ОБЩЕВОЙСКОВОЙ АКАДЕМИИ ВС РФ ИСПОЛНИЛОСЬ 10 ЛЕТ, НО ЕЕ ИСТОРИЯ НАЧАЛАСЬ ГОРАЗДО РАНЬШЕ Общевойсковой академии Вооруженных Сил РФ исполнилось 10 лет. Она является преемницей Военной академии им. М.В. Фрунзе. Поэтому, думается, не будет преувеличением сказать, что в ее стенах подготовлены тысячи командиров, которые прославились на фронтах Гражданской и Великой Отечественной, в войнах и локальных конфликтах нашего времени, стали Героями Советского Союза и России, золотыми буквами вписали свои имена в летопись Отечества. Как и чем живет академия сегодня? Насколько отвечает требованиям современного боя подготовка в ней офицерского состава? На эти и другие вопросы в интервью "Военно-промышленному курьеру" отвечает начальник Общевойсковой академии Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Владимир ПОПОВ. | |||||||
- Владимир Иванович, Общевойсковая академия Вооруженных Сил - преемница Военной академии имени М.В. Фрунзе. Значит, у нее богатейшая история, которая является ярким отражением истории нашей страны за 90 последних лет. Если бросить ретроспективный взгляд на ее прошлое, то каково оно? Каковы заслуги академии в подготовке военных кадров? - Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации создана 1 ноября 1998 года в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации от 29 августа 1998 года N1009 и приказом министра обороны Российской Федерации от 16 сентября 1998 года N417 на базе Военной академии имени М.В. Фрунзе, Военной академии бронетанковых войск имени Р.Я. Малиновского и Высших офицерских курсов "Выстрел" имени Б.М. Шапошникова. В 2006 году в соответствии с приказом министра обороны РФ от 6 февраля N45 Военно-инженерная академия с 1 августа 2006 года преобразована в Военный институт (инженерных войск) Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации. Таким образом, Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации является правопреемницей традиций всех этих учебных заведений. Что касается собственно Военной академии имени М.В. Фрунзе, то она была сформирована в декабре 1918 года, а фактически ведет свою историю с 8 декабря 1832 года, когда в Санкт-Петербурге открылась Императорская военная академия. С 1854 по 1917 год она именовалась Николаевской академией Генерального штаба и являлась ведущей Военной академией России. Среди тех, кто окончил курс Императорской военной академии, Николаевской академии Генерального штаба можно назвать такие имена, как граф Милютин Дмитрий Алексеевич, Драгомиров Михаил Иванович, князь Голицын Григорий Сергеевич, светлейший князь Имеретинский Александр Константинович, Пржевальский Николай Михайлович, Скобелев Михаил Дмитриевич, Его Императорское Высочество Великий князь Николай Константинович Романов. Среди выпускников также Юденич Николай Николаевич, Каледин Алексей Максимович, Бонч-Бруевич Михаил Дмитриевич, Корнилов Лавр Георгиевич, Деникин Антон Иванович, Духонин Николай Николаевич, барон Врангель Петр Николаевич, Шапошников Борис Михайлович и другие. Именно опыт деятельности Николаевской академии был использован первой академией РККА, получившей в 1925 году имя М.В. Фрунзе. В 1936-м она была разделена на два вуза: собственно Военную академию имени М.В. Фрунзе и академию Генерального штаба Вооруженных Сил, образованную на базе оперативного факультета прежней академии. Авторитет академии имени М.В. Фрунзе был неизменно высоким. Ее военная школа признана далеко за пределами нашей страны. - Поскольку ваша академия объединила несколько уважаемых военных вузов, то сегодня, видимо, уместно сказать несколько слов и об истории их создания? - Военная академия бронетанковых войск имени Р.Я. Малиновского была создана в 1932 году на базе факультета моторизации и механизации Военно-технической академии. За свою более чем 65-летнюю историю вуз внес огромный вклад в укрепление оборонного могущества нашей страны. Он размещался в районе Лефортово в знаменитом Екатерининском дворце. Военный институт (инженерных войск) в результате проведенной реорганизации Военно-инженерной академии стал структурным подразделением Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации и является правопреемником и хранителем традиций одного из старейших высших военно-учебных заведений страны. Его история (Военно-инженерной академии) начинается с официального основания в Санкт-Петербурге 6 декабря (24 ноября по старому стилю) 1819 года Главного инженерного училища (ГИУ). Первым начальником училища был назначен генерал-майор Егор Карлович Сиверс, участник Отечественной войны 1812 года. Богатая история и у курсов "Выстрел". Она берет свое начало 7 июня 1826 года, когда приказом по Гвардейскому корпусу был сформирован Образцовый учебный батальон, а вслед за ним - Образцовый кавалерийский полк и Образцовая артиллерийская рота в Царском Селе (ныне город Пушкин, под Санкт-Петербургом), "для введения в войсках совершенного однообразия по всем предметам фронтовой службы и обмундирования". 19 мая 1827 года это уже Образцовый пехотный полк, а 21 марта 1882 года на его базе создана Офицерская школа. 21 ноября 1918 года приказом РВС Республики в Москве была открыта Высшая стрелковая школа командного состава РККА, основу которой составил личный состав Офицерской стрелковой школы. Сокращенно она стала именоваться "Выстрел". Выпускники академий и курсов "Выстрел" проявили мужество и героизм в боях с врагами нашей Родины в годы Великой Отечественной войны. Около 800 из них удостоены звания Герой Советского Союза, а 20 удостоены этого звания дважды. На завершающем этапе войны всеми 12 фронтами командовали выпускники обеих академий. - Когда академии был вручен ее штандарт? Каких наград она удостоена и кого мы сегодня могли бы вспомнить среди ее выпускников? - 12 июня 2006 года подготовлен и проведен ритуал вручения боевого знамени (штандарта) Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации. Торжественные мероприятия проходили на Поклонной горе с участием первых лиц государства и Министерства обороны Российской Федерации. Академия награждена орденами Красного Знамени (1922 г.), Ленина (1934 г.), Суворова 1-й степени (1945 г.), Октябрьской Революции (1978 г.). За время своего существования она подготовила десятки тысяч офицеров, преданных нашему народу, обладающих передовыми военными знаниями и практическими навыками. Около тридцати из них стали маршалами Советского Союза и главными маршалами родов войск. В академии учились такие военачальники, как маршалы Советского Союза И.Х. Баграмян, П.Ф. Батицкий, Л.А. Говоров, А.А. Гречко, Г.К. Жуков, И.С. Конев, Р.Я. Малиновский, К.А. Мерецков, К.К. Рокоссовский, С.К. Тимошенко, Ф.И. Толбухин и другие. Более 1200 питомцев академии за умелое управление войсками на полях сражений, мужество и героизм, проявленные при защите Родины и выполнении интернационального долга, удостоены звания Герой Советского Союза и Герой Российской Федерации. - С какими проблемами приходится сталкиваться академии при подготовке командиров новой формации в сегодняшних условиях? Как подготовка офицерских кадров совмещается с задачей по сокращению Вооруженных Сил? Правда ли, что конкурс при поступлении в академию падает, а многие офицеры не желают сегодня совершенствовать свое образование в академиях? - Начну со второго вопроса. Здесь вы не правы, офицеры хотят и поступают в военные вузы, в частности в нашу Общевойсковую академию. Об этом свидетельствует конкурс при поступлении в текущем 2008 году. В этом году поступление проходило в качестве эксперимента (давшего положительный результат) на базе академии. Что позволило провести качественный профессиональный и психологический отбор будущих слушателей. Нет у нас особых проблем и с подготовкой командиров, как вы сказали, новой формации. Академия имеет высокий научно-педагогический потенциал, накопленный в течение десятилетий, что позволяет готовить высококлассных военных специалистов, готовых к выполнению задач как в мирное, так и в военное время.
- Опыт войн и военных конфликтов используется во всех видах учебных занятий. Особенно в лекционном. Кроме того, при отработке практических учебных задач рассматриваются и отрабатываются практические задачи по подготовке и ведению локальных вооруженных конфликтов или их предотвращению. В частности, опыт боевых действий в Южной Осетии показал, что современные Вооруженные Силы Российской Федерации способны вести боевые действия не только с иррегулярными вооруженными формированиями, но и с регулярными вооруженными силами, которые готовились представителями блока НАТО, в том числе американскими военными инструкторами. Эта "пятидневная война" показала, что необходимо уделять больше внимания вопросам боевой подготовки войск и оснащению их современными образцами вооружения и военной техники. - Как сегодня изменилось современное понимание природы общевойскового боя? Насколько обоснованны высказывания ряда российских и зарубежных экспертов о том, что судьба сражения на земле сейчас решается в воздушно-космической сфере? - После окончания Второй мировой войны понимание природы общевойскового боя претерпело существенные изменения. Изменились способы применения войск (сил). Боевые действия перенеслись во все сферы: наземную, водную и подводную, воздушную, в том числе в космос. Высказывания ряда российских и зарубежных экспертов о том, что судьба сражения на земле сегодня решается в воздушно-космической сфере, обоснованны. Примером могут служить действия в Югославии, Ираке и Афганистане. Так, в Югославии была проведена только воздушная фаза операции, наземные группировки войск практически не принимали участия в боевых действиях, но вместе с тем инфраструктура Югославии была практически уничтожена. В настоящее время США рассматривают проведение воздушно-космических операций как основной вид боевых действий. - Что означает сегодня понятие "универсальный солдат"? В пользу кого будет сравнение нашего и американского солдата по уровню технической оснащенности, вооружения, экипировки? - На мой взгляд, понятие "универсальный солдат" в военной терминологии своего места пока не нашло. Однако, судя по содержанию вопроса, вас интересует боевая индивидуальная экипировка солдата, которая повышает его возможности в выполнении различных задач на поле боя. Действительно, разработке и оснащению такой экипировкой уделяется значительное внимание в армиях наиболее развитых стран. Она представляет собой комплекс взаимоувязанных функциональных подсистем поражения, управления, защиты и жизнеобеспечения в целях существенного повышения боевых возможностей как отдельного военнослужащего, так и подразделения в целом. Основные элементы экипировки предусматривается объединить в принципиально новый системный функциональный элемент - единый информационно-прицельный комплекс, ключевыми элементами которого являются средства ближнего боя; средства связи; система, позволяющая получать данные спутниковой навигации; тепловизор, позволяющий вести наблюдение в ночных условиях. Что касается сравнения уровня технической оснащенности нашего и американского солдата, а точнее, различных образцов экипировки следует отметить примерно одинаковые подходы к их созданию. По своим характеристикам, особенно по средствам поражения, отечественные образцы находятся на уровне зарубежных аналогов, а по надежности превосходят их. В то же время опыт боевых действий в ходе вооруженных конфликтов последнего времени показал, что наша экипировка нуждается в дальнейшем совершенствовании систем управления и жизнеобеспечения. - Высшая военная школа всегда была средоточием передового опыта и научной мысли. Что можно сказать об академической науке, как ее разработки и предложения внедряются в войска? - Ученые академии ведут исследования по ключевым направлениям развития Сухопутных войск. Мы видим основные "болевые" точки и проблемные вопросы, возникшие как в ходе боевых действий, так и в повседневной деятельности войск. Именно на решение данных задач я и нацеливаю специалистов академии. Теоретические наработки наших ученых в области строительства, развития и применения Сухопутных войск ложатся в основу ряда нормативных документов Министерства обороны. Значительное количество уставных документов, наставлений и руководств проходит через строгий научный анализ наших ведущих специалистов. Необходимо отметить, что вот уже ряд лет наша академия удерживает лидирующее положение в Вооруженных Силах среди вузов ВС РФ и ежегодно награждается грамотами Министерства обороны РФ, командующего войсками Московского военного округа по итогам инновационной деятельности. Ежегодно в академии разрабатывается более 70 заявок на выдачу патентов и почти 200 заявлений на рационализаторские предложения. Назову наиболее интересные из них. Это такие, как "Осколочно-пучковый снаряд", "Система эвакуации, спасения и жизнеобеспечения людей в опасных зонах", "Устройства постановки и содержания вооружения и военной техники на хранении". Все эти разработки защищены патентами РФ, поощрялись Гран-при, дипломами, золотыми и серебряными медалями различных салонов и выставок. Но, к сожалению, не все наши разработки могут найти быструю дорогу в войска. За примерами не надо далеко ходить. Так, разработанная в нашей академии автоматизированная сцепка, позволяющая эвакуировать поврежденную бронетехнику без выхода экипажа, принята на снабжение Вооруженных Сил почти 10 лет назад, ее необходимость признавалась на самом высоком уровне, но до сих пор существует лишь в экспериментальном варианте. - В связи с реформой военного образования не грозит ли академии изменение статуса или смена места расположения? - В свете проводимой сегодня реформы армии и военного образования роль академии, как крупнейшего высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации, только возрастает. Подготовка высококвалифицированных военных кадров является одной из приоритетных задач в условиях реформирования армии. Поэтому изменение статуса и смена расположения ей не грозит. - Какими возможностями сегодня располагает академия в подготовке высококвалифицированных военных специалистов? Что еще, на ваш взгляд, необходимо сделать на государственном уровне для повышения статуса слушателя и в целом человека в погонах? - Академия располагает стационарной и полевой учебно-материальной базой, позволяющей готовить слушателей в соответствии с учебными планами и программами подготовки. Она постоянно совершенствуется, оснащается современным вооружением и техникой, стендами, агрегатами, электронно-вычислительными машинами и техническими средствами обучения. В распоряжении слушателей имеются специализированные аудитории, тренажерные комплексы и богатейшая библиотека. Представьте: ее книжный фонд содержит военную литературу за два столетия! Поэтому говорить о проблемах с организацией учебного процесса не приходится. Что касается повышения статуса человека в погонах, то правительством разработана Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года. Генеральной целью стратегии является удовлетворение социальных потребностей военнослужащих, лиц гражданского персонала ВС РФ, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Убежден, что все это в комплексе будет способствовать дальнейшему укреплению обороноспособности страны и развитию человеческого потенциала, повышению авторитета человека в погонах. Артем ТРОИЦКИЙ | |||||||
![]() http://www.vpk-news.ru/ |
12 - 18 ноября 2008 года