16 мая 2006
3268

Национальная карта - против карты России


В последнее время складывается такое впечатление: и силы олигархического капитализма, и шовинистически ориентированные политические силы пытаются использовать любые проблемы российского общества, чтобы раскачать политическую ситуацию в стране.


Этим силам сейчас трудно делать ставку на раскручивание социальных конфликтов в стране, так как на фоне 90-х годов социальные условия несоизмеримо улучшились и государство может удовлетворить основные потребности населения: растет благосостояние людей, регулярно выплачиваются зарплаты, пенсии. Поэтому оппозиция - как справа, так и слева - пытается разыграть этническую карту.

Использование национальных республик против центра уже привело к распаду Советского Союза. Но и сейчас антироссийские силы пытаются раскачивать ситуацию в регионах и республиках, разжигать межнациональную рознь, дестабилизировать ситуацию в стране и таким образом прийти к власти. Не случайно, например, что и внутри страны, и за рубежом постоянно поднимают проблему Чечни.

С другой стороны, в условиях, когда в России идет процесс обретения своей идентичности, ксенофобски ориентированные силы, используя лозунги о "национальной самобытности" и об "особом пути российского развития", антизападную, антилиберальную и антидемократическую риторику, пытаются не допустить интеграции новых контингентов разных этнических и конфессиональных групп в российскую единую политическую нацию, в культурную и языковую среду. Они используют конфликты на межнациональной почве для того, чтобы под лозунгами "Россия для русских" прорваться к власти. А это значит, что Россия в очередной раз может быть отброшена с пути модернизации и европеизации и будет прозябать на обочине современной цивилизации.

Межнациональные конфликты и трения - это универсальное явление в мире. В эпоху глобализации огромные массы населения перемещаются из одних регионов мира в другие. В значительной степени это связано с тем, что из стран третьего мира избыточное население пытается найти новые, более благоприятные условия для жизни и работы. Латиноамериканцы перемещаются в США, африканцы и азиаты перебираются как в США, так и Западную Европу. Поэтому эти страны все больше и больше превращаются в мультикультурные, мультиконфессиональные. Плавильный тигель, который некогда переплавлял всех мигрантов в США, по мнению самих американцев, перестал работать с 60-х годов. В условиях мультикультурности, конечно, нарастает опасность отчужденности между людьми, принадлежащими к разным этно-конфессиональным общностям.

При высокой культуре демократии имеются каналы для гармоничных горизонтальных отношений между этническими и конфессиональными группами. Но все это эффективно функционирует в условиях очень сильной государственной власти, которая не позволяет, чтобы те или иные этнические или конфессиональные группы пытались навязывать собственные порядки и ценности другим, и заставляет их подчиняться действующим в стране законам. Там, где государство проявляет слабость, возникают массовые беспорядки и вместо межнациональной и межкультурной гармонии, взаимодействия и согласия разгораются противоречия и конфликты, которые приводят к массовым беспорядкам, как, например, во Франции. Аналогичные процессы возможны в Германии и других странах Западной Европы с более высокой демократической политической культурой.

В этих условиях проблема адаптации новых этнических групп побуждает оппозиционные политические силы использовать в своих целях и интересах новые факторы российской действительности, тем более что властные структуры не занимаются воспитательной, просветительской, пропагандистской, информационной работой. Это приводит к тому, что в разных регионах страны нарастают напряжение и конфликты на этнокультурной и этноконфессиональной почве.

Сегодня для стран Запада стало нормой, когда властные институты принимают очень жесткие меры для того, чтобы не позволить росткам межнационального и межэтнического конфликта перерасти в конфликт цивилизаций. Если так поступают в цитаделях демократии, то тем более важно проявить твердость в условиях неокрепшей российской демократии.

Очень часто демократические страны сталкиваются с серьезным выбором: либо гарантировать своим гражданам и этническим группам право на жизнь, либо пойти на определенные ограничения прав и свобод и усиление элементов контроля над населением с целью добиться большей безопасности для жизни граждан. Мы все были свидетелями недавних скандалов в США, когда в нарушение законов по указанию президента осуществлялось прослушивание телефонных разговоров, велась слежка за вызывающими подозрение людьми, вскрывалась личная корреспонденция. И все это власти объясняли необходимостью контроля за потенциальными террористическими группировками и недопущения повторения ситуации 11 сентября. Подобного рода действия происходят и в других странах. Во Франции, например, для сохранения стабильности и обеспечения безопасности граждан власти были вынуждены прибегнуть к очень жестким мерам по отношению к мигрантам из африканских стран, которые исповедуют ислам.

Подобного рода процессы могут происходить и в России, а это создает серьезные препятствия для продолжения процесса демократического строительства государственных институтов, для безболезненной интеграции новых групп мигрантов в российскую этнокультурную и языковую среду. Это может также спровоцировать в национальных республиках и в больших мегаполисах насилие и столкновения межнационального и конфессионального характера.

В сегодняшних условиях ксенофобский и религиозный фактор остается последним инструментом в политической борьбе против действующей власти для подрыва процессов, ведущих к укреплению демократических институтов и приобщению российской действительности к западным ценностям. Вот почему государству следовало бы ужесточить меры по предотвращению межнациональных и межконфессиональных конфликтов, усилить информационно-просветительскую, пропагандистскую составляющую государственной политики формирования российской политической нации, состоящей из представителей всех этнических групп, населяющих нашу страну. Необходимо выбить почву из-под ног политических сил, пытающихся вернуть ситуацию 90-х годов, когда государство находилось под пятой небольшой группы олигархов, равно как и не допустить, чтобы этнические конфликты создавали питательную почву для усиления влияния экстремистов, которые на этой волне могли бы прорваться к власти и окончательно загубить нашу страну.

В переходные периоды, особенно в странах, где не укоренены демократические институты и ценности, защита демократии становится делом политической элиты. Поэтому, на мой взгляд, определенные ограничения демократического участия и маргинализация особо радикальных политических сил является необходимым условием успешного развития процессов демократии, призванных в стратегическом плане реализовать те идеалы демократии, которые сегодня торжествуют в развитых странах и которые являются результатом нескольких столетий эволюционного развития.

Андраник Мигранян
Российская газета" - Федеральный выпуск No4067 от 16 мая 2006 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован