Эксклюзив
Брестовицкая Надежда Михайловна
17 августа 2015
4466

Надежда Брестовицкая: Свобода слова или манипуляция общественным сознанием? Проблема базовой ценности демократии

                               «Самое главное – быть честным по отношению к себе и к людям, которые тебе доверили эту работу». ...»[1]  

                                                                                                                                                   В.В. Путин      

 Надо быть честными: «Демократическая пощечина чудовищной силы» ЕС[2], каковой были признаны итоги выборов в Греции, не удалась. Согласие Ципраса на унизительные условия кредиторов[3]подтверждает этот факт.
Возмущенные «ахи» потомков древних эллинов, плавно перешедшие в не менее возмущенные «охи»[4], предельно четко определили границы права на свободу слова нынешнего великодержавного демоса, заложенные в проекте той модели демократии, колыбелью которой признается  античная цивилизация. Демократии, которая сегодня превратилась в мощный катализатор революционной ситуации и в Западной Европе, и далеко за ее пределами, создавая хаос, которым не способна управлять.

В чем проблема?

Для ответа на этот вопрос следует обратиться к истокам  демократической традиции.

"Великая смута"

События, инициированные Евросоюзом в современной Греции, по глубине кризиса напоминают события  VI в. до н. э., названные Аристотелем «великой смутой», о чем он писал: «Ввиду того что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных»[5].

Современные кредиторы, поставившие Грецию перед необходимостью принять унизительные условия, очевидно, не способны извлекать уроки из опыта прошлого.

Ипотека

Применительно к событиям дня сегодняшнего особенно актуально вспомнить, что судьбоносная роль в появлении феномена античной демократии принадлежит не менее знаменитому изобретению VI в. до н. э.  – ипотеке, послужившей  причиной доведения до кульминации остроты противостояния враждующих сторон – демоса и земельной аристократии.

Термин «ипотека», как известно, переводится как «подпорка». Так называли каменный столб на границе территории земельного участка с описанием всех долгов владельца данного участка, служивших подтверждением права кредитора забрать данную землю, если должник не вернет сумму в срок.

Стагирит писал о политической ситуации: «Бедные находились в порабощении не только сами, но также и дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих и детей. Да и ссуды у всех обеспечивались личной кабалой».[6]

Благодарные наследники демократической традиции

Требования, выдвинутые Брюсселем[7], направлены на сдерживание развития экономики  «колыбели демократии» и повышения жизненного уровня ее граждан. Создается  впечатление желания использовать картину бедственного положения VI в. до н. э. в качестве образца, до которого «друзья»[8] стремятся довести свободного и равноправного партнера.  Пока свободного…

Миф о ленивых греках

Памятуя знаменитую «классификацию» лжи Бенджамина Дизраэля, утверждавшего, что «существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика»,[9] следует признать, что давление кредиторов, направленное на дестабилизацию – непременного условия любого хаоса, в полном соответствии с «демократическими» методами сопровождается  активной эксплуатации всего перечисленного набора. Созданы и муссируются  мифы о Греции как безнадежном  должнике[10], и ленивых греках, которые не хотят платить долги.[11]

Однако, как известно, Греция вступила в Евросоюз в 1981г., когда долг составлял лишь 25% ВВП, тогда как в странах ЕС в среднем - 40%[12]. Уже в 2010 г. отношение долга к ВВП составляло 143 %[13] - таков итог членства в союзе.[14]

Кредит как средство передела мира

 Таким образом, у Греции затянувшаяся «кредитная» история. Принципиальным отличием ситуаций VI в. до н. э. и XXI в. н. э. является то, что если  в древней  Элладе кредиторами были аристократы, превращавшие за долги в рабов соотечественников, то сегодня в кабале кредиторов  - Еврокомиссии, ЕЦБ, Европейского стабилизационного механизма и Международного валютного фонда - оказалась вся Греция, которую западные «партнеры» готовы пустить «с молотка».[15]

Противостояние с Брюсселем создает прецедент превращения кредита в средство передела мира. Древнегреческая практика установления каменных столбов на границе территории земельного участка с описанием всех долгов владельца, носившая характер «местного значения», в современном мире грозит принять планетарный масштаб.

 Евросоюз демонстрирует отсутствие интереса в сильных партнерах, что и предполагает создание условий, способствующих ослаблению греческой экономики и соответственно, обострению социальной нестабильности.

Таким образом, благодарные наследники демократической традиции представили апробации двух моделей передела современной политической карты мира под лозунгом «истинной демократии»: Новый Свет отдает предпочтение методам, использованным в Ираке, Ливии и т.д., а Старый Свет – в Греции.

Совместные усилия партнеров  по «истинной демократии» дали миру фашизм на Украине.

Проблема лидера

 Истории человечества не ведом период, когда проблема лидера  не была бы актуальной. Изобретению ипотеки, ставшей причиной глубокого экономического и политического кризиса в VI в. до н. э, Греция обязана и появлением имени Солона., признанного, согласно Плутарху, «общим примирителем и законодателем».[16]

Аристотель писал о политической ситуации в преддверии «великой смуты»: «(2) Смута была сильная, и долгое время одни боролись против других; наконец они избрали сообща посредником и архонтом Солона и поручили ему устройство государства, после того как он сочинил элегию, начинавшуюся словами:

Да, понимаю, и в сердце глубоко кручина запала:
Вижу, как клонится ниц первая прежде страна
Меж Ионийских земель.

В ней он нападает на обе партии, защищая в то же время одну от другой, разбирает весь спор, а после этого убеждает одинаково тех и других прекратить возникший раздор»[17].

Острота противостояния засвидетельствована признанием Солона:

Тогда мужей бы многих наш лишился град.
Затем-то, на борьбу все мужество собрав,
Я, точно волк, вертелся среди стаи псов[18].

Солон стал лидером в эпоху уничтожения наследственных привилегий знати, замены привилегий происхождения привилегиями богатства.

«Ахи», прозвучавшие в современной Греции, свидетельствуют об актуальности проблемы лидера в эпоху уничтожения привилегий богатства, требующей мужества несравнимого с мужеством Солона.

Народное собрание: «поколенье людей говорящих»

Народное собрание после «великой смуты» стало высшей законодательной властью в Афинах. Однако понимание назначения этого института возможно лишь в контексте понимания значимости ораторского искусства, владение которым признается важнейшей причиной признания Солона и демосом и аристократией. Значение в политической традиции Древней Греции искусства убеждения засвидетельствована  бессмертной покровительницей Афин, поучавшей Одиссея:

180 Сладостью речи твоей убеждай ты каждого мужа.[19]

Анализ текстов гомеровского эпоса[20] позволяет сделать вывод, что основная часть древнегреческого общества VIII в. до н. э. характеризуется сочетанием «безмолвствующее большинство», использованное А.Я. Гуревичем применительно к Европе эпохи Средневековья.[21]Безусловно, для этого общества факт участия в народном собрании, в котором демос превращался в легкую жертву заказных искусников,  не мог не иметь значения.

 В названном контексте особое звучание принимает подчеркнуто презрительное «поколение людей говорящих», которому принадлежит судьбоносное для цивилизации наделенных разумом открытие: не существует информации, не поддающейся извращению. Совершенно не обязательно просто или нагло врать. Достаточно использовать единственное слово, способное сменить акценты, и преподнести информацию вне контекста всего события или дела[22].

Древние мастера красноречия до мельчайших деталей разработали технику манипуляции общественным сознанием[23], которые современные политтехнологи используют в СМИ и интернете.

 Сочетание, использованное Гесиодом применительно к соотечественникам, соединило способность «говорения» с пророчеством неминуемой гибели современного поэту пятому поколению:

Зевс поколенье людей говорящих погубит и это
После того, как на свет они станут рождаться седыми[24]   

Демократическая традиция: «нечестивые мысли»

Памятуя, «нечестивые <мысли>»[25] последователей Демокрита, подозревавших, что боги -  хитрая выдумка людей, создавших бессмертных «по образу и духу своему»,  следует признать, что миф о демократической традиции носит тот же рукотворный характер, что и божественный Олимп, представляемый массовому общественному сознанию в качестве идеала общественного устройства и до, и после конституции Солона.

Проблема прошлого в политической традиции

Современные ожесточенные баталии вокруг всемирной и отечественной истории, сопровождающие еще более ожесточенные баталии процесса передела собственности и политической карты мира, свидетельствуют о сохранении непреходящей актуальности проблемы прошлого в легитимизации властных притязаний.

У истоков европейской культуры первый опыт осознания принципиальности этой проблемы принадлежит древним грекам, оставившим пример ее решения апробацией метода ограничения исторической перспективы, представленной в текстах эпоса, приписываемых Гомеру.

Отнюдь не случайно легендарный певец воинственной Эллады представлялся незрячим поэтом, лишенным возможности знания прошлого, необходимого для адекватной оценки настоящего и прогнозирования будущего. Согласно гомеровской концепции, историческая память должна была сохранять только знание, подтверждающее справедливость притязаний на власть новой политической элиты.

«Колыбель демократии» или родина манипуляции общественным сознанием?

Согласно концепции Гесиода, история человечества - эволюционный процесс, в котором  героическому поколению отведена роль не начала, а конца истории.

Представленный в мифе о пяти поколениях процесс неуклонной деградации человечества, очевидно, связывается мыслителем с тем, что слово из средства передачи знания об апробированном поколениями опыте превратился в средство манипуляции сознанием, направленным не на раскрытие, а ограничение потенциала человеческого разума, указывая на особое значение ограничения знания прошлого.

Пятое – современное мыслителю поколение, представлено поэтом I до н.э., не ведавшим о результатах исследований именитых антропологов III н. э.[26], эпохой качественных изменений в развитии человечества.

Идея исключительности как основа традиции идеализации античного полиса

Памятуя известные притязания на исключительность в современном мире, следует признать, что первый опыт культивирования идеи исключительности у истоков европейской культуры, как и опыт переписи истории, также принадлежит древним грекам, положившим начало мифотворчества об исключительности политической традиции античного полиса. В качестве подтверждения можно вспомнить не только пронизанные патриотизмом выступления Солона, увековеченные Аристотелем, но и вдохновенную речь Перикла, записанную Фукидидом: «Наш  государственный  строй  не  подражает   чужим учреждениям; мы сами скорее служим образцом  для  некоторых,  чем  подражаем другим. Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не  на меньшинстве, а на большинстве (демоса). По отношению к частным интересам законы  наши  предоставляют  равноправие  для  всех  {1};  что   же   касается политического  значения,  то  у  нас  в  государственной  жизни  каждый   им пользуется предпочтительно перед другим не в силу того, что его поддерживает та или иная политическая партия, но в зависимости от его доблести, стяжающей ему добрую славу в том или другом деле; равным образом, скромность звания не служит бедняку препятствием к деятельности, если  только  он  может  оказать какую-либо услугу государству. Мы  живем  свободною  политическою  жизнью  в государстве  и  не  страдаем  подозрительностью   во   взаимных   отношениях повседневной жизни; мы не раздражаемся, если  кто  делает  что-либо  в  свое удовольствие, и не показываем при этом досады, хотя и безвредной, но все  же удручающей другого. Свободные от всякого принуждения в частной жизни,  мы  в общественных отношениях не нарушаем законов главным образом из страха  перед ними и повинуемся лицам, облеченным властью в данное время; в особенности же прислушиваемся ко всем тем законам, которые существуют на пользу обижаемым и которые, будучи неписанными, влекут (за  нарушение  их)  общественный  позор{2}.»[27].

Эта пространная цитата – лучшая иллюстрация блеска ораторского искусства знаменитого правителя Афин и причины убежденности Сократа: «Красноречие, по моему мнению, — это призрак одной из частей государственного искусства».[28]

Историческая наука: проблема стереотипов

Древние историки не уступали знаменитым политикам в искусстве красноречия,  прославляя любезное сердцу Отечество. Достаточно вспомнить «Хвалебное слово ахейцам» в исполнении Полибия, представившего не менее пылкое обоснование альтернативной дорийской - аристократической концепции общественное устройство своего народа: «…нигде в такой степени и с такой строгой последовательностью, как в общественном устройстве ахиян, не были осуществлены равенство, свобода и вообще истинное народоправство. … Устройство это … имело двоякую надежную опору в равенстве и милосердии»[29]

«Ах, обмануть меня не трудно!...

 Я сам обманываться рад!» ...

                                      А.С. Пушкин

  Не мудрено, что эти письменные признания современников эпохи произвели должное впечатления на исследователей, изучавших наследие ушедшей цивилизации. Веками историческая наука благодарных потомков, оказавшихся в плену  очарованья мощи таланта великих мастеров политтехнологии, продолжала начатое древними. Возможно, именно по этой причине в особой немилости отечественных ученых оказался древнегреческий мыслитель Гесиод, обращение к произведениям которого открывает перспективы принципиально иного видения наследия политической традиции древних.

Заботливо создавая систему стереотипов, направленных на идеализацию античной цивилизации, они продолжали процесс превращения истории из отрасли науки, ответственной за сохранение достоверного знания о социальном опыте поколений, в средство манипуляции сознанием поколений.

Выводы

Надо быть честными: базовой ценностью современных демократий Западной Европы и США, принятых российскими либеральными реформаторами в качестве образца для подражания,[30] является  не свобода слова, а манипуляция общественным сознанием.

Современные политические реалии, отмеченные поразительным многообразием мнений, льющихся из традиционных СМИ и интернета как из рога изобилия, демонстрируя игнорирование политической элитой не только здравого смысла[31], но элементарных приличий,[32] не случайно вызывают серьезные сомнения относительно того, что этот нескончаемый поток, направленный на умы обитателей планеты, имеет отношение к свободе слова.

 Все эти приметы времени представляют ярчайшую иллюстрацию актуальности проблемы активной эксплуатации свободы слова - базовой ценности демократии, в качестве не только прикрытия, но и главного орудия в ожесточенных информационных - «холодных» войнах, предшествующих и сопровождающих войны «горячие», которые ведутся под знаменами «истинной» демократии.

Очевидно, демократический проект, реализуемый в странах Старого и Нового света, неотвратимо превращается в угрозу миру.[33]

Достаточно иметь голову, чтобы не следовать этому проекту[34].

Надо быть честными: "Люди устали от нищеты, от воровства, от хамства властей, от их неуемной жадности, от коррупции, от олигархов забравшихся во власть -- люди устали от всего этого".[35]

А еще люди устали от бесконечной лжи и извращений прошлого и настоящего,   представляемых массовому общественному сознания как реализацию священного для демократии права на свободу слова.

Полный материал дан также ниже в приложении

[1] Путин: Главное – быть честным к людям...

TrueInform.ru›modules.php?name=Video&sid=104162

[2] Марин Ле Пен: Греция нанесла ЕС пощечину чудовищной...

ruposters.ru›archives/11348

Победа левых в парламентских выборах в Греции - демократическая пощечина чудовищной... ... Итоги референдума в Греции: против условий кредиторов выступили 61,31% голосовавших.

[3] Ципрас принял большинство условий кредиторов - FT

zn.ua›ECONOMICS/cipras-posle-defolta…kreditorov…

> В ночь дефолта Греции Ципрас принял большинство условий кредиторов - FT. ... Так, ранее Ципрас называл предложения кредиторов "унизительными" и неприемлемыми.

[4] «Охи» Греции и ахи Евросоюза: греки пошли против ЕС...

ktk.kz›ru/news/video/2015/07/06/61299

Валюта Евросоюза после оглашения результатов референдума в Греции потеряла в цене один процент. ... Нам нужна демократическая Европа, где царит справедливость. Именно такой Грецию видит Ципрас, и мы разделяем его мнение.

Греки подняли голову | Сегодня.ру

segodnia.ru›Публикации›155680

Недовольных проводимой антироссийской политиков Брюсселя сегодня предостаточно. ... Источники в правительстве Греции сказали, что этот случай подтверждает институциональные проблемы в деятельности ЕС.

Народ Греции нанес Евросоюзу демократическую...

portal-investor.ru›Мировые новости›politic/14109

В Греции состоялись досрочные парламентские выборы. По итогам подсчета голосов, На внеочередных парламентских выборах в Греции победила оппозиционная коалиция Сириза. Партия обеспечила из 300 - 146 мест в парламенте.

Греция: битва за будущее

EconomicsAndWe.com›doc/3368/

Политики, выступающие против следования диктату Брюсселя, Берлина и Парижа, отстранены от дел. ... Греция вступает в период важных решений. ... Сегодня Греция – ключевой пункт геополитики, откуда может начаться перелом в процессах на...

В Греции решается судьба христианской Европы...

budennovsk.org›?p=62677

Не предадим наши идеалы, наши ценности, нашу семью, нашу честь! ... Политики, выступающие против следования диктату Брюсселя, Берлина и Парижа, отстранены от дел. ... Сегодня Греция – ключевой пункт геополитики, откуда может начаться..

[5] Аристотель. Из Афинской политии IV. Законодательство...

pandia.ru›text/78/574/93684.php

 

[6] Аристотель. Из Афинской политии IV. Законодательство...

pandia.ru›text/78/574/93684.php

[7] Европа показательно выпорола Грецию

utro.ru›articles/2015/07/14/1249768.shtml

Итоги завершившегося в Брюсселе саммита по урегулированию греческого кризиса ... Казалось бы, греческая победа налицо и премьеру Ципрасу самое время праздновать победу. ... Выдвинутые жесткие условия будут на протяжении долгих лет сдерживать..

[8] Туск посоветовал Ципрасу искать помощи у друзей...

rus.postimees.ee›…ciprasu-iskat-pomowi…druzej…ne…

Глава Евросовета Дональд Туск посоветовал премьер-министру Греции Алексису Ципрасу искать помощи у друзей, а не у врагов, заявил он на слушаниях в Европарламенте. "Ищите помощи у друзей, а не у врагов...

[9]  «Есть ложь, есть наглая ложь, а есть статистика»

01vyacheslav.livejournal.com›495924.html

 

[10] Греция рвет пуповину / Surfingbird знает всё, что ты любишь

surfingbird.ru›surf/gretsiya-rvet-pupovinu…

Греция – безнадежный должник. ... По данным греческого казначейства, госдолг Греции в 2014 году вырос до 185% ВВП.

[11] Греки платить не хотят и не будут

nasha.lv›rus/blog/blogs/Ceturtais_Projekts_LV/…

Миф о ленивых греках, проевших кредиты. ... При всех своих расхождениях греки едины в одном – они отказываются платить, кто вежливо, кто грубо. ... Эту схему осложняют частные инвесторы, которые прощать долги не хотят и требуют взамен...

Греки отказались платить | Агентство Русской Информации...

ari.ru›АРИ›…/greki-otkazalis-platit

Греки никогда не жили как немцы, даже набрав долгов, это распространенная байка про ленивых греков, которые хотят ... fedor-topolev. В каком месте эти греки молодцы? Они ведь не просто отказываются платить по долгам, они ещё и новых денег требуют!

[12] Экономика Греции

polpred.com›?cnt=46&let=U&fulltext=on

[13] Десять стран — самых крупных должников на планете

MixedNews.ru›Десять стран

[14] Цена ЕС: ...членов Евросоюза после вступления в ЕС....

segodnya.ua›…tsena-ec-v…vyrubali-vinohradniki-a-v…

Чего лишились экономики новых членов Евросоюза после вступления в ЕС. ... ГРЕЦИЯ. В Греции многие уверены, что предпосылками к нынешнему экономическому кризису стали реформы, которые проводились по требованию ЕС и...

[15] Германия хочет забрать у Греции за долги острова...

riafan.ru›313957-germaniya-hochet-zabrat…za-dolgi…

Невозврат Грецией долгов Евросоюзу грозит стране разделом территории в пользу Германии. ... Центробанк Греции, в свою очередь, тоже пытается привести какие-то доводы.

[16] Плутарх | Сравнительные жизнеописания | Солон...

velib.com›…plutarkh/sravnitelnye…solon_i…solon/

[17] rumagic.com : IV. Законодательство Солона : читать онлайн

rumagic.com›Случайные подборки книг›…/aristotel/4/j3.html

[18] Там же.

[19] Гомер. Илиада, песнь 2

magister.msk.ru›library/babilon…homer/homerr02.htm

Гомер. Илиада. Перевод Н. Гнедича. ..

[20] Брестовицкая Н.М. Свобода слова: истоки и эволюция проблемы. Саранск, 2005.

[21] Гуревич А.Я.Средневековый мир. Культура безмолствующего большинства. М.1990.

[22] См. например: .гражданки Брестовицкой Надежды Михайловны...

base.consultant.ru›КонсультантПлюс›…/online.cgi?req=doc…

1. Гражданка Н.М. Брестовицкая, указывающая себя в качестве представителя заявителей в

конституционном ...

Брестовицкая Надежда: О проблеме совершенствования законодательной основы защиты инвалидов:http://viperson.ru/articles/brestovitskaya-nadezhda-o-probleme-sovershenstvovaniya-zakonodatelnoy-osnovy-zaschity-invalidov

[23] См. подробнее: Брестовицкая Н.М. Свобода слова: истоки и эволюция проблемы. Саранск, 2005.

[24] Гесиод. Труды и дни

infoliolib.info›flit/gesiod/trudyidny.html

Гесиод Труды и дни Перевод В.В.Вересаева.

[25] Демокрит [86] - Человек: Мыслители прошлого...

e-reading.by›chapter.php/102754/35/Gurevich_-_…

 87. Платон Leges 889 Е. Прежде всего эти люди, <последователи Демокрита>, любезный мой, утверждают, что существование богов есть хитрая выдумка, что на самом деле их нет, но их существование признается <лишь> в силу некоторых установлений и что боги различны в разных местах, соответственно тому, как каждый <народ> у себя это установил, создавая свои обычаи… Отсюда овладевают молодыми людьми нечестивые <мысли>, будто нет богов, которых закон предписывает признавать.

[26] За последние 25 тыс лет мозг человека уменьшился

telegraf.com.ua›…za-poslednie…let-mozg-cheloveka…

О причинах рассуждает известный российский антрополог Станислав Дробышевский и делает весьма неутешительный прогноз.

[27] Фукидид. Из речи Перикла над могилами воинов...

lib.ru›Античная литература›FUKIDID/fukidid1_1.txt

(Перевод "Истории" Фукидида Ф. Г. Мищенко, в переработке С. А. Жебелева, т. I-II, М., 1915.] (из речи перикла над могилами воинов..

[28] Платон - Горгий - Библиотека svitk.ru

svitk.ru›004_book_book/6b/1484_platon-gorgiy.php

 

[29] Полибий :Всеобщая история в сорока книгах  / Пер. и предисл. Ф.Г.Мищенко Москва, 1895. Том 1, ч. 2. С. 178.

[30] Сергей Миронов: «Антикризисные» действия правительства загоняют людей в еще больший кризис: http://viperson.ru/articles/sergey-mironov-antikrizisnye-deystviya-pravitelstva-zagonyayut-lyudey-v-esche-bolshiy-krizis

[31] New York Times: Проект ЕС может рухнуть - Правда.Ру

pravda.ru›Новости›Экономика›…/1249187-esproject-0

Отношение современного Евросоюза к Греции напоминает отношение ... Им может не нравиться новое левое правительство, но оно легитимно, а его лидеры, насколько мне известно, искренне преданы демократическим идеалам.

[32] Надежда Брестовицкая: `Кто замыслит против короля ...: о проблеме свободы слова в международном праве: http://viperson.ru/articles/nadezhda-brestovitskaya-kto-zamyslit-protiv-korolya-o-probleme-svobody-slova-v-mezhdunarodnom-prave

[33] Надежда Брестовицкая: Угрозы Абхазии и России: О проблеме без`умной силы` и отечественной политике в области образования и культуры http://viperson.ru/articles/nadezhda-brestovitskaya-ugrozy-abhazii-i-rossii-o-probleme-bez-umnoy-sily-i-otechestvennoy-politike-v-oblasti-obrazovaniya-i-kultury

[34] Нужно иметь не только голову, но и сердце, - Путин

putin24.info›nuzhno-imet-ne-tolko-golovu…serdtse…

[35] Путин о причинах революции 2017 - YouTube

youtube.com

 

Документы

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован