23 марта в Брюсселе состоялась Международная конференция ЕС - Украина по инвестициям для модернизации украинской газотранспортной системы. По ее итогам принята совместная декларация, которую мы внимательно изучили.
Российская сторона активно готовилась к участию в данной конференции, приглашение на которую передал нам Председатель КЕС Ж.-М.Дурау Баррозу в ходе февральской встречи Правительство Российской Федерации - КЕС. Он, в частности, отметил, что "очень важно, чтобы Россия была там представлена для того, чтобы мы могли создать сотрудничество и укрепить доверие". Мы при этом исходили из того, что ее итоги могли бы закрепить позитивные формы взаимодействия по урегулированию проблемы транспортировки газа через территорию Украины и выйти в формате Россия - ЕС - Украина на новые договоренности в интересах поддержания энергетической безопасности Европы.
К сожалению, организаторы мероприятия избрали иной путь, по сути, исключив нас из трехстороннего формата конференции.
В частности, в январе 2009 года были достигнуты двусторонние российско-украинские долгосрочные договоренности, в которых четко определены цена на природный газа и тарифы на его транзит через территорию Украины. Эти документы призваны обеспечить бесперебойность поставок природного газа на Украину и через территорию Украины европейским потребителям. Однако ряд положений упомянутой совместной декларации, в частности, допускающей возможности роста тарифов на транспортировку природного газа, противоречат указанным долгосрочным договоренностям, могут привести к удорожанию стоимости газа для его украинских и европейских потребителей. Россия выступает за неукоснительное соблюдение долгосрочных контрактов на транспарентной и экономически обоснованной основе.
Украинская газотранспортная система, через которую осуществляется до 80 процентов объема транзита российского природного газа в Европу, технологически взаимосвязана с газотранспортной системой России. Поэтому любые несогласованные с российской стороной действия по ее модернизации приведут к росту технологических рисков и возможным сбоям в поставках природного газа на Украину и в Европу. Это тоже не выбор России.
Очевидно, что модернизация транзитной системы требует вовлечения всех сторон, участвующих в транзите газа: поставщиков, транзитеров и потребителей. Именно из такого понимания исходила российская сторона, принимая приглашение участвовать в указанной конференции. Как следует из декларации, участие России в этих усилиях не входило в планы ЕС. Напоминаем в этой связи нашим европейским партнерам, что в статье 65 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве Россия - ЕС прямо указывается на важность взаимодействия в деле модернизации энергетической инфраструктуры.
Подобные действия трудно расценить как направленные на укрепление сотрудничества Европейского Союза с Россией.
Кроме того, принятая в Брюсселе совместная декларация не учитывает соглашения и договоренности между Россией и Украиной в газовой сфере, в частности, по созданию Международного консорциума по развитию и управлению газотранспортной системы Украины, основу которому положило заявление Президента Российской Федерации, Президента Украины и Канцлера ФРГ от 2002 года. Тем самым, поставлена под угрозу идея создания данного Консорциума, направленная на укрепление энергетической безопасности Европы.
Россия исходит из того, что сотрудничество в энергетической сфере является одной из важнейших опор безопасности в Европе. Мы последовательно выступаем за развитие многопрофильного партнерства в этой сфере на основе учета интересов поставщиков, потребителей и стран транзита. Поэтому любые договоренности, которые не учитывают взаимозависимость этих интересов, способны привести к дезорганизации энергетического сотрудничества и образованию в этой сфере разделительных линий.
Рассчитываем, что страны ЕС и Украина, а также другие государства будут выстраивать свою энергетическую политику в духе партнерства и позитивной взаимозависимости.
www.mid.ru
23.03.2009