20 августа 2007
4114

Маяк над Колбасной

Участники состоявшегося в Шаргороде архитектурного пленэра-практикума думали не только о развитии старинного города, но и о сохранении в нем уникальной исторической и социальной среды

Середина августа, поздний вечер, жара и безветрие. В черном небе светятся звездные узоры, вышитые непривычно крупным для глаза горожанина бисером. Воздух прозрачен настолько, что видна не только ползущая между созвездиями светящаяся букашка-спутник, но и звездная пыль. Можно наглядно убедиться в том, что слова "Млечный Путь" не метафора, а точное описание картины, увиденной в еще не загаженном смогом ночном небе древними астрономами. Будто ночью кто-то плеснул в речку молоко, и оно потихоньку клубится белыми светящимися слоями в черной бездонной воде. В такие минуты вспоминается старик Кант, которого на свете восхищали только две вещи: "звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас". (Там, где мы сейчас находимся, они действительно взаимосвязаны, но об этом позже). Слова немецкого философа приходят в голову еще и потому, что выступающие из темноты в свете немногих прожекторов обветшалые громадные здания напоминают старинные церкви и крепостные строения бывшей Восточной Пруссии. Потом прожектора гаснут, и единственным источником света остаются установленные прямо на земле тысячи горящих свечей, каждая из которых завернута в маленький бумажный цилиндрик. Впечатление такое, будто нас пригласили на торжественное открытие фестиваля искусств где-то в центре Старого Света. Но это не Германия, не Франция и не Италия, а Украина. Точнее - Шаргородский район Винницкой области. А живописные полуразрушенные строения принадлежат построенному в конце XIX века бывшему сахарному заводу, расположенному близ городка Шаргород. Территорию завода с заброшенным парком и прудом руководитель проекта "Арт-Шаргород" - президент московского общества развития актуального искусства "Метафутуризм" Александр Погорельский и куратор "Арт-Шаргорода" - арт-директор московского Центра современного искусства "Винзавод" Николай Палажченко намерены превратить в территорию современного искусства площадью около 70 гектаров. Пока мы присутствуем на открытии выставки по итогам только что закончившегося в Шаргороде архитектурного пленэра-практикума.

А вот другая картинка: Италия, Венецианская биеннале современного искусства, роскошный Палаццо Пападопули, где в этом году расположилась наделавшая много шума в международной арт-тусовке украинская экспозиция. В одном из залов старинного дворца - большие настенные фотографии видов и жителей Шаргорода. Их автор, знаменитый украинский фотохудожник Борис Михайлов, объясняет мне, почему он, живя сейчас в Берлине, выбрал для самой крутой в мире выставки современного искусства работы, сделанные именно в Шаргороде и родном Харькове. "Мне неинтересно снимать в Западной Европе. Здесь ничего не происходит, - говорит он. - Приезжая, например, в Венецию, я вижу то же самое, что и год или несколько лет назад. А в Украине все изменяется постоянно".

Городок Шаргород с населением свыше семи тысяч человек - один из примеров таких постоянных изменений в украинской жизни. Всего лишь год назад название скромного райцентра в Винницкой области было известно лишь самим шаргородцам, чиновникам областной администрации, жителям окрестных сел и немногим историкам, специализирующимся на изучении бывших еврейских местечек Подолья. Все изменилось после того, как по инициативе уроженца и бывшего жителя Шаргорода Александра Погорельского там прошел международный фестиваль современного искусства "Арт-местечко" с участием известных представителей украинского и российского художественного авангарда (см. "Эксперт" No 33 от 26 августа 2006 года). Шаргород стал известен в Киеве и Москве (там по итогам фестиваля состоялись выставки и симпозиумы), в Западной Европе, а после нынешней Венецианской биеннале - во всем мире.
Вавилонская башня на фоне православного собора :: Фото: Александр Зубко

Вавилонская башня на фоне православного собора

Фото: Александр Зубко

Кроме того, что Александр Погорельский является любителем современного искусства и меценатом, он еще и кандидат экономических наук, директор московского Института Восточной Европы и главный редактор философско-литературного журнала "Логос". Через некоторое время после фестиваля на состоявшемся в Киеве симпозиуме "Малые города как полигон современного искусства" ученый рассказал о своем амбициозном проекте. Шаргород должен стать не только одним из художественных и туристических центров Восточной Европы, но и полигоном, на котором будет испытана новая модель инновационного развития. И пообещал, что после художников в Шаргород приедут архитекторы.
Тычок по памяти

Свое обещание он сдержал. В середине августа журналисты и жители Шаргорода смогли ознакомиться с итогами открытого летнего архитектурного пленэра-практикума "Арх-местечко: Шаргород, 2007". До этого двенадцать августовских дней архитекторы из Украины, России, Германии, Австрии, Венгрии и Черногории, которых организаторы проекта привезли в город, утром и днем совершали вылазки на местность. А по вечерам они собирались вместе, как год назад до них художники, в арх-студии и устраивали мозговой штурм.

В предпоследний день этого пленэра его результаты были представлены публике. Вместе с архитекторами и любознательными горожанами мы совершили экскурсию по улицам Шаргорода, где были расставлены макеты, схемы и красочные картинки, рисующие шаргородцам несколько вариантов их возможного архитектурного будущего. Причем вариантов самых разных, от вполне прагматичных и традиционных до самых необычных, где архитекторы оторвались в своей фантазии по полной программе.

Вот, к примеру, старая водонапорная башня, на которой художники-участники прошлогоднего фестиваля современного искусства нарисовали многометровую летящую вверх обнаженную мускулистую мужскую фигуру. Александр Погорельский называет ее "шаргородец", сами отцы-художники окрестили "суперменом", а вообще-то она очень напоминает микельанжеловские фрески на тему сотворения мира. Напротив, через дорогу, несколько стендов, на которых предложены способы использования местной достопримечательности. Причем это сооружение достопримечательностью сделал прошлогодний шаргородский фестиваль современного искусства - до него она была для местных жителей просто недействующей водонапорной башней на улице Ленина. В первом варианте предлагается превратить башню в гигантскую прачечную, суперстильную по архитектурному решению. Во втором - сделать из нее маяк (Шаргород расположен на пересечении обмелевших речушек Мурашка и Колбасная). В такого рода фантазиях есть свой смысл: благодаря им шаргородцы начинают понимать, что современная архитектура может быть не только сугубо функциональной. Однако прагматичным жителям городка, как и следовало ожидать, больше всего понравился третий проект - обзорная площадка на верху водонапорной башни. Предложившие его архитекторы даже сделали круговой макет, забравшись в который можно увидеть фотографии городской панорамы, открывающейся с этой точки. Макет пользовался популярностью - ведь до этого немногим шаргородцам удалось побывать на верхушке водонапорной башни. Так что благодаря современной архитектуре жителям удалось увидеть свой знакомый до последнего камешка город по-новому.
Президент московского общества развития актуального искусства "Метафутуризм" Александр Погорельский :: Фото: Александр Зубко

Президент московского общества развития актуального искусства "Метафутуризм" Александр Погорельский

Фото: Александр Зубко

Гуляя по городу, от водонапорной башни мы направились к величественному зданию Свято-Николаевского собора (он построен в начале XIX века и входит в ансамбль одноименного мужского православного монастыря, заложенного в начале XVIII века). Напротив него расположен не менее величественный католический костел, возведенный, по разным данным, в 1595 или в 1627 году. Сотней метров ниже - знаменитая, самая большая в Восточной Европе Шаргородская синагога, которая появилась в городе (случай уникальный) раньше католического и православного храмов, уже через год после того, как в 1588 году Шаргород получил Магдебургское право. Православный собор и костел действуют, а синагогу давно закрыли. Еще недавно в ней был соково-морсовый завод, сегодня - склад оставшегося от него уксуса. Размеры всех трех храмов столь велики, что в их стенах до сих пор может поместиться все население Шаргорода. Глядя на великолепный вид, открывающийся с холма от Свято-Николаевского монастыря, Александр Погорельский вспоминает, что там, где сейчас обширные поля с капустой, раньше был пруд. Организаторы проекта намерены восстановить пруд, построить на его берегу набережную, а вдоль холма проложить улицу со смотровыми площадками. Но это все - вопрос времени. "А на наш пруд на территории сахарного завода можете приезжать уже в будущем году, - говорит Погорельский. - Там можно будет загорать, купаться, заниматься водными видами спорта. Мы хотим, чтобы отдых в Шаргороде стал модной фишкой для молодежи".

От Свято-Николаевского монастыря мы спускаемся к основанию холма, на котором стоит Шаргород, по улице Карла Маркса, несколько столетий бывшей главным местом обитания жителей штетла (так называли раньше еврейские местечки). Здесь до сих пор сохранились одноэтажные дома (но их количество сокращается), построенные еще в конце XVIII века, которые сберегли не только внешний вид, но и внутреннюю планировку, традиционную для еврейских местечек того времени. Переднюю половину дома занимает соседствующая со спальней мастерская ремесленника (парикмахерская, аптека), заднюю - кухня и общая комната. Внизу - подвал. В старых шаргородских домах они столь обширны, что впору говорить о находящихся под городом катакомбах. Исследование их - дело будущего (большинство подвалов засыпано), однако участники архитектурного пленэра уже сейчас предложили соединить все шаргородские подземные сооружения в единую сеть арт-галерей. Проект, конечно, завиральный, но шаргородцы, благодаря ему познакомившиеся с выставленным для презентации макетом арт-подземелья, еще раз ощутили всю необычность своего города.

После этого короткого маршрута (по левую сторону которого остались развалины замка основателя Шаргорода князя Яна Замойского) становится понятным, почему Александр Погорельский уже сейчас говорит о туристическом потенциале Шаргорода. Подтвердили этот вывод и результаты одного из проектов, родившихся на архитектурном пленэре. Архитекторы предложили накрыть Шаргород (на бумаге, конечно) ортогональной сеткой с шагом в сто метров, а затем на пересечении клеточек поставить некие универсальные модули, которые авторы проекта назвали "местечками". Когда напоминающие по внешнему виду беседки модули - сбитые из планок вертикальные каркасы размером полтора на два с половиной метра - установили "в реале", старожилы вдруг начали вспоминать, что раньше было на этом месте. И почти всегда оказывалось, что здесь был ныне забытый, но в те времена очень важный для жителей города архитектурный объект, будь то дом, старые торговые ряды или что-то еще. Так метод случайного архитектурного тыка неожиданно помог шаргородцам открыть в себе, казалось бы, крепко уснувшую родовую историческую память.
Стройка по Канту

А где, спросите вы, разработанные участниками пленэра "Арх-местечко" масштабные (для размеров Шаргорода, конечно) архитектурные проекты? Их рассматривали в первую очередь, но окончательно проработают и детализируют в каталоге, выпущенном по итогам семинара. В нем должны быть предложения по решению и корректировке генерального плана города, разработке вариантов его точечной застройки (кафе, гостиничные комплексы, библиотеки и т. д.) с учетом застройки исторической части, реконструкции (консервации) старых кварталов города (бывших еврейских), проекта музея современного искусства в старинной синагоге, вариантов развития проекта "Территории искусства: Сахзавод-Шаргород".

Между тем мало просто разработать все эти проекты. Необходимо, чтобы они понравились самим шаргородцам, у которых за последний год чувство собственной значимости сильно выросло. Они не смотрят на проект "Арт-Шаргород" как на свалившуюся с неба манну небесную. Один только пример - со времени прошлогоднего состоявшегося в Шаргороде международного фестиваля современного искусства (и отчасти благодаря ему и заявленным его организаторами планам) цена недвижимости в городе возросла, по слухам, едва ли не в десять раз. Недаром на открытии презентации итогов архитектурного пленэра мэр Шаргорода Тимофей Жмурко (сам, кстати, в прошлом архитектор) с гордостью говорил, что в городе и прилегающих к нему селах уже трудно купить даже маленький домик, потому что сюда съезжаются со всего района. В Шаргороде уже не редкость типичные европейские коттеджи - скромные, аккуратные, с невысоким декоративным ажурным заборчиком, за которым между покрытой облицовкой стеной и улицей растут не капуста и картошка, а декоративные цветы. К тому же шаргородцы всегда были консерваторами. Недаром по легенде в позапрошлом веке местные торговцы и промышленники скинулись на взятку, чтобы прокладываемая в тех краях железная дорога обошла город стороной.
Один из немногих домов, оставшихся от шаргородского штетла :: Фото: Александр Зубко

Один из немногих домов, оставшихся от шаргородского штетла

Фото: Александр Зубко

Поэтому важнейшей стороной проекта "Арх-Шаргород" является связь с местным населением. Вольно или невольно, но маленький городок в Винницкой области оказался внутри контекста одной из самых важной сегодня проблем мировой архитектуры - недаром тема прошлогодней архитектурной Венецианской биеннале была сформулирована как "Город: архитектура и общество". Сегодня во всем мире в масштабном архитектурном проекте обязательно предусматривают создание так называемого общественного пространства. Предполагается, что постоянное невольное перемешивание горожан на некоей общей площадке, от музея до площади, приводит к снижению уровня межконфессиональной и межнациональной розни. Получается, что Шаргород, где такой розни за пять с лишним веков его существования никогда не было, самостоятельно решил задачу, над которой нынче бьются лучшие мировые умы. Авторы проекта прекрасно это понимают, назвав в своей экспликации к архитектурному пленэру главным достоянием Шаргорода опыт многовекового мирного сосуществования разных наций и конфессий. Недаром они планируют, что вслед за художниками и архитекторами в город придут социологи (причем социологи с мировым именем). И тут впору вспомнить процитированный в начале статьи афоризм Канта.

Организаторы и участники "Арх-Шаргорода" считают, что разрушать скороспелыми новостройками столь уникальную - в том числе и архитектурную - среду нельзя. Ее можно только постепенно изменять, параллельно восстанавливая уже разрушенное. Один из участников шаргородского пленэра московский архитектор Константин Ларин сказал, что, на его взгляд, архитектура - это не искусство, а, скорее, политическая деятельность, причем такая, которая непосредственно контактирует с людьми. А курировавший на пленэре разработку изменений и дополнений в Шаргородский генплан киевский архитектор Петр Маркман заметил, что главной ошибкой многих современных архитекторов является быстрый переход от проектов к их реальному сооружению.

Думаю, что и внедрение в умы шаргородцев всякого рода экстравагантных архитектурных проектов (я еще не упомянул, к примеру, установленные на улицах города фонари в виде знаменитых башен - вавилонской, пизанской, Эмпайр Стейт-билдинга и т.п.) было частью продуманной стратегии по постепенному воспитанию их вкусов. Если вслед за этим удастся осуществить уже вполне реальные масштабные архитектурные проекты в обстановке, по выражению Константина Ларина, "социальной расслабленности", Шаргород в очередной раз явит миру пример уникального заповедника всеобщей толерантности.


20.08.2007
http://www.expert.ru/printissues/ukraine/2007/32/arhitekturniy_pliner_praktikum/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован