13 ноября 2009
5816

Ксения Боришполец: Центральноазиатский регион и миграционные процессы в СНГ

По масштабам международных миграций постсоветское пространство находится на втором месте в мире после США. При этом с середины нынешнего десятилетия примерно половина трансграничных людских потоков в СНГ состоит из жителей центральноазиатского региона, направляющихся в своем подавляющем большинстве для работы в РФ.

В целом, процессы массового перемещения людей в Центральноазаиатском регионе ежегодно охватывают до четырех млн. человек, или более 15% трудоспособного населения, из которых не менее трех миллионов постоянно находятся на территории России. В условиях современного кризиса численность трудовых мигрантов из Центральной Азии в России существенно не сократилась, причем менее половины из них работает легально. Характерно, что, несмотря на меры по повышению эффективности миграционной политики в рамках СНГ, предпринимаемые с 2006 года, ситуация с центральноазиатскими мигрантами остается сложной.

Главными вызовом в этом плане выступает отсутствие легального статуса у полутора-двух миллионов иностранных граждан на территории РФ. Одновременно численность каждой из центральноазиатских диаспор предполагает их дальнейшее увеличение, что может в течение ближайших пяти лет довести общее количество выходцев из Центральной Азии в РФ до шести миллионов человек, т.е. до уровня, который способен парализовать работу миграционных структур России.

Полагая, что указание на драматический сценарий является все же лишь экстраполяцией формальных количественных показателей, хотелось бы отметить и позитивные тенденции. Важным положительным моментом является увеличение в последние три года внимания руководства всех центральноазиатских государств, прежде всего Казахстана и Киргизии, к оптимизации ведомственного контроля в сфере трансграничных миграционных процессов. Однако развитие внутрирегиональной координации миграционной политики фактически не происходит. Что касается российского вектора, то институционализация межгосударственного сотрудничества в области миграционной политики была достигнута только во взаимодействии России и Узбекистана, которые к настоящему времени ратифицировали три специальных соглашения относительно борьбы с нелегальной миграцией, положения трудовых мигрантов, а также их реадмиссии. Киргизское и таджикское руководство, признавая значительную остроту проблематики, стремятся, во-первых, не сокращать миграционные потоки своих граждан, а, во-вторых, добиваться специальных решений по увеличению квот для трудовых мигрантов в различных российских регионах. Казахстан со своей стороны сосредотачивает главное внимание на вопросах сезонной миграции в южных приграничных зонах, которые рассматриваются в контексте защиты территориальной целостности государства.

Оценивая фактор трудовой миграции жителей Центральной Азии на пространстве СНГ, необходимо подчеркнуть, что массовые перемещения региональной рабочей силы не решили ключевых противоречий центральноазиатских обществ, а во многом даже подорвали перспективы их преодоления. Постоянный отток до половины мужского населения Таджикистана и около трети Киргизии блокирует любые планы восстановления реального производственного сектора. В случае Узбекистана, ставшая устойчивой тенденция "распыления" трудовых ресурсов молодых возрастов, резко ограничивает возможности модернизации узбекской хозяйственной системы как в целом, так и в ее ключевых сегментах. Кроме того, в странах Центральной Азии повсеместно сформировались "серые" структуры взаимодействия экспортеров и импортеров рабочей силы, чьи доходы сопоставимы с поступлениями по основным статьям государственных бюджетов, но не входят в сферу государственного контроля.

На российском направлении рост негативных явлений, связанных с трудовыми мигрантами из Центральной Азии, обусловлен как чисто криминальными вызовами, так и тем, что за последние годы они превратились в один из наиболее устойчивых сегментов теневой занятости РФ. Существенным является и то, что через "центральноазиатский коридор" в Россию прибывают мигранты-нелегалы из дальнего зарубежья, а проблема мигрантов в целом стала популярным тезисом российских политиков, апеллирующих к протестному потенциалу электората.

Таким образом, численность перемещаемых трудовых ресурсов Центральноазиатского региона и отсутствие эффективного контроля за их потоками усиливает противоречия между текущими и стратегическими задачами государственного управления на пространстве СНГ. Труд мигрантов вносит заметный вклад в решение хозяйственных задач, как направляющих, так и принимающих стран, однако система противодействия негативным последствиям миграционных процессов пока остается недостаточно эффективной.

Форматы управления миграционными процессами на постсоветском пространстве находятся в стадии становления. Представленные ФМС правительству России предложения о подписании конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей из стран СНГ включают главным образом вопросы текущего регулирования занятости иностранной рабочей силы, что отражает хотя и важный, но далеко не полный спектр существующих проблем. Значительные надежды на оптимизацию управления миграционными процессами в СНГ связаны с подписанием в начале ноября 2009 года Премьер-министром России В.В. Путиным распоряжения о создании при Федеральной миграционной службе государственного унитарного предприятия "Паспортно-визовый сервис", деятельность которого будет направлена на оказание административной поддержки иностранным рабочим на территории РФ.

Что касается центральноаазиатского направления, то российским ведомствам, вероятно, придется столкнуться с перспективой сохранения значительного потока мигрантов из всех стран региона, не исключая, и Туркмению. Поэтому актуальными в их работе видятся такие моменты, как совершенствование специальной подготовки сотрудников, усиление внимания к распространению потоков трудовых мигрантов из стран Центральной Азии в провинциальных российских городах, шаги по поддержке диалога центральноазиатских государств по вопросам внутрирегиональной трудовой миграции. Кроме того, в процессе развития двустороннего сотрудничества со странами Центральной Азии было бы целесообразно включать в качестве самостоятельного пункта повестки дня вопрос о преподавании русского языка в среде титульного населения.

Интенсивные миграционные процессы является объективной характеристикой современного мира. Не является исключением в этом плане и пространство СНГ. Хотелось бы выразить надежду, что многостороннее и двустороннее сотрудничество постсоветских государств позволит снизить количество миграционных вызовов их развитию.

13.11.2009
www.mgimo.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован