1. Какова роль Научно-исследовательского института труда и социального страхования в реформировании развития социальной защиты населения Российской Федерации?
Пенсионное страхование работающих и социальное обеспечение граждан - важнейшие институты доходов и социальной защиты населения. Научно-исследовательский институт труда и социального страхования Минздравсоцразвития России занимается научной деятельностью в этой сфере на протяжении последних 55 лет. За это время в рамках Института сформирована научная школа, представленная известными в стране учеными - "пенсионщиками". Наибольший вклад в отечественную науку пенсионного обеспечения за это время внесли: Ачаркан В.А., Саркисьян Г.С., Шохина Л.Н., Ланцев М.С., Якушев Л.П, Аникеева Л.В., Галаганов В.П., Роик В.Д., Эченике Е.В. На базе научных разработок за период с 1950-х годов по настоящее время, выполнены масштабные научные проекты, послужившие концептуальной основой принятия целой серии пенсионных законов и нормативно правовых актов.
Можно сказать, что ученые Института стояли у истоков формирования законодательной базы пенсионного страхования в стране. Например, принимали непосредственное участие в подготовке Закона от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" и Закона от 15 июля 1964 г. "О пенсиях и пособиях членах колхозов". Значительный вклад ученые Института внесли в разработку концептуальных основ пенсионных законов 1989-1990 г., пакета пенсионных законов 2001 г., а также пенсионных законов 2009 г.
В настоящее время научные сотрудники Института выполняют как прикладные, так и фундаментальные исследования в области социального страхования для Минздравсоцразвития России, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда обязательного социального страхования Российской Федерации, Российского гуманитарного научного фонда, участвуют в подготовке и разработке законодательных и нормативных актов в области пенсионного обеспечения и социального страхования.
Сотрудниками Института подготовлен ряд научных монографий, посвященных формированию институтов обязательного социального страхования в России: страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, досрочных пенсий за работу во вредных условиях труда, обязательного и добровольного пенсионного страхования. На регулярной основе проводятся научные конференции, "круглые столы" и семинары. В Институте защищено более 30 кандидатских и докторских диссертаций по актуальным вопросам пенсионного страхования и государственного социального обеспечения.
2. Каким образом осуществляется финансирование деятельности НИИ ТСС и каковы приоритетные направления развития Института?
Основными направлениями деятельности Института являются прикладные и фундаментальные исследования в области: организации, нормирования, условий и охраны труда; регулирования рынка труда и занятости; оплаты труда и уровня жизни; социального обеспечения и страхования; социального партнерства; разработки межотраслевых нормативных материалов по труду, тарифно-квалификационных характеристик работ и профессий рабочих, Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих.
Являясь коммерческой организацией, Институт получает доходы от реализации своей научно-исследовательской продукции, разрабатывая научные рекомендации для министерств и ведомств, администраций регионов и конкретные проекты для коммерческих фирм, по тематике Института. Занимается подготовкой, изданием и распространением научно-информационной, методической, монографической, информационно-справочной литературы и материалов; оказанием научно-методической и консультационной помощи научно-исследовательским, проектным организациям в разработке и пересмотре нормативов, тарифно-квалификационных характеристик работ и профессий рабочих; а также образовательной деятельностью в сфере послевузовского профессионального образования в аспирантуре и докторантуре.
В последнее время прослеживается тенденция снижения объема заказов от коммерческих организаций и увеличение доли госзаказов в структуре дохода Института (Минздравсоцразвития России, Фонд социального страхования, Пенсионный Фонд России).
3. Из передового мирового опыта социальной защиты населения какие системы социального обеспечения оказались наиболее устойчивыми в период мирового финансового и экономического кризиса?
Базовым институтом социальной защиты населения в индустриально развитых странах (ИРС) на протяжении последних сто лет является институт обязательного социального страхования: пенсионного, медицинского, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, временной утраты трудоспособности, в связи с безработицей. Он обладает такими качествами, как устойчивость и надежность функционирования финансовых механизмов, что особенно наглядно проявляется в периоды финансовых кризисов, включая кризис 2008-2009 годов. Это связано с тем, применяемые методы финансирования, основаны на текущих поступлениях страховых взносов, которые используются для выплаты пенсий и пособий в том же краткосрочном временном периоде (2-3 месяца).
В отличие от него, страховым системам, базирующимся на долгосрочном аккумулировании финансовых ресурсов, обеспечить сохранность накопленных финансовых средств достаточно сложно. Даже в странах с высоко развитыми финансовыми институтами накопительные пенсионные системы в период последнего финансового кризиса понесли существенные потери. Снижение стоимости пенсионных активов в США, Великобритании, Нидерландов и большинстве других западных стран составили от пятой до третьей части их совокупных объемов. Период восстановления до прежних объемов может составить 5 и более лет. При этом, никто не может гарантировать, что очередной финансовый кризиса не наступит через несколько лет. Поэтому позиции, например, накопительной пенсионной системы, в общественном мнении и в среде специалистов, серьезно подорваны.
В этой связи на этом фоне надежность функционирования и сохранность финансовых средств выгодно отличает именно обязательное социальное страхование, для которого не присущ коммерческий характер и долгосрочные накопления.
4. Взаимодействует ли Ваш Институт с другими международными научно-исследовательскими институтами в области труда и социального страхования? Если да, то, с какими, и по каким направлениям?
Институт труда и социального страхования Минздравсоцразвития России осуществляет сотрудничество в виде обмена опытом, результатами научных исследований и проведением совместных мероприятий с такими институтами и организациями, как Научно-исследовательский институт социально-трудовых отношений Министерства труда и социальной политики Украины, Научно-исследовательский институт труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, с которыми выполняет совместные научные проекты в области унификации нормативных рекомендаций в области доходов населения, социальной защиты, условий и охраны труда. Кроме того, Институт поддерживает деловые контакты с Субрегиональным бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии, Международной ассоциацией социального обеспечения, Международной ассоциацией пенсионных и социальных фондов стран СНГ и Балтии, АО "Государственный фонд социального страхования" республики Казахстан и другими.
5. У Вас имеются масштабные научные проекты, которые уже послужили методологической основой принятия целой серии пенсионных законов. Над чем Вы трудитесь в настоящее время? Связаны ли Ваши настоящие проекты с последствиями мирового кризиса?
За время деятельности Института был проведен ряд научных исследований, важнейшими из которых стали:
o Социально-экономические оценки эффективности функционирования пенсионной системы страны и предложения по ее совершенствованию (1955-1964 гг.; 1987-1991 гг.; 1994-1998 гг.; 2000-2003 гг.).
o Организационные и правовые формы социальной поддержки инвалидов и престарелых (1991-1994 гг.).
o Разработка концепции социального кодекса (2002-2003 гг.).
o Зарубежный опыт организации пенсионных систем (1987-1988 гг.; 2006-2007 гг.).
o Потребительские бюджеты семей-пенсионеров (1993-1999 гг.).
oФинансовые механизмы пенсионных систем, основанные на принципах социального страхования и государственного социального обеспечения (2001-2002 гг.).
oПути формирования обязательного пенсионного страхования в новых экономических условиях (1994-1997 гг.).
o Подготовка Проекта "Социального Кодекса Российской Федерации" (2004 г.)
oЭкономические и правовые механизмы институтов пенсионного страхования и обеспечения (2003-2007 гг.).
o Комплекс научных работ по совершенствованию организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов (2009 г.)
6. Проведенная в России в 2009 году индексация пенсий предусмотрена ли на долгосрочную перспективу?
Предложенные и во многом реализованные меры направлены на повышение пенсий, заработанных старшим поколением в советский период, а также созданием условий, повышающих результативность зарабатывания пенсий сегодняшними работниками. Они будут иметь положительный эффект как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Ведь средние размеры пенсии, выплачиваемой до 1991 г., составляли по покупательной способности 2,5 прожиточных минимума (сейчас всего 1,4), а по коэффициенту замещения (отношение пенсии к средней зарплате) - 55%, тогда как сейчас всего 32 %.
В результате проведенной в начале 2010 г. валоризации и индексации пенсий, их величина выросла в среднем на 900 рубл. и средний размер пенсии составил 8, 14 тыс. рублей в месяц. Предусмотрены меры по дальней индексации пенсий, что позволит повысить их в целом за 2010 год на 40%. В среднесрочной перспективе, до 2015 года намечено проводить индексацию пенсий и доведения их среднего размера до величины, обеспечивающей 2,0 прожиточного минимума пенсионера.
7. Каким образом влияют демографические изменения на процесс социального обеспечения в долгосрочной перспективе?
За последние 50 лет, на фоне снижения рождаемости, средняя продолжительность жизни в мире увеличилась почти на 20 лет и достигла в настоящее время 66 лет. В результате резко возросла абсолютная численность пожилых людей, повысилась их доля в общем количестве землян. По прогнозам демографов, через 50 лет пожилого населения в мире будет втрое больше, чем сейчас: 2 млрд человек. По структуре населения Россия очень быстро приближается к стареющим странам - таким, как Франция и Германия. Если сейчас в стране на несколько процентных пунктов преобладает среднее поколение, то в течение ближайших 20 лет удельный вес старших и средних возрастных групп практически сравняется. К 2050 году структура населения в России будет такой же, как в этих странах, а удельный вес пожилых людей будут составлять порядка 30-32% от общей численности населения.
Пенсионное обеспечение и забота о состоянии здоровья пожилых людей уже в среднесрочной перспективе станут крупнейшей расходной статьей общественных расходов в большинстве экономически развитых стран. Ядро проблемы в том, что система имеет очень большой инерционный потенциал: как сложилась ситуация, так она и будет влиять на последующее демографическое состояние. Изменить ее быстро практически невозможно, необходимо комплексно рассматривать и решать проблему: учитывать менталитет населения, совершенствовать воспитание в семье, предоставлять преференции большим семьям.
8. Как Вы оцениваете реформы систем социальной защиты населения в постсоветских государствах?
В СССР основным компонентом социальной защиты населения выступала государственная система социального обеспечения, финансируемая с помощью государственного бюджета. Социальное страхование играло вспомогательную роль. В индустриальном обществе, применяющем рыночную экономику, изменяется роль социального страхования, оно представляет базовый институт социальной защиты. Однако опыт его формирования в России и других постсоветских государствах свидетельствует о том, что быстро сформировать его финансовые и правовые механизмы, создать соответствующую социальную и страховую инфраструктуру достаточно сложно. На это требуется продолжительное время, по крайней мере 20-25 лет.
9. Какие актуальные проблемы Вы хотели бы обсудить во время проведения Международной конференции в городе Астане 8 - 9 июня 2010г.?
Круг интересующих проблем можно обозначить следующим ориентиром - институциональные условия создания и функционирования систем социального страхования (пенсионного, медицинского, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, временной утраты трудоспособности, в связи с безработицей).
В их перечень целесообразно включить: вопросы собственности страховых ресурсов, на разных этапах их формирования и использования; вопросы регулирования национальных систем заработной платы с целью гармонизации с системами социального страхования; выработка критериев для установления взаимосвязи между финансовым участием застрахованных и размерами их пенсий и пособий; методы определения критериев для фиксации страховых случаев в досрочных профессиональных системах .
Роик В.Д.
29 апреля 2010 г. г. Москва.
http://www.gfss.kz/ru/Konferenciya/Tezisy_i_Doklady/interview/Roik.php