«НАБАТ!» в названии книги[1] специалиста в области жанра эпохи будущего –диалога, каковым является основоположник российской школы геоэкономики Э.Кочетов, представляется подтверждением актуальности и остроты ощущения глобальной опасности цивилизации homo sapiens, присущей интеллектуальной элите.
Следуя отличающей отечественную познавательную традицию потребности, Э.Кочетов представляет авторский вариант установления причинно-следственной связи «главных проблемных блоков, которые в сумме дают общую объемно-пространственную картину мировой невзгоды»,[2]с целью найти ответ на главный вопрос: «Как вырвать Человека из их цепких рук?»[3]
Кто виноват?
Невозможно не признать правоту исследователя, что «человек сам, своими руками вогнал себя в джунгли – в «современный мир» – мир несуразности, насилия и незащищенности, в изнуряющие тиски техногенности и «современного» удушливого средневековья»[4].
Однако не менее справедливо и то, что составляющая «суть книги – злоба дня: Человек в опасности! – он не защищен, ему брошен вызов»[5], - признается мыслителями актуальной, как то свидетельствуют памятники письменности, у истоков европейской культуры, начиная с VIII—VII вв. до н. э.[6]
В ту далекую эпоху называемые автором ныне «апологетами старого, изжившего (традиционного), сходящего с исторической арены мира разорвали в клочья категорию «безопасность»[7].
Что делать?
Ученый XXI в. н. э., следуя традиции, начатой мыслителями античности, задается вопросом: «Что необходимо предпринять, чтобы «распрямить» деформированный мир? Мировое сообщество мучительно ищет ответы на эти вопросы».
В чем проблема?
Рассуждения Э.Кочетова о поиске решения современной глобальной проблемы побуждают вновь вспомнить опыт древних цивилизаций, оставивших поражающие воображение памятники культур, среди которых напрасно искать оружия массового поражения. Гибель в результате не природной, а социальной катастрофы, свидетельствует, что причиной катастрофы стала проблема социальной несправедливости, решение которой предполагает установления причинно-следственной связи возникновения проблемы социального расслоения в истории человечества.
Хотели как лучше, а получилось как всегда.
Если труд создал человека, как то утверждал Ф. Энгельс, то труд общественный создал человечество.
Однако результаты эволюции величайшего достижения цивилизации, каковым является общественное разделение труда, представив опыт доведения благой идеи до абсурда, свидетельствуют, что самое известное из принадлежащих В.С.Черномырдину выражений, равно справедливо не только к российским, но реалиям общечеловеческим.
Специалисты в области первобытной истории отметили плавную постепенность, с которой в процессе общественного разделения труда вырастали основы будущего социального неравенства.[8]
На фоне остроты и глобализма проблемы не просто самоуничтожения цивилизации homo sapiens, но превращения человека в опасность существования самой планеты, заставляющего бить в НАБАТ, особое значение приобретает проблема, которая оказалась вне исследовательского интереса. Эту проблему можно назвать феноменом сословно обусловленного разума, ставшего результатом целенаправленного, растянувшегося на тысячелетия, процесса ограничения интеллектуальных способностей человеческого разума, подчиненного нуждам узкой специализации.
Раскол человечества
Обращение к материалам истории, позволившее сделать вывод о существовании условий возникновения классового общества и государства на рубеже II - III тыс. до н. э. и смены концепций власти,[9] открывает временную глубину и основные вехи эволюции судьбоносной для человечества проблемы, которая, очевидно, привела к тому, что в книге З. Кочетова получило название раскола гуманитарной сферы и представлено как мировая проблема №1.
Античная цивилизация: взлет или падение?
В контексте проблемы феномена сословно обусловленного разума принципиально иное видение в истории приобретает возникновение древнегреческой цивилизации, становление которой у истоков европейской культуры связано с процессом перезагрузки древнего обычая, содержание которого определял фонд морально-этических норм, и становление «мирового порядка», лишенного нравственного иммунитета.[10]
В условиях античной традиции процесс ограничения интеллектуальных способностей, прежде представлявший своего рода «побочный» результат общественного разделения труда, принял целенаправленный характер.
Ставка на манипуляцию общественным сознанием, нацеленную на ограничение возможностей человека «пользоваться» разумом, превращается в главное средство достижение и сохранение власти.[11]
«Новые люди», люди «ренессансного» закала…
Э.Кочетов связывает решение проблемы опасности, нависшей над человечеством с тем, что «на мировую арену заступают «Новые люди», люди «ренессансного» закала»,[12]что указывает на надежду автора на возможность Возрождения III тыс. н. э.
Эпоха Ренессанса
Притягательность «ренессансного» закала», в которой признается ученый, предполагает небольшую ремарку по поводу истоков эпохи Возрождения.[13]
Европейская цивилизация обязана феноменом Возрождения превращению христианства в официальную религию великой Римской империи, открывшему возможность постепенного возвращению морали в статус законного.
Однако период, начиная с 313 г., когда император Константин объявил христианство официальной религией, и до начала так называемого «Раннего Возрождения» в Италии 1420г., позволяет представить длительность пути, в который входит период адаптации церковными мыслителями демократической религиозной доктрины нуждам укрепления земного единовластия, посягая на глубинное моральное обоснование веры в единого Бога и равенство перед Его Законом, вынудившей гуманистов обратиться к переводам греческих текстов Священного писания.
Результатом интеллектуального усилия эпохи стал отказ от средневековой социальной теории, оставлявшей верующим роль покорных овец «священного стада Христова», и создание концепции человека – образа Божьего. Отказ от иерархии «разумных душ» открыл потенциал гения человеческого разума, лишенного сословных ограничений и освященного волей не закона земной бренной власти, лишенной морали, а вечного Божьего Закона.
Параллельные социальные миры
Реформы Солона, проведенные «примирителем и законодателем» после избрания в 594 г. до н. э. архонтом древних Афин, узаконившие разделение общества на четыре сословия, можно назвать началом целенаправленного программирования сословного расслоения общества в целях сохранения социального неравенства властью закона государства.
Филон Александрийский в теории «разумных душ», которым доступен «тайный смысл» Слова, а затем его последователи представили христианский вариант обоснования справедливости социального неравенства,[14]на основе доступного «разумной душе» уровня понимания.
Проблема понимания
Признание способности понимания Слова в качестве критерия права-притязания на место в социальной иерархии является принципиальным различием античной и христианской традиции, признавшей состоявшееся разделение человечества на параллельные социальные миры по уровням доступного понимания в результате целенаправленного ограничения интеллектуальных способностей.
Однако эпоха Возрождения стала лишь передышкой, открывшей неиссякаемость творческого – созидательного потенциала Человека, оказавшись бессильной окончательно прервать пагубную тенденцию.
Проблема «расслышать друг друга»: «сортировка» общества
Традиция обоснования разделения общества на «лучших» и «худших», -представленная в античной философии в рассуждениях о различиях качества материала, из которого Громовержец создавал смертных, а в истории христианства в концепции вселенской церкви Евсевия Памфила, - получила продолжение и в правотворчестве власти, и в боготворчестве внутри самого христианства, представившего поразительное сословное и национальное разнообразие ликов единого Бога, невиданное в политеизме,.
Появление термина «sorts», используемого для определения качества вещного мира, в социальной терминологии Англии эпохи Тюдоров и Стюартов представляется закономерным результатом обесценивания человека в процессе социального расслоения.
Целенаправленное лишение разума нравственного иммунитета в сочетание с современным уровнем вооружений привели к опасности глобальной катастрофы, ранее неведомого человечеству масштаба.
Однако проблема «объясниться» с апологетами мировых «диких урочищ»[15], определяется тем, что они искренне не понимают – им не доступен уровень мышления других «sorts». Разум, лишенный нравственного иммунитета, буквально «отключает» главный инстинкт, присущий человеку - инстинкт самосохранения.
I.2. Мировая проблема No 2: В чьих руках молодое поколение?
Судьба молодого поколения, воспитанного на ценностях, культивируемых в России с подачи заморских мастеров «умной силы», вызывает особую озабоченность Э. Кочетова: «Неизбывная страсть сходящих с исторической арены поколений – по своему образцу и подобию «отформовать» новые. Но не только это. Сюда подмешивается «железная необходимость» сохранения сложившейся веками и тысячелетними жесткой властной иерархической пирамиды, с ее слоями, нишами, кастами. Эти задачи возложены на мировую систему воспитания, образования и науку. Каковы эти задачи – догадаться не сложно. К этому плотно прикладывает руку мировая система пропаганды».[16]
Концепция образования Ренессанса
Понимание сути людей «ренессансного» закала, о которых пишет Э. Кочетов, вновь вынуждает нас обратиться к этой эпохе.
Социальная теория Возрождения, признав равенство созданных Творцом по образу и духу Своему, предполагала соответствующие изменения в концепции образования христианского мира, отныне направленного не на культивирование покорности большинства, а на раскрытие творческого потенциала личности, определив преимущества российской, а затем и советской традиции воспитания и обучения. В самом термине - «образование» нашли отражение суть и цель базовой идеи гуманистов – придание земному и смертному ЕГО бессмертного Образа, готовность и способность верующими повторения ЕГО подвига во имя спасения человечества.
Гуманистическая традиция определила те качества отечественного образования, которые заставили Х.Риковера признать, что "самая главная угроза национальной безопасности Соединенных Штатов – это советская средняя школа"[17].
Болонская система: проблема национальной безопасности США
Это эффектное высказывание «отца» атомного флота США, характеризующее мощь эффективности советской системы образования, напомнил присутствующим член-корреспондент РАН М.В Ковальчук на заседании Совета при Президенте по науке и образованию 21 января 2016 г.
Вхождение России в сентябре 2003 г. в Болонскую систему решило проблему национальной безопасности США и стало катастрофой не только для отечественной науки и образования[18], но науки и образования на всем постсоветском пространстве, лишая братские народы обшей истории – непременной основы сохранения диалога и мира в регионе.[19]
Принципиальное отличие концепции образования Болонской системы от отечественной определяется тем, что образование в условиях формальных демократий является основным средством программирования социального неравенства, направленного на продолжение процесса ограничение интеллектуальных способностей человека. Цель этого образования - воспроизводство непритязательной рабочей силы, озабоченной лишь проблемой биологического выживания[20].
Человеку, воспитанному этой системой в условиях искусственно созданного роста обнищания населения планеты,[21]не до помыслов о высоких технологиях.
Угроза национальной безопасности России
Сегодня власть признала очевидное: проблема образования и науки – проблема национальной безопасности страны[22].
Президент РФ на заседании совета по науке и образованию подчеркнул, что «наличие собственных передовых технологий – это ключевой фактор суверенитета и безопасности государства, конкурентоспособности отечественных компаний, важное условие роста экономики и повышения качества жизни наших граждан.[23]
Не вызывает сомнений правота Путина В.В.: «Но чего нельзя делать: нельзя поддерживать бесперспективные центры».[24]
Однако бесперспективные научные центры – удел бесперспективной концепции образования, определяющей содержание государственной политики. Поэтому совершенно естественно, что рачительное – прагматичное - ведение хозяйства исключает возможность финансирования реформы, в процессе реализации которой российская система образования и науки разрушена до основания.
Особая мировая проблема
В контексте внимания, которое Президент РФ Путина В.В. уделяет проблеме эффективности отечественной науки и образования особенно актуальна озабоченность Э. Кочетова по поводу проблемы, выделенной им в особую мировую проблему – «ректорский корпус и его близкое окружение. Сюда нахлынул поток персонажей, ничего общего не имеющих ни с наукой, ни с образованием. В высших учебных заведениях и научных институтах они свили себе теплые гнезда, десятилетиями оторваны от написания научных монографий, учебников, программ и т.д. Их основная задача (помимо меркантильной – здесь все в порядке!) – держать руку на пульсе в научной и образовательной среде и зорко следить за малейшими отклонениями от тех идеологических догм, которые проповедует то или иное образовательное или научное заведение в угоду пришедшей к власти «элите». В научных и образовательных учреждениях вокруг ректоров (директоров) сформировались монолитные ядра руководителей, намертво спаянных круговой порукой. Засилье такого ядра не дает развиваться ни научным, ни образовательном структурам».[25]
Именно этим «кадрам» Россия обязана «чехардой»[26] в отечественной науке и образовании.
Очевидно, ректорский корпус не столь единодушен, однако достойное служение сохраняющих гуманистическую традицию в ВУЗах, руководителями которых являются, подтверждают исключительность из правила невозможностью преодоления превалирующей тенденции.[27]
Нажива и личные амбиции, а не благо и безопасность Отечества движет неуемными реформаторами от образования и науки, трудами которых ученые сегодня превратились в наименее социально защищенную часть общества.
Известная триада, сформулированная Путиным В.В. по поводу отношения правоохранителей к бизнесу, применительно к отношению чиновников от образования к ученым звучит примерно также: прессуют, обирают, пускают под откос[28].
Единственная форма собственности, которой мы владеем – интеллектуальная разворовывается.[29] «Оптимизировать» лучшее в худшее и воровать[30] – все, что могут «успешные» и «конкурентоспособные», определяющие настоящее и будущее российской науки.
Выводы
Российские ученые, сопротивляясь процессам, грозящим миру и Отечеству глобальной катастрофой делают все, чтобы быть услышанными каждым, кому не безразлична судьба человечества.
Проблема социальной несправедливости, уничтожившая и античную цивилизацию, и Российскую империю, в современных условиях – та «атомная бомба», готовая разорвать всю планету[31].
Понимание роли образования и науки в решении глобальной проблемы теми, кого автор книги нарек «апологетами сходящего с исторической арены мира», подтверждается общемировой тенденцией снижения качественного уровня и доступности образования большинству населения.
НАБАТ! Э.Кочетова отражает накал эмоционального напряжения отечественной элиты, полностью реализовавшей существующее жанровое разнообразие с целью привлечь к общей – глобальной беде - внимание и власти, и общества, совместно способные решить проблему.
P.S. «Но в мире нет ничего фатального! Интеллект Человека, его разум и здравый смысл высоко держат знамя жизнеутверждающих начал».[32]
[1] Кочетов Э.Г.НАБАТ! Человек в современном мире М., 2015
[2] Там же. С. 4.
[3] Книга Эрнеста Кочетова «НАБАТ! Человек в современном мире» на портале www.viperson.ru (полный текст): http://viperson.ru/articles/kniga-ernesta-kochetova-nabat-chelovek-v-sovremennom-mire-na-portale-www-viperson-ru-polnyy-tekst
[4] Кочетов Э.Г.НАБАТ! Человек в современном мире. С.4.
[5] Книга Эрнеста Кочетова «НАБАТ! Человек в современном мире» на портале www.viperson.ru …
[6] См. например: Надежда Брестовицкая Политика «и» мораль: о проблеме глобальных изменений концепции власти: http://viperson.ru/people/brestovitskaya-nadezhda-mihaylovna/publications
[7]Кочетов Э.Г.НАБАТ! … С. 8.
[8] См. например: Бромлей Ю. В., Першиц Л. Я. Ф. Энгельс и проблемы первобытной истории // Вопросы философии. 1984, №4.
[9] См.например: Надежда Брестовицкая: Политика «и» мораль: о проблеме глобальных изменений концепции власти: http://viperson.ru/people/brestovitskaya-nadezhda-mihaylovna/publications
[10] Надежда Брестовицкая: «Ваша честь»: проблема отлучения морального и законного у истоков европейской правовой традиции: http://viperson.ru/people/brestovitskaya-nadezhda-mihaylovna/publications
[11] Надежда Брестовицкая: О проблемах российского образования в современных условиях: http://viperson.ru/people/brestovitskaya-nadezhda-mihaylovna/mention?page=2
[12] Кочетов Э.Г.НАБАТ! Человек в современном мире… С.4.
[13] См. подробнее: Брестовицкая Н.М Свобода слова: истоки и эволюция проблемы. Саранск, 2005.
[14] См. там же.
[15] Кочетов Э.Г.НАБАТ! Человек в современном мире… С. 11.
[16] Там же. С. 14.
[17] Выступление члена-корреспондента М.В. Ковальчука... saveras.ru›archives/5568
[18] См. подробнее: Надежда Брестовицкая: О современных реалиях российской школы: http://viperson.ru/people/brestovitskaya-nadezhda-mihaylovna/mention Надежда Брестовицкая: Педагогические измерения в контексте проблемы политики `умной силы`: http://viperson.ru/people/brestovitskaya-nadezhda-mihaylovna/mention
[19] См. подробнее: Надежда Брестовицкая: Угрозы Абхазии и России: О проблеме без`умной силы` и отечественной политике в области образования и культуры: http://viperson.ru/people/brestovitskaya-nadezhda-mihaylovna/mention
[20] Надежда Брестовицкая. Плюрализм или единомыслие: о проблеме целостности в концепции образования демократического общества: http://viperson.ru/people/brestovitskaya-nadezhda-mihaylovna/mention
[21] Общее состояние 62 богатейших людей на планете равно... webground.su›topic/2016/01/18/t178 Oxfam: активы 62 богатейших людей планеты равны совокупному состоянию 50% беднейших ... Один процент самых богатых людей владеет половиной активов в мире Дело.ua 17:35. ... 1% самых богатых людей владеет 50% богатств мира...
[22] См: Надежда Брестовицкая История и манипуляция общественным сознанием: о проблеме инновационного учебника: http://viperson.ru/articles/istoriya-i-manipulyatsiya-obschestvennym-soznaniem-o-probleme-innovatsionnogo-uchebnika
[23] .В. Путина на заседании Совета по науке и образованию... saveras.ru›archives/11621
[24] Путин заявил, что нельзя поддерживать... news2world.net›…novosti/putin…nelzya-podderzhivat…
[25] Кочетов Э.Г.НАБАТ! Человек в современном мире… С. 17.
[26] Путин заявил о недопустимости «кадровой чехарды»... ntv.ru›novosti/1584605/ Президент России Владимир Путин заявил, что не считает нужным проводить существенные перестановки в правительстве.
[27] ...в России не будет бесплатного высшего образования.... my-volga.ru›…k…v…besplatnogo-vysshego-obrazovaniya
...Садовничий - дуайен российского ректорского корпуса, пользующийся, пожалуй ... Он выступает против как изменения процесса образования в содержательном плане, так и против ... Что же касается затеянной им реформы образования, то эта работа...
[28] Путин: «Прессовали, обобрали и отпустили.... secretmag.ru›Новости›…-obobrali-i-otpustili
Путин: «Прессовали, обобрали и отпустили. Это нам не нужно для делового климата». ... Путин также заявил, что налоговые условия для бизнеса не должны быть повышены до 2018 года.
[29] Надежда Брестовицкая: Защита авторского права в России: реалии современного правосудия: iperson.ru/people/brestovitskaya-nadezhda-mihaylovna/publications
[30] Госдума просит проверить траты Минобрнауки rusnovosti.ru›posts/368005 Речь идёт о возможных хищениях на сумму более 850 миллионов рублей. Госдума просит проверить траты Минобрнауки. ... Комментарий пресс-службы Минобрнауки «Известиям» получить не удалось.
[31] Путин о Ленине: «Заложил атомную бомбу под Россию» turkist.org›2016/01/lenin-putin-russia-ussr-amir…
[32] Книга Эрнеста Кочетова …