Юрий ТРУТНЕВ: "Новый законопроект снижает риск компаний потерять свой бизнес"
Ожидается, что на этой неделе правительство рассмотрит поправки в ключевой для нефтегазовой отрасли законопроект - "О недрах". После этого к рассмотрению документа сможет приступить Госдума. О том, как может измениться ситуация в отрасли в случае принятия законопроекта, "Профилю" рассказывает глава Министерства природных ресурсов Юрий Трутнев.
- Каковы основные положения поправок к законопроекту "О недрах",
которые подготовило ваше ведомство? Действительно ли они подразумевают,
что Минприроды сможет в некоторых случаях без суда расторгать договоры
с компаниями на разработку запасов?
- В ключевой поправке сформулированы критерии определения
стратегических месторождений. Необходимость в этом возникла уже после
того, как законопроект был внесен в Госдуму. В поправке оговорено, что
к стратегическим безоговорочно относятся участки, содержащие запасы
дефицитных полезных ископаемых независимо от их объемов: урана,
алмазов, особо чистого кварца и редких земель иттриевой группы. Такой
же статус могут получить уникальные по объемам месторождения ряда
полезных ископаемых (нефти, газа, меди, золота и др.), запасы которых
превышают, например, 1 трлн. куб. м газа или 150 млн. тонн нефти, а
также участки недр, расположенные на землях оборонного значения.
Решение о присвоении месторождению категории <стратегическое> будет
приниматься правительством России. Наша поправка предусматривает
передачу контроля над разработкой подобных месторождений российским
компаниям. Причем эта норма будет распространяться не только на уже
разведанные запасы, но и на те, которые иностранные компании,
работающие в РФ, будут открывать в ходе разведки. Кого они выберут в
качестве партнера, чтобы соблюсти закон, не проблема государства, так
что, полагаю, эта норма достаточно мягкая.
Напомню, в первоначальной редакции законопроекта критерии
стратегических участков не определялись, а решение о введении
ограничений на конкретный участок недр могло устанавливаться специально
уполномоченным органом в области обороны и безопасности. Но это вызвало
беспокойство, что тем самым к списку стратегических могло быть отнесено
слишком много месторождений.
Еще одна поправка гарантирует компании практически автоматическое
получение права на эксплуатацию месторождения, открытого ею за свой
счет. Третья поправка связана с порядком расторжения договоров на
разработку месторождений, которые будут заключать компании и
государство. Напомню, в законопроекте прописано, что расторгать этот
документ можно только через суд. Но будет три исключения. Самое главное
из них - если компания не ввела месторождение в эксплуатацию в нужные
сроки, государство может расторгнуть договор с ней без суда. По нашим
расчетам, это позволит министерству в каждом конкретном случае
экономить около года.
- Не секрет, что, отстаивая принятие этих поправок и законопроекта в
целом, вам пришлось вступить в конфликт с премьером Михаилом Фрадковым.
Существовала или, может быть, существует для вас опасность потерять
свой пост?
- Не стоит говорить, что у меня конфликт с председателем
правительства, - это не совсем точно. Да, действительно, на некоторые
существенные положения законопроекта у нас с Фрадковым разные взгляды.
Судя по словам премьер-министра на недавнем совещании в
Ханты-Мансийском АО, Михаил Ефимович выступает за то, чтобы государство
пока сохранило за собой всеобъемлющий контроль за недропользователями.
Я же считаю, что для преодоления кризиса в геологоразведке необходимо
повышать прозрачность процесса недропользования, его инвестиционную
привлекательность и закладывать в закон эффективные, но однозначно
трактуемые бизнесом рычаги по контролю в этой сфере.
Что касается возможности потерять пост: Должность министра мне
доверил президент Владимир Владимирович Путин. Мне было поручено
предпринять меры для того, чтобы поднять геологическое изучение недр,
которое за последние 15 лет практически завалено, улучшить
инвестиционный климат в освоении месторождений и в целом создать более
прозрачные отношения между бизнесом и государством в этой сфере. И
законопроект "О недрах" подготовлен для достижения именно этих целей.
Он снижает риски компаний потерять свой бизнес или попасть под давление
со стороны чиновников. По расчетам "Роснефти", например, именно это
обстоятельство может привести к росту капитализации компании после
принятия законопроекта на 10-15%.
Немаловажный аспект - законопроект закрепляет отмену пресловутого
принципа "двух ключей", то есть лишает регионы права участвовать в
распределении месторождений, например нефтегазовых. Таким образом, мы
снимаем еще один неоправданный административный барьер, который годами
тормозил геологическое изучение недр и освоение открытых месторождений.
- Будут ли продолжаться активные споры вокруг норм законопроекта в
ходе его рассмотрения в Госдуме и Совете Федерации? Каковы ваши
ожидания?
- Минприроды не может запретить кому бы то ни было, тем более
парламентариям, призванным разрабатывать и принимать законодательные
акты страны, озвучивать и доказывать свою точку зрения. Очевидно, что
вопрос, связанный с отменой "двух ключей", все равно кто-нибудь
поднимет. Но обсуждение этой темы, полагаю, бесперспективно. Мы уверены
в своей правоте и готовы обоснованно доказывать, что возвращаться к
"второму ключу" неправильно и неэффективно.
Глава Совета Федерации Сергей Михайлович Миронов, активно
выступавший за принцип "двух ключей", в последнее время реже
затрагивает эту тему. Думаю, он понимает, что чем меньше препятствий у
компаний для получения прав на разведку или добычу месторождений, тем
быстрее они этими правами воспользуются. Что в этом плохого?
Кроме того, почти за полгода обсуждений в Госдуме (после внесения в
нижнюю палату законопроект "О недрах" обсуждался при комитете по
недропользованию и природным ресурсам. - "Профиль") в итоговом
протоколе, принятом профильным комитетом нижней палаты парламента и
Минприроды, было только 20 замечаний, а не 1000, как по ряду других
законов. Причем они не носят концептуального характера. И это
обстоятельство играет в нашу пользу. У меня сложилось впечатление, что
глава Госдумы Борис Вячеславович Грызлов, а также депутаты фракции
"Единая Россия" занимают достаточно спокойную и взвешенную позицию по
содержанию законопроекта.
- Некоторые эксперты считают одним из основных минусов законопроекта
то, что из документа не ясно, какие причины могут послужить основанием
для лишения компании права работать на месторождении. Вы с ними
согласны?
- Как я уже говорил, Минприроды будет расторгать договоры только в
трех случаях. Первый - несвоевременный ввод месторождения в
эксплуатацию, второй - если недропользователь не заплатит разовый
платеж, предусмотренный торгами, и третий случай - если в ходе процесса
недропользования компания перестанет соответствовать требованиям,
которые будут установлены законом "О недрах": например, станет
иностранным юридическим лицом.
Если же недропользователь начнет нарушать условия разработки
месторождения, на него будут накладываться штрафы. Решено не лишать
компании месторождений, если они отклоняются от проекта работ, потому
что тогда у нового собственника возникнет проблема с имущественным
комплексом месторождения, остающимся у прежнего владельца лицензии.
Большинство санкций за нарушение условий разработки месторождения
оговорено в законе в процентах от суммы платежа, который компания
внесла при получении права работать на участке.
- Как известно, в законопроекте говорится о том, что компании могут
продавать свое право работать на месторождении. Предусмотрены ли рычаги
для контроля за их действиями в этом случае?
- Нет, мы их никак не будем контролировать. Почему мы должны это
делать? Месторождение компания продать не сможет - оно государственное,
она может реализовать свое право на его изучение или эксплуатацию. В
законе есть только одно ограничение: если компания продает право на
стратегическое месторождение, покупатель должен удовлетворять
требованиям законодательства.
- ТНК-ВР до сих пор не согласовала с МПР условия разработки
крупнейших месторождений Восточной Сибири - Верхнечонского и
Ковыктинского. Когда это может произойти?
- Ну, вы еще задайте мне вопрос, сможет ли ТНК-ВР договориться с
"Газпромом" о судьбе Ковыктинского месторождения! Не знаю, смогут они
договориться о сотрудничестве или нет. Для меня важно, чтобы хоть
какие-то договоренности в этом вопросе появились, хотя бы потому, что в
таком случае месторождение наконец будет осваиваться. Я вас уверяю,
Минприроды ничего не диктует в этой ситуации.
По Верхнечонскому месторождению у ТНК-ВР не очень простая ситуация,
она связана с тем, что компания не выполняет лицензионное соглашение,
даже отсутствуют проекты разработки месторождений. Есть наша комиссия
по мониторингу лицензионных соглашений, есть ЦКР (Центральная комиссия
по разработке. - "Профиль"), которые эти вопросы должны рассматривать,
и воздействовать на них я не хочу. При этом надо понимать, что в случае
с крупными месторождениями всегда сталкиваются интересы нескольких
компаний.
- В случае с Верхнечонским месторождением может ли идти речь о
ТНК-ВР и "Роснефти"?
- Не знаю, может быть.
- Скоро ли появится постановление правительства в отношении
дальнейших шагов Минприроды, Минпромэнерго и других ведомств по
развитию шельфа?
- Соответствующая межведомственная комиссия провела работу, причем
немалую, по вопросам регламентации работы на шельфе: по геологическому
изучению, подготовке соответствующего закона и другим темам. Итоги этой
работы легли в основу подготовленного постановления, которое, надеюсь,
будет принято до конца года. Оно определит, что министерства и
ведомства должны делать дальше, установит конкретные сроки.
Между тем хочу заметить: Минприроды довольно активно подталкивает
остальные ведомства заниматься подготовкой условий для выхода компаний
нефтегазовой отрасли на шельф. В других министерствах работа идет
достаточно вяло. А ведь нужно понимать, что если компании приступят к
активному освоению шельфа, то реальные дивиденды от этого отрасль
начнет получать лет через 10-15. А полномасштабные результаты появятся
еще позже - только лет через 30. Не думаю, что нужно припасать запасы
шельфа на 30 лет вперед, причем в неизученном и недоразведанном, не
подготовленном к эксплуатации состоянии, в котором они сегодня
находятся.
Профиль
19.12.2005
Интервью взяла ЕКАТЕРИНА ФОКИНА
http://www.mnr.gov.ru/part/?act=more&id=1432&pid=11