Анализ современной экономической ситуации со всей очевидностью показывает необходимость нестандартных подходов и решений для преодоления кризисных процессов и явлений в экономике России.
К началу 1999 года в России сложилась уникальная ситуация. На фоне постоянно усиливающихся политических лозунгов о необходимости укрепления федерализма растет экономическая разобщенность регионов, все больше и больше сужается внутренний рынок товаров и услуг, усиливается коррумпированность групп влияния, владеющих целыми секторами российского рынка.
Натуральное хозяйство в совокупности с так называемыми `связанными` иностранными товарными кредитами стали мощнейшим тормозом для развития отечественного товаропроизводства.
Многократное увеличение бартерных операций, квазиденег, нерегулируемых взаимозачетов привело к тому, что доля `живых` денег в экономическом обороте составляет от 12 до 32%. Это значит, что бюджет недополучает в виде налогов около 60% средств. Таким образом, можно констатировать, что в 1998 году спад в российской экономике перешел в область необратимых изменений.
Пожалуй, есть единственная возможность избежать худшего варианта развития событии. Эта возможность заложена в совершенствовании и укреплении межрегиональных связен, усилении экономической интеграции регионов, открытии внутреннего российского рынка для взаимного проникновения технологий, товаров и услуг. Другими словами, ключ к решению проблемы - объединение человеческого фактора, идей, технологий, ресурсов и денег на взаимовыгодной для регионов основе. Открытие внутреннего рынка создаст реальные предпосылки перехода от примитивного бартера и натурального хозяйства к новым для России формам продвижения товаров и услуг, например, к обмену и продаже отдельных секторов рынка на определенный период времени.
До настоящего времени роль и значение региональных законодательных органов в становлении и регулировании межрегионального экономического сотрудничества практически не учитывались. Формирование государственной политики территориального развития и на ее основе региональной социально-экономической политики, учитывая чисто российскую специфику, а именно: фактор масштабности, растянутые коммуникации, многонациональный состав, неравенство в экономическом развитии отдельных регионов, разные стандарты федерального налогового бремени, особенности местного налогообложения, таможенные барьеры, амбициозность отдельных региональных лидеров и т.д. - задача чрезвычайно сложная.
Процесс втягивания регионов в систему создания общего внутреннего рынка может начаться только при условии принятия адекватных законодательных актов между регионами, заключающими договора и соглашения о сотрудничестве, в том числе, через ратификацию этих соглашении законодательными органами.
Активное участие законодательных органов в налоговом регулировании, разработке механизмов взаимной финансовой ответственности и системы гарантий; использование возможностей бюджетов развития регионов для реализации инвестиционных проектов может дать толчок для осуществления качественного скачка в преодолении негативных тенденции. Путь от экономики распада и стагнации к экономике развития лежит в сфере грамотного и цивилизованного, законодательно закрепленного экономического и финансового взаимодействия.
К сожалению приходится констатировать, что один из наиболее важных, но не наименее осознаваемых факторов территориальной дезинтеграции - отсутствие общей государственной политики территориального развития. Его появление связано с преувеличенными надеждами руководства современной России на саморегуляционные возможности демократии, соединенной с рыночными механизмами хозяйствования.
Сложившиеся экономические условия в России не содержат пока реальных предпосылок для самоактивации межрегиональных экономических связей на основе либеральных подходов. Следовательно, необходим переход к целенаправленной государственной политике развития, поддержки и укрепления межрегиональных экономических связей. Это не значит, что государство должно руководить конкретными фирмами, предприятиями, организациями. Сущность государственной политики в создании правил игры, способствующих появлению устойчивого, мотивированного интереса всех участников к развитию научного и производственного потенциала не только в своем регионе, но и в соседних регионах - возможных поставщиках необходимого сырья и продукции. Эти правила должны способствовать созданию механизма аккумулирования инвестиционных ресурсов для развития межрегионального взаимодействия и обеспечения устойчивого инвестиционного процесса, способного организовать межрегиональный перелив товара и капитала в масштабах, адекватных потребностям подъема экономики.
С полным основанием можно говорить о необходимости государственного регулирования внутреннего рынка. Самостоятельно сегодня могут работать на рынке только очень крупные компании, финансово-промышленные группы, для которых государство создает индивидуальные правила игры и преференции.
В таких условиях очень важно соединить усилия региональных администраций, ассоциаций экономического взаимодействия, товаропроизводителей различных форм собственности, финансовых структур, общественных организаций производителей и потребителей.
Активизация законодательной деятельности, сочетание мер организационного характера с новыми подходами в сфере экономики и финансов, взаимное снижение региональными администрациями арендных платежей с объектов товаропроизводящей сети, снижение или отмена налога с продаж на конкретные виды товаров из конкретных регионов, установление финансовой ответственности регионов за соблюдение договоров об экономическом сотрудничестве и взаимопоставках, привлечение средств через межрегиональные банки развития должны сыграть определяющую роль в формировании межрегиональных систем устойчивого развития, в преодолении глубочайших кризисных тенденций экономики современной России.
Финансово-экономический механизм межрегиональных связей
Одна из важнейших для страны проблем в условиях глубокого кризиса -региональная социально-экономическая политика, которая с учетом российской специфики (фактор масштабности, растянутые коммуникации, многонациональный состав) является весьма сложной в реализации и требует выработки нетрадиционных для мировой практики методов и средств. Развитие горизонтальных связен между субъектами Российской Федерации все больше и больше становится главной составляющей преодоления негативных явлений в экономике.
Что же мы имеем на сегодняшний день? Достаточно развитые производственные мощности; высококвалифицированные кадры специалистов различных уровней и широкого спектра деятельности; опыт организации крупномасштабного производства и реализации сложных научно-технических программ; сырьевые запасы почти всего диапазона мирового производства.
Что же мешает эффективному функционированию пока еще, существующего ресурсного потенциала? Прежде всего, полное отсутствие финансово-экономического механизма межрегиональных связей.
Возможно ли и принципе возродить отечественное производство и науку без создания мощно функционирующего внутреннего российского рынка? Конечно нет. Чтобы этот рынок появился, причем не на уровне примитивного бартера, а на новой ступени развития, необходима очень сильная мотивация для всех участников процесса и, прежде всего, для руководителей регионов. Критерий оценки выборных органов исполнительной и законодательной власти в регионах должен существенно измениться. Умение организовать производство и сбыт, открыть как можно больше секторов рынка для производителей региона и насытить свой рынок лучшими отечественными товарами - вот, пожалуй, главная задача государственных и местных органов власти.
А начинается все с понятия рынка сбыта. Если понимать рынок сбыта как некую территориальную единицу, то сложившаяся в России к 1998 году сис-тема примитивных бартерных операций между регионами, городами, областями вполне этому понятию соответствует.
На самом деле, рынок сбыта - это понятие гораздо более глубокое и емкое. Вся существующая на сегодняшний день номенклатура отечественных товаров, каждая товарная единица требует своей ниши, своего сектора рынка, т.е. по сути каждый товар - это потенциальный рынок сбыта. Таким образом, мы должны говорить о множественности рынков. Если товар находит свой сектор рынка, работает классическая схема `деньги-товар-деньги`. В противном случае, производство данного товара не имеет смысла.
Следовательно, если действительно цель государства - развитие национальной экономики и осмысленная промышленная политика, как об этом говорят вновь избранные лидеры, то немедленно должно вводиться государственное регулирование внутреннего рынка.
Основная мысль заключается в следующем. Производитель изготавливает товар. Затраты на рекламу, маркетинг, информационную базу для него при нынешней фискальной системе налогообложения и сверхвысоких тарифах на эцерго-, тепло-, и водоресурсы непосильны.
Следовательно, государство в лице региональных лидеров, местных органов власти должно взять на себя заботу о завоевании секторов рынка, рыночных ниш для своих производителей. Это особенно важно в условиях почти абсолютной закрытости внутреннего российского рынка для собственных производителей.
Можно предложить одну из версий того, как могут взаимодействовать товарные рынки с использованием возможностей регионального протекционизма. Необходимый компонент в такой схеме - двухсторонние и многосторонние договора между субъектами исполнительной и законодательной власти различных регионов России и стран СНГ.
Предположим, два региона договорились между собой о взаимных поставках некоторых товаров. Предприятия на конкурсной основе получают заказ от своих местных органов власти, производят и отгружают товар. При этом органы власти не могут финансировать производство из местного бюджета. т.к. продукт поставляется в соседний регион, который является заказчиком. Заказчик, как правило, не может выплатить деньги, т.к. реализацией товара занимаются уже не органы власти, а частные структуры, акционерные общества и т.д. Бывает, что возврат средств затягивается на срок от 6 месяцев до полутора лет. Одна-две такие взаимные операции и взаимные поставки прекращаются, т.к. договариваются власти, а деньги должны получать конкретные предприятия, чтобы развивать дальнейшее производство. А вот денег-то им никто и не гарантирует, и они уже между собой начинают осуществлять бартерные операции, теряя на этом значительную часть средств. Таким образом, вместо долгосрочного обмена секторами рынка, возникает примитивная технология натурального хозяйства.
Договора между регионами заключаются без учета бюджетных возможностей, хотя, при условии ратификации договоров законодательными органами власти регионов можно использовать бюджет развития для осуществления взаимных платежей по договорным поставкам. В принципе, на определенный период времени (возможно, до 5-ти лет) бюджет развития регионов может стать финансово-экономическим механизмом регионального взаимодействия. Но, чтобы механизм заработал, должна быть мотивация всех участников процесса. Мотивация появляется, когда у бюджета развития возникают реальные источники наполнения.
Первый источник - естественный. Если из бюджета развития взяли средства, то они должны через определенный период времени быть возвращены, т.е. структуры, получившие товары из соседних регионов на основе договорных отношений возвращают деньги в свой местный бюджет развития, который по сути прокредитовал поставки.
Второй источник - чисто рыночный. Сектор рынка - самый дорогой товар. Если один регион открывает другому сектор рынка на достаточно долгий период времени, то это делается не бесплатно. В бюджет развития перечисляется некоторая сумма, которая составляет определенный процент от стоимости всей поставки и зависит от срока действия договора. Т.е. осуществляется продажа рыночных ниш.
В результате, каждый региональный руководитель становится лицом крайне заинтересованным в эффективно работающей производственной сфере будто крупная промышленность или малый и средний бизнес. Тогда у него появляется много производителей, которые с огромным удовольствием будут перечислять деньги в бюджет развития за то, что им открыли сектор рынка для их товара. И это третий источник наполнения бюджета развития.
Каждый региональный руководитель начнет интересоваться тем, какие товары нужны в соседних регионах. Возникает потребность в мощной информационной сети, развитии ярмарочно-выставочной деятельности, рекламе. Коммерческая информация также является товаром, причем достаточно дорогим. И это четвертый источник пополнения бюджета развития.
Развитие информационных технологий - это уже новый виток, в котором будут задействованы предприятия оборонно-космического комплекса. Подобная схема приведет к необходимости изменения банковской структуры в сторону ее большей устойчивости к различного рода кризисам н ориентации на работу с промышленностью и производственным бизнесом. Неизбежно разделение банков на коммерческие и банки развития (инвестиционные).
Не исключено, что в регионах, работающих по такой схеме, должны быть созданы внешнеторговые банки - держатели бюджета развития, которые и будут осуществлять все виды финансовых операций (кредитование под залог контрактов, лизинг и т.д.).
Открытие внутреннего российского рынка для производителей будет способствовать глубочайшей интеграции российских регионов, абсолютной невозможности для проявления сепаратистских настроений.
Pyкина И,М., Председатель Комиссии по экономической политике Московской городской Думы