Хочу сосредоточиться на той повестке, которая встает перед экспертным сообществом стран-участниц, наблюдателями ШОС, всеми вовлеченными в этот процесс, для кого регион является не просто объектом приложения силы, а родиной, единственным домом, который не может быть предметом торга или фишки в игре. Для нас этот регион является регионом нашего сердца, тыла, нашего фронта, всем, что нам Бог дал. И в этом, наверное, наше отличие от других игроков на мировой арене - для нас это не предмет спекуляции.
Что же представляется самым существенным в обсуждении проблем региона? Если не замыкаться на дипломатических, экономических, военно-политических аспектах, для рассмотрения которых есть специалисты, можно сказать, что в данном случае именно у ШОС существует больше предпосылок, чем у любых других форм общественной дипломатии, для экспертной, исследовательской и, может быть, даже институциональной интеграции региона.
Специфика Центральной Азии и специфика нашего современного уровня развития таковы, что общественная дипломатия в нашем регионе, я думаю, почти на 90, а может быть, и на все 100 процентов, есть дипломатия общественного экспертного знания. Если в Европе, или еще где-то, общественная дипломатия может позволить себе обсуждать проблемы второго и третьего порядка, то для нас критически важным являются базовые, фундаментальные знания друг о друге, которые невозможны без интенсивной экспертной работы. Тем более, что сама специфика региона стимулирует именно такое экспертное знание, потому что экспертные институции, как правило, имеют непосредственное отношение к президентской вертикали, к высшей партийной вертикали. То есть экспертное знание в наших странах автоматически становятся экспертным знанием власти и государства.
Должен сказать, что, хотя так быстро развивается институт специально уполномоченных экспертов при соответствующих государствах, монополии не будет. Мы категорически против любой монополии на экспертное обсуждение. Не то чтобы станем сопротивляться этому, но будем делать все, чтобы разнообразить источники знания. Могу гарантировать: для нас такого рода диверсификация экспертного обсуждения - один из факторов реального знания и реального успеха.
Мы поддержим любые интеграционные институциональные инициативы между центрами, институтами, но мы должны понимать, что наши знания шире. И если экспертное сообщество действительно озабочено приращением знаний, а не спекуляцией, не обслуживанием чужих интересов, это всячески будет приветствоваться.
Хочу кратко поделиться перечнем экспертных проблем, которые уже сейчас стоят перед любым, кто занимается нашим регионом, и которые представляются недостаточно внятными, недостаточно обсужденными, о чем категорически не хватает взаимного знания. Более того, которые до сих пор не стали фактом общественного, интеллектуального, экспертного сознания - публичного сознания.
Серьезной проблемой, которая может способствовать развитию конфликтов, диаметрально противоположных интеграции - это водный и энергетический баланс Средней Азии и Казахстана, которые являются водными и энергетическими лидерами и крупнейшими потребителями ресурсов. Традиционно считается, что Таджикистан и Киргизия, где также сосредоточены огромные ресурсы, не являются по объему их потребления такими же лидерами. Выходит, что ресурсы - в одних руках, а масштабное потребление - в других. И такое положение всячески будет стимулировать, по крайней мере, полемику между этими сторонами.
Есть проблемы с миграцией, экспортом и интеграцией трудовых ресурсов, включая масштабное переселение квалифицированной рабочей силы в Россию. В Казахстане много говорят об обмене трудовыми ресурсами с соседями, об обеспечении прав привлекаемых трудовых ресурсов на территории Казахстана, о структуре ресурсов, о транзитности государства. Поэтому совершенно очевидно, что теперь, когда режим взаимных границ, еще вчера вынужденно суровый, облегчается, первейшим вопросом массового гуманитарного обсуждения становится вопрос трудовых ресурсов.
Что показывает проведенный общественными организациями недавний опрос в Узбекистане и в Киргизии? Что на постсоветском пространстве разное отношение к соседям - как дальним, так и ближним.
Определенные опасения в обществе в отношении Китая есть в Киргизии и в Узбекистане. Это факт, который демонстрируют все опросы. Следовательно, проблемой взаимных отношений внутри Шанхайской организаций становится установление взаимного общественного доверия не просто к соседям, а к их законным интересам. Иначе трудно рассчитывать на подчеркнутое доверие, если кто-то использует территорию твоей страны для текущего военного наблюдения за соседом. Значит, рано говорить, что доверие будет расти в геометрической прогрессии.
Следующая тема, которая требует детального обсуждения и для осмысления которой уже создана аналитическая структура при президенте Таджикистана, - это наркотрафик. Проблема радикально серьезная: наблюдается четырехкратный рост перевала наркотиков через Таджикистан после ухода российских пограничников. Следовательно, эта проблема всех государств региона. Требует дальнейшего детального обсуждения тема террористического трафика из Афганистана через Киргизию, как в случае с Андижаном. Эта тема важна в первую очередь для экспертного и публичного обсуждения, прежде чем она станет, и в какой-то мере уже стала, взаимной холодной полемикой между соседями.
В связи с облегчением режима границ между странами региона возникает вопрос: как будет функционировать в дальнейшем этот режим? Потому что в условиях таких прохладных отношений любое мелкое происшествие может привести к неприятным последствиям. В той же Киргизии недавний локальный межнациональный конфликт стал предметом серьезной озабоченности со стороны Казахстана. Наш регион - это дом со стеклянными стенами. Полагаю в этой связи, что события в Андижане - серьезная экспертная тема, как тема двойных стандартов и их преодоления.
Следующий вопрос, который требует детального обсуждения -сохранение интернационального характера в культурной и образовательной сферах, поскольку нас не должно успокаивать то, что мы сейчас говорим на русском языке.
Мы-то с вами говорим по-русски, а что будет дальше? На каком языке заговорят в подобной ситуации наши дети? Это очень важно. Поскольку мы говорим о контексте Шанхайской организации, то мы должны принять во внимание, что одного инерционного интернационального характера наших отношений недостаточно. Нужны другие направления интернационализации, и эти аспекты включают в себя такой важный момент, как введение новых концептов. Концептуальной сенсацией было признание Таджикистана и Ирана двумя персидскими государствами, которые имеют особую связь между собой.
Или вспомним, что в Киргизии абсолютным лидером в сфере образования является турецкая система - по качеству, по применимости и так далее. Американские усилия построить в Киргизии университет провалились. В начале девяностых годов турецкое продвижение в регион носило общественно-политический характер, теперь оно сконцентрировалось на культурно-образовательном аспекте, но не перестало быть интенсивным. 37 процентов опрошенных киргизов считает турецкое образование самым лучшим. Вот что нужно обсуждать...
И, наконец, болезненная тема, обсуждение которой зависит от многих факторов в каждом конкретном государстве: качественная инвестиционная среда. Дело в том, что это качество прямо отражает существующий экономический уклад. Но с другой стороны, это также отражает "семейную" экономику, которая продолжает фильтровать инвестиционные проекты, влиять на их успешность и так далее. Леонид Григорьев, который для нашего правительства писал все экономические программы, прямо говорил: главная проблема для любых советников киргизского правительства состоит не в том, чтобы приехал какой-то умный Джефри Сакс и рассказал, как жить. Необходимо, чтобы он перевел всю терминологию с языка Международного валютного фонда на обычный экономический. Потому что до сих пор описание киргизской экономики делается на этом птичьем языке. Поэтому сначала нужно вернуться к нормальной понятийной базе, а потом уж что-то советовать. И это тоже экспертная задача.
КОЛЕРОВ Модест Алексеевич,
начальник Управления по межрегиональным
и культурным связям с зарубежными странами
Администрации Президента Российской Федерации.
http://www.fondedin.ru/