Или почему мнение Тюменского избиркома противоречит федеральному законодательству.
Выборы - рабочая пора не только для политиков, политических партий и политтехнологов. Для средств массовой информации - это тоже "горячее" время. При условии, что данная газета, теле- или радиокомпания намерились принять участие в процессе предвыборной агитации. В качестве, естественно, не кандидата или избирателя, а в своём прямом назначении, то есть в донесении до аудитории информации о кандидатах, партиях и вообще о положении вещей.
Впрочем, для нашей газеты в этом году рутинная ситуация стала вполне "горячей" ещё до наступления собственно "агитационного периода", как его именуют в главном избирательном законе страны - Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Речь идёт о выборах в Тюменскую областную Думу, в которых, как известно, участвует не только юг Тюменской области, но и автономные округа - Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий.
НЕМНОГО ТЕОРИИ
Чтобы не утомлять читателя юридическими тонкостями, скажу вкратце. Чтобы иметь право публиковать предвыборные агитационные материалы, редакция газеты, в частности, должна:
А) опубликовать расценки на размещения политической рекламы;
Б) уведомить избирательную комиссию о своей готовности печатать вышеупомянутую рекламу.
И то, и другое следует сделать в 30-дневный срок с момента со дня официального опубликования решения о назначении выборов. В нашем случае - с 12-го декабря по 11-е января включительно.
Что мы и сделали. 11-го января опубликовали расценки и в этот же день передали письмо с уведомлением в Ханты-Мансийскую окружную* избирательную комиссию. И стали спокойно ждать, когда наступит 10 февраля - дата, начиная с которой разрешено размещать предвыборную рекламу на страницах газет и в эфире теле- и радиоканалов. Тем более, что заказчики на публикации уже имелись.
Ничто не предвещало проблем...
"Я СКАЗАЛ...!"
Телефонный звонок прозвучал неожиданно. Потенциальный заказчик интересовался, почему нашего издания нет в списке, опубликованном Тюменской областной избирательной комиссией. И значит ли это, что мы отказались участвовать в выборах, в смысле размещать на страницах газеты предвыборные агитационные материалы?
- Не значит! - поспешно ответили мы и кинулись прояснять ситуацию.
В официальном "Перечне средств массовой информации, уведомивших о своем участии в кампании по выборам депутатов Тюменской областной Думы четвертого созыва Избирательную комиссию Тюменской области (в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 53 Избирательного кодекса (Закона) Тюменской области", выложенном для ознакомления на сайте Тюменской областной избирательной комиссии, о нашем издании, действительно, не было ни слова.
Пришлось взяться за телефон.
Председатель Тюменской избирательной комиссии Игорь Николаевич Халин был суров и лаконичен. Сказывалось прокурорское прошлое.
Выяснилось, что:
- Ситуация очень сложная, поскольку окружная избирательная комиссия ошиблась, не направив документы в комиссию областную.
- "Перечень..." (см. выше) закрыт и вносить изменения в него никто не собирается ("Мы не идём по такому пути", - сказал Игорь Николаевич, а потом добавил: "Это создаст прецедент, и мы нарушим закон...").
- Избирательная комиссия Тюменской области считает нас изданием, которое не выполнило требования, предусмотренные как федеральным, так и региональным избирательным законодательством.
На этом разговор закончился.
Что оставалось делать? Оставалось открыть те самые законы, на которые ссылался председатель Тюменского избиркома и прочитать их ещё раз.
ЧТО НАПИСАНО...
Увы, в "Избирательном кодексе Тюменской области", действительно, было написано, что в указанный срок уведомить нужно именно "избирательную комиссию, организующую выборы (т.е. Тюменскую областную. А.П.), а при проведении выборов депутатов и в окружную избирательную комиссию" - ст.53, п.6.
Стало грустно. Выходило, что мы, действительно, ошиблись, подвели своих потенциальных заказчиков и сами не сумели заработать.
Уже почти в отчаянии мы открыли федеральный закон. И - о, чудо! В Федеральном законе (см. выше) о том же самом было сказано немного по-другому. А именно так, как мы и предполагали: "...уведомление о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации ... должны быть представлены в избирательную комиссию, организующую выборы, ИЛИ указанную в законе нижестоящую избирательную комиссию".
К тому же в Конституции Российской Федерации (основной наш закон) в статье 4 однозначно мы обнаружили, что "... федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации".
В итоге получалось, что в выборах наша газета участвовать может.
Но вопросы всё же остались.
ВОПРОСИКИ
Конечно, практика показывает, что с властью спорить - себе дороже обходится. И всё же спросить осмелюсь.
1. Почему избирательная комиссия Тюменской области руководствуется в своей деятельности исключительно своим "Избирательным кодексом", не обращая внимания на Федеральный закон?
2. Почему в "Избирательном кодексе" Тюменской области до сих пор наличествуют противоречия с соответствующим с федеральным законодательством, хотя, наверное, уже давно все отчитались в том, что всё приведено в соответствие и т.д.?
3. Почему чисто информационный "Перечень СМИ..." стал для Тюменского Избиркома строгим нормативным документом, изменения в который вносить категорически запрещено?
Ну а пока создаётся впечатление, что нынешние выборы начинаются не по Закону, а по "сложившейся практике". Хорошо, хоть не по понятиям.
Что-то будет дальше....
Александр Пулинович
www.gazetahm.ru