Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
30 мая 2016
2723

Методический подход к прогнозу основных тенденций, субъектов и факторов, влияющих на формирование МО и ВПО в XXI веке

Main img0107

Мир вступает в тяжелые времена.
Какими они будут, и к чему следует готовиться России, волнует не только политиков, но и самые широкие круги российской общественности[1]

Эксперты ЦВПИ

… международные отношения – это не просто сумма, совокупность каких-то отдельных компонентов…, а сложный, но единый организм, свойства которого не исчерпываются суммой свойств, присущих каждой из его составляющих в отдельности[2]

Т. Шаклеина,
профессор МГИМО

Разработка теоретических основ и методического подхода к формированию МО в первой половине XXI века, а также вытекающих из состояния МО и ВПО военных опасностей и угроз, требует выполнения обязательного условия – стратегического прогноза развития наиболее вероятных сценариев МО и ВПО.

В нашем исследовании мы находим из того, что будущие сценарии развития МО и ВПО являются прежде всего следствием взаимодействия основных групп факторов, формирующих МО и ВПО. Это означает, что изначально важно не только попытаться дать адекватный стратегический прогноз развития каждой из этих групп, но и попытаться показать их взаимодействие и взаимовлияние. Было бы неправильным абсолютизировать значение влияния какой-либо одной группы факторов или даже двух-трех групп факторов и тенденций. Требуется рассмотреть всю ситуацию в будущем системно, с учетом возможного нивелирования такого влияния.

В качестве иллюстрации к этому тезису приведу пример, представленный исследователями ИМЭМО РАН в отношении стратегического прогноза развития человеческой цивилизации, основанного на анализе предыдущих циклов и их фаз.

Анализ датировок смены фаз, представленных в таблицу, иллюстрирует базовый принцип, заложенный в конструкцию предлагаемой циклической модели: ведущий 12-летний ритм, синхронизирующий основные процессы мировой динамики, плюс пошаговое сокращение (на те же 12 лет) длительности понижательных фаз (великих потрясений и структурного кризиса) при постоянной длительности повышательных фаз (технологического переворота и революции международного рынка). Нетрудно также увидеть, что текущий цикл (в рамках данной модели) оказывается особым, завершающим, поскольку в его конце система приходит в сингулярную точку (продолжительность понижательных фаз эволюционного цикла снижается до нуля!!!). Этот вывод, со всей определенностью следующий из исходных посылок модели, побуждает рассматривать период завершения текущего цикла (2030-е годы) как преддверие перехода глобальной системы к новой базовой парадигме развития, предполагающей, по меньшей мере, элиминирование фаз релаксации, функциональная потребность в которых, по- видимому, отпадет.

Вместе с тем, этот недвусмысленный вывод побуждает более внимательно отнестись к функциональной роли фаз релаксации, в ходе которых происходит своего рода оптимизация транзакционных издержек, обусловленных структурными диспропорциями и внутренней конфликтностью процессов жизнедеятельности глобальной системы. Вплоть до последнего времени выявление и преодоление этих проблем и противоречий требовало жестких геополитических решений, прямых военных столкновений так называемых мировых держав. Лишь в последние два десятилетия появилась возможность использовать для этой цели более «мягкие» методы («soft power»), а также согласованные усилия основных глобальных игроков[3].

Как видно из предложенной матрицы, в 2017–2041 годы ожидается «фаза революционного международного рывка», которое всегда требовало «жестких геополитических решений». Именно это и наблюдается в 2016 году, когда сценарий «Военно-силового противоборства» реализуется в своих наиболее опасных вариантах.

Вместе с тем мы должны внимательно рассмотреть и влияние других групп факторов и тенденций, включая тех, которые могут повлиять на «смягчение» этого сценария или замену одного из его вариантов – другим.

Профессор МГИМО Т. Шаклеина абсолютно права, утверждая, что состояние, динамика развития и будущее МО не определяется простой суммой факторов и тенденций. Речь идет о сложной взаимосвязи и взаимовлиянии тысяч факторов и тенденций. Поэтому так как формирование МО происходит под влиянием такого большого множества факторов, которые, в целях упорядочения, я предлагаю разделить на четыре крупные группы, каждая из которых, в свою очередь, может насчитывать от нескольких сотен до нескольких тысяч (и даже десятков тысяч) факторов влияния[4]. Из них достаточно большое число – переменные величины, либо изменяющиеся достаточно быстро, что создает трудности для прогноза.

Первая группа – традиционная группа, включающая основных участников формирования МО, – государства, нации и локальные человеческие цивилизации, насчитывающая несколько сотен факторов[5]. Среди них особую роль играют, естественно, ведущие ЛЧЦ и великие государства, но необходимо обязательно принимать во внимание, что роль тех или иных государств и ЛЧЦ – исторически ограничена, а иногда и быстро меняется. Как правило, анализ и прогноз состояния МО ограничивался анализом и прогнозом развития отношений между ведущими странами мира (например, Великобритании, США, Франции, Германии, России и Австро-Венгрии накануне Первой мировой войны), которые и определяли мировую повестку дня вплоть до второй половины XX века, когда их статус был зафиксирован в Совете Безопасности ООН.

С конца XX века ситуация стала стремительно меняться. Противоречия между странами и идеологиями уступили место цивилизационным противоречиям, а страны-лидеры превратились в цивилизационные лидеры, противостоящие друг другу.

Вторая группа – ведущие мировые и региональные тенденции, тренды и закономерности развития, определяющие в конечном счете содержательность всей человеческой цивилизации, ее направление развития, ресурсы и возможности. Эти же тенденции стали все решительнее влиять и на формирование МО. Так, энергоресурсы и средства их доставки – суда, газо и нефтепроводы, – транспортные коридоры стали новыми влиятельными факторами мировой политики.

Особенно большую роль в этом сыграли такие тенденции, как глобализация и информатизация, революция в средствах связи и обработки информации, которые изменили не только экономику, но и социальную жизнь в ЛЧЦ.

Третья группа – международные и негосударственные акторы МО – организации, союзы, коалиции партии и объединения, которые во все возрастающей степени влияют в XXI веке на формирование МО. Достаточно привести два примера – ИГИЛ* и правый сектор* ( запрещены на территории РФ)  на Украине, – которые оказали огромное влияние на формирование МО и ВПО в 2013–2015 годах.

Четвертая группа факторов связана с развитием человеческого капитала и его институтов, которые выделялись в самостоятельную группу из других групп – глобальных тенденций и негосударственных акторов. Значение человеческого капитала с конца XX века стало настолько велико, что оно во многом стало влиять на другие группы факторов, усиливая или нейтрализуя их значение и влияние на формирование МО.

Очевидно, что каждая из этих групп должна делиться (и делится) на свои подгруппы, отличающиеся своими особенностями от других подгрупп. Так, например, третья группа (международные акторы) – делится естественным образом на негосударственные международные объединения и союзы (например, католическая или православная церковь) и на международные (например, ООН, НАТО, АСЕАН и др.).

Очень важно также учитывать, что на формирование реальной МО влияют конкретные взаимоотношения и взаимовлияние всех этих тенденций и факторов, что в итоге означает, что кроме тысяч факторов влияния мы имеем и еще большее число факторов их взаимосвязей, а взаимовлияний и взаимоотношений. В самом общем виде мы можем представить себе модель современной МО как взаимодействие основных факторов и тенденций, влияющих друг на друга, вытекающих из следующей матрицы.

Как видно этой матрицей однако отнюдь не исчерпывается модель современной МО, которую формируют не только три традиционные основные объективные группы факторов и тенденций, но и субъективная тенденция усиления влияния на формирование МО институтов человеческого капитала – государственных, международных, общественных и частных. Поэтому в самом общем виде модель современной международной обстановки может выглядеть следующим образом (о чем уже писалось в предыдущей работе):

Для того, чтобы проиллюстрировать значение отдельных факторов (тенденций), а не только целых групп (и их подгрупп), приведу два примера. Первый из них связан с ростом значения такой подгруппы акторов МО как религиозные организации во втором десятилетии XXI века: не только конфликт между суннитами и шиитами на Большом Ближнем Востоке, но и сотрудничество/противоборство между католиками (протестантами) и православными стало иметь огромное значение. Но еще большее значение религиозный фактор приобретет с возникновением таких сверхдержав как Китай и Индия, где не только в общественно-политической, но и экономической жизни традиции будут во многом предопределять политический курс этих стран.

Другой пример – активные действия США в 2014–2016 годах по формированию двух суперблоков – Трансатлантического и Транстихоокеанского партнерств, – которые смогут заменить в будущем традиционные международные коалиции и институты – от ВТО до НАТО. Очевидно, что подробный анализ этой подгруппы факторов формирования МО крайне необходим.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для того, чтобы получить представление о будущей МО необходимо спрогнозировать развитие огромного числа факторов, тенденций и переменных величин которые в своем взаимодействии и взаимовлиянии и формируют конкретный из наиболее вероятный сценарий развития МО в определенный период развития человечества. Об этом было написано, в частности, в предыдущей отдельной работе[6]. Тот или иной вариант сценария развития международной обстановки существует не сам по себе, а складывается под воздействием тысяч факторов и тенденций. Естественно, что чем полнее. Они учитываются, тем точнее будет анализ и прогноз.

Забегая вперед, где я буду говорить о наиболее вероятном сценарии развития МО как о сценарии силового противоборства западной ЛЧЦ с другими ЛЧЦ, я должен обязательно учесть два важных обстоятельства.

Во-первых, сценарий развития ВПО (а тем более СО) является логическим продолжением и частью того или иного сценария развития МО. Причем нередко случается таким образом, что влияние ВПО на МО оказывается очень сильным.

Во-вторых, в формировании того или иного сценария развития ВПО играют значительную роль не только специфические, военные, факторы, но и факторы и тенденции, формирующие МО.

По сути дела модель формирования ВПО является логическим продолжением и конкретизацией модели формирования МО. Это означает, например, что в сценарии развития ВПО необходимо в полной мере учитывать влияние и значение международных акторов, группы факторов человеческого капитала, а не только военные потенциалы государств (коалиций) и направления военно-технического развития.

Другими словами недостаточно выявить и проанализировать характер и содержание отдельных факторов и тенденций и даже целых подгрупп, формирующих МО, необходимо:

Рассмотреть их во взаимодействии, взаимовлиянии и взаимозависимости;

– «привязать» их к конкретному периоду времени, ибо их состояние и взаимодействие в разные периоды могут существенно, даже принципиально отличаться;

– «привязать» такое взаимодействие к конкретной геополитической территории.

В настоящей работе делается попытка анализа основных групп факторов и тенденций, формирующих современную и будущую МО, с тем, чтобы дать исходный материал для обоснования конкретной концепции развития одного из вероятных сценариев МО и его возможных вариантов в будущем. Собственно развитию таких сценариев и посвящена следующая работа.

Соответственно и структура работа разбита на главы, посвященные основным объективным факторам и тенденциям формирования МО, которые в целом признаны научным и политическим сообществом[7]. Кроме того отдельно выделяется группа субъективных факторов, влияющих на формирование МО, которые, как я считаю, в XXI веке будут играть не менее важную роль, чем объективные факторы.

Стоит отметить, что анализом и прогнозом развития мировых тенденций занимаются во всех ведущих странах мира как государственные, так и негосударственные органы и организации, включая Россию. Это позволило подготовить в последние годы немало работ самого разного качества, объема и – что немаловажно – предназначения. Министерство обороны Великобритании, например, создало даже специальный Центр по исследованию развития, концепций и доктрин, который в 2015 году подготовил уже 5 изданий солидной работы «Глобальные стратегические тренды»[8].

Примечательно, что не только в этой, но и в других работах, выполненных по заказу военных ведомств, в т.ч. в США, в качестве предмета анализа выбран широкий спектр мировых тенденций, большинство из которых непосредственно не относятся к военной политике. В частности, в уже упоминавшейся работе британских военных представлены следующие разделы (из которых только один) имеет прямое отношение собственно к военной политике.

– демографическая тенденции;

– гендерные тенденции;

– урбанизация;

– ресурсы;

– окружающая среда;

– здоровье;

– транспорт;

– информация;

– образование;

– работа;

– коррупция;

– идентичность и роль государства;

– военные расходы и возможности (подч. – А.П.)

При этом в работе отдельно выделяются региональные тенденции и ситуации в регионах планеты.

Аналогичного подхода придерживаюсь во многом и я, достаточно субъективно выбирая те или иные глобальные тенденции и тренды, которые во-первых, имеют не только глобальный, но и региональный и даже отчасти, локальный характер, влияющий на МО в регионах, а, во-вторых, эти тренды находятся в тесной взаимосвязи с развитием других факторов – государств, акторов, человеческого капитала – влияющих на формирование МО. Иногда это взаимовлияние настолько тесно, что становится трудно определить к какой из групп факторов то или иное явление относится.

Таким образом, очевидно, что анализ современной и стратегический прогноз развития будущей МО и ВПО невозможен без анализа важнейших групп и подгрупп факторов, влияющих на ее формирование, и их взаимодействия. Тот или иной сценарий (и его вариант) развития МО в конечном счете является итогом взаимодействия и взаимовлияния этих важнейших групп факторов, что делает такой анализ и прогноз научно обоснованным. Это же означает, что многие традиционно существующие методики анализа и прогноза развития МО и ВПО – устарели. Действительно, если в начале XX века можно было делать анализ и прогноз, основанный на анализе политики отдельных факторов МО (крупных держав), не учитывая влияния других групп и их подгрупп (например, негосударственных акторов, глобальных тенденций, человеческого капитала и пр.), то в настоящее время такой анализ и прогноз оказались бы совершенно устаревшими.

* ( запрещены на территории РФ)

[1] Стратегическое прогнозирование и планирование внешней и оборонной политики: монография: в 2 т. / под ред. А.И. Подберезкина. – М.: МГИМО (У), 2015. Т. 1. Теоретические основы системы анализа, прогноза и планирования внешней и оборонной политики. М. 2015.

[2] Введение в прикладной анализ международных ситуаций / под ред. А.Т. Шаклеина. – М.: Аспект–Пресс, МГИМО-Университет. 2014.

[3] Пантин В.И., Лапкин В.В. Циклы политического развития: прогностический потенциал (сборник статей) / http://www.imemo.ru/files/File/ru/publ/2010/10038.pdf. – М.: ИМЭМО РАН, 2010. – 103 с.

[4] Подберезкин А.И. Военные угрозы России. – М.: МГИМО (У), 2014.

[5] Подберезкин А.И., Харкевич М.В. Мир и война в XXI веке: опыт долгосрочного прогнозирования развития международных отношений. – М.: МГИМО (У), 2015. – С. 129–254.

[6] Подберезкин А.И. Третья мировая война против России: введение к исследованию. – М.: МГИМО (У), 2015. – 169 с.

[7] См., например: Введение в прикладной анализ международных ситуаций / под ред. А.Т. Шаклеина. – М.: Аспект–Пресс, МГИМО-Университет. 2014. – С. 5–14.

[8] Strategic Trends Programme Global Strategic Trends – Out to 2045. Fifth Edition. London, Ministry of Defence. 2015.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован