17 мая 2007
1984

Компания недели: Риск Гуцериева

"Постигнет ли "Русснефть" судьба ЮКОСа? Насколько уязвим ее бизнес?" - такие вопросы возникают в связи с кампанией против основателя и руководителя "Русснефти" Михаила Гуцериева.

История создания "Русснефти" типично нероссийская. За пять лет Гуцериев с нуля построил компанию с добычей в 14,76 млн т (на конец 2006 г. это еще меньше, чем у ЮКОСа, но больше, чем у "Башнефти") и выручкой в 100 млрд руб. Чисто математически так сильно не "выстреливала" даже "Роснефть", получившая почти весь ЮКОС благодаря административному ресурсу. "Русснефть" же создавалась, когда роман Гуцериева с властью был закончен. В приватизации он тоже не участвовал.

Первым кирпичиком стала "Варьеганнефть", небольшая, но крепкая западно-сибирская компания (в 2001-2002 гг. добывала около 1,5 млн т в год). История "Варьегана" попала в газеты - за него жестко бились структуры группы "Альянс" Мусы Бажаева и "Нафта-Москвы" Сулеймана Керимова. Победила "Нафта", которая впоследствии перепродала "Варьеган" "Славнефти", гендиректором которой был тогда Гуцериев, за $290 млн. Чиновники ворчали, что промежуточным звеном в сделке были структуры Гуцериева, что сделка прошла по завышенной (сейчас читать об этом забавно) цене, т. е. кое-кто неплохо заработал. Сделка была расторгнута, но, думаю, Гуцериев не пожалел.

Затем Гуцериев убедил ту же "Славнефть" продать ему три актива в Ульяновской области (плюс 0,65 млн т), купил "Белкамнефть" (0,4 млн), "Белые ночи", "Саратовнефтегаз" и еще, наверное, с десяток небольших нефтекомпаний, разбросанных по Поволжью и Сибири. Откуда деньги? В 2002 г. Гуцериев удачно перепродал тогдашним владельцам ТНК и "Сибнефти" долю в трасте, который владел миноритарным пакетом в "Славнефти", а тот пакет в свое время собирался совсем уж за бесценок.

Основной источник - займы швейцарского трейдера Glencore. До сих пор "Русснефть" должна аффилированной с Glencore кипрской Interseal ltd 47 млрд руб., и это не все долги компании - еще $1 млрд составляет долг перед Сбербанком. Кстати, не долги ли и есть то самое слабое место "Русснефти"?

В гонке, в которой скупалось все, где что-то добывается, Гуцериеву попался очень неплохой актив: доля ЮКОСа в Западно-Малобалыкском месторождении (2,5 млн т нефти в год добычи). Думаю, грехом сочли даже не то, что Гуцериев купил "запретные" активы ЮКОСа, а то, что деньги могли достаться владельцу GML Леониду Невзлину.

Не думаю, что Гуцериев испугался уголовных дел. Он человек не робкого десятка: вспомните, как в 2000 г. он отметелил агрессивных миноритариев "Славнефти" из ТНК, как в 2002 г. оборонял офис госкомпании, из которого его выкуривал новый гендиректор. Но сейчас склонность к риску может сослужить дурную службу. Однажды "Ведомости" спросили Гуцериева, что он думает о деле ЮКОСа. Он ответил: "Я бы заплатил государству столько, сколько оно бы попросило, и даже еще от себя бы добавил, чтобы спокойно работать <...> если ты занимаешься бизнесом и государство дает тебе возможность заработать миллиарды долларов". Посмотрим, воспользуется ли он собственным советом.

Елизавета Осетинская

17.05.2007, N88 (1862) Ведомости
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован