21 декабря 2008
5823

Лариса Никовская: Роль государства и общества в эффективной защите прав различных категорий населения в современной России.

Доклад на заседании Круглого стола в министерстве юстиции с участием министерств и ведомств, ведущих политических партий, правозащитных и общественных организаций, юридической общественности ( в рамках подготовки к представлению национального доклада РФ в Совете ООН по правам человека)

Сегодня, в условиях надвигающегося глобального финансово-экономического кризиса, российское государство менее чем когда-либо способно самостоятельно, без поддержки гражданского общества, выполнить свои обязанности по обеспечению общественного согласия и стабильности. Надо распрощаться с иллюзией, что только государство может обеспечить и сохранить благосостояние граждан и начать выстраивание новых подходов к решению социальных проблем, предполагающих создание паритетных, партнерских связей с гражданским обществом. Не секрет, что социальная сфера общества относится к одной из самых проблемных сфер, и реализация принципов социального государства остается пока в большей степени формально-юридическим, чем реальным фактом. Напомню, что к 2006 г. удалось восстановить уровень доходов населения России, сопоставимый с уровнем последнего предреформенного года - 1990. Продолжается "консервация" бедности. Идет усиление социального неравенства, несмотря на увеличение среднедушевых доходов. Децильный коэффициент в 2007 г. был 1:15.3, в 2008 стал 1 : 17 (Росстат). Пенсия еще далека от коэффициента замещения в 40%. И отставание пока не ликвидировано: в 2007 г. "доля пенсий" была 25%. В 2008 г. средняя пенсия составляла 24,45% от средней з/пл. На фоне экономического роста, происходило закрепление глубокого социального неравенства: на весну 2008 года к малообеспеченным относились 43% населения России, в том числе и группа, которая балансирует на грани бедности - 16%. В современной России сформировалось новое понятие - "работающие бедные". 70% работающих малообеспеченных граждан сосредоточены в т.н. "малой России" - малых городах и селах, с их низким уровнем развития рынка труда и экономики. (1)

Неудивительно, что в стране появилась и прошла в Государственную Думу новая левая партия "Справедливая Россия", которая в новых условиях, с учетом новых социальных групп восстанавливает в правах значение общественного труда, общественную ценность "новых бедных". Поднимает очень важные темы для нынешнего этапа развития общества - "общественного интереса и общественного блага", говорит "да" рыночной экономике и "нет" рыночному обществу!

Сегодня, в условиях кризиса, ожидания граждан и намерения власти вступают в полосу потенциальной, а кое-где уже и открытой конфликтности. Это подтверждают и конкретные цифры обращений граждан в федеральные исполнительные органы власти, к структурам Уполномоченных по правам человека в регионах России. Практически более половины всех письменных жалоб и обращений поступило от женщин - 55,7%. Коллективные обращения составили 10% от общего числа. Значительную часть жалоб составили заявления от наименее защищенной категории населения - пенсионеров, ветеранов и инвалидов - более 20%. Большая часть письменных обращений содержала информацию о нарушении социальных прав граждан - более 22%. Из числа таких сообщений - 46,5% - это нарушение жилищных прав; 18,9% - предоставление льгот и компенсаций, предусмотренных законодательством; 12,6% - проблемы пенсионного обеспечения. Причины многих обращений связаны с неисполнением чиновниками своих должностных обязанностей, отсутствием конкретных решений в области социальной защиты, нарушением прав граждан при их регистрации по месту жительства. Высок процент граждан, недовольных низким качеством и эффективностью деятельности судебной системы. Словом, беглый анализ статистики обращений показывает неудовлетворительный уровень функционирования государственной и муниципальной системы управления в целом.

Т.о., главная проблема российской демократии лежит, по мнению населения, в социально-экономической сфере, в трудностях для многих реализовать свои социальные и экономические права и интересы. Это подтверждают результаты серьезного, многолетнего исследования Института социологии РАН за последние 5 лет (2) На вопросы о том, какие из основных прав и свобод сегодня являются наиболее важными и какие - трудно реализуемыми, большинство респондентов ответило следующим образом: наиболее важными являются (помимо права на жизнь) право на труд, свободу и личную неприкосновенность, охрану здоровья, социальное обеспечение, жилище и образование, а также судебную защиту своих интересов. К числу труднореализуемых прав и свобод россияне относят, прежде всего, право на жилище, социальное обеспечение, личную неприкосновенность и судебную защиту. Весь комплекс гражданских и политических прав и свобод пока находится на периферии интересов большинства россиян.

Иначе говоря, подтверждается хорошо известная истина - стабильная демократия не может существовать без такого уровня экономического развития страны, который обеспечивал бы приемлемый для большинства граждан уровень благосостояния. Было бы неправильным при этом считать, что россияне смотрят на демократию исключительно сквозь "призму своего кошелька". Просто им бы хотелось, чтобы власть, именуемая демократической, делала все от нее зависящее, чтобы "наполнить" демократические преобразования решением значимых социальных проблем и реализацией принципа социальной справедливости.

Главная претензия к реализовавшейся в России модели демократии - низкий уровень ее эффективности. И, прежде всего, тех институтов, которые признаны выражать и защищать интересы граждан. Исследование выявило парадоксальную вещь - именно те институты, которые по самой своей природе и по своему предназначению должны, что называется "играть на стороне" общества, выражать и представлять интересы людей, пользуются меньшей поддержкой, чем властные органы, включая силовые. Россияне пока менее всего склонны доверять политическим партиям, судебной системе, милиции, профсоюзам, Государственной Думе и Совету Федерации, прессе - как печатной, так и электронной, социальным службам. Лишь правозащитные, женские, ветеранские, экологические организации и церковь пользуются поддержкой граждан.
Это лишний раз указывает на принципиальную необходимость полноценного воплощения в жизнь инициатив, изложенных в послании Президента РФ Д.А. Медведева к Федеральному собранию: "Созданные демократические учреждения должны укорениться во всех социальных слоях. Для этого, во-первых, нужно постоянно доказывать дееспособность демократического устройства. Во-вторых, доверять все большее число социальных и политических функций непосредственно гражданам, их организациям".

Предложенные Президентом РФ 10 политических инициатив призваны существенно изменить принципы и критерии деятельности органов государственной и муниципальной власти. На государственном уровне они нацеливают на утверждение приоритета права над государством и его органами, эффективные формы надзора и контроля за соблюдением законности, адекватность самих законов необходимому правопорядку, для чего потребуется изменение соотношения закона с подзаконными актами в пользу первого, четкое разделение властей, отделение функций и полномочий государственных и негосударственных институтов, гарантированность государством прав и свобод граждан. На общественном уровне - признание и принятие обществом законов, поскольку ни власть, ни право не могут быть реальными гарантами исполнения законов, если они не легитимированы обществом. Это возможно только в условиях становления и функционирования полноправного гражданского общества, децентрализации управления, развития самоуправления и самоорганизации общества. На личном уровне - формирование общей правовой и политической культуры граждан, господство в обществе и сознании людей демократических норм и принципов.

Несмотря на социально-экономический уклон в оценке эффективности российской демократии, граждане, тем не менее, четко представляют, что необходимо для формирования этого качества, а именно, прежде всего, равенство всех граждан перед законом, независимое судопроизводство, политический плюрализм, свободные выборы, включая выборы главы государства, а также отсутствие чрезмерной социально-имущественной дифференциации, затрудняющей реализацию политических свобод. Поскольку в наибольшей степени демократические права и институты востребованы высоко и средне материально обеспеченными гражданами, имеющими более высокий уровень образования представителями средних возрастных групп. То есть, наиболее зрелыми в социальном и гражданском смысле людьми.

В этом отношении назначение и роль гражданского общества, организаций некоммерческого сектора - как институциональных посредников и медиаторов во взаимоотношениях между властью и обществом - существенно возрастает. Поскольку именно организации третьего сектора, да и возникшие в последние 2 года т.н. движения "одной проблемы" (обманутые дольщики и т.д.) способствуют переориентации государственной службы на решение проблем простых людей, на смещение центра тяжести самой политики от "государственного интереса" к правам и интересам каждого человека", тем самым существенно снижая деструктивный конфликтный потенциал взаимодействия общества и власти, и обеспечивая реальную возможности граждан и их объединений контролировать действия правящей элиты и влиять посредством своей гражданской экспертизы на функционирование государственной вертикали власти.

Согласно оценке Общественной палаты, деятельность некоммерческих организаций больше всего признана государством и обществом с в таких сферах, как защита прав граждан, молодежной политики, культуры, социальной защиты и реабилитации, сферах здравоохранения, экологии и защиты природных ресурсов, трудовых отношений, науки и образования национальной политики. НКО заявляют себя в социальной сфере как поставщики или производители социальных услуг; инструмент влияния и трансляции общественных интересов на условия и характер производства социальных услуг в бюджетной сфере, в том числе настройки "обратной связи", контроля и оценки, разработки стандартов, формирования библиотек лучшего опыта (best practices), обеспечивают независимый анализ и экспертизу и т.п.; выступают инструментом влияния на направленность и способы реализации социальной политики, в том числе на увеличение или уменьшение спроса на услуги; обеспечивают источник и механизм привлечения инвестиций в социальную сферу через добровольческую деятельность, собственную или инициированную, и привлеченную с их помощью частную или государственную благотворительность.

Помимо этого НКО являются лидерами общественного мнения, хорошо ориентируются в потребностях и запросах своих целевых групп, пользуются их доверием, умеют профессионально и технологично выстраивать взаимодействие власти, бизнеса и общественности, и - самое главное - предлагают гражданам механизмы участия в общественных процессах.

Для более эффективной работы некоммерческого сектора в партнерстве с государством в решении социально-острых проблем и защите социальных прав граждан требуется существенная демонополизация рынка социальных услуг, формирования единого стандарта оказания социальных услуг, координация совместной деятельности федеральных ведомств, отвечающих за социальную сферу, гражданских организаций и политических партий, артикулирующих и продвигающих интересы граждан. Одним словом, для того чтобы создать эффективную систему зашиты социальных прав российских граждан и предотвратить стихийные, внесистемные формы выражения протеста в условиях "вползания" страны в глобальный кризис со всей жесткостью встает проблема поиска пределов того оптимума, в котором взаимодействие общества и власти сохраняло бы свой позитивный потенциал, и не вытесняло граждан и их организации в поле противостояния власти (вместо -"самостояния").

В этом отношении политическая программа партии "Справедливая Россия" максимально настроена на реализацию указанных принципов, предлагая приоритетом создание социально ответственной власти, отвечающей требованиям открытого и справедливого общества, осуществление требований ее доступности, прозрачности, информационной открытости на всех уровнях, расширение полномочий ФС РФ в части эффективного контроля за исполнительной властью; критика бюрократизации власти и создание режима максимального благоприятствования гражданским инициативам; поддержка передачи все большего числа полномочий от властных структур общественным организациям; развитие культуры многопартийности; формирование цивилизованной системной оппозиции; развитие принципов политической конкурентности и публичности; развитие института общественных наблюдателей.

Лидер партии С.Миронов неоднократно подчеркивал, что "именно "третий сектор" наиболее активно инициирует социальное партнерство, формирует условия движения общества по пути справедливости, солидарности и свободы". И надо сделать все, чтобы защитить сами общественные организации, которые вынуждены постоянно завоевывать свои права в борьбе с косностью и инертностью бюрократии, а на местном уровне встречать прямое противодействие чиновников, испытывать проблемы с финансированием и налогообложением, проходить усложненный процесс регистрации и сталкиваться с наличием жестких барьеров между властью и гражданским обществом. "Возьмем свою судьбу в свои руки", - вот политическая философия современных левых. Их задача - не дать затеряться человеку с его проблемами и нуждами и его общественными организациями в непростых кризисных условиях в коридорах неэффективного государственного аппарата. На это же на целены инициативные предложения Президента РФ по развитию гражданского общества и демократического государства.

Партия открыла горячую линию по учету предложений граждан по предотвращению последствий кризиса, предложила свою антикризисную программу. Она будет настаивать на принятии антикризисных законов, основная задача которых - защитить население, особенно уязвимые его социальные слои. И такой корректировке бюджета, чтобы средства, которые есть у государства - золотовалютные резервы и резервные фонды, были переориентированы на индексацию доходов населения, на восстановление части натуральных льгот. Но не только защитная функция характеризует активность партии в кризисных условиях. Партия целенаправленно будет способствовать раскрытию потенциала гражданского общества, гражданского участия - через гражданскую экспертизу, гражданский контроль, снятие жестких барьеров между государством и гражданским обществом, обеспечение их тесного сотрудничества для распределения властных полномочий и ответственности между всеми активными сторонами общества, а также стимулировать малый и инновационный бизнес. И это соответствует программным принципам социал-демократической партии. Ее предвыборным обещаниям.

Таким образом, сегодня стало вполне очевидно, что полноценная социальная политика возможна лишь в том случае, когда государство совместно с другими субъектами гражданского общества вырабатывает стратегию и приоритеты социальной политики и организует их практическое воплощение совместными усилиями. Только опираясь на социальное партнерство, государство в новых условиях сможет обеспечить в полном объеме конституционно закрепленные функции социального государства. Новым вектором социальной политики, имеющим фундаментальный характер, должен стать принцип социального диалога и социального партнерства, солидарности с неправительственными организациями, профсоюзами и политическими партиями.


_________________________________________________________________________________
1. Аналитический доклад "Малообеспеченные в России: кто они? К чему стремятся?", подготовленного ИС РАН в сотрудничестве с московским представительством Фонда имени Ф. Эберта, М.: 2008)
2. Российская идентичность в социологическом измерении. Аналитический доклад. М.: ИС РАН, 2008
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован