В условиях активной интеграции российской науки в мировое научное пространство становится очевидной разница в отношении российских и иностранных ученых к рецензированию в научных журналах. Если в западном (в цивилизационном смысле) сообществе привлечь рецензентов сравнительно легко, и ученые с международным признанием с готовностью откликаются на просьбу выступить в качестве рецензента даже в молодом и еще не состоявшемся журнале, то в российской практике по-прежнему преобладают традиции привлечения рецензентов из числа редакционных коллегий или личных деловых и дружеских контактов редакторов.
Активность западных рецензентов поддерживается западным научным сообществом, так как в нем уже долгие годы рецензирование рассматривается как общественная профессиональная экспертиза, а участие в рецензировании позволяет профессорам и ученым реализовывать не только свою активную гражданскую позицию, но и подтверждать свой профессионализм и статус эксперта. Наука не может повышать качество проводимых исследований без контроля и объективной оценки. И каждый ученый, достигая определенного академического уровня и признания, становится не только исследователем, но и участником профессиональной и общественной системы контроля.
Для получения пожизненного контакта (tenure), например, в США, Великобритании или Франции профессора стремятся заработать «вес» по трем основным направлениям: научно-исследовательская деятельность; учебная работа; общественно-профессиональная деятельность. Последняя включает в себя активное участие в медийных проектах, общественной пропаганде профессиональных знаний, а также экспертную деятельность профессора. Здесь речь идет именно о рецензировании в научных журналах. Кроме того, редакции научных журналов регулярно и широко используют практику конкурсов среди рецензентов, сообщая научному сообществу имена самых активных рецензентов, предоставляя последним льготные условия публикации, а также стимулируя их труд материально (например, через премии и награды за лучшую рецензию).
Журналы, входящие в высшие рейтинги научных журналов, таких как Scimago Journal Rank, имеют давнюю практику предоставления своим рецензентам справок для отчетности в университетах. На Западе основная масса самых уважаемых научных журналов издается ведущими научными издательствами мира (Elsevier, Springer, SAGE, Wiley, Taylor&Francis и другими). У каждого издательства есть обширная база рецензентов, которая формируется как на уровне журнала, так и в целом как база рецензентов издательства). В 2012 году был создан бесплатный академический сервис Publons, в котором к настоящему времени зарегистрировано свыше 200 тыс. рецензентов с широкой географией, а также свыше 25 тыс. научных рецензируемых журналов. Сервис активно используется ведущими издательствами мира. Система позволяет рецензентам заявить о готовности участвовать в экспертизе научных исследований по своей специализации, а журналам привлекать экспертов международного уровня. Сервис предоставляет документацию рецензентам по участию в экспертизе.
Постепенное развитие гражданского общества в России неминуемо должно привести к повышению значимости института общественной экспертизы (рецензирования), а, как следствию, изменению отношения к рецензированию в университетах и академической науке. Уже в обозримом будущем рецензирование станет неотъемлемой частью эффективных контактов профессорско-преподавательских и научных кадров, войдет в условия конкурсного отбора профессорско-преподавательского состава университетов. Уже сегодня есть первый опыт изменения отношения к рецензированию в университетах (включение в эффективные контракты), пока немассовая регистрация российских ученых в Publons, а также главное — более ответственное отношение научных журналов к процессу рецензирования.
Более подробно о рецензировании в научных журналах смотрите на YouTube лекцию Л.К.Раицкой, прочитанную в РГБ «Рецензирование в научном журнале: адаптация международной практики» в рамках Президентской программы поддержки 100 ведущих российских научных журналов 12 сентября (Семинар «Рецензируемый журнал международного уровня: взаимоотношения автора, рецензента и редакции»).
Источник: Портал МГИМО