01 ноября 2007
1999

М.Б.Дюжева, С.Е. Метелев: Рейтинг - новое или хорошо забытое `старое`?

Впечатать соавтора Метелева С.Е.

За последние годы повсеместно развёрнуты активные усилия по освоению управленческих инноваций, направленных на коренное улучшение системы управления персоналом. Обусловлено это происходящими в стране преобразованиями, требующими от специалиста нового типа хорошей профессиональной подготовки, способного со знанием дела, творчески и без "опеки" руководителя решать многообразные задачи, выдвигаемые временем, в том числе повышать общее, профессиональное и культурное саморазвитие.

Рейтинг - как инструмент оценки одного фигуранта относительно другого применяется во многих отраслях и направлениях деятельности.

Если спросить россиянина, кто у него ассоциируется с компьютерами, скорее всего он назовёт Билла Гейтса и это благодаря самым распространённым рейтинговым PR - изданиям. Таким как "iTOP - 100", "Рейтинги популярности политиков", "Рейтинги устойчивости банков" и т.д.

Но если спросить этого же гражданина, что у него ассоциируется с рейтингом управления, ответа может и не последовать.

Конечно рейтинг PR, точный рейтинг по определённым критериям - необходимая, важная информация для принятия финансовых, маркетинговых и др. решений руководством предприятия (организации), никто не собирается принижать его необходимость и достоинства, но в тоже время значимым является рейтинг персонала самого предприятия.

В жизни каждого предприятия наступает момент, когда знание того, что собой представляют его сотрудники, становится ключевым для развития предприятия, тогда и наступает момент для обращения к оценке (рейтингу) персонала.

Ждать такого момента не рекомендуется в силу ряда объективных причин. Одна из таких причин это стабильное, планомерное развитие и рост предприятия.

Почему же автор статьи обращает внимание читателей не просто на рейтинг, а на рейтинг, как на хорошо забытое "старое"?

Да, прежде всего потому, что рейтинговый метод оценки персонала используется в России уже давно, но чаще всего за последнее время применяется при проведении аттестации. Рейтинговая оценка знаний в той или иной форме существует с середины XX века и применяется во многих западных университетах, а также в некоторых вузах нашей страны.

Впервые с рейтингом мы познакомились в период социализма в России и он назывался "социалистическое соревнование". Давайте попробуем проанализировать два этих направления: рейтинг и социалистическое соревнование.

Рейтинг - дословно с английского - это оценка, некоторая численная характеристика какого - либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается "накопленная оценка" или "оценка, учитывающая предысторию". Принят и такой термин - индивидуальный, кумулятивный индекс. В нашей же российской практике рейтинг - это некоторая числовая величина, выраженная, как правило по многобальной шкале (например, 20-ти или 100-бальной) и интегрально характеризующая личностную характеристику, профессиональные знания, умения, навыки по одному или нескольким показателям, критериям оценки в течении определённого периода. В качестве показателей оценки выступают виды деятельности работника. Критериями оценки являются сами действия.

Социалистическое соревнование - отношения, складывающиеся в процессе совместной деятельности людей, выражающиеся во взаимном стимулировании активности друг друга и в конечном увеличении полезных результатов совокупных действий. Соревнование может возникать при самых различных социальных формах объединения и кооперирования действий отдельных людей в совместную, массовую деятельность.(Словарь по этике /Под ред. И.С.Кона.-4-еизд.-М.: Политиздат,1981.- с.319)

"...Уже самый общественный контакт, - говорил К. Маркс,- вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии (animal spirits), увеличивающее индивидуальную производительность отдельных лиц..." (т. 23, с. 337). Однако общественная природа соревнования бывает различной в зависимости от социальных отношений, присущих данному общественному строю. "Социализм,- писал В. И. Ленин,- не только не угашает соревнования, а, напротив, впервые создает возможность применить его действительно широко, действительно в массовом размере... Впервые после столетий труда на чужих, подневольной работы на эксплуататоров является возможность работы на себя..." (т. 35, с. 195, 196).

В социалистическом соревновании, в конечном счете, предполагалась общая для всех участников цель - увеличение богатства общества в целом. Общественная деятельность в рамках социалистического соревнования обретала и моральный смысл служения людям. Поэтому, хотя каждый из соревнующихся стремится превзойти другого, отношения между участниками общего дела складывались чаще всего на основе взаимопомощи и коллективизма. Социалистическое соревнование предполагало взаимный обмен опытом, распространение индивидуального почина, оказание помощи отстающим, использование примера передовых и другие самые разнообразные виды товарищеского сотрудничества.

Формы социалистического соревнования различны - коммунистические субботники в годы гражданской войны, движение ударников и стахановцев в годы социалистического строительства, движение бригад и ударников коммунистического труда и другие формы соревнования в период строительства коммунизма. Социалистическое соревнование, являлось, одним из путей коммунистического воспитания, средство развития общественной активности и сознательности, самодеятельности и творчества трудящихся. Оно способствовало в большинстве случаев воспитанию в людях высоких моральных качеств - инициативности, принципиальности, смелости, требовательности к людям и к себе, трудолюбия, бережливости и др.

Целью рейтинга управления персоналом предприятия должно являться создание объективного представления о профессиональных (а в некоторых случаях и личностных) недостатках и достоинствах сотрудника, возможности целенаправленного исправления этих недостатков, целостного формирования, развития работника как высококвалифицированного специалиста и его дальнейшего карьерного роста.

Следующий этап в рейтинге управления персоналом это выработка показателей и критериев, по которым будут оцениваться сотрудники (работники) предприятия.

Непосредственно рейтинговой оценке могут подлежать:

· результаты исполнения индивидуальных заданий;

· стиль поведения;

· характерные особенности работника и т.д.

Подходить к разработке рейтинга необходимо основательно, грамотно, подбирая подходящий метод к конкретной ситуации.

После определения критериев выбирается метод оценки:

· сравнительный метод - например, сравнивается между собой деятельность работника и эталонная деятельность;

· метод декомпозиции - расчленение сложных действий на более простые;

· нормативный метод - система нормативов, которые определяют состав и содержание функций работника (сотрудника) и другие методы.

В процедуре рейтингового оценивания принимают участие эксперты (внутренние, внешние).

Чем больше людей будет привлечено к рейтинговой оценке, тем более точными и объективными будут её результаты.

К рейтинговой оценке персонала могут быть привлечены:

· руководитель;

· коллеги;

· подчинённые руководителя;

· независимые специалисты;

· потребители товаров, услуг, работ.

Рейтинговое оценивание может проходить 1-2 раза в год, а при необходимости - чаще (если рейтинг использовать при назначении премий, доплат и т.д.).

Рейтинг управления персоналом выполняет множество функций:

1. Конструктивная (оценка лежит в основе принятия кадровых решений);

2. Координационная (оценка выступает в качестве информационного обеспечения оперативного управления с целью повышения эффективности работы организации);

3. Контрольная (содержание оценки может различаться в зависимости от поставленной цели: проверка соответствующих характеристик, например, профессионально важных качеств кандидата на должность; оценка количественного и качественного результата, индивидуального вклада, достижения поставленных целей и т.д.);

4. Аналитическая (оценка служит информационной базой для анализа);

5. Коммуникационная (процедура оценки является способом донесения до сотрудника признания результатов его деятельности, служит сигналом для корректировки поведения, обеспечивает обратную связь);

6. Мотивационная (оценка сама по себе выступает важнейшим средством мотивации людей, поскольку показывает направленность желательных - нежелательных форм проявления трудового поведения или отношения к труду).

Таким образом, успешность применения рейтинга на практике зависит от:

· Чётко определённых основных целей и задач;

· Оговорённых сроков выполнения каждой задачи;

· Возможностей работника активно участвовать в процессе постановки задач;

· Определения их приоритетов;

· Наличия промежуточных этапов контроля и обмена информацией;

· Определения способа оценки достижения поставленных задач;

· Форм вознаграждения, предусмотренных в случае успешного выполнения задач.

Теперь более подробно рассмотрим особенности социалистического соревнования с автором Н.А.Тюленёвой в учебном пособии "Формы организации Социалистического соревнования в производственном комплексе" 1989 года издания.

Н.А.Тюленёва предлагает следующие формы соревнования:

· Комплексное соревнование;

· Функциональное соревнование;

Функции соревнования:

· Экономическая (производственная);

· Социальная;

Уровень - это определенная ступень в организации соревнования. Он определяется Формой разделения и кооперации труда. Возможны виды, организованные на уровне бригады, участка, цеха, предприятия, объединения в целом.

Этапы - это переходы в движении (фазы развития) соревнующихся в системе организации социалистического соревнования из одной группы в другую. В основе стратификации (расслоения) соревнующихся по этапам соревнования лежит исходный уровень трудоотдачи (потенциала) работников. Он определяется путем оценки результатов социально-экономической деятельности (ОРСЭД). Можно выделить следующие основные "слои" соревнующихся и соответственно три этапа соревнования:

I этап (низший) объединяет работников, имеющих низкий уровень трудовой и социальной отдачи (начинающие);

II этап (промежуточный) объединяет работников, имеющих средние стабильные результаты социально-экономической деятельности ("середняки");

III этап (высший).- на данном этапе соревнуются работники, имеющие высшие результаты социально-экономической деятельности (ведущие). Заметим, что такая стратификация, как и число этапов, не являются единственно возможными.

Период действия - это продолжительность (временной интервал) соревновательных отношений как между отдельными работниками, так и коллективами, зафиксированный в соответствующих методических положениях, условиях соревнований, конкурсов и т.д.

Различают следующие формы соревнования по периоду действия:

1. Долгосрочной состязательности:

- не менее трех месяцев (квартал);

- несколько месяцев (вахты);

- полугодие;

- год и более.

2. Среднесрочной состязательности:

- месяц;

- неделя;

- несколько дней.

3. Краткосрочной состязательности:

-день

Тактика руководителей должна быть направлена на:

- централизацию управления;

- сокращение числа уровней в организационной структуре, диапазона управляемости;

- преобладание краткосрочных стратегии в противовес решению долгосрочных проблем;

- ужесточение контроля;

- увеличение числа решений, принимаемых коллегиально (например решений, принятых советом трудового коллектива, и т.д.) т.е. усиление формальных механизмов принятия решений;

- сокращение процесса планирования и уменьшение числа целей, причем на первое место выдвигается задача увеличения административной нагрузки, обеспечение экономичности за счет более полного использования внутренних резервов;

- широкое использование стандартов.

При этом создаются объективные предпосылки для управленческих реформ и одновременно уменьшается способность воспринимать и осваивать нововведения.

При выборе стиля и методов руководства следует наряду с производственной ситуацией, географическим расположением предприятия или организации учитывать следующие качества конкретного работника:

- общеобразовательный уровень;

- уровень профессиональной подготовки;

- структуру потребностей;

- психофизиологические особенности;

- национальные особенности.

При выборе стиля и методов руководства основными критериями являются: конкретная производственная ситуация, уровень управляемого звена (бригада, участок, цех, предприятие), особенности каждого отдельного работника.

Организация соревновательных отношений в коллективе должна рассматриваться как важнейшая составная часть работы руководителя с персоналом. В целом же по предприятию - неотъемлемой частью работы с кадрами, включая прогрессивные системы (на основе выборов) комплектования кадров руководителей, работы с резервом.

Элементами организации соревновательных отношений являются:

l) методы оценки деловых, личностных качеств работников, включаемых в резерв (и не только их);

2) cxeмы перемещения специалистов и руководителей;.

Первый элемент - сравнение идет в формах соцсоревнования (кто лучше трудится, более компетентен и т.д.)

Второй элемент - должен предусматривать тесную увязку с повышением должностных окладов, премиями, надбавками.

Подводя итог вышесказанному, хочется сказать только одно, новое это хорошо забытое "старое".


Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован