Экономические преобразования в России коренным образом изменили задачи профессионального образования. Появление рынков труда и образовательных услуг изменили всю систему целеполагания и стратегию подготовки кадров. Социальное партнерство в сфере подготовки кадров - одна из важнейших форм образовательного менеджмента. Новое время требует новых подходов, и время дает нам шанс. Его нельзя упустить, не только по тому, что от этого зависит благополучие учреждений системы профессионального образования, но и в первую очередь потому, что формирование нового типа социального взаимодействия - это залог успеха. Под социальным партнерством понимаются самые разнообразные формы сотрудничества, в которых интегрируются на основе доброй воли и социальной этики цели, интересы, деятельность и возможности государства, финансовых кругов, предпринимателей, работников, различных демократических структур, профсоюзов, обучающихся, преподавателей в такой перспективной области, как профессиональное образование. Формирование высокой культуры социального партнерства - это путь создания конструктивных механизмов смягчения кризисных явлений и перехода к практической модели образовательного менеджмента.
По определению Никитина М.В. "......социальное партнерство в профессиональном образовании - это особый тип взаимодействия образовательных учреждений со всеми субъектами рынка труда, его институтами, а также территориальными органами управления, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса"1.
Рассмотрим систему социального партнерства, которая включает в себя законодательную базу как основу ее функционирования и развития, принципы, субъекты, функции и объекты социального партнерства, уровни взаимодействия партнеров, механизмы и методы регулирования отношений, организационные структуры и процедуры.
Объектами социального партнерства в профессиональном образовании становятся социально-трудовые и другие отношения между высшими учебными заведениями профессионального образования, органами государственного управления, объединениями нанимателей и профсоюзов в общенациональных рамках. А также отраслей экономики регионов, разработка, принятие и реализация согласованной политики, в области профессионального образования исходя из норм законодательства и показателей, характеризующих состояние экономики, социально-трудовой сферы в республике, регионе.
На сегодняшний день в ГОУ ВПО Омском институте (филиале) РГТЭУ идет наработка, обобщение и систематизация опыта социального партнерства. Образовательному учреждению пришлось заняться не профильной для него деятельностью: изучением реальных квалификационных требований работодателей, которые предъявляются работникам при трудоустройстве. В результате, чего было выявлены дополнительные профессиональные, квалификационные и иные требования, нередко выходящие за рамки образовательного стандарта, но принципиально необходимые для работодателя. Усилилось значение человеческих качеств работников, ключевых функциональных навыков: коммуникабельность, умение работать в команде, умение презентовать свою фирму, чувствовать настроение клиента и так далее. Обозначились и новые профессии, специальности которые востребованы местным рынком труда, но по которым вообще не ведется подготовка кадров. Например, специальность "Таможенное дело". Омская область - это государственная граница между Казахстаном и Россией. Специалисты в данной области являются дефицитом.
________________
1М.В. Никитин. Модернизация управления развитием образовательных организаций: Монография. - М.: Издательский центр АПО, 2001, с.60
Поэтому, ГОУ ВПО ОИ "РГТЭУ" определил для себя одно из важнейших социальных предназначений систем профессионального образования - это партнерство органов занятости и органов управления образованием с согласованием объемов и профилей подготовки квалифицированных кадров в учреждениях высшего профессионального образования в соответствии с прогнозами рынка труда, которые дают возможность открытия новых перспективных специальностей в ГОУ ВПО ОИ "РГТЭУ".
Сформировались определенные формы участия работодателей в социальном партнерстве с профессиональным образованием. Работодатели участвуют в оценке качества профессионального образования выпускников ГОУ ВПО ОИ "РГТЭУ". Представители предприятий входят в состав Государственных аттестационных комиссий (а нередко и возглавляют их), осуществляющих итоговую аттестацию выпускников учреждений высшего профессионального образования.
Работодатели участвуют в, получившей широкое распространение программе "Производственная (преддипломная) практика", которая стала одной из самых популярных программ занятости для студентов ГОУ ВПО ОИ "РГТЭУ". Цель этой программы создание временных студенческих рабочих мест на предприятиях (в некоторых случаях временное трудоустройство с оплатой труда), приобретение студентами знаний, умений и навыков для повышения их конкурентоспособности на рынке труда и предоставление возможности получения постоянного рабочего места на конкретном (другом) предприятии по завершении практики или досрочно. Например, по завершению производственной (преддипломной) практики были оставлены студенты-выпускники 2004г. кафедрой "Менеджмент и право" Лысенко Ю.В. компания "Союзконтракт-Сибирь", Затворницкая А.Г. ТД "Калачинского мясокомбината", которые на сегодняшний день являются ведущими специалистами по персоналу.
Студенты направляются на те предприятия, где владельцы или учредители согласны организовать производственную (преддипломную) практику, профессиональное обучение непосредственно на рабочих местах с дальнейшим трудоустройством. Среди таких предприятий ООО СП ТЦ "Омский", ОАО "Омское машиностроительное конструкторское бюро", ООО "Бакалея - сервис", ОАО "ОмскШина", ОАО "Омский Бекон" и другие.
Как показывает анализ имеющегося опыта, основной целью социального партнерства в области профессионального образования является совместное осуществление конкретных мер, направленных на повышение эффективности высшего профессионального образования. При этом происходит согласование интересов всех участвующих сторон в образовательных услугах на основе соблюдения равноправия сторон, заинтересованности, добровольности, учета интересов партнеров, приоритета примирительных методов и процедур, соблюдения образовательных стандартов, обязательности исполнения договоренностей и т.д. Каждый субъект осуществляет свою деятельность наиболее выгодным для развития системы способом устранения противоречий между осознаваемыми целями и результатами, между формализованными и развивающимися компонентами образовательного процесса.
Задачей социального партнерства в сфере высшего профессионального образования является:
- обеспечение необходимых условий для реализации прав граждан на получение профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами и образовательными программами, ориентированными на получение специальных навыков по избранной специальности, а также естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний;
- осуществление мер по подбору и подготовке кадров педагогических работников, защите их прав и обеспечению социальных гарантий;
- содействие развитию системы высшего профессионального образования;
- совершенствование управления этой системой; создание условий для развития материальной базы и улучшения финансирования системы высшего профессионального образования за счет различных источников.
Все эти и другие вопросы, как правило, регулируются в договорах и соглашениях, заключаемых на различных уровнях. В этих соглашениях конкретизируются положения, предусмотренные в отраслевом тарифном соглашении и принимаются обязательства по решению ряда других вопросов, возникающих на местном уровне.
Результаты и новые механизмы социального партнерства в высшем профессиональном образовании стали предметом обсуждения на межкафедральных семинарах ГОУ ВПО ОИ "РГТЭУ", темами научных, дипломных, курсовых работ студентов.
Таким образом, образовательный менеджмент в условиях социального партнерства имеет основными целями:
- реализацию государственной политики в области образования и подготовки кадров;
- обеспечение развивающегося рынка труда необходимым объемом специалистов требуемых профилей и квалификаций с учетом основных тенденций стратегического развития экономики;
- быструю адаптацию, подготовку, обучение и переподготовку кадров к изменяющимся условиям на рынке труда.