23 апреля 2007
3799

Лев Пономарев: В кожну хату - по Квадрату*

Прошедший в Шаргороде Международный фестиваль современного искусства дал старт превращению украинского городка в испытательный полигон для новой восточно-европейской модели инновационного развития
Главный инициатор всех шаргородских проектов, президент московского общества развития актуального искусства "Метафутуризм" Александр Погорельский :: Фото: Александр Зубко

Главный инициатор всех шаргородских проектов, президент московского общества развития актуального искусства "Метафутуризм" Александр Погорельский

Фото: Александр Зубко

В середине апреля в киевском Центре современного искусства (ЦСИ) и столичной галерее Березницких открылась художественная выставка "Шаргород. Послесловие...", которую организаторы назвали визуальным отчетом о первом фестивале современного искусства, состоявшемся в конце лета прошлого года в небольшом городке Шаргороде Винницкой области. "Эксперт" подробно писал об этом десанте художников в украинскую глубинку. У всех, кому тогда повезло попасть в семитысячный провинциальный городок, ставший полем деятельности самых известных представителей отечественного и российского художественного авангарда, перечисление фамилий и регалий которых заняло бы полстраницы, впечатлений было, что называется, выше крыши. Представьте себе типичное украинское местечко с пятисотлетней историей, несколькими старыми и новыми кладбищами разных конфессий, громадной синагогой XVI века, ставшей морсо-винным заводом, сохранившими первозданный вид одноэтажными домиками бывшего еврейского штетла, и нынешними хатами и храмами. И среди всего этого авангардные работы художников, не вылезающих из Мюнхена, Венеции, Роттердама и прочих центров современного европейского искусства! Тогда картины и инсталляции, которые сегодня выставлены в ЦСИ и галерее Березницких, в Шаргороде располагались просто на улице, на стенах домов, в заброшенном сарае на местной бензоколонке, в здании завода и других неожиданных местах.

Однако самое интересное было не в этом. Мало ли нынче можно увидеть экзотических арт-фестивалей? Главная интрига заключалась в обещании организаторов проекта - уроженца Шаргорода и нынешнего президента московского общества поддержки альтернативного искусства Александра Погорельского и арт-директора московского Центра современного искусства "Винзавод" Николая Палажченко - дать фестивалю современного искусства постоянную прописку в этом городке. Более того, речь шла о том, что фест будет всего лишь частью еще более амбициозного проекта.

Тогда контуры этого проекта были еще не вполне четкими. Нынче в беседах корреспондента "Эксперта" с организаторами и участниками фестиваля и в ходе проведенного в рамках киевской выставки симпозиума "Малые города как полигон современного искусства" выяснилось: если задуманное осуществится, Шаргород может стать полигоном, на котором будет испытана новая восточно-европейская модель инновационного развития.
Правила для всех

В ближайшем будущем небольшой украинский городок планируется сделать местом, где будут работать не только художники, но и философы, социологи и другие ученые из разных стран мира. (Александр Погорельский ко всему прочему еще и кандидат экономических наук, директор московского Института Восточной Европы, главный редактор и председатель научного совета философско-литературного журнала "Логос"). Предметом их изучения станет в первую очередь сам Шаргород как многовековая успешно действующая модель правильно организованного (точнее, самоорганизующегося и саморегулирующегося) человеческого сообщества.

Действительно, несмотря на все войны, чехарду властителей (городом правили поляки, турки, украинцы, русские, румыны, немцы и снова украинцы) и социальные катаклизмы, численность населения Шаргорода уже четыре века подряд остается неизменной и не превышает 7400 человек. На протяжении этих столетий в городке, где бок о бок живут представители православной, католической, римско-католической, иудейской и других конфессий и люди разных национальностей, не было ни одного крупного конфликта на религиозной или национальной почве. Вряд ли такая успешная модель человеческого общежития сложилась сама собой.

Понять, что помогло шаргородскому островку терпимости выжить в бурном море почти никогда не прекращавшихся в Восточной Европе религиозных, политических, социальных и экономических конфликтов, - актуальная задача для современных гуманитариев. Александр Погорельский говорит: "Сейчас у всех возникает ощущение, что Восточная Европа, минуя период взаимной терпимости, которому в гуманитарной сфере отвечало время модерна, очень быстро переходит в период постмодернизма, где многие институты современной цивилизации приобретают совершенно другое звучание, а форма часто не соответствует содержанию. Жизнь во многом заменяется видеорядом, многие вещи существуют в состоянии "как бы" - политика, искусство, наука. Возникает тупик, который очень остро чувствуется не только в гуманитарных, но и в технических научных дисциплинах. Такой же идейный кризис ощущается и во многих других областях человеческой деятельности. Один из выходов из этой ситуации - попробовать вернуться к той точке, с которой мы сорвались. Например, возвратиться в малые города как некое социальное пространство, которое сохранило, по необходимости приобретая признаки нового, лицо старого. Если говорить о том мире, который существовал в Шаргороде, то я глубоко убежден, что этот мир определялся строго разработанными правилами, которых придерживались представители всех конфессий. Правила эти были разработаны надолго, и даже сейчас, когда состав населения изменился и представителей некоторых конфессий уже нет, они продолжают соблюдаться".

Одно из наиболее простых и наглядно наблюдаемых таких правил - взаимный интерес шаргородцев друг к другу. Хотя на крышах многих домов стоят спутниковые телевизионные антенны, горожане по вечерам после рабочего дня ходят в гости друг к другу. Просто так, чтобы пообщаться.
Спортзал для художников

Ученые-гуманитарии, которым для постоянной работы в одной связке с представителями современного искусства в Шаргороде построят творческую резиденцию, только начнут изучать шаргородский феномен. А художники, высадившие на этом гуманитарном полигоне первыми (по словам Погорельского, они "решили начать с искусства, поскольку именно оно может сразу схватить главное в окружающей среде"), правила шаргородского общежития уже ощутили на себе. И остались ими вполне довольны.
Привезенные из Шаргорода инсталяции художницы Анны Броше :: Фото: Александр Зубко

Привезенные из Шаргорода инсталяции художницы Анны Броше

Фото: Александр Зубко

И не только потому, что люди одних творческих интересов, которым годами не приходилось общаться друг с другом, к взаимной радости встретились в небольшом украинском городке для выполнения общей художественной задачи. История показывает: даже простая концентрация творческих сил в одном городке нередко приводит к отличным результатам (например, Витебск 20#8722;х годов прошлого века), но организаторы "Арт-местечка" пошли дальше. Художники, обычно предпочитающие работать уединенно, в Шаргороде получили одну мастерскую на всех - большой спортзал. И оказалось, что творческая деятельность, построенная по шаргородским принципам, получает новое измерение. "Многие работы в Шаргороде удались потому, что там создалась особая атмосфера. Художники совещались, давали друг другу советы, позировали друг для друга", - сказал один из наших собеседников. Московско-парижская художница Анна Броше назвала шаргородский спортзал "уникальным местом" для творчества. Склонный к эпатажу украинец Илья Чичкан высказался несколько витиевато, но в унисон Анне: "В Шаргороде мы были вынуждены общаться друг с другом, и это было замечательно".

Шаргород некоторых своих гостей спровоцировал на переоценку места искусства и художника в современном мире. "Не столько художники нужны были Шаргороду, сколько он был нужен художникам. Шаргородцы - гостеприимные и толерантные хозяева, которые, посмотрев даже самые эпатажные образцы современного искусства, как бы сказали: что хотите, то и делайте, мы вас на вилы поднимать не будем. И художники вдруг поняли, что делать-то нужно что-то другое. Что нельзя жить и работать только для самих себя и своих коллег, потому что в этом случае становишься окончательно не интересным миру и непонятным ему. Я вырос в маленьком городке Березовске под Свердловском, где жизнь, как и в Шаргороде, не выходит за рамки повседневного восприятия. Там ты можешь сколько угодно смотреть по телевизору политические передачи, но если ты не посадишь вовремя картошку, весной тебе нечего будет есть. А если поссоришься с соседом, тебе не у кого будет оставить ключ или попросить соли. Когда я приехал в Москву, мне многое показалось странным. Например, то, что там можно прокормиться интеллектуальным трудом, но при этом интеллектуалы поделены на враждующие между собой тусовочки, а художники, выставляющиеся в одной галерее, считают своими главными врагами художников из других галерей. А в Шаргороде веками рядом живут разные люди с разными представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо. И всем им надо так или иначе мириться, потому что они зависимы друг от друга. И тут понимаешь, что так жить правильно. Ведь нелепо, к примеру, придти домой и сказать жене или детям: "я от вас независим"", - поделился своими взглядами московский художник Александр Шабуров, член выставляющейся по всему миру группы "Синие носы".
Люди вместо нефти

В дальнейшем фестивали современного искусства будут проходить в Шаргороде раз в два года. Этим летом вместо художников в городок на биеннале приедут архитекторы. Им придется решать две задачи: создание проектов, привязанных к конкретным местам в Шаргороде и его окрестностях, и разработка генерального плана преобразования местного ландшафта. Архитектурный пленэр будет международным, поскольку свое желание участвовать в нем уже выразили специалисты из Москвы, Вены, Парижа. Планируется начать восстановление районов исторической застройки Шаргорода, в частности, еврейского местечка. В некоторых из этих домов могут быть открыты мини-гостиницы, где будут реконструированы приметы быта прошлых исторических эпох. Для кого-то из будущих туристов это станет возможностью ближе познакомиться с Восточной Европой, для кого-то - уникальным случаем оказаться в атмосфере, о которой столько рассказывали их бабушки и прабабушки, и обрести родовую память. Ведь выходцы из этого района Украины, входившего в черту оседлости, рассеяны сейчас по всему миру.

Небольшой украинский городок должен стать не только туристическим, но и образовательным центром: государство строит здесь лицей для одаренных детей. Александр Погорельский считает, что этот лицей и творческая резиденция должны работать в тесной взаимосвязи. "Мы надеемся, что нам удастся организовать встречи обучающихся в лицее детей с известными в мире людьми, которых мы будем приглашать жить и работать в творческую резиденцию, - говорит он. - Встреча с выдающимися личностями, такими как, к примеру, Иммануил Валлерстайн, запоминается на всю жизнь и формирует в человеке масштаб". А если в летний период еще организовать в Шаргороде отдых одаренных детей из разных стран Восточной Европы, то такое общение может заложить основы взаимопонимания будущих европейских элит на фоне общей восточноевропейской ментальности и судьбы.

Несмотря на амбициозность этих далеко идущих планов, мировая практика показывает: они вполне осуществимы. Так, выступавший на киевском симпозиуме арт-критик и главный редактор московского журнала "Арт-Хроника" Николай Молох напомнил, что многие, самые авторитетные сегодня международные арт-фестивали начинались именно как региональные проекты. Правда, от старта и до момента их международного признания прошли не один и не два десятка лет, а некоторые недавно затеянные на постсоветском пространстве арт-фесты и вовсе не оправдали надежд своих учредителей.

Организаторы шаргородского феста все это знают, учитывают и верят в успех своего проекта. В первую очередь потому, что для них Шаргород - не просто очередное начинание, а испытательная лаборатория, в которой будет проверена разрабатываемая ими восточноевропейская модель инновационного развития. "Если Россия или некоторые другие страны могут жить за счет нефти, то в Украине, ее, слава богу, нет. Слава богу - потому что в этом случае надо жить за счет креатива", - говорит Александр Погорельский. Директор Института Восточной Европы считает, что для этой части континента индустриальный путь развития как базовый на ближайшие десятилетия, по всей видимости, не актуален - утерян темп и слишком сильны конкуренты в лице быстроразвивающихся стран Юго-Восточной Азией и Китая. Но зато, по словам Погорельского, у Восточной Европы есть колоссальный потенциал постиндустриального развития, основанный на человеческом факторе, свежих прорывных идеях, освоении новых сфер человеческой деятельности. Причем развиваться этот потенциал будет на основе региональных проектов, в каждом из которых будет своя фишка. Для шаргородского проекта такой стартовой фишкой стало современное искусство.

На логичный вопрос, как отнесутся к этому сами шаргородцы, чьи предки когда-то заплатили за то, чтобы железная дорога обошла их стороной, организаторы феста отвечают примером из практики. На прошлогоднем фестивале киевская группа художников "Нацпром" провела в Шаргороде акцию под лозунгом "В кожну хату - по Квадрату". Художники продавали на местном базаре среди огурцов и помидоров копии знаменитого "Черного квадрата" Казимира Малевича, уже почти сто лет вызывающего агрессивную реакцию некоторых поклонников реалистического искусства. Так шаргородцы, наверняка впервые в жизни видевшие это полотно, не только не порвали его на кусочки, но даже приобрели для украшения собственных хат. "Задевает", - сказал один из них. Но дальше произошло самое интересное. Местные жители сказали художнику: "Ну что ты сидишь на базаре? Иди, рисуй дальше, а мы будем продавать".


23.04.2007
http://www.expert.ru/printissues/ukraine/2007/16/festival_v_shargorode/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован