Мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. поставил точку в долгом споре между «кейнсианством» и «монетаризмом» о роли рынка и государства в регулировании экономических процессов.
Мировой финансово-экономический кризис показал несостоятельность концепции монетаризма, в основе которой лежит положение о том, что априори рынки конкурентны и рыночная система способна автоматически достигать макроэкономического равновесия.
В свое время Дж. М. Кейнс был абсолютно прав, когда утверждал, что система свободного рынка лишена внутреннего механизма, обеспечивающего макроэкономическое равновесие.
В разгар кризиса практически все ведущие промышленно развитые страны вынуждены были перейти на «ручное» управление экономикой.
![]() |
Без реализации политики количественного смягчения, без существенных государственных вливаний денежных средств в экономику и национализации обанкротившихся финансовых институтов большинство стран были бы обречены на серьезные социально-экономические потрясения.
Глобальный финансово-экономический кризис еще раз наглядно показал, что основными условиями успешного социально-экономического развития всех без исключения государств мира является устойчивость и стабильность, то есть способность системы сохранить основные параметры функционирования в условиях изменяющейся внешней среды и внутренних случайных или преднамеренных трансформаций
Как показывает мировой опыт и периодические экономические кризисы, современная глобальная финансово-экономическая система и экономика отдельных стран мира такой способностью не обладают.
Устойчивость экономической системы, в том числе в валютно-финансовой и социальных сферах, зависит от характера взаимодействия множества различных факторов.
Потеря социально-экономической устойчивости на национальном и глобальном уровнях может произойти по следующим причинам:
В экономической теории устойчивость рассматривается в качестве одного из понятий концепции экономического равновесия, согласно которой достижение и удержание равновесного состояния в экономике относятся к числу важнейших макроэкономических задач.
По законам системного анализа устойчивость любой системы, в том числе и экономической, определяется наличием в ней механизмов саморегуляции.
Под саморегуляцией экономических процессов мы подразумеваем способность системы в течение длительного периода времени сохранять устойчивое, равновесное и динамичное состояние.
Формирование саморегулируемой экономики должно стать не стихийный, а целенаправленным процессом в рамках экономической политики, в которой могут быть использованы как существующие, так и новые механизмы, в том числе:
Механизмы саморегуляции на микроэкономическом уровне
Саморегулирование на микроэкономическом уровне - это наложение хозяйствующим субъектом на себя определенных ограничений без какого-либо внешнего принуждения к этому.
Наряду с саморегулирующими организациями на микроэкономическом уровне наиболее эффективным инструментом поддержания устойчивости и динамичности в корпоративной сфере может стать система сбалансированных показателей (ССП), которую следует более широко внедрять в практику управления компаниями и фирмами.
Название системы отражает то равновесие, которое достигается между краткосрочными и долгосрочными целями корпорации, финансовыми и нефинансовыми показателями, основными и вспомогательными индикаторами, а также внутренними и внешними факторами развития.
Система сбалансированных показателей позволяет отслеживать самые разнообразные показатели деятельности компаний и организаций и реализовывать стратегические цели компании с помощью ключевых показателей эффективности (КПЭ).
Механизмы саморегуляции на макроэкономическом уровне
На макроэкономическом уровне механизмами саморегуляции могут стать функциональные экономические системы, представляющие собой совокупность институтов и организаций, образующих механизмы, которые обеспечивают поддержание равновесия вокруг определенных заданных макроэкономических, финансовых, социальных и экологических параметров и индикаторов развития.
В функциональных экономических системах всякое отклонение от определенных заданных показателей устойчивости должно служить толчком к немедленной мобилизации механизмов, обеспечивающих восстановление утраченного равновесия.
Известный американский экономист Питер Дракер, которого называют отцом основателем современной теории менеджмента еще в 1954 г. писал: «Целевые показатели в ключевых областях бизнеса являются приборной панелью, необходимой для пилота делового предприятия».
Совершенно очевидно, что успешного проведения экономической политики также необходима «приборная панель», которая бы давала правильные ориентиры экономическому курсу.
Среди основных экономических параметров и индикаторов устойчивости, которые целесообразно поддерживать на определенных уровнях, можно выделить следующие:
Макроэкономические показатели
ВВП должен быть не менее 20%;
Индикаторы кредитно-банковской системыДля каждого из указанных показателей должные быть определены оптимальные, пороговые и критическими значениями.
Большинство из указанных показателей и индикаторов могут лечь в основу разработки системы сбалансированных социально-экономических показателей устойчивого развития, поддерживать которые в оптимальном состоянии в режиме саморегуляции будут ФЭС.
Организационные и институциональные принципы построения функциональных экономических системОдин из основоположников теории системного анализа австрийский биолог Людвиг Берталанфи (1901-1972) отмечал, что «для функциональных систем характерно явление «сходимости» к определенному оптимуму, что обусловлено наличием цели, стремлением к устойчивости, к которой система стремится, адаптируясь и совершенствуя свою структуру по мере накопления информации».[1]
Это положение должно быть положено в построение функциональных экономических систем. Современное рыночное хозяйства нуждается в кардинальной перестройке, которая бы гарантировала устойчивое развитие мировой цивилизации без глобальных разрушительных финансово-экономических потрясений.
Обеспечить устойчивость и динамизм мировой экономической системы может разработка и внедрение новых механизмов саморегуляции с использованием ФЭС на различных уровнях хозяйственной деятельности.
ФЭС должны быть ориентированы на достижение конкретных социально-экономических целей, и соответственно иметь целевые показатели и индикаторы их достижения.
ФЭС должны избирательно объединять различные институты, организации и структуры для эффективной деятельности всей экономической системы.
Поэтому в организационную структуру ФЭС могут входить органы исполнительной власти, аналитические, экспертные и информационные центры и институты, правоохранительные структуры, негосударственные экономические и общественные организации и объединения и др.
Деятельность структурных подразделений ФЭС должна опираться на национальную законодательную базу и международно-правовые акты, которые могут меняться по мере развития и совершенствования механизмов саморегуляции.
Результативность деятельности ФЭС может достигаться не только управлением из центра, но и регулярностью во взаимоотношениях между составными элементами структуры.
Для этих целей может использоваться как иерархический, так и сетевой принципы управления.
Иерархический принцип управления основан на строгой системе соподчиненности и принуждения.
Сетевой принцип управления опирается как на формальные правила, так и на неформальные ограничения. Тем самым в рамках сетевой структуры достигается стыковка противоположных принципов – конкуренции и кооперации, противоборства и сотрудничества.
Восстановление заданных социально-экономических параметров и индикаторов может осуществляться:
В этой связи, организация ФЭС может иметь сложную архитектонику, объединяющую различные элементы системного анализа, практики использования законов менеджмента такие, как:
Важной характерной особенностью ФЭС должна быть функция постоянной оценки текущих показателей и индикаторов, с помощью обратной связи (афферентации), путем их сравнения с заранее заданными, а также с оптимальными, пороговыми и критическими значениями.
Для реализации этой задачи необходимо создание системы экспертно-аналитической оценки, которая предполагает:
В качестве внешнего наблюдателя-контролера могут выступать как специализированные автоматизированные программы мониторинга показателей, так и эксперты-специалисты.
При этом используется интерактивный и автоматизированный контур экспертного наблюдения. Возможно их совместное применение, в том числе в форме создания современного ситуационного центра управления.
На основании данных экспертных систем мониторинга должен срабатывать тригерный механизм и соответственно автоматически должны включаться механизмы саморегуляции, восстанавливающие первоначально заданные параметры и индикаторы.
Многие ФЭС могут находиться в иерархическом, сетевом и компонентном взаимодействии друг с другом. То есть составные элементы одной функциональной системы могут входить в качестве компонента в структуру функционирования другой системы.
Например, ФЭС, регулирующая уровень инфляции, должна находиться в активном взаимодействии с ФЭС, обеспечивающей стабильность национальной валюты.
ФЭС, обеспечивающей сбалансированность государственного бюджета взаимодействует с ФЭС, обеспечивающей формирование и использование золотовалютных резервов.
Практическая реализация проекта по создание ФЭС стала вполне реальной в связи с бурным развитием электронно-вычислительной техники, средств связи и телекоммуникаций, системы Интернет, глобальных и локальных информационных систем, созданием больших баз данных («big data»), в том числе в социально-экономической сфере и др.
Качественные изменения в макроэкономической, финансовой, социальной и экологической сферах, в глобальном информационном пространстве позволяют оперативно получать информацию о динамике и изменениях на рынках товаров, услуг, рабочей силы капитала и др.
Оперативный доступ к современным информационным системам позволяет структурировать, анализировать обширный массив информации конъюнктурного характера о положении на мировом и внутреннем рынках отдельных стран и товаров, о трансграничном движении капитала, о положении на мировых товарно-сырьевых, фондовых, валютных и финансовых рынках и т.д.
Деятельность различных ФЭС может базироваться на собственных, локальных базах данных, объединенных в единую автоматизированную национальную информационно-аналитическую сеть.
Формирование широкой сети ФЭС на страновом, региональном и глобальном, уровнях может способствовать превращению экономики отдельных стран и мировой экономики в открытую систему, способную к саморегуляции.
Поэтому создание и развитие новых механизмов саморегуляции в современном рыночном хозяйстве следует рассматривать как качественное изменение в системе регулирования и управления экономическими процессами, которые через ФЭС могут способствовать устойчивому социально-экономическому развитию мировой цивилизации.
Теорию функциональных экономических систем следует рассматривать, как новую исследовательскую системную парадигму, поскольку она не может быть сведена к частной дисциплине, а изучает взаимодействие различных сфер общества – экономики, политики, экологии, социологии, культуры, идеологии и др.
Основные функциональные экономические системы
Среди основных ФЭС, способных обеспечить устойчивый, динамичный экономический рост следует выделить следующие:
Функциональная экономическая система, регулирующая уровень инфляции
Основная цель данной ФЭС - поддерживать уровень инфляции на приемлемом уровне, который не сдерживает экономический рост и не снижает реальные доходы населения.
В большинстве стран мира уровень инфляции — один из важнейших макроэкономических показателей, который влияет на процентные ставки, обменные курсы, потребительский и инвестиционный спрос, многие социальные аспекты, в том числе на стоимость и качество жизни.
Способность государства поддерживать уровень инфляции на приемлемом уровне свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной.
Инфляция должна стать вполне контролируемым и регулируемым процессом посредством создания соответствующей функциональной экономической системы.
Исходя из анализа корреляции темпов экономического роста и инфляции, можно выделить следующие основные параметры функциональной экономической системы по регулированию уровня инфляции, которые необходимо поддерживать на определенном уровне:
Как свидетельствует мировой опыт, при годовом уровне инфляции в 40% экономический рост прекращается.
При годовом уровне инфляции свыше 100% начинается интенсивный спад промышленного производства и существенное снижение стоимости ВВП.
Основным структурным и институциональным элементом ФЭС по регулированию уровня инфляции должна стать денежно-кредитная политика центральных банков или аналогичных им финансовых учреждений.
Основными инструментами монетарного и валютного регулирования а рамках ФЭС могут быть:
Функциональная экономическая система, обеспечивающая поддержание стабильности национальной валюты
Основная цель данной ФЭС – является поддержание стабильности национальной валюты.
Валютный курс, в зависимости от выбранной модели политики, играет определяющую роль в денежно-кредитной политике, в которой он может являться целью, инструментом или просто индикатором.
Изменение валютного курса затрагивает и денежный рынок страны. Девальвация валюты вызывает повышение цен, а значит и спроса на деньги. Что бы поддерживать валютный курс на новом, девальвированном уровне и не допустить удорожание отечественной валюты, центральный банк должен проводить интервенции на валютном рынке.
Стабильность национальной валюты свидетельствует о прочности финансового положения страны.
В частности, в «Пакте о стабильности евро», так называемых Маастрихтских договоренностях, которые лежат в основе экономического и валютного союза, среди обязательных условий вхождения стран в Европейский союз зафиксировано положение, согласно которому обменный курс национальной валюты в течение 2 лет не должен выходить за пределы колебаний, установленных в Европейском валютном союзе.
Для сохранения устойчивости в данной сфере колебание курса национальной валюты не должно превышать 1 – 2 % в месяц[2].
Основным структурообразующим и институциональным элементом функциональной системы по поддержанию стабильности национальной валюты в большинстве стран мира являются центральные банки и проводимая ими денежно-кредитная политика.
Как правило, при выборе режима регулирования обменного курса денежные власти используются три варианта:
Как показывает мировая практика политика обменных курсов, проводимая отдельными странами, является одним из факторов риска для финансовой системы, причиной глобальных финансовых дисбалансов.
В середине 2007 г. исполнительный совет Международного валютного фонда (МВФ) утвердил новые рекомендации для стран-членов по осуществлению надзора за их курсовой политикой.
В частности, государствам предлагается избегать применения мер курсовой политики, которые могут привести к финансовой нестабильности. Это касается, прежде всего, возможности манипулировать обменным курсом с целью повлиять на состояние платежного баланса или повысить конкурентоспособность отечественных экспортеров.
Таким образом, что бы политика валютного курса была эффективной, вся система макроэкономического регулирования должна соответствовать выбранному режиму валютного курса и поддерживать его с помощью ФЭС.
Функциональная экономическая система, обеспечивающая сбалансированность государственного бюджета
Основная цель данной ФЭС – формирование сбалансированного государственного бюджета.
Бюджет считается сбалансированным, когда уровни доходов и расходов совпадают.
Когда расходы превышают доходы, имеет место бюджетный дефицит.
Когда доходы превышают расходы, имеет место бюджетный профицит.
Уровень дефицита государственного бюджета относится к важнейшим макроэкономическим показателям, характеризующих устойчивость экономической системы.
Как свидетельствует мировой опыт, уровень дефицита государственного бюджета может быть вполне контролируемым и регулируемым показателем посредством создания соответствующей ФЭС.
На основании анализа экономического опыта можно выделить следующие основные параметры функциональной экономической системы, обеспечивающей поддержание сбалансированности государственного бюджета, которые необходимо поддерживать на определенном уровне:
Структурными и институциональными элементами ФЭС по обеспечению сбалансированности государственного бюджета может быть бюджетная политика правительства и законы о государственных бюджетах, в которых наиболее активно используют такие инструменты регулирования, как:
Вторым важным показателем, регламентирующим бюджетную политику, является отношение государственного долга к ВВП. Этот показатель не должен превышать 60% ВВП.
Доля расходов на обслуживание государственного долга по отношению к общему объему расходов федерального бюджета не должна превышать 20%.
Для того чтобы бюджет выполнял функцию стабилизатора социально-экономического развития, согласно мировой практике бюджетного планирования, расходы на здравоохранение не должны быть ниже 5% от ВВП (минимально допустимый уровень, рекомендуемый Всемирной организацией здравоохранения), на науку – от 1,5% до 3% ВВП, на образование – от 5 до 7% ВВП.
Функциональная экономическая система, обеспечивающая формирование и использование золотовалютных резервов
Основная цель данной ФЭС – формирование золотовалютных резервов, достаточных для поддержания устойчивости финансовой системы государства.
Золотовалютные резервы представляют собой высоколиквидные финансовые активы органов денежно-кредитного регулирования государства.
Как правило, международные резервные активы складываются из монетарного золота, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в Международном валютном фонде (МВФ), активов в иностранной валюте, высоколиквидных ценных бумаг и других резервных активов.
Золотовалютные резервы, как правило, не вовлекаются в бюджетную сферу. Они могут служить источником погашения внешнего долга, а в критических ситуациях – как источник покрытия дефицита торгового или платежного баланса.
В периоды финансово-экономических кризисов золотовалютные резервы используются для увеличения ликвидности, поддержки банковской системы и реального сектора экономики.
Важнейшей задачей при проведении денежно-кредитной политики государства является определение оптимальных показателей золотовалютных резервов, каковыми являются:
Для рационального и эффективного использования международных резервных активов необходимо создание функциональной экономической системы формирования и использования золотовалютных резервов.
При создании указанной системы представляется целесообразным ориентироваться на следующие параметры:
В эпоху глобализации для большинства стран основной задачей формирования и использования золотовалютных резервов становится не обеспечение критического импорта, а сохранение и поддержание устойчивости курса национальной валюты.
Наличие и достаточность золотовалютных резервов свидетельствуют об устойчивости финансового положения страны.
В последние годы, для оптимизации состава золото-валютных резервов Центральные банки увеличивают долю монетарного золота, расширяют спектр резервных валют, инвестиционных инструментов, входящих в состав международных резервов, а также проводят постоянную дюрацию финансовых активов.
Функциональная система, регулирующая приток и движение капитала на фондовых рынках
Основная цель данной ФЭС – создание благоприятных условий для привлечения капитала и стимулирования экономического роста.
Движение капитала в масштабах глобальной экономики осуществляется в форме прямых и портфельных инвестиций, трансграничных слияний и поглощений, торговли государственными, корпоративными и иными видами ценных бумаг, иностранной валютой и др.
Ключевым элементом инвестиционного механизма на страновом и глобальном уровнях являются фондовые биржи, где осуществляется оценка реального и фиктивного капитала.
Масштабы акционерного капитала в той или иной стране характеризуются, прежде всего, количеством акций, имеющих регулярную котировку (листинг), показателями капитализации фондового рынка – совокупной курсовой стоимостью всех выпущенных акций компаний.
Основными индикаторами фондового рынка являются биржевые индексы, для которых, несмотря на периодические спады и падения, характерен постоянный рост.
Для устойчивого функционирования фондового рынок должны соблюдаться следующие параметры:
В 90-е годы прошлого столетия ведущей тенденцией в развитии мирового фондового рынка стала его глобализация.
Другой тенденцией мирового фондового рынка стал процесс интеграции бирж с использованием новых информационных технологий, позволивший работать на любом фондовом рынке в режиме он лайн. Работа операторов на рынках осуществляется круглосуточно.
В 2000 г. было положено начало созданию глобального фондового рынка. Десять фондовых бирж – Нью-Йоркская, Токийская, Амстердамская, Брюссельская, Парижская, Австралийская, Гонконгская, Торонтская, Мексиканская, Сан-Паулская объявили о планах формирования глобального рынка «Global Equity Market» – «GEM».
В 2007 г. европейская биржа Euronext, которая является оператором торговых площадок в Париже, Амстердаме, Брюсселе и Лиссабоне, согласилась на поглощение со стороны NYSE, а также создание единой биржи NYSE Euronext под управлением общего совета директоров.
Комиссия по ценным бумагам (SEC) США одобрила создание первой в мире трансатлантической биржи. Ранее европейские антимонопольные органы также заявили, что не будут препятствовать сделке.
Таким образом, последние годы характеризуются усилением активности американского финансового капитала в контроле над ведущими мировыми торговыми площадками, в первую очередь – европейскими.
В Европе крупнейшей фондовой биржей остается Лондонская фондовая биржа (London Stock Exchange), на которую в 2016 г. приходилось около 50% всего оборота международной торговли акциями.
Стоимость капитализации мирового рынка акций осуществляется достаточно высокими темпами. Суммарная стоимость акций на мировом фондовом рынке за период с 1987 по 2000 гг. увеличилась в 5 раз и достигла своего максимума – 43 трлн. долл.
Фондовый бум носил во многом спекулятивный характер и в 2000 г. последовали очередной обвал курсов и снижение общей капитализации мирового фондового рынка на 39%. В период «Великой депрессии» снижение составляло 53%.
За период с 2000 по 2002 г. мировой фондовый индекс сократился в абсолютных показателях на 13 трлн. долл. По состоянию на октябрь 2003 г. рыночная капитализация мирового фондового рынка составила 28,1 трлн. долл.
В конце 2003 г. было зафиксировано начало очередного подъема деловой активности и рост показателей мирового фондового рынка. К 2008 г. капитализация мирового фондового рынка достигла очередного рекорда в 63 трлн. долл.
Фондовый бум также носил спекулятивный характер и в конце 2008 г. разразился очередной глобальный фондовый кризис, который совпал с финансово-экономическим кризисом всей мировой экономики.
В результате падение стоимости капитализации мирового фондового рынка было почти в два раза больше, чем в 2002 г. и составило 25 трлн. долл.
В период 2009-2016 гг. зафиксирован очередной рост стоимости капитализации мирового фондового рынка, который по состоянию на октябрь 2016 г. достиг 65,6 трлн. долл. Более трети рыночной стоимости мирового фондового рынка приходилось на США – 23,8 трлн. долл.
Наиболее высокими темпами в этот период развивался фондовой рынок Китая, который в конце 2016 г. достиг капитализации в 6,6 трлн. долл., опередив ведущие промышленно развитые страны мира.
По прогнозам одного из крупнейших швейцарских банков «Credit Suisse» к 2030 г. капитализация мирового фондового рынка может превысить 200 трлн. долл.
Ведущим останется фондовый рынок США, стоимость капитализации которого может увеличится до 98,3 трлн. долл.
По стоимости капитализации второе место сохранит Китай – 53,6 трлн. долл., далее Японии – 13 трлн. долл., Великобритании – 12,6 трлн. Индия – 9 трлн. долл., России – 6 трлн. долл., Бразилия – 4,4 трлн.[3]
В перспективе создание ФЭС на фондовых рынках может способствовать устойчивости рынка, уменьшению рисков периодического резкого падения стоимости капитализации и более достоверной оценке реального и фиктивного капитала.
Основная цель данной ФЭС – формирование и поддержание конкурентной среды на внутреннем и внешнем рынках.
Конкуренция — одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг.
Она дает возможность открывать новые ресурсы и более эффективно использовать существующие. Не случайно в экономической теории конкуренцию иногда рассматривают как процедуру открытия.[4]
Поэтому эта ФЭС должна стать одной из основных в рыночной экономике, обеспечивая создание оптимальные условия для развития частного предпринимательства и добросовестной конкуренции.
Структурными и институциональными элементами этой ФЭС могут быть антимонопольные органы исполнительной власти, призванные контролировать выполнение антимонопольных законодательных норм, государственные органы, формирующие инвестиционный климат, поддерживающие малый и средний бизнес и другие формы предпринимательской активности и др.
В частности, в большинстве стран мира законодательно закреплено положение о «доминирующей компании». Как правило, к таким компаниям относятся фирмы, контролирующие до 35% определенного рынка товаров и услуг.
Если доля одной компании превышает 35% рынка, то она нарушает антимонопольное законодательство и к ней могут быть применены штрафные санкции.
Под коллективным доминированием понимается каждая из трех компаний, в совокупности контролирующих более половины рынка, или каждая из пяти компаний, на долю которых приходится до 70% рынка.
Злоупотребление доминирующим положением, а также картельные сговоры считаются серьезными преступлениями в антимонопольной сфере.
Формальными показателями, которые характеризуют уровень развития и эффективность функционирования этой ФЭС, являются:
От успешного функционирования именно этой ФЭС во многом зависит состояние инвестиционный климат страны.
С помощью этой ФЭС осуществляется контролируемый доступ на внутренний рынок конкурентоспособной продукции из других стран, которая заставляет местных товаропроизводителей постоянно поддерживать соответствующий уровень качества и цены товара.
Дополнительным индикатором данной ФЭС может быть доля иностранных товаров на конкретном рынке, и доказанные факты наличия недобросовестной конкуренции с использованием демпинговых цен.
При наплыве дешевых импортных товаров, которые захватывают значительную долю на определённом товарном рынке и тем самым нарушают сложившееся равновесие, ФЭС должна обеспечивать защиту отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции.
После анализа сложившейся ситуации, через различные элементы ФЭС должно осуществляться введение или повышение ввозных пошлин, импортных квот или использоваться различные виды нетарифных барьеров и другие меры.
В результате ограничивается импорт определенных товаров и, в конечном итоге, восстанавливает оптимальные условия конкуренции на внутреннем рынке.
Эта же ФЭС обеспечивает защиту местных товаропроизводителей от ввоза товаров по демпинговым ценам и является основным инструментом проведения антидемпинговой политики.
Антидемпинговые меры являются инструментом, который государства могут использовать для ограничения импорта без нарушения основополагающих правил ведения международной торговли.
Для повышения эффективности работы данной ФЭС необходимо совершенствовать критерии, необходимые для обоснования введения защитных мер, механизмы мониторинга ситуации на отдельных товарных рынках и др.
В США и странах ЕС действуют специальные программы по стимулированию экспорта товаров из развивающихся стран, который благотворно влияет на общее состояние конкурентной среды на внутреннем рынке.
Функциональная экономическая система социальной защиты населения
Основная цель данной ФЭС – обеспечение роста реальных доходов населения, сглаживание социального неравенства, обеспечение занятости, поддержание социальной стабильности.
За последние сто лет процессы, связанные с глобализацией, демократизацией и гуманизацией общества, тенденции к увеличению в возрастной структуре населения стран мира числа пожилых людей, привели к росту значения социальной составляющей государственной политики большинства стран мира.
Это проявилось в реализации государствами социальных функций. Однако далеко не все современные государства сумели создать эффективные системы социальной защиты населения.
Исходя из понимания социальных функций как целенаправленной деятельности государства по удовлетворению конкретных потребностей людей, ФЭС социальной защиты населения призвана обеспечивать решение следующих основных задач:
Формирование ФЭС социальной защиты населения представляет собой фундаментальный компонент в социально ориентированной модели развития в странах с рыночной экономикой.
Данная ФЭС призвана выполнять важную роль в социальной защите населения, в сглаживании социальных напряжений, постоянно возникающих в результате демографических и экономических и социальных трансформаций.
Один из важнейших показателей, характеризующих уровень социального развития общества, – это показатель уровня бедности.
Согласно официальным документам ООН, бедность определяется как отсутствие возможностей и выбора для удовлетворения жизненно важных человеческих потребностей:
В различных странах используются различные критерии бедности. Эксперты ООН считают основным признаком крайней степени бедности доходы в расчете на душу населения, не превышающие 1 долл. в сутки.
Одной из главных задач ООН и ее специализированных организаций на современном этапе является сокращение к 2015 г. в 2 раза (по сравнению с 1990 г.) доли населения, живущего «за чертой бедности».
Контроль за выполнением этой задачи и соответственно, за эффективностью используемой мировым сообществом стратегии возложен на Мировой банк (МБРР). На уровне отдельных стран эта задача должна решаться, в том числе и путем создания соответствующей функциональной системы.
Вторая важнейшая задача в социальной сфере – это сглаживание социального неравенства.
Статистический показатель, позволяющий количественно оценить степень неравенства в распределении дохода, – индекс Джини – коэффициент концентрации доходов.
По методологии ООН критический предел дифференциации доходов составляет 0,410 – 0,420 по индексу Джини. Соответственно пороговым показателем для этой ФЭС будет 0,350 – 0,370, а относительно оптимальным – 0,250 – 0, 260.
Одной из наиболее острых социально-экономических проблем современной мировой экономики является проблема занятости населения. А показатель уровня безработицы относится к важнейшим макроэкономическим показателям, характеризующим социальную стабильность в обществе.
Показатель безработицы на уровне примерно до 5% можно назвать относительно оптимальным т.к. обеспечивает конкуренцию на рынке труда. Показатель безработицы на уровне от 5 до 10 % для этой ФЭС можно назвать пороговым. Показатель безработицы на уровне 15 – 20% от общего числа трудоспособного населения является критическим, поскольку возникает угроза дестабилизации рынка труда.
Реформы систем социальной защиты населения должны основываться на принципах построения ФЭС социальной защиты населения с таргетированием основных социальных показателей и созданием механизма их мониторинга и поддержания на оптимальном уровне.
Функциональная экономическая система экологической безопасности и защиты окружающей среды
Основная цель данной ФЭС – обеспечение устойчивого динамичного экономического роста на страновом и глобальном уровне.
В глобальном масштабе проблемы экологии и защиты окружающей среды выходят на первый план. Экологический фактор становится одним из основных при принятии экономических решений как на региональном, страновом уровне, так и в масштабах всей планеты.
Основной причиной этого является быстрый рост всех основных компонентов глобальной социально-экономической системы, в том числе: численности населения, промышленного производства, производства продуктов питания, потребления ресурсов, интенсификации внешнеэкономических связей и загрязнения окружающей среды.
Построение ФЭС защиты окружающей среды должно базироваться на принципах устойчивого развития, т. е. экономика должна удовлетворять потребности людей, но ее рост должен вписываться в пределы экологических возможностей планеты.
Необходимость создания таких ФЭС обусловлено тем, что глобальная экономическая система достигла той критической точки, в которой проблемы загрязнения природы являются настолько серьезными, что ставят под вопрос развитие всей земной цивилизации.
ФЭС защиты окружающей среды призваны решать наиболее острые экологические проблемы современного мира, такие, как:
Основные параметры указанных систем находятся в стадии формирования, согласования и получают законодательное оформление в отдельных странах и на международном уровне.
Целевым индикатором деятельности этой ФЭС может стать индекс экологической устойчивости, при расчете которого используются следующие показатели:
В частности, на 3-ей Международной конференции по глобальному потеплению, которая состоялась в декабре 1997 г. в Японии (Киото), было достигнуто международное соглашение по сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов.
В соответствии с этим соглашением промышленно развитые страны обязаны постоянно сокращать выбросы в атмосферу парниковых газов, особенно СО 2.
В разработанной Европейским сообществом энергетической стратегии поставлена задача довести долю возобновляемых источников энергии в энергобалансах стран-членов к 2020 г. до 20%, в том числе долю биотоплива на транспорте до 10%.
Основными структурными и институциональными элементами ФЭС защиты окружающей среды на международном уровне могут стать: комиссия ООН по защите окружающей среды (ЮНЕП), государственные и частные фонды, в том числе «Фонд дикой природы», «Гринпис» и др.
На страновом уровне - соответствующие министерства и ведомства, негосударственные специализированные организации и др.
Правительством РФ разработана и реализуется концепция перехода России на модель устойчивого развития, в основу которой заложена идея динамичного и сбалансированного развития экономики, природы и общества.
Для управления процессом перехода к устойчивому развитию необходимо разработать целевые показатели и ограничения с обеспечением процедуры контроля за их достижением путем создания соответствующей ФЭС.
В этой связи формирование действенной ФЭС защиты окружающей среды в России имеет принципиальное значение, поскольку наша страна имеет огромный уникальный экологический потенциал.
В перспективе многие районы России могут быть использованы для развития рекреации, туризма, производства экологически чистых продуктов для внутреннего и внешнего рынков, что является еще одним естественным конкурентным преимуществом России для обеспечения устойчивого развития.
Механизмы саморегуляции на глобальном уровне
Структурными и институциональными элементами механизма саморегуляции на глобальном уровне могут стать специализированные международные финансово-экономические организации, международные ассоциации и комиссии, различные мегорегуляторы и др.
Наиболее значимые из них могут стать - Международный валютный фонд (МВФ), Мировой банк (МБРР), Всемирная торговая организация (ВТО), Международная организацию труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), комиссия ООН по защите окружающей среды (ЮНЕП), Международная организация фондовых регуляторов, Ассоциация участников международных рынков (International Securities Markets Association – ISMA) и многие другие.
К ним можно добавить международные товарные организации и ассоциации, в том числе Организацию экспортеров нефти (ОПЕК), Форум стран экспортеров газа (ФСЭГ) и др.
Эту же функцию в финансовой сфере можно возложить на созданный по инициативе G20 Совет финансовой стабильности, членом которого стала Россия.
В этой связи заслуживает самого пристального внимания предложение европейских государств о разработке Глобальной хартии устойчивого развития, в которой должны найти отражение правила и ограничения для всех игроков мирового рынка.
В этой хартии могли бы найти отражение основные подходы для формирования и развития механизмов саморегуляции с использованием механизма ФЭС.
* * *
Преимущества саморегулирующейся модели устойчивого экономического развития заключаются в том, что в ней благодаря наличию ФЭС постоянно будут осуществляться процессы мониторинга и корректировки заданных параметров и индикаторов социально-экономического развития.
В результате обеспечивается баланс между темпами экономического роста и уровнем инфляции, расходами и доходами бюджета, уровнем сбережений и инвестиций, притоком и оттоком капитала, объемами экспорта и импорта, поддерживается социальная и экологическая стабильность и т.д., что обеспечивает макроэкономическое равновесие.
Кроме того, государство через ФЭС сможет оказывать влияние на состояние рынков для поддержания их устойчивости, а также для обеспечения работы механизма конкуренции или для контроля тех рынков, на которых условия вполне свободной конкуренции неосуществимы.
Таким образом, будет обеспечиваться устойчивость и равновесие национального рынка и соответственно динамизм и устойчивость всей экономической системы.
Формирование и развитие ФЭС сможет способствовать повышению адаптивной эффективности экономики, ее способности к обновлению, поощрению инноваций и креативности, противодействию рискам бифуркации, возможности переносить различные эксперименты и реформы, в частности реструктуризацию и модернизацию.
В последние годы в экономике стран мира стали появляться новые институты, начали формироваться отдельные элементы ФЭС, из которых в перспективе могут сформироваться действенные механизмы саморегуляции на различных уровнях.
Однако до формирования устойчивой, динамичной саморегулирующейся модели экономики странам мира придется пройти очень долгий путь создания и совершенствования институциональной основы экономики, эволюции институтов и изменения самой социокультурной среды общества.
Особо следует сказать о социокультурной среде общества — это также своеобразный институт, который подразумевает создание правового государства и соответствующее отношение к законам в обществе, что является существенным условием создания и функционирования механизмов саморегуляции.
Предложенная модель трехуровневой конфигурации саморегулирования может значительно повысить устойчивость глобальной экономики, сделать ее равновесной, свести до минимума риски появления и развития кризисных явлений.
Профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН,
бывший помощник Председателя Правительства РФ
[1] Берталанфи Л. фон. Общая теория систем — Критический обзор. Исследования по общей теории систем: Сборник переводов. Общ. ред. вст. ст. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. — М.: Прогресс, 1969. С. 28. Берталанфи Л. Общая теория систем, М.: Наука, 1970.
[2] «Копенгагенские условия», European Monetary Institute, Annual Report 1997, "Europe", Luxembourg, 1997, p. 25
[3] По данным агентства «Bloomberg», http://www.vestifinance.ru/articles/77233
[4] Хайек Ф.А. Конкуренция как процедура открытия, М.: МЭ и МО, 1989, № 12