29 августа 2007
8783

Ирина Куклина. Форсайт как инструмент активного исследования и формирования будущего

Main st14317593
1. Концепция форсайта

Россия делает свой выбор в пользу перехода страны от сырьевого к высокотехнологичному пути развития, к экономике, основанной на знаниях. Такой стратегический маневр требует активного участия и государства, и бизнеса в процессах формирования современной и эффективной инновационной системы, которая призвана обеспечить конкурентоспособность, повышение уровня жизни населения и увеличение человеческого капитала. В такой модели для существенного повышения конкурентоспособности национальной экономики на мировых рынках помимо масштабных инвестиций необходимо своевременное выявление технологических возможностей и угроз и определение приоритетов, а затем и поддержка потенциальных точек роста новых эффективных технологий.

Поэтому государство ставит перед научным экспертным сообществом задачи выявления перспективных научных и технологических направлений, которые могли бы лечь в основу долгосрочной научной и инновационной политики развития Российской Федерации. Их выявление и выбор должны базироваться на оценке социально-экономического эффекта новых технологий и оценке ресурсных и технологических возможностей для реализации выбранных направлений для повышения конкурентоспособности российских компаний на мировом и российском рынках и формирования отраслевых стратегий.

Российская Федерация в виду специфики развития конца XX века оказалась выключенной из рынка глобальной проектности. Но сейчас основные задачи России по обновлению структур выполнены: сохранение независимости государства с самостоятельной внешней политикой и действующей экономикой, проведение институциональных преобразований в экономической и административной областях. Это открывает возможность возвращения России на международный проектный уровень, что требует принципиального иного, более выигрышного, подхода к формированию и формулированию возможных сценариев развития (в том числе и в аспекте научно-технологического развития).

Методы и инструментарии, используемые в области активного исследования будущего, достаточно многообразны. На одном полюсе сосредоточены попытки компьютерного моделирования существующих тенденций и их последствий. С другой стороны - достаточно большая группа методов, основывающаяся на знаниях экспертов, на разработке специальных процедур и приемов работы с экспертами. Цель таких методологических подходов - рассмотреть альтернативные возможности развития, сформировать представления о предпочтительных вариантах будущего.

Методология Форсайт отличается от традиционного прогнозирования, футурологии (изучения будущего) и стратегического планирования и не сводится к предсказанию: это методология организации процесса, направленного на создание общего у участников видения будущего, которое стремятся поддержать все заинтересованные стороны своими сегодняшними действиями. Таким образом, эта методология связана не с предсказанием будущего, а скорее с его формированием, что позволяет считать форсайт специфическим инструментом управления технологическим развитием, опирающимся на создаваемую в его рамках инфраструктуру1.

1 "Проект Концепции долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года", Материалы рабочей группы, М.: 2006

Исходя из высокой неопределенности внешних и внутренних рамок научно-технологического развития страны, при формулировании задач прогнозных исследований в России, а также для построения возможных сценариев долгосрочного развития, все чаще обращаются к возможности использования широко распространенной и активно используемой в развитых странах методологии активного исследования будущего - форсайту.

Прямой перевод термина форсайт на русский язык - это видение будущего. По определению Бена Мартина1, форсайт представляет собой "процесс, связанный с систематической попыткой заглянуть в отдаленное будущее науки, технологии, экономики и общества с целью определения областей стратегических исследований и технологий, которые вероятно могут принести наибольшие экономические и социальные выгоды".

Форсайт - это комплексный механизм, достигающий результатов за счет сочетания всей системы используемых методов. При проведении форсайта могут быть использованы различные инструменты анализа (в некоторых странах - до десяти), работы с информационными потоками, работы с экспертным сообществом и др. Среди них чаще всего используются метод Дельфи, SWOT анализ и/или анализ информационных потоков, методика фокус-групп или панелей экспертов и сценарное планирование. Определяющее место в этой работе занимают аналитические методы, задающие граничные условия и форматы создания опросных панелей, и создание сценарных вариантов развития, определяющие связность образов будущего и сопряженных с ними стратегий.

За последнюю четверть века государствами и крупными компаниями проведено более восьмиста форсайтных исследований. Передовые страны проводят их с завидной периодичностью: например, Япония проводит его каждые пять лет, каждый раз определяя новый горизонт видения.

Особое внимание в форсайтных работах уделяется созданию коммуникативных площадок для лиц, готовящих и принимающих решения (представителей министерств и ведомств, организаций бизнеса, научных организаций и ведущих экспертов). Реализация постоянных экспертных процедур и формирование экспертного сообщества для оценки и согласованного выбора перспективных научных и технологических направлений обеспечивает валидность прогноза и эффективное использование его результатов.

Коммуникативные технологии форсайта - один из эффективных инструментов формирования общественного мнения и позиции профессиональных сообществ. Они позволяют направлять и фокусировать деятельность вовлеченных в процесс компаний, организаций и широких групп людей, в единое русло, и, соответственно влиять на постановку целей и задач, обусловленных представлением о возможных путях развития отдаленного будущего. В том числе, как наиболее уязвимых, так и обладающих потенциалом точках роста.

В идеале в самой работе участвуют все те, от кого зависит развитие данной сферы: ученые и представители сферы образования, бизнесмены и предприниматели, чиновники и политики. Опыт Японии показал, что форсайт высоко ценится не только как поставщик ориентиров для ученых, чиновников и людей бизнеса, но и как процесс. Процесс формирования долгосрочных планов (более половины компаний пользовались результатами форсайта 2000 г.) и процесс формирования новых сетевых связей.

Работая с широким кругом профессионалов, лиц, принимающих решения, выбор инструментария каждого конкретного проекта форсайта обусловлен не только имеющими ресурсами, но и социокультурными особенностями страны, в которой он проводится. Так, недостаточный опыт взаимодействия экспертных сообществ в стране (это относится и к России), обуславливает обязательное включение в форсайтный процесс методов фокус-групп, экспертных панелей или других близким к ним инструментов.

Эволюция Форсайт-исследованийДальность взгляда в будущее также определяется задачами конкретного проекта. Для большинства текущих форсайт-проектов наиболее распространенный горизонт видения - 2020-2025 год. Это объясняется в первую очередь тем, что такой временной период еще поддается многопараметрической оценке экспертов и позволяет оценить возможность появления технологии и ее коммерциализации. Тем не менее рассматривались и более далекие горизонты: временные рамки завершенного в 2006 году форсайт-проекта Великобритании по наводнениям и затоплению прибрежных территорий - 2050-2080 гг. Это безусловно связано с исследованием изменений природной среды, меняющейся значительно медленнее, чем социальная и научно-технологическая компоненты.

Методология Форсайт применяется сегодня не только развитыми странами для формирования стратегических направлений научно-технологических исследований и их поддержки в рамках одной конкретной страны. Сегодня появляется все больше примеров применения этой технологии активного исследования будущего в рамках объединенных блоков стран, а также крупными мировыми корпорациями с привлечением ведущих экспертов стран, оказывающих существенное влияние на развитие соответствующей отрасли.


2. Проект российского научно-технологического прогноза

В существующем проекте научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года в настоящий момент определены следующие цели:

* Выработка вариантов долгосрочного научно-технологического развития России и ее позиционирования в системе международной научной и технологической кооперации;
* Создание коммуникативных площадок для лиц, готовящих и принимающих решения, организация постоянных экспертных процедур и экспертного сообщества для оценки и согласованного выбора перспективных научных и технологических направлений;
* Упаковка полученных результатов в виде возможных вариантов сценарного развития для принятия политического решения и привязки локальных стратегий научно-технологического развития.

Ожидаемые результаты:

* Долгосрочное видение перспектив научно-технологического развития;
* Интеграция Прогноза научно-технологического развития со Стратегией долгосрочного развития России и другие элементами системы управления экономикой;
* Оценка макроэкономического и отраслевого эффекта от развития приоритетных научно-технологических направлений;
* Определение приоритетов в области науки и технологий;
* Формирование организационной среды взаимодействия развличных профессиональных сообществ.

Место ДНТП в Кнцепции долгосрочного развития РФОсобое внимание при разработке российской программы уделено необходимости интеграции долгосрочного технологического прогноза в единую систему стратегического управления российской экономики, опирающуюся на долгосрочный макроэкономический прогноз. Такой подход требует соблюдения ряда условий: максимального использования сценарных параметров, используемых при формировании долгосрочного экономического прогноза для описания условий формирования научно-технологического прогноза; а а также описание эффектов реализации предполагаемых направлений научно-технологического развития на структурном и, в ряде случаев, макроэкономическом уровнях. Необходимо также оценка возникающих социальных и экономических рисков, связанных с изменением технологического профиля российской экономики.

Анализ важнейших социально-экономических проблем, с которыми Россия может столкнуться в период до 2030 года, (внешние вызовы) определяет не только формирование системы национальных приоритетов социального и экономического развития страны, но и обуславливает возможное поле реализации приоритетов средствами науки и технологий. А в совокупности с тенденциями инновационного развития в России и за рубежом позволяет разработать систему мер по опережающему развитию приоритетных направлений науки и технологий.

При этом, реальный успех может быть достигнут только при обеспечении двух условий: должны быть созданы условия для мобилизации ресурсов, необходимых для действительного продвижения технологического развития по выбранным приоритетным направлениям; во-вторых, цели и задачи управления научно-технологическим развитием должны соответствовать реальным приоритетам субъектов экономики, прежде всего, государства и компаний. В противном случае полученный набор "приоритетных" технологий окажется невостребованным реальными участниками научно-технологического процесса.

Так, например, в результате освоения нанотехнологий значительно увеличится разрыв в стратегических возможностях экономического и другого характера, которыми будут обладать страны, владеющие такими технологиями и не владеющие ими. В этой связи настоящее время - наиболее подходящий момент для интенсивного старта и капиталовложений в данном направлении, являющимся ключевым элементом и основой для высоких технологий будущего. В этой связи возникает острая необходимость оценки возникновения новых областей знания, в том числе, прорывных технологий на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Такие прогнозы необходимы для определения приоритетов при выработке обоснованных решений государственными органами и бизнес-сообществом по вложению и инвестированию материальных ресурсов и денежных средств.

В основу русского форсайта заложена возможность дистанционного обсуждения "прорывных технологий" экспертами, проживающими в разных регионах Российской Федерации в режиме реального времени. Возможности уникального программного обеспечения, которое будет применено в работе экспертов, позволит представлять до нескольких тысяч экспертных оценок как в процессе проведения фокус-групп, так и при индивидуальных оценках технологий. Подобный подход в сочетании с используемым программным продуктом существенно сократит время, необходимое для осуществления этой работы, а также значительно расширит аудиторию вовлекаемых в процесс обсуждения специалистов.

Масштабность задачи требует ее институализации. Так, рабочая группа, сформированная при Министерстве образования и науки (или Национальный Комитет), должна отслеживать ход выполнения программы и принимать рекомендации консорциума исполнителей. По факту развития проекта такая группа должна представлять собой не просто межведомственное формирование, а относится к структуре подобной Президентскому Совету по науке и технологии, которая и должна оказываться итоговой инстанцией, принимающей всю работу, и готовить решение на реализацию оптимального сценария.

3. Риски форсайта

Вместе с тем возникает закономерный вопрос: насколько велик риск неудачи при проведении форсайта? Какой результат будет расценен как неудача? Международная практика показывает две наиболее яркие ошибки 2:

- отсутствие четко выраженной "политической воли" и сформулированной на ее основе цели/задачи на проведение национального форсайт-проекта;

- прямой перенос форсайтных тем, опросников и "ключевых точек роста", разработанных на основе аналитических работ одной страны в реалии другой.

И та, и другая ошибки отражают ситуацию отсутствия внешних заданных рамок долгосрочного развития и фиксируются на самом начальном этапе формирования методологии проведения национальных проектов.

По результатам анализа начального этапа работы над российским проектом к рискам реализации, которые могут привести к существенному снижению эффективности проекта и даже к получению ложных результатов, отражающих массовую мифологию, текущий баланс между различными "группами интересов" или недостатками в методологии, отнесены (помимо двух, упомянутых выше) еще следующие четыре:

* тенденция подмены долгосрочного технологического прогноза, опирающегося на анализ возникающих технологических трендов, видение возникновения новых технологий и научно-технологических вызовов перспективного будущего, "продленными в будущее" текущими трендами. При этом, "прогноз", возникающий на выходе, в лучшем случае представляет собой вариант среднесрочного, в худшем - описание текущих, сегодняшних потребностей бизнеса и государства в технологическом развитии; давая неверные ориентиры на перспективу, не снизит, а наоборот, повысит уровень рисков развития в будущем;
* возможность получения слепка "массовой мифологии", относящейся к научно-технологическому развитию. Процедуры, подобные форсайту, могут стать трансляторами существующих в каждый период времени набора ожиданий (интеллектуальной моды), связанных с развитием технологий в будущем. Отметим, что подобный риск возрастает в случае чрезмерно широкого отбора участников;
* участие большого количества заинтересованных групп или большого спектра рассматриваемых тем может привести к размыванию системы приоритетов, замена их простым суммированием технологических запросов всех участников форсайта. В этом случае результат прогнозирования оказывается неоперациональным и не может использоваться в целях управления;
* так называемый "диктат организационной группы". При несбалансированности интересов различных категорий участников форсайта может возникнуть ситуация, когда основной заинтересованной стороной в проведении форсайта окажется организационная группа по его проведению. В этой ситуации результаты опросов и тем более интерпретация полученных результатов могут оказаться не более, чем отражением представлений и ожиданий организационной группы.

Совершенно очевидно, что адекватные и практические результаты в проекте русского форсайта могут быть получены только при системном подходе. Когда результаты всех локальных проектов: дельфи-опросов, аналитических исследований, связного публичного представления, ценностных убеждений, моделирования социальных и экономических трендов et cetera будут упакованы в базовый сценарий в сопровождении с набором альтернативных сценариев развития, задающих риски развития науки и технологии в России.

1 "Technology Foresight in a Rapidly Globalizing Economy" Ben R. Martin, SPRU - Science and technology Policy research, University of Sussex, 1995.

2 Unido Technology Foresight Manual, Organization and Methods, Volume 1, United Nations Industrial Development organization, Vienna, 2005

Ирина КуклинаИрина Куклина
Руководитель научно-технологического центра экспертизы и прогнозов РНЦ "Курчатовский институт", исполнительный директор Аналитического центра "Международных научно-технологических и образовательных программ"

http://www.rusrev.org/content/review/print.asp?ids=143&ida=1759

Фотографии

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован