17 мая 2007
7516

Иванов Алексей: `Человек - основа развития экономики, общества и государства`

Необходимо коротко охарактеризовать объективные реалии существующего мэйнстрима, которые стали общепризнанной нормой в развитых странах и неизбежно должны стать такой же нормой в России.
К концу ХХ века в ведущих государства стало нормой признание того, что главной политико-идеологическая задачей общества и государства на нынешнем этапе глобализации, и основной целью их деятельности стал Человек, всемерное развитие его материальных, интеллектуальных и духовных возможностей. Именно человек, а не государство, общество или духовная субстанция. Человек, как экономическая ценность (особенно если он обладает высоким уровнем профессиональной подготовки) стал самостоятельной ценностью в развитых странах.
На мой взгляд, это не связано непосредственно ни с протестанткой этикой, ни гуманизмом, а вызвано сугубо экономическими мотивами. В развитых странах осознали, что экономическое развития и благополучие общества и государства стало следствием, прежде всего качества человеческой личности. И стали бережно относиться к этой личности (в т.ч. ее образованию, здоровью и т.д.), как в свое время бережно относились к машинам и механизмам.
Из этого же вытекает, по меньшей мере, два других последствия: во-первых, развитие способностей и свобода личности ведет к безграничной (а, нередко, безнравственной) вседозволенности, а, во-вторых, стремительному развитию институтов самоорганизации таких личностей, получивших название "институтов гражданского общества".
Да и само государство стало стремительно превращаться в крупнейший институт гражданского общества - общественную корпорацию по развитию потенциала человеческой личности.
Ускоренное (опережающее по-Путину) развитие человеческого потенциала, социального капитала общества в целом, становится не только приоритетом социально-экономического развития, но и, в конечном счете, главной политико-идеологической задачей, стоящей перед развитой нацией. Это объективная реальность, которую восприняли во всех развитых странах. Не может быть исключением и Россия, которая, если она не хочет выпасть из общемировых процессов развития, должна вписаться в эту генеральную тенденцию. Ее решения для нынешнего поколения граждан страны такой же Сталинград, как и для поколения наших дедов. Не больше и не меньше.
Возвращаясь к недавней истории. Следует напомнить, что крупнейшая катастрофа ХХ века - развал СССР - стало следствием неспособности власти, а в целом - элиты - обеспечить достойные условия развития человека в стране: социально-экономические, культурно-духовные, информационные. Сегодня этот вызов стоит и перед российской элитой, ее правящим классом. У нас есть 10, может быть 15 лет для того, чтобы доказать как право нации на существование, так и государства на суверенитет. Временной отрезок минимален и пройти его можно, во-первых, только ускоренными темпами, а, во-вторых, ясно понимая, что это приоритетная цель. Более важная, чем другие, включая, например, такие, как макроэкономическая стабильность, профицит бюджета и золотовалютные запасы. Не зря ведь некоторые развитые страны сознательно идут на дефицитный бюджет в угоду социальным приоритетам.
О кризисе в научной сфере сегодняшней России известно, но и в советское время далеко не все выглядело идеальным. Следует признать, что успехи СССР в научной и технической области были сильно преувеличены. В конце 80-х годов количество студентов вузов в пересчете на 1 тыс. населения составляло в СССР около 18 человек, тогда как в США - почти 55; при этом доля населения, получавшего образование в высших учебных заведениях на протяжении хотя бы одного года в течение пяти лет после окончания школы, составляла в СССР около 20%, тогда как в США аналогичный показатель превышал 63%.
Следует отметить, что в советское время научные кадры использовались в передовых отраслях, но не оказывали решающего воздействия на конечное потребление, т.е. их инновационный эффект был минимален. Нередко они находили себе место на предприятиях, не пытавшихся обновлять технологии и ассортимент готовой продукции. Поэтому разрыв в эффективности использования высокообразованных специалистов оказывался еще более значительным, чем в их численности. Эта проблема усугубилась в современной России, где уровень инновационной активности снизился даже по сравнению с советским. Доля России в экспорте наукоемкой продукции в мире - 0,3%, при том, что ВВП - 2,6% от мирового. Это означает, что более чем скромный экономический вклад России в мировую экономику, значительно превосходит вклад России в экономику мировых знаний. Его можно назвать просто ничтожным. И этот показатель, а не доля ВВП, сегодня является главным.
Основной причиной краха советской экономики, таким образом, стала ее неспособность в полной мере создавать и использовать интеллектуальный капитал - важнейший ресурс постиндустриального типа хозяйства. Этот вывод, к сожалению, полностью совпадает с характеристикой экономики современной России, а значит ожидаемый результат может быть таким же. Сегодняшняя российская экономика (за исключением немногих примеров) также не ориентирована на создание интеллектуального капитала и внедрение инноваций.
Между тем, очевидно, что в соревновании на лучшее общественное и государственное устройство победит то общество, которое добьется максимально эффективного процесса создания и внедрения знаний. Это видно на следующем примере взаимосвязи интеллекта (в данном случае одного из секторов этого явления - образования) и эффективности экономики. По оценке экспертов Современной гуманитарной академии, ситуация выглядит следующим образом.
Вклад высшего образования в экономику страны

Образование ВВП на одного работника, тыс. руб./год
В производственной сфере В производственной и непроизводственной сфере
Высшее 700 350
Среднее общее 47 50
результат Увеличение в 15 раз Увеличение в 7 раз

Этот простой пример иллюстрирует важный тезис - количество лиц с высшим образованием в принципе не может быть большим (тем более, "слишком большим") для общества и государства. В идеале все 100% граждан должны обладать высшим образованием. Более того, в процессе работы они должны постоянно, не реже одного раза в 5-7 лет, проходить серьезную переподготовку. Как ожидается, через 15-20 лет в развитых странах число лиц с высшим образованием превысит 60%.
Сегодня в России, во-первых, переподготовка кадров приходится на 15-20 лет, а, во-вторых, в целом ряде специальностей она вообще не осуществляется на протяжении всей трудовой деятельности. Хуже того, в последние годы возобладала вредная тенденция, когда под предлогом борьбы за качественное высшее образование, идет процесс внедрения ограничений, который неизбежно приведет к сокращению числа граждан, претендующих на высшее образование.
Качество человеческого потенциал во многом определяется высшим образованием, которое дает не только профессиональные знания, но и является способом социализации молодых граждан, своего рода социальным методом. Таким образом, ВУЗы - это инкубаторы человеческих личностей, задачей которых является воспроизводство человеческого потенциала. Что, кстати, является и выгодным для экономики. По некоторым оценкам прибыль в этой отрасли превышает все остальные.
Примечательно и другое. Известно, что по специальности, полученной в ВУЗе, в процессе жизнедеятельности работает все меньшее количество людей. К 40 годам, по некоторым оценкам, не более 10-15%. Это означает, что остальные 85-90% граждан должны были пройти переподготовку самостоятельно - либо в вузе, либо на каких-то курсах. На практике, однако, оказывается, что такая переподготовка, как правило, проводилась самостоятельно, что, естественно, не могло не сказаться на ее качестве.
Наконец, экономика знаний породила еще один феномен - все большее число граждан, занятых прежде всего в наукоемких отраслях и творческих профессиях, становятся "индивидуальными предпринимателями", либо переходят к такой форме работы, как работа по проектам. Это ведет не только к смене работы, но часто и специальности. Что, в свою очередь, опять требует переподготовки, а нередко и создания новых профессий и специальностей.
"Доходность" не только личности, но и государства резко возрастает с ростом образованности граждан. В итоге получается, что новая экономика - экономика знаний - неизбежно ведет к радикальной трансформации общественной структуры и качества личности. Формируется, по сути, качественно новая социальная модель общественного устройства, не имеющая ничего общего с классическими предыдущими - либеральной, коммунистической, социал-демократической. Именно поэтому новая социальная модель, новая социальная система в России не должна и не будет иметь ничего общего ни со старой, советской ни с неолиберальной социальными системами. Это необходимо понимать, "конструируя" сегодня новые политические программы. По самым принципиальным вопросам: месту в производстве, отношению к собственности, роли государства, соотношению национальных и партийно-классовых интересов, отношению к истории и культуре России, ее духовному, в том числе православному наследию, формам собственности и т.д., а главное - к человеку, - новая модель будет решительно отличаться от политической практики социалистического и неолиберального мировоззрения.
В этой связи важно подчеркнуть, что значительная роль будет по-прежнему принадлежать государству. Старые, неолиберальные взгляды на отмирающее государство в действительности уже показали свою несостоятельность, хотя в политической философии наших современников по этому поводу было немного ярких признаний. Одно из них принадлежит американскому ученому М. Линду - автору книги "Стратегия по-американски", который заявил: "Произошло самое знаковое событие в мировой политике во времен окончания холодной войны, а никто и не заметил. Речь идет о полном и окончательном поражении той силы, которая в течение нескольких десятилетий оказывала определяющее влияние на политику Запада. Я имею в виду ультралиберальную, точнее либертарианскую контрреволюцию".
Действительно, уход неолибералов неизбежен, но также неизбежно, на мой взгляд, возрастание роли государства по мере роста экономики знаний и создания нового общества. Это вызвано, прежде всего, потребностью повышения экономического и общественного управления ресурсами в целях роста потенциала человеческой личности. Реализация возможностей человеческого потенциала через создание благоприятной среды становится главной задачей государства и общества.
Требуется, правда, существенная оговорка: возрастающая роль государства не будет выражаться в усилении его доли в экономике, а тем более в общественной жизни людей. Такое восприятие неправильно и не отражает сути процесса возрастания управляющей роли государства. Усиление роли государства в ключевых областях, а также в качестве инструмента, инициирующего новые процессы, будет с высокой степенью вероятности вести к сокращению его доли в экономике, замещению некоторых его функций институтами гражданского общества. Произойдет примерно то же, что и с крупными корпорациями в ХХ веке, когда доля главных акционеров будет сокращаться, а влияние увеличиваться.
Идеологически это еще потребует своего обоснования, ибо этот процесс уже наблюдается в современной России. Государство "собирает активы", но его доля в экономике страны не растет. Неолиберальные критики пытаются убедить, что режим В.Путина превращает страну в корпоративное государство, где политическая элита "все контролирует". На самом же деле роль государства еще недостаточна - ни в регулировании экономических, ни общественных процессов. Но она неизбежно будет расти при том условии, что доля участия государства не только в экономической, но и общественной жизни, - сокращаться.

17 мая 2007 г.
www.nasledie.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован