24 января 2005
3266

Ленинские норы

В конце января начнется 1-я Московская биеннале современного искусства. Несмотря на то, что в нее вложили $4,3 млн., это пробная выставка. Если она окажется успешной, то в 2007 году Москва может стать центром современного искусства. Хотя бы на месяц.
Учрежденная в рамках федеральной целевой программы "Культура России 2001-2005 годы", Московская биеннале станет, по сути, и ее единственным итогом в художественной сфере, не считая ежегодных "Арт-Манежей". Кинофестивали международного масштаба Россия проводит, театральные тоже, 300-летие города-музея Санкт-Петербурга отметили так, что до сих пор в ушах звенит, а вот у художников своего серьезного мероприятия, претендующего на мировой уровень, до сих пор не было. Размах московского мероприятия чувствуется во всем: в программе почти 70 выставок, только в основном проекте "Диалектика Надежды" задействованы 43 художника Индии, Китая, Кубы, Германии, США, Кореи и России. Основной проект стартует 27 января на трех главных площадках - в бывшем Музее В.И. Ленина, в Музее архитектуры им. А.В. Щусева и (впервые в истории страны) в метро. Городские власти отдали внутреннее пространство Музея Ленина в полное распоряжение художников (все равно его после выставки закроют на реконструкцию). Там соберут все большие инсталляции: под потолком будет крутиться мобиль - подвижная конструкция из кирпичей, кусков бетона и арматуры (Сэм Дюран, "Ваш выбор"), коридоры музея Михаель Бойтлер покроет строительной сеткой и различными предметами, торчащими из стен и, по замыслу, меняющими суть пространства. Любой желающий сможет прикоснуться к монументальной кухонной утвари, отлитой из металла индийцем Субодом Гуптой, а при помощи "световой машины" Мелика Оганьяна оставить запись электрическим светом. Перед выходом посетители получат в подарок игрушечный автомобиль ("Ленин раздает подарки", акция Ку Джонг-А). Идею превратить в выставочный зал станцию метро "Воробьевы горы" активно поддержало руководство Московского метрополитена, который в этом году готовится к своему 70-летию. В результате художники получили уникальный зал длиной 180 и шириной 12 метров, да к тому же открытый с шести утра и до часа ночи. Вышла своеобразная "перекличка": от бывшего Музея Ленина - к метрополитену имени Ленина и затем - к станции, не так давно носившей название "Ленинские горы". В Музее архитектуры соберется главным образом видеоарт плюс немного фотографий и скульптуры. Здесь можно будет расслабиться под фильм голландцев Де Ряйке & Де Рой (неспешное скольжение камеры по цветным восточным коврам) или посмотреть, как под руководством модного польского художника Павла Альтхамера инвалиды-паралитики исполняют "Квадригу". Девушки наверняка прослезятся, посмотрев видео немца Клеменса фон Ведемейера (русская девушка пытается получить визу в германском посольстве). На станцию метро "Воробьевы горы" художников пустили с обязательным условием: их работы не должны мешать работе метро. Поэтому большинство проектов будут либо чисто визуальными, либо в сопровождении звука, похожего на привычный гул поездов (так, звуковая инсталляция Триши Доннелли - это волчий вой, органично звучащий в тоннеле). Под потолком зала повесят четыре больших монитора, на которых можно будет видеть, как живут люди из проекта шведского автора Йоханны Биллинг. Оказывается, подземка-галерея - чисто российское изобретение, хотя во всем мире давно устраивают экспозиции современного искусства в необычных местах. Кассельская "Документа" проходит в старой пивоварне, Лионская биеннале - на бывшем сахарном заводе, а Стамбульская биеннале вообще занимает все главные туристические достопримечательности города, включая собор Святой Софии. С оглядкой на Европу Название biennale в переводе с итальянского означает "двухгодичный" - так в мире принято называть несколько десятков фестивалей и выставок, которые проводятся раз в два года. Первую биеннале современного искусства устроило в 1895 году в Венеции "Автономное предприятие Венецианская биеннале" на государственные деньги. И сегодня именно Венецианская биеннале - главный смотр достижений contemporary art. "Цена картин и инсталляций участников биеннале вырастает до сотен тысяч долларов", - замечает галерист Айдан Салахова. Помимо итальянского мероприятия существует общеевропейская "Манифеста". В отличие от других биеннале, "Манифеста" проводится в разных европейских городах - ее устраивали в Роттердаме, Люксембурге, Любляне. Не менее знамениты немецкая "Документа" в Касселе и старинная биеннале в Сан-Паулу (Бразилия), где акцент ставится, разумеется, на искусстве Латинской Америки. Кроме того, существуют биеннале в Стамбуле (посвященная единству Азии и Европы, а также попытке доказать, что Турция - вполне западная страна), в Сеуле и Шанхае (эти выставки ищут общее культурное пространство у Дальнего Востока и Запада). Австралийское искусство пропагандируют на Сиднейской биеннале, а африканское - в Йоханнесбурге. По всей видимости, 1-я Московская биеннале станет чем-то средним между Сеулом и Сиднеем (вроде как мы обеими ногами в культурном мейнстриме современности), но с претензиями на венецианский размах. Международный куратор биеннале Яра Бубнова считает, что Москва похожа на Венецию, но не совсем: "Обе биеннале в полной мере представляют современное международное концептуальное искусство. А главное отличие в том, что в Венеции помимо кураторского проекта есть национальные павильоны, например русский, где представлена исключительно Россия, или немецкий. В Москве национальная репрезентация отсутствует. Участники будут представлять исключительно сами себя". Хорошо это или плохо - покажет выставка. Дай миллион! На искусство Любая биеннале современного искусства - это прежде всего некоммерческий проект, в котором задействованы государственные деньги, как правило небольшие. У "Манифесты" - около $3,3 млн., бюджет Венецианской биеннале - $5,3 млн. Эти деньги организаторы распределяют среди участников (с учетом стоимости их проектов кому-то больше, кому-то меньше). Как правило, госсредств хватает на то, чтобы издать каталог и оплатить доставку материалов для инсталляций на место проведения выставки. Поэтому организаторы всячески привлекают спонсоров. Некоторые национальные павильоны Венецианской биеннале тянут на миллионы долларов. Так, павильон США стоил $4 млн., павильон Германии - $2 млн. Российский - около $200 тыс. Организаторы Московской биеннале - Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, правительство Москвы и государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО" - сыскали на нужды биеннале $3 млн. госсредств, но этого оказалось мало. На каждого из участников пришлось чуть больше $7 тыс., хотя стоимость многих проектов гораздо выше (некоторые авторы заявили страховую стоимость своих произведений более $100 тыс.). Но спонсоров, желающих вложиться в современное искусство, в России, в отличие от Запада, где художникам дают миллионы долларов, оказалось немного. Спонсоры современного искусства еще не поняли, что участие в подобном мероприятии превращает их в инвесторов: современное искусство растет в цене порой быстрее, чем популярные сейчас Шишкин и Айвазовский. Впрочем, миллион с небольшим долларов спонсоры все-таки дали, так что совокупный бюджет первой биеннале в Москве составил $4,3 млн. (примерно такие же деньги тратятся на Московский кинофестиваль). Для России это большая цифра расходов на искусство. Насколько Москве суждено стать преемницей Венецианской биеннале (не только по форме - количеству площадок и участников, но и по содержанию), покажет время, вернее 2007 год, когда биеннале пройдет во второй раз. Но сейчас уже понятно, что произошел качественный рывок и Россия официально заявила о своем интересе к современному искусству. "Это логичная и разумная линия поведения государства, которое формирует свой новый имидж, - считает комиссар 1-й Московской биеннале Евгений Зяблов. - Нужно помнить и о том, что в нашей стране государство де-факто является крупнейшим игроком на поле искусства: так, подавляющее большинство музеев находится в его ведении". Кстати, под дружеским нажимом государственной длани некоторые меценаты, по словам того же Зяблова, планируют приобрести наиболее удачные экспонаты биеннале и передать их в ведение музеев. Возможно, под шумок создадут несколько новых государственных музеев и фондов современного искусства. В общем, как ни сложится судьба Московской биеннале, государство внакладе не останется.
Иван Дыховичный, режиссер:"Мы погрязли в культе вещизма" "Профиль": Вы интересуетесь международными биеннале современного искусства? Иван Дыховичный: Да, и регулярно посещаю их во время поездок по всему миру. Но если биеннале в большинстве случаев носят все-таки более светский характер (тусовка, общение, бизнес), то проявления свежей новаторской мысли в искусстве можно встретить повсюду. Даже в Москве, хотя все новое и интересное в Москве - случайность. "П.": Что вы имеете в виду? И.Д.: Например, в Москве в бутиках кепки и сандалии от Ямамото появляются раньше, чем на родине кутюрье в Японии, а потрясающий концерт Филиппа Гласа проходит практически незамеченным. Мы погрязли в культе вещизма и попсе и не замечаем тех перлов, которые изредка, но блистают на родных улицах. Я могу месяцами гоняться по Европе, пытаясь послушать какого-нибудь интересного певца, а он возьмет и споет в Москве в тихом открытом клубе для обычной аудитории в 100 человек. "П.": Вы ожидаете приятных сюрпризов от биеннале? И.Д.: Да, и твердо верю, что когда ждешь - получишь. Для человека, особенно творческого, очень важно, чтобы его личные мысли и идеи находили подтверждение со стороны. Когда современные художественные проекты отвечают твоим внутренним ощущениям и ты чувствуешь себя частью мирового мейнстрима в искусстве - это здорово и не дает закоснеть мозгам. Для меня лично кое-какие приятные моменты, связанные с Московской биеннале, уже случились. Спасибо Михаилу Швыдкому, он взял и собрал в преддверии выставки большинство людей, которые на сегодня составляют прогрессивную часть российского арт-сообщества. Как правило, их не увидишь по телевизору, они уже давно не тусуются (многих я не видел лет 15), но именно они будут вписаны в историю современного искусства, как в свое время в советское кино были вписаны Тарковский с Иоселиани. Только в СССР государство дало возможность Тарковскому снять "Андрея Рублева" и "Зеркало", а сейчас государству плевать на художников. И заграница нам не поможет, у них своих голодных талантов хватает. "П.": Не потеряется ли московская публика в обилии художественных площадок биеннале? И.Д.: Наверняка у многих будет каша в голове. Но, возможно, именно биеннале и определит то место и того автора, который сможет создать новую художественную площадку. Верю, что это будет не Зураб Церетели.

Мария Микели

24.01.2005

www.profile.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован