29 января 2007
2671

Интервью заместителя руководителя ФСФР России Владислава Стрельцова агентству ПРАЙМ-ТАСС 29.01.2007

Вопрос: Владислав Юрьевич, в 2006 году ФСФР не раз предоставляла участникам рынка повод для обсуждения своих инициатив по регулированию инфраструктуры. Каковы приоритеты регулятора в этом направлении в текущем году?

Ответ: Приоритеты в регулировании инфраструктуры - прежние. Есть определенное виденье того, какой должна быть эффективная инфраструктура. Мы из этого виденья секрета не делаем и шаг за шагом его реализуем в виде нормативных актов. Эта работа, начатая два года назад, во многом будет завершена в ближайшие месяцы, хотя ряд принципиальных вопросов был решен еще в прошлом году. Условно наша политика может быть разделена на два основных направления. Первое - это снижение системных рисков инфраструктуры финансовых рынков. Для нас это задача остается принципиальной. Конечно, мы понимаем, что за снижение рисков всегда приходится платить, и поэтому делаем все возможное, чтобы эта задача не вступала в конфликт с интересами развития рынка в целом. Вы могли видеть, что все нововведения по снижению рисков внедряются поэтапно, с обсуждением новации в профсообществе и предоставлением участникам достаточно большого времени для подготовки к изменениям регулирования. В общем, без авралов и резких движений, способных привести к непредсказуемым последствиям для рынка. Если говорить о конкретных мерах, я бы выделил работу по построению системы пруденциального надзора, контроль за маржинальными сделками, подготовку изменений в регулирование клиринга, систему мер по раскрытию внебиржевых сделок, и, конечно же, наши приоритеты в законотворческой деятельности - законы о злоупотреблениях на финансовых рынках и о центральном депозитарии.

Второе направление нашей политики, четко прослеживающееся сегодня, - это поддержка тех позитивных изменений, которые происходят на рынке как с нашей помощью, так и вследствие объективного развития. Здесь и блок вопросов, связанных с развитием срочного рынка, и введение института клиринговых брокеров, и внутриброкерское кредитование, и упрощение выхода на рынки новых и малокапитализированных компаний, и создание нормативной базы для выпуска российских депозитарных расписок, и новации в области сектора коллективных инвестиций. Помимо этого, есть и ряд других нововведений, которые сейчас только обсуждаются.

Вопрос: Среди приоритетов Вы упомянули законы о злоупотреблениях на финансовых рынках и центральном депозитарии. На какой стадии обсуждения они находятся?

Ответ: Мы существенно продвинулись по обоим законам. Напомню, что речь о них идет не первый год. По сути, дискуссия о необходимости их принятия началась ровно с того момента, когда в России появился регулятор финансовых рынков. Нашими предшественниками в ФКЦБ была проделана в этом направлении серьезная работа, но по тем или иным причинам принятие законов тормозилось. И это при том, что многие годы все соглашаются, что это базовые законы, что рынок без них, конечно, может существовать и развиваться, но это развитие будет ограниченным и не вполне эффективным. Сейчас ситуация изменилась, что также указывает на качественный перелом, если хотите в сознании и участников, и тех, кто так или иначе причастен к принятию этих законов. По обоим законопроектам мы вышли на финишную прямую.

Законопроект о злоупотреблениях /об инсайде и манипуляции/ прошел все стадии согласования и сейчас находится на заключении в Минюсте перед отправкой в правительство. Мы близко подошли к решению и вопроса о Центральном депозитарии. Было совещание по этому законопроекту с министерствами и ведомствами, по итогам которого составлена таблица разногласий, где остались последние неурегулированные вопросы. Нам предстоит еще участие в правительственной комиссии, но объективно разногласий уже не много. Думаю, после этого заседания новый текст законопроекта можно будет направлять на согласование в Минюст и вносить в правительство.

Вопрос: В итоге, когда планируете внести в правительство тексты двух законопроектов?

Ответ: Я думаю, в течение ближайших двух месяцев.

Вопрос: Название законопроекта об инсайде снова изменилось ...

Ответ: Да, теперь он называется "О злоупотреблениях на организованных финансовых и товарных рынках", юристы оттачивают формулировки. Но содержание документа осталось прежним. Как говорится, хоть чайником назовите, только на огонь не ставьте...

Вопрос: А какие разногласия остались неурегулированными по законопроекту о Центральном депозитарии?

Ответ: Есть несколько разногласий, но для рынка они не существенны, просто расходятся позиции ведомств по каким-то вопросам. К примеру, Центральный банк нас поддерживает в том, что мы ограничиваем двумя годами срок, в течение которого заинтересованные организации могут получить лицензию Центрального депозитария, то есть на вход мы даем два года. Конечно, эта цифра условна. Может быть, и не два года, а три, пять лет, но какие-то рамки для вхождения Центральных депозитариев, Банк России считает необходимым ввести. ФСФР тоже считает, что этот период нужно ограничить, а Минфин выступает против, говоря, что это нелиберальный подход. Но с нашей точки зрения, закон не о либерализации, а о вновь создаваемой инфраструктуре. Поэтому мы считаем, что на вход должен быть какой-то ограничительный срок, не можем мы создавать бесконечное количество Центральных депозитариев. С точки зрения рынка, я думаю, это непринципиальное разногласие. Для инвесторов главное, чтобы Центральный депозитарий был.

Центральный банк хочет включить ОФБУ в список инструментов, которые будут находиться на обслуживании в Центральном депозитарии. Это замечание нами не учтено, поскольку сначала необходимо внести в законодательство само понятие ОФБУ, мы не понимаем, что это такое юридически. Остальные замечания носят технический характер.

Вопрос: Какие еще замечания у Минфина?

Ответ: Основные замечания Минфина касаются кастодианов, но здесь принципиальная позиция ФСФР - ограничение количества уровней номинального держания. Нам не нужен Центродеп ради Центродепа, нам нужно, чтобы кастодианы открывали счета номинального держания в Центральном депозитарии, который будет открывать счет в реестре. Здесь нас и Центральный банк поддерживает, потому что не дело реестра обслуживать торги на бирже. Мы централизуем расчеты в правильной форме - через Центральный депозитарий. Хотя понятно, что часть бизнеса у этих компаний уйдет, но эта часть бизнеса была временно передана реестрам, случайно так получилось, и после того, как она уйдет, реестры начнут заниматься своим делом, для чего, в общем-то, они и создавались. Замечания Минэкономразвития тоже касаются кастодианов.

Вопрос: Говоря об инфраструктуре рынка нельзя не затронуть вопросы клиринга, ФСФР собирается переписывать положение о клиринговой деятельности?

Ответ: Мы хотим принципиально изменить модель клиринга и переписать регулирование. Новое положение о клиринге будет затрагивать три основных направления - центральный клиринг, клиринговый брокер и требования к риск-менеджменту клиринговых организаций. Это глобальные изменения, потому что, во-первых, мы хотим объединить в рамках одной структуры клиринг по срочному рынку и клиринг по фондовому спот-рынку, что в рамках лицензии сможет осуществлять центральный клиринговый агент. Во-вторых, мы введем понятие клирингового брокера, что позволит участникам рынка расширить свои возможности лицензионно, потому что раньше нельзя было совмещать клиринговую и брокерскую лицензию, а сейчас будет можно. ФСФР считает, что такое совмещение сейчас назрело. Вполне возможно, часть оборота уйдет с биржи, но она будет несущественной для рынка в целом. Я не раз говорил и повторю, что на наш взгляд, брокер вправе рассчитывать часть сделок через себя.

Вопрос: Любой брокер?

Ответ: Не любой, конечно. Это смогут делать только клиринговые брокеры, к которым будут предъявляться лицензионные требования, соответствующие возрастающим рискам. ФСФР находится в процессе решения многомерной задачи, мы расширяем возможности брокеров и одновременно вводим нормы пруденциального надзора, одно без другого невозможно. Требования к клиринговым брокерам мы введем одновременно с нормами пруденциального надзора, в этом году. Концепция и проект технического задания на разработку проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" в части пруденциального надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг" уже согласована с Минэкономразвития и Банком России. Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ поддержал концепцию законопроекта. Таблица разногласий по законопроекту еще не сформирована, поскольку нужно выявить позиции всех ведомств. Уже сейчас вводится отчетность по внебиржевым сделкам, потом будут действовать другие нормы пруденциального надзора, создадим Центральный депозитарий - это и есть наше видение эффективного рынка в целом. То есть с одной стороны наше регулирование открыто для изменений, способных привести к появлению качественно новых возможностей и продуктов, для нововведений, поддерживающих полезные тенденции. А с другой - оказывает определенное давление на участников с единственной целью, снизить системные риски рынка, не убив при этом те самые полезные тенденции.

Вопрос: Когда можно будет увидеть новую редакцию положения о клиринговой деятельности?

Ответ: Два месяца уйдет на ее написание, затем регистрация в Минюсте... Думаю, что она может появится уже в апреле. Черновой вариант части положения, касающейся клиринговых брокеров, уже есть. В ближайшее время он будет опубликован на сайте ФСФР для обсуждения. Но в этой инструкции не будет требований к клиринговым брокерам, нормативы будут в отдельном документе, деятельность клирингового брокера будет регулироваться лицензионными требованиями.

Вопрос: То есть, чтобы брокеру стать клиринговым брокером, ему нужно будет получить еще лицензию на осуществление клиринговой деятельности?

Ответ: Да. Технически все сделать несложно: лицензия у брокера уже есть, после того, как он напишет правила клиринговой деятельности в соответствии с новым положением, ФСФР эти правила зарегистрирует и выдаст ему лицензию на клиринговую деятельность, если он будет удовлетворять принятым критериям. Отдельной лицензии клирингового брокера не будет.

Вопрос: Давайте поговорим о самых последних нововведениях, которые горячо обсуждались в конце года и с которых начинается 2007-й. Не секрет, что приостановку торгов на биржах в 18.00 регулятор вводит, в том числе, и для ограничения "серых" схем маржинальной торговли. Насколько, по-вашему мнению, эта мера будет эффективной?

Ответ: Да нет, серые схемы маржинальной торговли здесь напрямую не задеваются. Эта мера - не борьба с "маржиналкой", а здравый смысл и желание рынка. Было исследование НАУФОР, в котором большинство брокеров высказались за сокращение времени биржевых торгов, поскольку были вынуждены продлевать работу своих бэк-офисов почти до полуночи. Это один из факторов, который заставил ФСФР задуматься о решении проблемы. Второй момент состоит в том, что в стране должно быть понятное всем, единое поле для формирования цен на российские активы, расчета основных национальных фондовых индексов. Есть несколько бирж, которые, по сути, торгуют одними и теми же инструментами, формируя при этом разные цены из-за того, что они заканчивают торги в разное время. Больше того, биржи вынуждены идти друг за другом в каком-то непонятном соревновании по продлению времени биржевых торгов, ведь если одна хочет заканчивать торги в 20.00, то и другая вынуждена продлять торги до этого же времени. На наш взгляд такая конкуренция для рынка не продуктивна, а ликвидность должна формироваться в нормальное рабочее время. Размывать ее не стоит.

Вопрос: Но участники рынка говорят, что клиринг в 18:00 усложнит жизнь маржинальщикам...

Ответ: Косвенно это постановление затрагивает маржинальную торговлю. Мы видим, что те обороты, которые возникают за час до окончания торгов, действительно формируют брокеры, закрывающие позиции по маржинальным сделкам. Конечно, номинально, это большие объемы, красивые цифры. Но для всех очевидно, что они не являются каким-то серьезным основанием говорить, что рынок настроен на повышенную активность именно в период после 18:00. Косвенно это может на "маржинальщиках" отразиться, но скорее на тех брокерах, которые пытаются работать в серой зоне, хотя и им просто не в 18.30 нужно будет закрывать РЕПО, а в 17.30. Мы, конечно, знаем, что внутри дня очень многие брокеры не соблюдают маржинальные нормативы. Думаю, это одна из главных причин, которая привела к тому, что была отменена внутридневная клиринговая сессия на ММВБ /гораздо сложнее стало закрывать позиции и нормальным брокерам, и тем более тем, кто использует "серые схемы"/. Наверное, из-за той горячей дискуссии по введению, а затем поспешной отмене внутридневного клиринга на ММВБ, кто-то делает вывод, что мы вводим приостановку торгов в 18.00 для борьбы с "серой маржиналкой". Но, повторяю, у нас нет иллюзий, что такая мера может стать эффективной в борьбе с незаконными "плечами". Если у нас есть несколько бирж и на них торгуются одни и те же инструменты, то должно быть одно закрытие дня. Инвесторы, в том числе в секторе коллективных инвестиций, должны понимать, по каким ценам будут пересчитываться их позиции. После 18.00 могут быть внебиржевые операции или биржевые сделки с расчетами на следующий день.

Вопрос: ММВБ уже заявляла, что планирует возобновлять торги после клиринга и сдачи отчетности профучастников, насколько это будет укладываться в рамки регулирования ФСФР?

Ответ: Нет проблем, это их право и пусть они думают, как организовать свой бизнес, но есть общее правило - в 18.00 торги должны закрыться. Если они хотят что-то еще организовать, пожалуйста, с расчетами на следующий день пускай торгуют, мы не против. Скорее всего, речь идет о внебиржевой торговле с расчетами на следующий день, эта схема не противоречит положению ФСФР.

Вопрос: Как по-вашему, вечерняя сессия после 18.00 будет востребована профучастниками?

Ответ: Уверен, что нет. У некоторых брокеров есть такой сервис - вечерняя торговля и мы видим, что там обороты очень незначительные. Если у биржи есть внутренние ресурсы и она готова нести дополнительные операционные издержки, то она может работать и для двух, трех клиентов. Но больших оборотов в это время точно не будет.

Вопрос: Какова ситуация на сегодня? Биржи представили новые редакции правил?

Ответ: Свои правила торговли на регистрацию в ФСФР прислали РТС и биржа "Санкт-Петербург", остальные - пока нет, но мы им направили предписания предоставить документы до 1 февраля 2007 г.

Мы с пониманием отнеслись к трудностям, возникшим у руководства бирж, не уложившихся в нормативные сроки. Все же мы в России работаем, а у нас все принято откладывать до последнего момента. Может быть, за новогодними хлопотами времени не хватило, а может быть, люди до последнего момента думали, что, вдруг, позиция регулятора изменится... Но регулирование вступило в силу и участникам придется просто исполнять те требования, которые приняты.

Вопрос: ФСФР сообщала, что правила торговли РТС и ММВБ, вводящие приостановку торгов в 18.00, будут зарегистрированы одновременно. Почему регулятор этого требует?

Ответ: Мы просто реализуем на практике принцип равных условий конкуренции.

Вопрос: Все-таки, в какие сроки приостановка торгов будет введена и на РТС, и на ММВБ?

Ответ: К 1 февраля все биржи должны предоставить нам свои правила торговли на регистрацию. Это конечный срок. После того как получим правила, мы их зарегистрируем, по закону у нас есть на это 30 дней. Вслед за тем, как биржи получат зарегистрированные ФСФР документы, у них есть 15 дней на уведомление клиентов. То есть через 15 дней после регистрации, биржи будут вводить в действие новые правила.

Вопрос: Стала ли маржинальная торговля более цивилизованной после применения брокерами нового положения ФСФР или меры, введенные положением, оказались недостаточными?

Ответ: Однозначно, маржинальная торговля стала более цивилизованной. Когда мы увеличиваем разрешенный размер плеча, "маржиналка" становится цивилизованной, как минимум, на сумму увеличения. В то же время, конечно, мы знаем, что установленные положением требования по размеру плеча брокерами зачастую не соблюдаются. Нужно понимать, что есть злостные, а есть не злостные нарушители. Бывают, люди выходят за нормативы в исключительных случаях, просто из-за ошибки. А бывают злостные нарушители, которые делают это регулярно.

Вопрос: Какие плечи сейчас дают злостные нарушители?

Ответ: Один к десяти дают.

Вопрос: ФСФР воздействует на таких нарушителей?

Ответ: Если ловим, и есть доказательная база по конкретным нарушениям, то воздействуем. Сейчас в отношении ряда профучастников проводится комплекс мероприятий, с тем, чтобы установить соответствие их деятельности требованиям регулирования. В их адрес были направлены предписания о предоставлении необходимой информации и документов.

Вопрос: И как скоро можно будет увидеть какие-то результаты?

Ответ: По мере готовности документов будем объявлять. Мы объявляем о своих решениях непосредственно в день их принятия.

Вопрос: В отношении профучастников, о которых Вы говорите, были жалобы или у ФСФР есть какой-то черный список?

Ответ: Наличие черного списка на финансовом рынке моментально стало бы проблемой как для компаний, туда попавших, так и для регулятора. Мы это по банкам проходили. Конечно, никакого списка нет, есть график плановых выборочных проверок и есть, конечно, проверки по жалобам клиентов. И в отношении клиентов, к сожалению, мало что меняется: сначала человек в погоне за "легкими" деньгами подписывает непонятно что и какие-то вещи просто на веру принимает, а потом, как всегда, "неожиданно" выясняется, что это очередной бесплатный сыр в давно всем известной мышеловке. В итоге, приходит такой горе-инвестор к регулятору, сам не понимая, на кого и на каком основании он, собственно, жалуется. Брокеры же в погоне за клиентом тоже забывают рамки приличий и простейшие принципы управления рисками. Но, зарабатывая на растущем рынке на сверхвысоких плечах, они роют яму своему же бизнесу. Потому что на падающем рынке это просто убивает клиентуру. Если клиент вложил 10 тыс долл и теряет сначала одну тысячу, потом две, он может подумать и выйти заблаговременно, а при маржинальном кредитовании он мгновенно теряет все деньги, даже не успев ничего понять. Таких случаев сколько угодно. И совершенно очевидно, что такой человек в будущем будет потерян для фондового рынка как инвестор. Это самое страшное, клиентура может быть очень озлобленна. В этом социальная часть рисков "маржиналки".

Доказать же нарушения зачастую очень сложно просто из-за элементарной правовой безалаберности самих инвесторов. Они ставят знак равенства между финансовым рынком и казино, при этом наименее дальновидные говорят нам: "Какая вам разница, это же мои риски". Серая схема маржинальной торговли делается, как мы говорим, на "туалетной бумаге" - выписываются задним числом договора, подписываются доверенности без указания сумм, все это приводит к тому, что у клиентов возникают большие проблемы. То, что такой клиент обанкротится почти со 100-проц вероятностью, это полбеды. Но при определенной критической массе это уже системный риск для рынка. И именно поэтому мы не собираемся закрывать глаза на эту проблему. Будет проделана большая работа не только с брокерами, но и с клиентами. Необходимо повышать культуру общения брокера и инвестора. Мы считаем, необходимым вводить требования к договорам брокерского обслуживания, будет типовой договор, который распространим среди брокеров, для того, чтобы клиент понимал, что по такому договору можно работать относительно безопасно. По крайней мере, регулятор как-то сможет сориентировать клиента, если тот не в состоянии разобраться в чем-то сам. Потому что сейчас мы иногда даже помочь не в силах, поскольку клиент приходит жаловаться и говорит, что потерял деньги, хотя договор не подписывал, а выдал кому-то доверенность.

Вопрос: Какие еще меры ФСФР планирует предпринять в 2007 г в рамках регулирования маржинальных операций брокеров?

Ответ: Будем удалять из регулирования по маржинальной торговле понятие "квалифицированного инвестора".

Вопрос: Почему? Институт не оправдал себя?

Ответ: Это было правильное решение, но оно оказалось преждевременным. Мы ориентируемся на лучшую международную практику в этой области, но у нас, как всегда, свой путь. Практика показала, что брокеры просто "рисуют на бумаге" квалифицированных инвесторов. Как мера, реально останавливающая сознательные нарушения, она не эффективна, это больше направлено на сознательного брокера, думающего о долгосрочных перспективах своего бизнеса. У нас же, пока, таких мало. Поэтому требования ФСФР не приводят к тому, что клиент становится квалифицированным, а просто делается лишняя бумага, чтобы закрыть эту проблему, затраты брокера возрастают. Мы приняли решение убрать это регулирование как избыточное.

Вопрос: Вы уберете "квалифицированных инвесторов" только из регулирования маржинальной торговли или вообще откажетесь от использования этого понятия?

Ответ: Только из "маржиналки", а вообще институт квалифицированного инвестора необходим для регулирования деятельности ПИФов и мы будем его вводить.

Вопрос: Как скоро будут внесены изменения в положение по маржинальной торговле, исключающие из регулирования "квалифицированных инвесторов"?

Ответ: В ближайшее время. После этого брокеры смогут осуществлять операции маржинального кредитования с повышенным плечом один к трем с любым инвестором. На наш взгляд, один к трем - это разумная цифра на сегодняшний день.

Вопрос: Как будет регулироваться маржинальная торговля с введением пруденциального надзора, что-то изменится?

Ответ: Когда будет введен пруденциальный надзор на фондовом рынке, маржинальная торговля тоже будет введена в систему, и граница маржинального плеча, которое сейчас один к трем, будет постоянно пересматриваться с точки зрения рисков брокера и конъюнктуры рынка. В зависимости от того, какой рынок, какова его волатильность, какой капитал у брокера, какое качество маржинальных бумаг, будут меняться и требования ФСФР к размеру плеча. В дополнение к этому мы введем институт клиринговых брокеров, опишем возможности по кредитованию клиентов внутри брокера.

Вопрос: Вы говорите, что будут введены схемы кредитования клиентов внутри брокера, что это будет за регулирование?

Ответ: Эти схемы будут введены после внедрения на рынке норм пруденциального надзора, вместе с нормативными актами, которые ФСФР разработает в дополнение к федеральному закону о пруденциальном надзоре. Нельзя вводить возможность внутриброкерского кредитования без пруденциального надзора. Нормы пруденциального надзора будут вводится при этом постепенно. Сначала мы разработаем нормативы, введем их в закон и в инструкции, какое-то время дадим профучастникам для того, чтобы они рассчитывали эти нормы, но они не будут обязательными к исполнению. Специалисты ФСФР изучат ситуацию на основе статистики брокеров, проанализируют, какие нормативы исполняются, а какие не исполняются всеми брокерами, после чего мы что-то поправим. Ряд нормативов будут сразу введен, потому что они и сейчас уже есть, просто мы их доработаем.

И вот, когда определенные нормы пруденциального надзора будут введены, это даст нам возможность дать новые опции брокерам. Потому что если банк оперирует деньгами клиентов и может, используя ссудный счет, выдавать кредиты за счет привлеченных средств вкладчиков, где-то близко должен быть и брокер. То есть, если у него есть клиентские бумаги, он должен иметь счета до востребования, счета с каким-то сроком, и иметь возможность формировать ссудные счета для того, чтобы правильно оперировать своей ликвидностью. Зачем нам продолжать культивировать схему, когда брокер консолидирует у себя клиентские активы, выводит их в третью компанию, риски при этом растут, потом третья компания выступает как клиент для брокера и брокер уже дает кредиты за счет этих активов? Моя позиция, что вместо этого можно внутри брокера вести клиентские счета и сделать единый фонд поддержания ликвидности. К примеру, если клиент консервативный, он может купить бумаги и хранить их на своем счете у брокера, получая регулярно выписки со счета, что с бумагами все в порядке. А можно, с согласия клиента, эти бумаги перевести на "депозитный" счет, под который будет сформирован определенный фонд поддержания ликвидности, и брокер сможет оперировать этими бумагами и кредитовать за счет них других клиентов. На вложенные бумаги клиент получит какой-то доход. Получается, что ты бумаги не используешь, а доход получаешь. Это надо разрешать, поскольку крупный брокер - это инвестиционный банк. Брокеры должны клиринговать, кредитовать, открывать клиентам ссудные счета, счета до востребования, работать с клиентом на основании нормальной регулятивной базы. Надо повышать статус брокерской лицензии и статус брокерской компании. В этих целях, в рамках пруденциального надзора мы будем повышать требования к минимальному капиталу брокеров.

Вопрос: Во сколько раз повысите требования к минимальному капиталу брокера?

Ответ: Будет небольшое увеличение, не сопоставимое с банковскими требованиями. Примерные цифры мы уже подготовили, но это не окончательный вариант. Пока мы планируем, что капитал у организации, имеющей брокерскую лицензию, должен составлять 18 млн рублей. Для брокеров, занимающихся маржинальным кредитованием, минимальный собственный капитал должен превышать 36 млн рублей. Для работы с физическими лицами собственные средства брокера должны составлять от 23 млн рублей. Минимальное значение собственных средств для фондовой биржи - 60 млн рублей.

Вопрос: А какой капитал должен быть у клирингового брокера?

Ответ: Для того, чтобы получить лицензию на клиринговую деятельность, собственный капитал организации должен быть не менее 57 млн рублей, у клирингового брокера он должен быть не меньше.

Вопрос: Как ФСФР будет вводить счета до востребования, ссудные счета, которые могут быть открыты у брокера?

Ответ: Это будут соответствующие инструкции, положения ФСФР. Будет отдельное положение по схемам кредитования брокерами клиентов, в котором будет прописан порядок открытия ссудных счетов, счетов до востребования.

Вопрос: Владислав Юрьевич, как в России будет развиваться рынок брокерских услуг в связи с приходом западных игроков? Прокомментируйте последние сделки по покупке крупных российских брокеров.

Ответ: Процесс слияний и поглощений будет всегда, поскольку любая финансовая компания развивается за счет привлечения в капитал сторонних инвесторов, это новые ресурсы для развития. Любой финансовый институт так развивается. Нет ни одного банка или брокерского дома, который бы вел деятельность на протяжении длительного периода времени, не продавая часть своих акций. Я имею ввиду, как продажу стратегу, так и сделки внутри учредителей, менеджеров.

Вопрос: А если говорить о продаже нерезидентам?

Ответ: С продажей акций российских брокеров иностранцам, эти брокеры не перестают быть российскими юридическими лицами, которые осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. А будет сидеть в офисе брокера россиянин, англичанин или финн, это вопрос вкусов и предпочтений. Для нас большее значение имеет тот факт, что компания не нарушает российское законодательство. В целом последние сделки на рынке брокерских услуг говорят о том, что интерес к рынку очень большой. Международные компании все равно продолжат входить на российский рынок, покупая наших крупнейших игроков, это их стиль, их стратегия. Но это не значит, что без привлечения иностранцев в капитал, российские брокеры перестанут развиваться.

Вопрос: Не планируете ли по аналогии с банковским надзором вводить требование по согласованию сделок по вхождению в капитал брокеров нерезидентов?

Ответ: Нет, не планируем.

Вопрос: То есть с введением пруденциального надзора, ФСФР по-прежнему не будет контролировать собственников брокерских компаний?

Ответ: Нет, а зачем?

Вопрос: Чтобы знать, кто собственник, контролировать возможные риски в связи с этим ...

Ответ: Нет, пока мы этого не планируем и рисков таких не видим. Есть формальные требования, что ФСФР должна знать учредителей брокеров, но у нас нет разрешительных процедур на вхождение в капитал. Меры пруденциального надзора по поводу контроля за собственниками мы будем вводить, но в разрезе требований к менеджменту, учредителям, не более того. То есть только требования к руководителям, которые оперируют большими деньгами. Ограничивать нерезидентов мы не будем. Это может касаться только инфраструктурно значимых проектов, таких как Центральный депозитарий, биржа. А если брокерская компания, одна из многих, будет куплена нерезидентом, ничего страшного в этом нет.

Вопрос: С января 2007 г крупнейшие европейские системы расчетов по ценным бумагам Clearstream и Euroclear начали предоставлять клиентам возможность осуществления операций в российских рублях. Как Вы оцениваете это событие с точки зрения конкуренции с российской расчетной инфраструктурой?

Ответ: Это результат либерализации российского рубля. Надо быстрее создавать российскую расчетную инфраструктуру, просто пока мы согласовываем различные концепции и законопроекты, люди имеют возможность выстраивать нормальные расчетные взаимоотношения. Я не думаю, что это в глобальном масштабе отразится на российском рынке, все равно и раньше расчеты по АДР были за рубежом. Это новая опция, которая может привести к расширению возможностей того же Clearstream по работе с клиентами. Я не думаю, что от этого операции российских расчетных структур уменьшатся.

29.01.2007
http://www.prime-tass.ru/news/print.asp?id=616&ct=interviews
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован