имя Анулина, проконсула Африки, он освободил от податей и повинностей «клириков католической церкви, в которой предстоятельствует Цецилиан». В том же - 313 г. император созвал собор в Риме под председательством папы.
Закон Божий и проблема превращения христианства в религию власти
Античная и древнеримская традиция представила опыт создания писаного права, основанного на целенаправленном выдавливании морально-нравственных норм из обычного права в процессе законотворчества аристократии и монархов. В созданных властью обычаях не было места ни справедливости, ни милосердию.
Вера в распятого Бога предполагала отказ от этого порочного направления в развитии европейской культуры.
Десять заповедей, данные Богом Моисею и сынам Израиля, впервые в писаной истории человечества возвели мораль и нравственность в ранг Закона Божьего священного для христиан. Возникшая как религия «униженных и оскорбленных», эта традиция отличается особой притягательностью для неимущего большинства. Социальная направленность и гуманизм этой веры не могли не представлять серьезную проблему для выбора христианства в качестве религии власти Византии, воспитанной на почитании богов и героев, не ведающих морали.
Причины выбора
В превращении христианства из гонимой в государственную религию нет ничего мистического и чудесного. Политеизм, - собравший в единую семью богов народов, прежде пришедших в Эгеиду, и создавших античную цивилизацию, а затем народов, создавших Древнеримскую цивилизацию, - заявив в качестве основы ценностной матрицы обычай, лишенный в процессе законотворчества власти морального обоснования, превратился в условиях социального расслоения из консолидирующего начала, в неиссякаемый источник социального противостояния.
Поэтому отказ от политеизма, как и превращение язычника Константина в первого христианского императора, было вынужденной мерой, обусловленной социальной нестабильностью в империи.
Отцы церкви и проблема веры, консолидирующей общество
Дискредитация политеизма выдвинула в качестве актуальной проблему консолидирующей общество системы ценностей, определяющей основы единомыслия. Специалисты отмечают то особое внимание, которое Константин – приверженец бога Солнца уделял христианской церкви, объясняя это не основополагающими идеями, но теми догматическими разногласиями, которые разделяли клир, наделенный правом на выбор (буквально – ересь) толкования Слова.
Константин, понимавший серьезность принятого решения, в целях преодоления разномнения внутри клира, созвал первый Вселенский собор, который состоялся в Никее в июне 325г. н.э. и продолжался больше двух месяцев. Однако последующая история христианства – история ересей, свидетельствует, что отцы церкви оказались бессильными в решении этой проблемы, обусловленной противоборством двух основных тенденций, определивших дальнейшее развитие монотеизма, а именно: сохранения верности основополагающей демократической идеи, и превращения веры в единого Бога в идеологию монархии.
Евсевий Памфил: поцелуй Иуды
Противоречивость отношения Константина к христианству подтверждается известным фактом, что равноапостольный император был крещён лишь незадолго до смерти. Сложно сказать, что чувствовал язычник, принимая столь судьбоносное для истинно верующего решение, но достойное правителя, вошедшего в историю как Великий.
Внутреннее неприятия веры в распятого Бога, в которого верила и его простолюдинка мать, обусловливалась неприемлемой для монарха сущностью христианской традиции, провозглашавшей равенство смертных перед Законом Божьим. Однако факт крещения на смертном одре свидетельствует об уверенности в том, что решена главная проблема, с которой столкнулся император, и которую не учитывают исследователи, - проблема превращения демократической религиозной традиции, отрицающей справедливость социального неравенства, в религию, обосновывающую монархическую власть и социальную несправедливость.
Этот подвиг, достойный подвига Иуды, принадлежит одному из отцов церкви Евсевию Памфилу и его единомышленникам, заложившим основы социальной теории христианства в условиях Византийской империи.
Цена предательства Иуды
Цена предательства Иуда известна - 30 серебренников. Цена предательства Евсевия Памфила, разделившего с единоверцами тяготы гонений и преследований в римской империи, - милость власти. Эволюция мировоззрения основоположника церковной историографии нашла отражение в превращении Евсевия Памфила в Евсевия Кесарийского.
Симфония власти и Церкви: один Бог - один царь, один царский закон
Византия оставила первый опыт того, что принято называть симфонией властей, которая представляет собой образец наиболее гармоничного взаимоотношения церковной и государственной власти.
Трудами отцов церкви, вера в единого Бога, возникшая как религия рабов, была использована в целях обоснования низвержения в рабство большинства общества и обоснования единовластия монарха: «Монархия превосходнее всех форм правления, - писал Евсевий в восторге от доверия Константина, - многоначалие (poluarcia) же, составленное из членов равного достоинства, скорее есть анархия и мятеж. Посему-то, один Бог (не два, не три, не более, ибо, многобожие есть тоже безбожие), один Царь, одно Его Слово и один царский закон, выражаемый не речениями и буквами, не в письменах и на таблицах, истребляемых продолжительностью [221] времени, но живое и ипостасное Слово Бога, предписывающее волю Отца всем, которые покорны Ему и следуют за Ним».[17]
Таким образом, вера в единого христианского Бога была использована в целях обоснования священности единовластия земного и справедливости царского закона.
Неиссякаемая чаша Христова: « Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?»[18]
Христианская церковь, превратившись из гонимой в официальную, обласканную властью, богатая и могущественная, не бросала инакомыслящих на растерзание львам, а сжигало на кострах. Провозглашенная симфония определила единую и неделимую кровавую историю «духовной» и царской власти.
Именем Христа! в средневековой Европе на кострах святой инквизиции заживо было сожжено только женщин 250 тысяч.[19]
Именем Христа! на Святой Руси: «Подвергались пыткам наиболее активные представители раскола. Им резали языки, руки и ноги, сжигали на кострах. Например, епископа Павла Коломенского мучили и сожгли в новгородских пределах; протопопа костромского Даниила уморили в земляной тюрьме в Астрахани; священнику Гавриилу в Нижнем приказали отрубить голову; старца Иону Казанца в Кольском остроге на пять частей рассекли; в Холмогорах сожгли Ивана Юродивого, в Боровске — священника Полиевкта и с ним 14 человек. В Нижнем сожгли народу много, в Казани - 30 человек, а живущих на Волге в городах и селах клали под меч тысячами»[20], - "Радуйся, Равви"…
Храмы этой церкви, в течение шестнадцати столетий переступавшей законы Божьи и человеческие, предавшей своего Бога, принявшего мученическую смерть на кресте, сжигали утратившие веру, свергшие и кровавую власть, и ее бога, продолжая кровавую традицию предков.
О неиссякаемости потенциала этой «симфонии» свидетельствуют деяния Киевского патриархата.[21]
Выводы
Зачем нужна дорога, если она ведет в храм?
В храм идут, чтобы в святых, намоленных стенах обратиться с мольбой к своему Богу - Милосердному и Справедливому.
Обращение к истокам позволяет сделать вывод, что христианство и социальная несправедливость - не совместимы.
Социальная нестабильность и социальная несправедливость, как и разорванная в клочья экономика[22] – тяжкое наследие, полученное российской властью[23] от предшественников, являются непременными условиями активизации апелляции к религии. Ощущение незащищенности, слабость и неэффективность закона государства – все это заставляет обращаться к высшей власти, к Закону Божьему, а не человеческому.
Проблема истинной симфонии властей
Истинная симфония властей, которую поминает и Святейший Патриарх Кирилл[24], возможна в случае, если определяющей основой закона государства станут нормы морали, возведенной христианским Богом в ранг Закона Божьего, превращенного со времен Константина Христианина в эффективный рычаг, обеспечивающий покорность неимущего большинства.[25]
Владимир Путин: Россия должна быть сильной[26]
Наличие в обществе проблемы социальной несправедливости – гарант отсутствия социальной стабильности. Возможны два варианта: либо пытаться решить эту базовую проблему, что требует и мужества, и воли, либо надеяться избежать социального взрыва, игнорируя исторический опыт и современные реалии планетарного масштаба.
В условиях этой взрывоопасной ситуации политика церкви, очевидно, принимает очертания, слишком напоминающие те тенденции, которые не одиножды приводили к массовому неприятию религии, засвидетельствованному и европейской, и российской историей.
Серьезные опасения вызывают, как нескрываемая и чрезмерная озабоченность православной церкви проблемами собственности[27], так и свидетельства нетерпимости к инакомыслию, лишающей общества единства. Ученые заметили особую симпатию, которой пользуются у духовенства «слова русского православного философа С.Булгакова о том, что "язычество есть религия больного человечества и больной природы".[28]
"Для нас неприемлемо все, что ослабляет страну, разъединяет общество».[29]
Благо Отечество – общая забота и верующих, и неверующих[30]. Соответственно, безусловное одобрение вызывают заявления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о том, что «Церковь призвана не разделять, а объединять, и не только православных, но и быть ферментом, чтобы объединять людей верующих и неверующих, людей христианских конфессий и других традиционных вероисповеданий России».[31]
Не менее справедливым представляется убеждение Патриарха в том, что «сила России — в единстве людей разных культур и национальностей, и разжигание конфликтов на национальной и религиозной почве, в том числе и между верующими и неверующими, опасно для государства»[32].
Однако наряду с этими официальными заявлениями звучат и слова Предстоятеля, противоречащие этим заявлениям, которые были услышаны не только учеными, о том, что «нынешний Патриарх РПЦ называет нерелигиозных людей "бездуховными", "испорченными безбожием"»[33]. Не менее примечательными представляются и такие суждения: «Попробуйте предложить на улице человеку неверующему, нецерковному раскаяться в своих поступках. Он не поймет, о чем идет речь, потому что глубоко убежден в том, что то, что он делает, и есть правильно, а все остальное, что не соответствует его мыслям и делам, ложно и плохо".[34]
Возможно, Святейшему имело смысл провести опыт с реальными прохожими…
«Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского
Особенно показательным, в контексте проблемы воспитания отношения к неверующим, представляется пример с книгой протоиерея Серафима Слободского "Закон Божий", переизданной в 2008 г.
Достаточно привести следующий фрагмент: «Если же и существуют отдельные убежденные безбожники, то они являются редкими исключениями, болезненным отступлением от нормы. И как существование слепых, глухих, немых не говорит против того, что человечество владеет даром зрения, слуха и речи; как существование идиотов не отрицает того, что человек есть существо разумное, так и существование безбожников не опровергает факта (очевидной истины) всеобщности религии».[35]
Эта книга, как отмечено на обложке, предназначена для базовых институтов, ответственных за социализацию личности - семьи и школы …."Радуйся, Равви".
[1] Социальное расслоение в России ставит рекорды...
krasvremya.ru›socialnoe-rassloenie-v-rossii…
Нельзя сказать, что эти результаты кого-нибудь очень удивили: социальное расслоение в стране с начала 90-х ... Так что отсутствие крупных социальных взрывов в России – результат потрясающего долготерпения наших граждан.
[2] ..численность верующих растет с открытием новых храмов
obzor.westsib.ru›news/119026
"Число воцерковленных верующих находится в прямой зависимости от увеличения количества действующих храмов. ... Согласно исследованию, в 1989 году в России на шесть тысяч церквей было пять миллионов верующих, регулярно посещающих...
Плюс пять тысяч приходов
prichod.ru›Актуально›20775
Число реальных приходов согласно новой системе подсчета, связанной с ... (02.02.2015) Плюс пять тысяч приходов На 4 940 увеличилось число приходов в Русской ... Ныне их число составляет 35 496 – об этом рассказал на открытии Архиерейского...
[3] Москва | Новости | ...освящения храма Преображения...
MosDay.ru›Новости›item.php…
Храм Преображения Господня на Преображенской площади освятил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Участие в торжественном мероприятии по случаю освящения храма принял Мэр Москвы Сергей Собянин.
[4] Число православных храмов растет в геометрической...
annews.ru›news/detail.php?ID=190246
Число храмов, монастырей, священников и монахов РПЦ. ... Из них 405 полностью восстановлены, 253 – вновь построенные, в стадии ... "Анжелика Фролова & The Band" - яркое явление современного музыкального фонда России, в состав которого входят..
[5] ..сознание. Церковь и религия в современной России...
KazEdu.kz›referat/7105
Церковь и религия в современной России по предмету Религия и мифология. ... Число крещений утроилось, количество венчаний возросло в девять раз, открыты тысячи новых приходов, восстановлены или построены сотни храмов, количество...
[6] Нравственность в современной России
kapital-rus.ru›articles/article/1041
Нравственность в современной России. Каким является сегодняшнее российское общество? ... Очевидно и то, что декларативные призывы к возрождению морали и нравственности звучат как глас вопиющего в пустыне, а в условиях нигилизма...
Падение нравственности в российском обществе
apn.ru›Публикации›article23740.htm
Падение нравственности в российском обществе. Общественная мораль. Э. Дюркгейм: Нравственность - это ... В статье Андрея Юревича, Дмитрия Ушакова«Нравственность в современной России» приводится ужасающая статистика
[7] отцов церкви можно считать Филона Александрийского
bookucheba.com›filosofiya…filon-aleksandriyskiy…
Филон Александрийский и его философия-мозаика. Предшественником отцов церкви можно считать Филона Александрийского, иудея по происхождению, родившегося в Александрии между 15 и 10 гг. до н.э...
[8] Матфей, 26:20-29; Марк, 14:12-25; Лука, 22:7-23; Иоанн, 13:21-30)
[9] События в Гефсиманском саду описывают три Евангелиста: Матфей (26:36-46); Марк (14:32-42); Лука (22:39-46)
[10] От Матфея (Мф. 26:47-49),
[11] Страсти Господни. Поцелуй Иуды. Обсуждение...
liveinternet.ru›users/dedischev_dedischev/…
Поцелуй Иуды (Лобзание Иуды). Иуда Искариот, один из учеников Иисуса Христа, предал его, указав на него страже...
[12] В. Путин: ...по пути отказа от христианских ценностей...
pravoslavie.ru›Новости›64236.htm
В. Путин: Евроатлантические страны пошли по пути отказа от христианских ценностей. ... Владимир Путин принял участие в итоговой пленарной сессии международного дискуссионного клуба «Валдай».
[13] Damnatio ad bestias — Википедия
ru.wikipedia.org›Damnatio ad bestias
Damnatio ad bestias (букв. с лат. «предание зверям», ad bestias, ad bestie, часто упрощённо съедение львами, растерзание львами; точнее растерзание дикими животными)..
[14] Римская империя: садисты и извращенцы на троне
newsland.com›Обсуждение новости
Почти все первые римские императоры были гомосексуалистами, точнее бисексуалами.
Величайшие злодеи мира. Нерон. император Рима садист...
videobox.tv›video/282065/
Нерон. император Рима садист и извращенец. (стиль отображения). ... Адольф Гитлер, советский лидер Иосиф Сталин, римский император Нерон, президент Уганды Иди...
...нравственной деградации римских императоров
zaxodi-v-internet.ru›zhizn-12-cezarei.html
Итак, из первых 12 римских императоров 10 были открытыми гомосексуалистами (а это 83%). ... Поэтому, если на жизненном пути Вам попадётся садист или очень сильно...
[15] См: Damnatio ad bestias (травля зверями в цирке) » Пытки и казни
torturesru.com›Пытки и казни›Казни›page,2,376-damnatio-ad…
Направленность подобной практики против христиан началась в I веке н. э.: <Тацит пишет, что во время первого гонения на христиан при ... исповедники недозволенной законом религии (religio nova, peregrina et illicita) (согласно <Законам XII таблиц).
[16] Память святой мученицы Перпетуи и с нею пострадавших...
semyaivera.ru›2014/02/13…perpetui-i…postradavshih/
Юношей бросили на растерзание диким зверям в цирке, а на святых жен Перпетую и Филицитату выпустили дикую и бешеную корову ... Когда закалали святую Перпетую, то рука исполнителя казни долгое время не могла попасть в гортань ея; тогда..
[17] О жизни блаженного василевса константина
vostlit.info›Texts/rus17/Evsevij_pamfil…
Евсевий Памфил. Четыре Книги Евсевия Памфила, епископа Кесарии Палестинской. ... Eiston bion ton makariou konstantinou tog basilewe. Слово Василевсу Константину, по случаю тридцатилетия его
[18] Евангелие от Луки. 22:48.
[19] За что святая инквизиция сожгла на кострах тысячи...
gloom.name›za-chto-inkvizitziya-sjigala-jenchin
Умопомешательство, которое охватило Европу в Средние века и в результате которого на кострах заживо сгорели 250 тысяч женщин, остается загадкой для историков. ... Нужно отдать должное святой инквизиции.
[20] Кровавая история государственной православной... | Форум
jesuschrist.ru›Форум›516518
О кровавой истории православной церкви говорят следующие факты: Собор 1667 г. обнародовал повеление и завещание, которым ...проклинал всякого...
[21] Церкви в условиях конфликта на Украине: религия стала...
centero.ru›Дайджест›…-v-ukrainskom-konflikte
Таким образом, выступление ополченцев против киевских властей приобретает черты церковного преступления. Киевский патриархат объявил Путина «новым Каином». Епископ Украинской автокефальной церкви заявил, что людей...
[22] Обама заявил о «разорванной в клочья» экономике России
top.rbc.ru›Политика
Экономика России «разорвана в клочья», а сама страна – изолирована. Об этом в обращении к Конгрессу заявил президент США Барак Обама.
[23] МИД: Цель санкций США - смена власти в России
rg.ru›2014/12/08/riabkov-site.html
МИД РФ: США не скрывают, что цель санкций - смена власти в России. ... Как утверждает замминистра, призывы российских властей учитывать интересы нашей страны были проигнорированы: американская политическая элита решила...
[24] Патриарх Кирилл — религиозная опора путинского...
inosmi.ru›Россия›Патриарх
Патриарх Московский, глава всемогущей Русской православной церкви Кирилл стал главным союзников Владимира Путина в его антизападной политике, защите ... В России реализуется принцип симфонии властей, когда церковь и светская власть...
Путин и патриарх Кирилл – кто дирижирует симфонией?...
religion.in.ua›Огляд ЗМІ›…-i-patriarx-kirill-kto…
И все же, констатирует правозащитник, следует помнить, что противоречия между Путиным и патриархом начались не сегодня. ... Патриарх Кирилл: власти следует прислушиваться к оппозиции.
[25] ...паству: Истинно верующие не ходят на демонстрации...
censor.net.ua›news…veruyuschie_ne…na_demonstratsii
Надежда Брестовицкая: О проблеме «импортозамещения» в отечественной политике или: кому нужен майдан в России?: viperson.ru/wind.php?ID=645828
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает, что истинно верующие люди «не выходят на демонстрации», а молятся за народ «в тиши ... В частности, в своей проповеди после богослужения в храме Христа Спасителя предстоятель РПЦ отметил
[26] Владимир Путин: Россия должна быть сильной | Сайт...
orbita-znamensk.ru›2012/02/vladimir-putin…byt…
[27] Борьба церкви за имущество, невзирая...
scepsis.net›library/id_1486.html
Борьба церкви за имущество, невзирая ни на что. Несколько дней назад Русская Православная Церковь сумела добиться передачи в свое пользование объектов двух крупных музеев-заповедников: Соловецкого и «Рязанский кремль».
Музеи выступили против передачи Церкви двух храмов...
karpovka.net›2011/12/01/29709/
Благовещенскую церковь Александро-Невской лавры и Исаакиевский собор нельзя передавать Русской православной церкви. Против инициативы председателя комитета по охране памятников Александра Макарова выступили два крупных музея...
Новая волна борьбы церкви с музеями
hist-sights.ru›node/6691/
Свои усадьбы, города, церкви. Ссылки к уже существующим объектам. Фотогалереи. ... Случайное изображение. Юбилей Н.П. "Русская усадьба". ... Борьба С Музеями. Добавлено Polyarush, 16 Август, 2006 - 15:27.
[28] Государство и Церковь в современной России
ateism.ru›article.htm?no=1696
Государство и Церковь в современной России. 10.02.2010 Статьи/Конституция и религии. ... Как и в царское время, сегодня РПЦ весьма активно занимается коммерческой деятельностью, в том числе получая прибыль от мастерских по...
[29] Президента Росссийской Федерации В.В. Путина...
chuvsu.ru›Университет›…:2010-08-02-23-34-43&id…
Недопустимы любые решения и шаги, способные обернуться социальными и экономическими потрясениями. ..
[30] Надежда Брестовицкая: `Герои нашего времени`: о проблеме рациональности в российской национальной традиции: http://viperson.ru/wind.php?ID=645828
Надежда Брестовицкая: Угрозы России: о проблемах современного права и бесправия: http://viperson.ru/wind.php?ID=645828
Надежда Брестовицкая: Угрозы Абхазии и России: О проблеме без`умной силы` и отечественной политике в области образования и культуры: http://viperson.ru/wind.php?ID=645828
[31] Патриарх Кирилл решил объединить всех неверующих...
vlasti.net›news/42046
Церковь призвана объединять и верующих всех конфессий, и неверующих, заявил патриарх Московский и всея Руси Кирилл в субботу в Санкт-Петербурге, где он посещает монастыри и храмы — передает агентство «РИА Новости».
[32] Патриарх Кирилл: ...между верующими и неверующими...
liveinternet.ru›Морполит›post233291394
[33] Государство и Церковь в современной России
ateism.ru›article.htm?no=1696
[34] Патриарх Кирилл: Быть верующим — значит быть сильным
pravmir.ru›patriarx-kirill-byt-veruyushhim…byt…
Попробуйте предложить на улице человеку неверующему, нецерковному раскаяться в своих поступках, — он не поймет, о чем речь, потому что глубоко ... Патриарх Кирилл: Иностранные санкции направлены на то, чтобы каждый россиянин думал только о себе.
[35] Закон Божий - Протоиерей Серафим Слободской...
idrp.ru›Интернет-магазин›show_item.php…
«Закон Божий» — своего рода христианская энциклопедия, где доступно и лаконично изложены ... За свой труд по подготовке «Закона Божьего», завершенный в 1957 году, протоиерей Серафим Слободской (1912—1971) был награжден золотым крестом.
Полный текст дан также в приложении