Заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Михаил Гиряев принял участие в работе круглого стола, состоявшегося в Совете Федерации 27 ноября 2007 года
На встрече отмечалось, что введенное в действие с 1 января 2007 г. лесное законодательство не в полной мере позволяет решить вопросы, возникающие в процессе его реализации. Проводимая в этом году децентрализация лесоуправления, при которой все полномочия по регулированию лесных отношений перешли в субъекты РФ, выявила ряд проблем, требующих незамедлительного решения. Прежде всего, речь идет о создании в каждом регионе собственной структуры управления лесами, формировании лесничеств, разработке лесных планов и лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов. Вместе с тем заместитель председателя комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Совета Федерации Николай Чуркин отметил, что МПР России и Рослесхоз в рамках своей компетенции качественно и в срок завершили создание нормативной правовой базы, определенной лесным законодательством, что "позволило предотвратить остановку лесного конвейера".
По словам Михаила Гиряева, Рослесхоз проводит постоянный мониторинг исполнения регионами делегированных полномочий. "Анализ работы администраций субъектов РФ в сфере регулирования лесных отношений показал ухудшение качества охраны лесов от пожаров и нелегальных рубок. Число случаев незаконной рубки увеличилось на 38%, объем древесины повысился почти в 2 раза. Количество крупных пожаров увеличилось на 18%, доля пожаров, ликвидированных в день обнаружения, сократилась на 18%", - констатировал М. Гиряев. Все это стало причиной тому, что на местах до конца не завершен процесс формирования лесничеств, ответственных проводить управление и контроль в сфере лесных отношений, соблюдения защиты, охраны и правопорядка в лесу.
На круглом столе был обсужден статус лесничего как низовой единицы лесоуправления. М. Гиряев подчеркнул, что должностные лица лесничеств должны являться государственными служащими субъектов РФ. Это является непременным условием организации качественного управления лесами эффективного противодействия незаконным рубкам. Только статус государственного служащего наделяет лесничего правами административного преследования и наказания и при этом устанавливает ограничения на занятия им предпринимательской деятельностью.
Участники круглого стола отметили, что во многих регионах еще даже не приступали к разработке лесных планов и лесохозяйственных регламентов, которые являются стратегическими документами в сфере региональной лесной политики. Лесной план включает в себя характеристику состояния лесов и их использования, основные направления планируемого использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, к нему прилагаются карты с обозначением границ лесничеств, а также зон их планируемого освоения. В лесохозяйственном регламенте устанавливаются виды разрешенного использования лесов, расчетная лесосека, сроки использования лесов, возраста рубок, требования к охране, защите и воспроизводству лесов.
М. Гиряев призвал представителей регионов не откладывать решение этих задач и подчеркнул, что на разработку лесных планов и лесохозяйственных регламентов выделено 2,4 млрд. рублей: "Без разработки этих документов стопорится работа арендаторов, поскольку они в свою очередь должны сформировать проект освоения леса, после утверждения которого будут вправе заниматься лесозаготовкой. Законодатель уже пролонгировал выполнение этих работ еще на один год, позволил лесопользователям выписывать лесорубочные билеты до 1 января 2009 года. Дальнейшее отсрочка только усложнит работу всего лесного комплекса, сократит возможности для крупных инвестиций в сферу освоения лесов".
На сегодняшний день лесосека, арендованная в России, составляет 141 млн. м3 древесины. По словам М. Гиряева, большая часть участков передана в аренду мелким предпринимателям, которые "застолбили лесной фонд и не дают пройти крупному инвестору, заинтересованному в глубокой переработке древесины". "Позволив арендаторам продолжать работать в старом правовом поле, мы освобождаем их от обязательств по ведению лесного хозяйства", - предупредил М. Гиряев. Между тем, новый Лесной кодекс как раз и разрабатывался для совершенствования арендных отношений в сфере лесопользования, чтобы воспитать арендатора, ответственного за ведение лесного хозяйства, а не иждивенца. Получив в пользование на длительный срок лесной участок, арендатор должен быть кровно заинтересован в сохранении и восстановлении лесного ресурса.
Кроме того, М. Гиряев обратил внимание участников круглого стола на проблему экспортных пошлин. Объем экспорта необработанной древесины в 2007 году составит 52 млн. м3. Правительством РФ утвержден график повышения вывозных таможенных пошлин на круглый лес, согласно которому с 1 января 2009 года за каждый вывезенный кубометр необработанной древесины экспортерам придется заплатить до 50 евро. По расчетам специалистов Рослесхоза, бюджет РФ в 2009 году может пополниться только за счет вывозных пошлин на круглые лесоматериалы на 18,2 млрд. рублей.
"Чтобы не потерять эти деньги в 2009 году после введения заградительных пошлин на экспорт круглого леса необходимо лесную ренту перевести на корневой ресурс, - предложил М. Гиряев. - Плата за 1 м3 древесины, отпускаемой на корню, в России составляет 1,9 долларов США, в то время как в Финляндии - 51 долларов США. Попенная плата в России существенно ниже, чем в других развитых в лесных отношениях странах. Необходимо проработать вопрос о ее увеличении в пять раз".
Участники встречи согласились с предложениями заместителя руководителя Рослесхоза и отразили данные предложения в рекомендациях круглого стола.
29.11.2007
http://www.rosleshoz.gov.ru/media/news/35