05 апреля 2007
5476

Коновалов М.С.: Создание институционального механизма конкурентного развития территорий в контексте реализации приоритетных национальных проектов

Реализация любого проекта требует организационной (институциональной) основы. В теории управления проектами такую роль выполняет некоторая организационная структура. Схемы корпоративного управления проектами могут быть различными:
а) схема организационной структуры проекта, при которой функции по управлению проектом реализует специализированная управляющая организация (оператор проекта). При этом взаимосвязь по управлению включает три составляющие: оператор проекта - организационная структура проекта - организационные структуры организаций-соисполнителей.
б) схема организационной структуры управления проектом, при которой основные функции по управлению выполняет Заказчик. Тогда взаимосвязь также состоит из трех составляющих: заказчик - организационная структура проекта - организационные структуры организаций-соисполнителей.
в) схема организационной структуры "Управления по проектам" представляет собой организационную структуру проекта, встроенную в организационную структуру "материнской" организации, и, по сути, представляет схему "выделенной" структуры управления проектом. Однако, несмотря на явную "выделенность", все же имеют место уже две составляющие по управлению проекта: организационная структура "материнской" организации и организационная структура проекта.
Схема управления мезо-проектами территорий, вбирает в себя основной инструментарий управления проектами, который, как правило, должен быть адаптирован к конкретным условиям территории и центров ее компетенций.
В контексте реализации приоритетных национальных проектов и в связи с вступлением России в ВТО целесообразно создание институционального механизма конкурентного развития территорий. Этот механизм может быть представлен двумя составляющими: советом по конкуренции и проектным управлением.
Основными функциями Совета по конкурентности субъекта Федерации могут являться:
разработка и поддержка механизма стимулирования и содействия проектной и инвестиционной деятельности субъекта Федерации;
организация диалога и представление переговорной площадки для федеральных органов власти и муниципалитетов, бизнеса и общественных организаций по инвестиционной деятельности, развитию предпринимательства и повышению конкурентоспособности субъекта Федерации;
патронаж и мониторинг ключевых проектов, реализуемых на территории субъекта Федерации;
межведомственная координация проектной и инвестиционной деятельности на территории субъекта Федерации.
разработка и поддержка механизма стимулирования и содействия проектной и инвестиционной деятельности на территории субъекта Федерации включает: первичную работу с проектными идеями;
отбор приоритетных проектов;
создание условий для оформления и проработки проектов;
формирование пакета мер поддержки;
формирование общественного мнения по проектам;
продвижение проектов на рассмотрение органами государственной власти.
Организация диалога и представление переговорной площадки для федеральных органов власти и муниципалитетов, бизнеса и общественных организаций по инвестиционной деятельности, развитию предпринимательства и повышению конкурентоспособности области включает в себя:
определение основных направлений развития;
получение обратной связи от предпринимателей;
Патронаж и мониторинг ключевых проектов обеспечивает требуемое качество жизненного цикла проекта.
Разрешение конфликтных ситуаций в рамках Совета упреждает инициирование большинства судебных разбирательств и приводит к нахождению консенсуса непосредственно на переговорной площадке.
Межведомственная координация проектной и инвестиционной деятельности включает в себя:
формирование программ регионального развития;
ведение банка данных по проектам;
"пересборка" программ и проектов для включения в стратегию развития субъекта Федерации.
Проектное управление организует разработку программ и проектов, обеспечивает координацию всех работ, формирует набор организационно- экономических методов и инструментов для решения тех или иных задач, осуществляет организационную и учебно-методическую поддержку в реализации программ и проектов.
Рассмотрение инвестиционных программ и проектов по конкурентности осуществляется по принципу "единого окна", причем проекты могут быть представлены как по линии Главного федерального инспектора (ГФИ) аппарата полномочного представителя президента по данному субъекту Федерации, так и органов исполнительной и законодательной власти субъекта Федерации.
Первоначально Совет по конкурентности определяет возможность инвестирования программ и проектов за счет бюджетных средств всех уровней или возможность включения разработок в региональные и государственные программы.
Совет по конкурентности субъекта Федерации может собираться по мере поступления проектов и программ, но не реже 1 раза в квартал.
Ежегодно в конце года может проводиться окружная конференция по стратегическим разработкам субъектов Федерации, входящих в Федеральный округ. В течение года целесообразно практиковать проведение выездных заседаний в субъектах федерации, входящих в Федеральный округ. Государственная поддержка инвестиционной деятельности, как правило, регламентируется также региональными Законами о государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории субъекта Федерации или другими идентичными им актами.
Наиболее приемлемой формой инвестиций является смешанное инвестирование в форме государственно-частного партнерства, когда часть средств инвестирует бизнес, а остальную часть в виде законодательных актов в рамках государственной поддержки и часть средств представляет государство. Это относится к различного рода преференциям, предоставлению налогового кредита, предоставление участков земли и т.п.
Формирование организационно- правового поля финансирования программ и проектов. Для реализации выше обозначенных целей может быть учрежден кредитный Союз, и все действия, связанные с финансированием программ и проектов на коммерческой основе могут быть решены в организационно- правовом поле кредитного Союза (далее КС).
Кредитный Союз - ассоциация, объединяющая лиц (в нашем случае юридических и физических в качестве бизнес-"ангелов") с общими интересами, продающая своим членам акции, принимающая от них вклады и предоставляющая им ссуды.
В целях повышения капитализации КС, возможно размещение акций на фондовых рынках, в том числе международных, а также эмиссия еврооблигаций.
В КС входят комитеты, среди которых определяющим является ссудный комитет, а также комитеты по направлениям проектной деятельности предприятий - реципиентов инвестиций.
В составе КС образуется также солидарный страховой фонд защиты инвестиций.
В КС входят также региональные представительства по всем субъектам Федерации, входящими в федеральный округ.
КС формируется как общественная организация и может быть наделена полномочиями выполнения ряда государственных функций с последующей передачей на безвозвратной основе.
Решение о создании КС принимается в соответствии с действующим законодательством.
Порядок взаимодействия инвестора и реципиента в КС. После предварительного отбора программы или проекта на Совете по конкурентности резюме бизнес-плана поступает в КС, на рассмотрение ссудному (кредитному) управляющему для его оценки на соответствие бизнес-плана идеологии и политике КС.
При принятии КС решения о продвижении бизнес-плана на рынок инвестиций он обеспечивает заключение договора КС и собственника на совместное продвижение проекта на финансовый рынок. Таким образом, первичным объектом инвестиций является бизнес-план производственного или торгового капитала.
Резюме бизнес-плана ссудный управляющий предоставляет ссудному комитету КС, который принимает концепцию создания бизнес-технологий по повышению экономической эффективности бизнес-плана, снижения уровня рисков и мероприятий по обеспечению его реализации. Создает группу поддержки ссудного инвестора.
Ссудный управляющий определяет бизнес-технологию для обеспечения реализации бизнес-плана и согласовывает ее с собственником бизнес-плана, в частности, спектр условий его инвестирования. Собственник бизнес-плана вступает в члены КС.
Инвестор также вступает в члены КС, и в договоре о вхождении оговариваются условия инвестирования. В результате бизнес-план совместно инвестируется ссудным управляющим в форме бизнес-технологии и инвестором-членом КС в форме финансовых инвестиций на поле прав хозяйственного ведения КС, в форме общественной организации ) Ассоциации.
Принятый в работу бизнес-план получает идентификационный код, обеспечивается комплексом организационного, экономического и информационного обеспечения и т.п.
Сведения о реализации бизнес-плана инвестор может получить оперативно в режиме реального времени.
Контроль за эффективностью использования инвестиций осуществляет член КС - ссудный управляющий при содействии Ссудного комитета КС, для которого все участники проекта равнозначны в силу Устава КС. С целью повышения эффективности использования бизнес-технологий предусматривается возможность использования инструмента доверительного (управления) ссудным управляющим (как частным Лицом) или введением его в органы управления предприятия-реципиента. Для выполнения вышеуказанных целей возможна организация фирмы-оператора (траст- компании) с обязательным введением ее в качестве члена в состав КС.
Таким образом, КС консолидирует усилия всех участников инвестиционной деятельности, как собственников бизнес-планов (держателей проектов), так и инвесторов, координируемых организационными, интеллектуальными, научно-методическими действиями ссудного управляющего при активной поддержке групп населения.
Подача заявок на участие в инвестиционных процессах инвесторов и реципиентов осуществляется также путем электронного обмена с помощью Сети-Интернет через соответствующий сайт и электронную почту.

Коновалов М.С.
консультант бизнес-школы GREEN CITY.
2007 г.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован