12 марта 2007
8880

Михаил Мунтян: `Создавать новый технологический уклад`

Выступая на Давосском экономическом форуме в конце января 2007 года, руководитель российской делегации, первый заместитель председателя правительства Российской Федерации Д.А. Медведев заявил, что, "являясь членом "большой восьмерки" и оставаясь развивающейся экономикой, Россия находится в уникальной позиции: мы можем позволить себе не догонять кого бы то ни было, а создавать новый технологический уклад". Новый технологический уклад, который стал бы естественной основой для информационного общества, которым Россия способна обогатить cобственным опытом переход человечества в постиндустриальный этап его развития. В апреле 1998 года в предисловии к изданию на русском языке своей книги "Грядущее постиндустриальное общество" Д. Белл писал о постиндустриальных шансах России следующее: "Если бы она достигла внутренней стабильности и избежала разорительных этнических конфликтов и гражданских войн, она была бы готова вступить в постиндустриальный век раньше, чем любая другая страна".
К 2006 году Россия преодолела основные дестабилизирующие моменты внутреннего структурного кризиса и не допустила сколько-нибудь серьезных межнациональных столкновений. Страна приступила к реализации стратегии инновационного развития, показательными начинаниями которого стали приоритетные национальные проекты (ПНП) в сфере образования, здравоохранения, жилищного строительства и поддержки аграрного сектора экономики. По существу указанная стратегия нацелена на приобщение Российской Федерации к формам, методам и технологиям материального производства, нормам и ценностям социально-политической жизни информационного общества. И здесь нельзя не отметить с удовлетворением то, что руководство страны, разрабатывая и претворяя в жизнь российскую модель продвижения в будущее, согласовывает ее с объективными законами современного мирового развития.
Дело в том, что пятый с момента начала промышленной революции технологический уклад, который характерен для большинства индустриально развитых стран, начал развиваться с середины 70-х годов ХХ века и базировался на электронике, вычислительной технике, телекоммуникациях, малоотходных и наукоемких производствах. Он носил в себе черты как индустриального, так и постиндустриального способов производства, то есть являлся по существу переходным. И только шестой технологический уклад, в центре которого окажутся наноэлектроника, генная инженерия, нетрадиционная энергетика, в зачаточном состоянии уже существующие и сейчас, станет полностью адекватным технологическому способу производства информационного общества. Д. Белл отмечал в этой связи: "Постиндустриальная или информационная эра наступает в результате длинной цепи технологических перемен. Не все страны - а к настоящему времени лишь немногие, - готовы к вступлению в нее".
Несмотря на зачаточное состояние компонентов информационного способа производства, тем не менее, уже сейчас можно обозначить главные его черты:
- гуманизацию техники, заключающуюся не только в сведении к минимуму тяжелого физического и монотонного труда, но и в придании труду творческого характера;
- возрастание наукоемкости производства, доли в нем технологий, реализующих новейшие достижения научной мысли;
- миниатюризацию техники, позволяющей индивидуализировать и диверсифицировать труд вовлеченных в производство людей, переносить работу на дом и т.п.;
- экологизацию производства, предусматривающую использование малоотходных и безотходных технологий, жесткие природоохранные стандарты;
- сочетание локализации и глобализации производства, примером чего могут служить информационные сети, обслуживающие человека, где бы он ни находился, и одновременно делают его гражданином мира, ибо предоставляют к его услугам плоды творчества всего человечества.
Ядро информационно-технологического способа производства складывается из трех взаимосвязанных направлений развития и соответствующей смены поколений техники и технологий - микроэлектроники, биотехнологии и информатики. Первая открыла дорогу для применения компьютеров, иной микропроцессорной техники во всех сферах человеческой деятельности. Вторая заложила основы современной генной инженерии, которая может решить многие проблемные вопросы бытия человека и всего человечества. Третья связана со всесторонней информатизацией жизни людей во всем мире и представляет собой интеллектуально-гуманистическую перестройку всей жизнедеятельности человека и общества на основе все более полного использования информации. одновременно информатизация - это комплекс мер, направленных на использование достоверного, исчерпывающего и современного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности. В рейтинге слагаемых информатизации на первый план выходит компьютеризация.
Задача информатизации нашей страны была впервые сформулирована еще в 1989 году, через несколько лет родив концепцию "информатизации России", которая исходила из нескольких идей:
- персональный компьютер, подключенный к глобальным информационным сетям, должен войти в каждый дом и в каждую семью;
- каждый член общества должен иметь возможность своевременно получать с помощью компьютера полную и достоверную информацию из любого государства или государственного органа, находясь при этом практически в любой точке глобального пространства;
- предоставлять возможность оперативной коммуникации как каждого члена общества с каждым другим, так и с государственными и общественными структурами независимо от местонахождения гражданина;
- обслуживать с помощью компьютера и информационных сетей новые формы деятельности и услуг, которые могут появиться в работе, творчестве, воспитании и образовании, здравоохранении и т.д.
Если исходить из данных на 24 марта 2006 года, то Интернетом в России пользовались 23,8 млн. человек (без учета детей до 18 лет), в основном моложе 35 лет, среди них две трети составляли люди с высшим или неполным высшим образованием. В России пользователи Интернета - люди обеспеченные, образованные и общественно активные (61% из них относили себя к среднему классу, 12% собственные доходы оценивали как высокие и выше среднего уровня). Показательно вместе с тем, что в российской интернет-аудитории только 9% пользователей обращались в сеть для получения информации по культурным или образовательным вопросам, еще !0% интересовались бизнесом, банками, финансами, аналитикой, экспертизами, законами, в то время как проблематике спорта отдавали предпочтение 9%. По числу пользователей Интернетом (на конец 2006 г. - примерно 26 млн.) Россия занимает 5 место, по соотношению числа пользователей Интернетом и всего населения страны - 9 место в мире. Можно констатировать, что состав интернет-аудитории и технические возможности сети и в России превращают Интернет в уникальную среду с совершенно новым уровнем свободы, скорости получения информации и плюрализма коммуникации.
Благодаря приоритетным национальным проектам, Россия делает настоящий скачок в использовании возможностей Интернета для ускоренного продвижения к информационному обществу. Реализация ПНП в сфере образования уже в 2007 году приведет к подключения к Интернету всех школьных учреждений страны (около 53 тысяч). Это не только расширит российскую интернет-аудиторию сразу не менее чем на еще 15 миллионов человек, но и обеспечит возможность глобальной коммуникации для жителей всех регионов России, выведет процесс инновации образования в стране на мировые стандарты, позволит расширить культурные горизонты россиян. Руководителю нацпроектов Д.А. Медведеву удалось подключить к делу интернетизации российских школ владельца "Майкрософта" Б. Гейтса. Самый богатый человек планеты высоко оценил решение государства вложить в модернизацию российского образования не менее 30 млрд. рублей в течение 3 лет, подчеркнув, что "самое важное в области государственной политики - это вложения в сферу образования", которое становится "основой основ" современного общества. Со своей стороны он обещал сделать так, чтобы программное обеспечение доступа к Интернету было доступно для школ России.
Д.А. Медведев и Б. Гейтс приняли участие в работе семинара по теме "Инновации и информационные технологии: глобальные вызовы, возможности и успехи развития", где Гейтс высказался за развитие в России широкополосного доступа к Интернету и обеспечение им всех учебных заведений, включая учреждения высшей школы. Он заинтересовался также планами использования возможностей компьютеров и Интернета в развитии системы здравоохранения и работе лечебных учреждений. Американский гость был также ознакомлен с разработанным и реализованным в Татарстане проектом "электронного правительства", позволяющего любому жителю этой республики с помощью компьютера и Интернета связываться и получать интересующую его информацию от любого государственного органа. Наличие "электронного правительства" для всех стран мира является одним из самых важных критериев при оценке их "продвинутости" в деле информатизации всех сторон жизни своих граждан, то есть оно является показателем степени освоения ими норм и ценностей жизни информационного общества. В этом направлении информатизации страны в России сделано еще очень мало.
Информатизация в целом - это практический феномен современной научно-технической революции, глубинная суть которого заключается в образовании органической связи науки с производством, в превращении производства в широкомасштабный инновационный процесс. Вместе с тем, это этап мирового развития, когда к высоким технологиям - higt-tech, направленным на изменение окружающей среды, прибавляются гуманитарные технологии - high-hume, включающие в себя инструменты, непосредственно связанные с изменением самого человека, его сознания. Информационные технологии, наконец, принесут на своих крыльях не только новые общественные отношения, но и новый облик человечества, когда оно, вооруженное коллективным интеллектом, приблизится вплотную к возможности управления мировыми процессами и проблемами, исходя из интересов всеобщего выживания и дальнейшего развития.
Строго говоря, в условиях современного мирового развития, информационное общество может складываться в двух альтернативных моделях. Во-первых, в монологическом варианте, связанном с претензией одной из мировых культур, в нашем случае - западной, выступить в роли всемирного эталона, вытесняющего все остальные. Во-вторых, в диалогическом варианте, означающем, что будущий облик мира и его общественные структуры сформируют все великие мировые цивилизации на основе партнерского обмена и консенсуса по поводу базовых ценностей, необходимых всему человечеству. Однако тот новый мир, в который втягивается современное человечество, слишком сложен и противоречив, чтобы мог быть объяснен и описан на языке какой-либо одной культуры, тем более покорен ею. Выступая на Санкт-Петербургском форуме по экономическому сотрудничеству, Д.А. Медведев с полным основанием заявил, что "ошибочно понимают глобализацию те, кто считает, что она означает полную унификацию всех моделей развития на основе какой-то одной, пусть даже самой прогрессивной доминирующей модели".

М.А. МУНТЯН, профессор

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован