18 мая 2007
5438

Кто что читает

Или почему мнение Тюменского избиркома противоречит федеральному законодательству.

Выборы - рабочая пора не только для политиков, политических партий и политтехнологов. Для средств массовой информации - это тоже "горячее" время. При условии, что данная газета, теле- или радиокомпания намерились принять участие в процессе предвыборной агитации. В качестве, естественно, не кандидата или избирателя, а в своём прямом назначении, то есть в донесении до аудитории информации о кандидатах, партиях и вообще о положении вещей.

Впрочем, для нашей газеты в этом году рутинная ситуация стала вполне "горячей" ещё до наступления собственно "агитационного периода", как его именуют в главном избирательном законе страны - Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Речь идёт о выборах в Тюменскую областную Думу, в которых, как известно, участвует не только юг Тюменской области, но и автономные округа - Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий.

НЕМНОГО ТЕОРИИ

Чтобы не утомлять читателя юридическими тонкостями, скажу вкратце. Чтобы иметь право публиковать предвыборные агитационные материалы, редакция газеты, в частности, должна:

А) опубликовать расценки на размещения политической рекламы;

Б) уведомить избирательную комиссию о своей готовности печатать вышеупомянутую рекламу.

И то, и другое следует сделать в 30-дневный срок с момента со дня официального опубликования решения о назначении выборов. В нашем случае - с 12-го декабря по 11-е января включительно.

Что мы и сделали. 11-го января опубликовали расценки и в этот же день передали письмо с уведомлением в Ханты-Мансийскую окружную* избирательную комиссию. И стали спокойно ждать, когда наступит 10 февраля - дата, начиная с которой разрешено размещать предвыборную рекламу на страницах газет и в эфире теле- и радиоканалов. Тем более, что заказчики на публикации уже имелись.

Ничто не предвещало проблем...

"Я СКАЗАЛ...!"

Телефонный звонок прозвучал неожиданно. Потенциальный заказчик интересовался, почему нашего издания нет в списке, опубликованном Тюменской областной избирательной комиссией. И значит ли это, что мы отказались участвовать в выборах, в смысле размещать на страницах газеты предвыборные агитационные материалы?

- Не значит! - поспешно ответили мы и кинулись прояснять ситуацию.

В официальном "Перечне средств массовой информации, уведомивших о своем участии в кампании по выборам депутатов Тюменской областной Думы четвертого созыва Избирательную комиссию Тюменской области (в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 53 Избирательного кодекса (Закона) Тюменской области", выложенном для ознакомления на сайте Тюменской областной избирательной комиссии, о нашем издании, действительно, не было ни слова.

Пришлось взяться за телефон.

Председатель Тюменской избирательной комиссии Игорь Николаевич Халин был суров и лаконичен. Сказывалось прокурорское прошлое.
Выяснилось, что:

- Ситуация очень сложная, поскольку окружная избирательная комиссия ошиблась, не направив документы в комиссию областную.

- "Перечень..." (см. выше) закрыт и вносить изменения в него никто не собирается ("Мы не идём по такому пути", - сказал Игорь Николаевич, а потом добавил: "Это создаст прецедент, и мы нарушим закон...").

- Избирательная комиссия Тюменской области считает нас изданием, которое не выполнило требования, предусмотренные как федеральным, так и региональным избирательным законодательством.

На этом разговор закончился.

Что оставалось делать? Оставалось открыть те самые законы, на которые ссылался председатель Тюменского избиркома и прочитать их ещё раз.

ЧТО НАПИСАНО...

Увы, в "Избирательном кодексе Тюменской области", действительно, было написано, что в указанный срок уведомить нужно именно "избирательную комиссию, организующую выборы (т.е. Тюменскую областную. А.П.), а при проведении выборов депутатов и в окружную избирательную комиссию" - ст.53, п.6.

Стало грустно. Выходило, что мы, действительно, ошиблись, подвели своих потенциальных заказчиков и сами не сумели заработать.

Уже почти в отчаянии мы открыли федеральный закон. И - о, чудо! В Федеральном законе (см. выше) о том же самом было сказано немного по-другому. А именно так, как мы и предполагали: "...уведомление о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации ... должны быть представлены в избирательную комиссию, организующую выборы, ИЛИ указанную в законе нижестоящую избирательную комиссию".

К тому же в Конституции Российской Федерации (основной наш закон) в статье 4 однозначно мы обнаружили, что "... федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации".

В итоге получалось, что в выборах наша газета участвовать может.

Но вопросы всё же остались.

ВОПРОСИКИ

Конечно, практика показывает, что с властью спорить - себе дороже обходится. И всё же спросить осмелюсь.

1. Почему избирательная комиссия Тюменской области руководствуется в своей деятельности исключительно своим "Избирательным кодексом", не обращая внимания на Федеральный закон?

2. Почему в "Избирательном кодексе" Тюменской области до сих пор наличествуют противоречия с соответствующим с федеральным законодательством, хотя, наверное, уже давно все отчитались в том, что всё приведено в соответствие и т.д.?

3. Почему чисто информационный "Перечень СМИ..." стал для Тюменского Избиркома строгим нормативным документом, изменения в который вносить категорически запрещено?

Ну а пока создаётся впечатление, что нынешние выборы начинаются не по Закону, а по "сложившейся практике". Хорошо, хоть не по понятиям.

Что-то будет дальше....

Александр Пулинович

www.gazetahm.ru

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован