В последние годы банки стали использовать новые механизмы вывода капитала за рубеж, из них наибольшее распространение получили так называемые «зеркальные» сделки с акциями и облигациями.
Схема вывода средств путем «зеркальных» сделок легальна, довольно проста и не требует использования продвинутых сложных финансовых инструментов.
Суть таких операций заключается в следующем. Первоначально банк приобретает пакет акций или облигаций какой-либо компании, котирующейся на фондовой бирже на определенную сумму за определенную валюту.
Почти одновременно эти же ценные бумаги через оффшорную компанию продаются в другой стране на фондовом рынке, но уже за другую валюту.
Как правило, такие сделки осуществляются через один и тот же банк в интересах одного того же бенефициара.
Обычно прибыль у такой сделки отсутствует, а в период резких колебаний курса валют или понижательного тренда на фондовом рынке могут возникнуть определенные убытки.
Но целью «зеркальных» операций является не получение прибыли от финансовых операций, а вывод денежных средств за рубеж.
Просто так провести транзакцию со счета на счет сейчас практически невозможно, поскольку это противоречит «антиотмывочным» законам, а также введенным против России санкционного режима.
Другой вариант этой же «зеркальной» схемы. В России покупаются акции или облигации какой-нибудь компании, а права на них учитываются в иностранном депозитарии. Как только бумаги учтены в другой юрисдикции, они продаются, деньги же остаются на иностранных счетах.
Помимо банков в «зеркальных» схемах участвуют другие финансовые посредники - брокеры, инвестиционные, управляющие и трастовые компании, зарегистрированные в оффшорных юрисдикциях.
Как правило, деньги проходят по длинной цепочке банковских счетов, а затем переводятся в инвестиционную или управляющую компанию и лишь после этого аккумулируются на каком-то одном банковском счету.
Поскольку деньги на банковский счет поступают сразу из нескольких источников, выявить реального конечного бенефициара вывода средств за рубеж весьма сложно.
Банки, проводящий такого рода операции зарабатывает приличные деньги, получая комиссию за посреднические услуги. По данным экспертов до 2015 г. банки брали 0,2 процента от каждой такой сделки.
После начала процесса деоффшоризациироссийской экономики и одновременного введения санкций со стороны Запада услуги брокеров стали существенно дороже.
В настоящее время значительно выросли риски таких транзакций. Поэтому желающему перевести деньги в Лондон это обойдется примерно в пять процентов от стоимости транзакций.
Указанные сомнительные транзакции способствуют оттоку капиталов из России за рубеж в обход существующего финансового контроля, призванного противодействовать отмыванию денег.
В этой связи в 2015 г. американские следственные органы начали расследование «зеркальных» сделок, которые осуществлялись при посредничестве крупнейшего немецкого инвестиционного банка «Deutsche Bank».
В период 2011-2015 гг. трейдеры банка покупали акции российских компаний за рубли, затем перепродавали их через лондонское отделение «Deutsche Bank» за фунты стерлингов или доллары. Часть таких операций проходила через финансовые институты Нью-Йорка.
Объем каждой такой сделки составлял примерно 2-3 миллиона долларов. Иногда дневной размер операций достигал 10 миллиона долларов. Таким образом из России за период 2011-2015 гг. в общей сложности было выведено до 10 миллиардов долларов.
Как полагают, с российской стороны бенефициарами большинства этих сделок выступали финансовые структуры, контролируемые бизнесменами Аркадием Ротенбергом и его братом Борисом Ротенбергом.
Представители «Deutsche Bank» первоначально утверждали, что невозможно было определить истинную цель транзакций, при этом не исключали, что вероятной целью схемы был «уход от налогов и прочие противоправные цели».
По результатам проведенного расследования Департамент финансовых служб Нью-Йорка обязал немецкий «Deutsche Bank» выплатить 425 миллионов долларов штрафа за незаконное отмывание денег банковскому регулятору штата Нью-Йорк.
Кроме того, махинации в «Deutsche Bank» расследовали правоохранительные органы Великобритании и Германии. В частности, Британское финансовое надзорное ведомство намерено взыскать за эти же нарушения с немецкого банка еще 200 миллионов долларов.
В течение нескольких лет у крупнейшего немецкого банка были возможности самостоятельно обнаружить, расследовать и прекратить эти сомнительные схемы, но руководство проигнорировало их.
По всей видимости, для немецкого банка «зеркальные» сделки в России были одним из основных и весьма прибыльным видов деятельности, поэтому руководство банка закрывало глаза на финансовые махинации.
Эксперты главным организатором «зеркальных» сделок называют бывшего руководителя отдела по работе с российскими ценными бумагами «Deutsche Bank» американца Тима Уизвелла.
Лишь в конце 2015 г. Банк ликвидировал инвестиционное подразделение, замешанное в «зеркальных» сделках и свернул часть своего финансового бизнеса в России и уволил главного махинатора американца Тима Уизвелла, сделав его «стрелочником».
В декабре 2015 г. ЦБ России признал «DeutscheBank» участником незаконной схемы вывода капитала за рубеж и оштрафовал его московский офис на 300 тысяч рублей за нарушение правил внутреннего контроля.
Мизерная сумма штрафа объяснялась регулятором тем, что во внимание было принято то, что немецкий банк уже принял определенные меры в отношении допущенных технических нарушений и наказал виновных, сократив структурное подразделение, замешанное в сомнительных операциях.
Кроме «Deutsche Bank» за проведение «зеркальных» сделок американскими надзорными органами был оштрафован итальянский банк «Sanpaolo S.p.A.» на 235 миллионов долларов, «Сельскохозяйственный банк Китая» на 215 миллионов долларов и тайваньский банк «MegaBank» на 185 миллионов долларов.
Основные субъекты вывоза капитала
Вывоз капитала осуществлялся банками и прочими финансовыми хозяйствующими субъектами, к которым относятся как крупные компании, так и предприятия малого и среднего бизнеса.
Больше половины объема «сомнительных» операций во внешней торговле осуществлялось через фирмы-однодневки и фирмы, прямо или косвенно связанные друг с другом платежными отношениями.
Основной мотив коммерсантов, при использовании фирм-однодневок и оффшорных юрисдикций при «сомнительных операциях» – это не столько налоговая оптимизация, сколько сокрытие бенефициаров данных сделок.
Практическая реализация нелегальные схемы вывода капитала из России, как правило, осуществлялась через коммерческие банки.
В 2006 г. Банк России выявил схему перевода крупных сумм по подозрительным сделкам через один из крупнейших банков Киргизии — «Азияуниверсалбанк» и коммерческий банк «Аманбанк».
В частности, в первом полугодии 2005 г. через «Азияуниверсалбанк» из России за рубеж было переведено более 170 млрд руб. В схему сомнительных операций были вовлечены 24 российских банка.
Корреспондентские счета другого киргизского банка «Аманбанк» были открыты в крупных российских банках - «Сбербанке», «Промсвязьбанке», «Русславбанке», «Уралсибе» и «Евротрасте».
Клиенты этих банков перевели на корсчета их киргизского партнера за период с октября 2006 г. по апрель 2007 г. 3,7 млрд долл. и 50 млрд руб.
Переводы оформлялись как платежи по контрактам с некими фирмами, зарегистрированными в Великобритании, которые должны были поставлять товары российским компаниям.
Однако, уставной капитал отечественных фирм, покупавших товары на миллиарды долларов, составлял всего 10 тыс. руб. Переводы громадных сумм по контрактам выполнялись регулярно, однако поставки товаров не осуществлялись.
Вывоз денег за рубеж весьма прибыльный бизнес. Существуют фирмы, которые специализируются на сомнительных транзакциях. В частности, в России долгое время (2005-2013 гг.) в этой сфере функционировал брокерский дом - Инвестиционно-финансовая группа «Гленик-М».
Руководители фирмы разработали схему, по которой всем желающим предлагали через российские фиктивные фирмы перевести их деньги за рубеж
Когда клиент обращался с такой просьбой к ООО «ИФГ «Гленик-М» о переводе капитала за рубеж, компания создавала фирму-однодневку в одной из оффшорных юрисдикций и покупала ее акции за деньги клиента.
При этом ценные бумаги по документам стоили весьма дорого, в зависимости от того, какие суммы нужно было вывести за границу. На деле же акции приобретались за символическую цену. На перечисление средств за рубеж у ООО «ИФГ «Гленик-М» уходило всего 40—45 часов.
При этом компания не представляла в налоговые и надзорные органы сведения о подлежащих обязательному контролю операциям с денежными средствами, не отражала всех операций, связанных с движением ценных бумаг, а также совершала сделки с ценными бумагами без поручений клиентов.
Значительные финансовые средства банки выводят за рубеж, путем предоставления кредитов нерезидентам.
Корпоративные облигации в России обычно выпускаются через зарегистрированные в оффшорных юрисдикциях SPV (компании специального назначения).
Поэтому операции по покупке облигаций российских компаний или операции кредитования, зарегистрированных за рубежом компаний, имеющих основные производственные мощности в России, согласно законодательству должны были быть оформлены как кредитование нерезидентов.
Банкам было выгодно кредитовать российские компании, зарегистрированные в зарубежных юрисдикциях.
Такие сделки, как правило, заключаются в рамках английского права, что существенно повышает уровень защиты прав кредиторов и соответственно снижает риски финансовых операций.
Таким образом, часть оттока капитала из экономики России в последние годы носила специфический характер. Это был рост кредитования российских компаний, зарегистрированных в оффшорных юрисдикциях или через иностранные юрисдикции.
Поскольку большинство крупных российских компаний были зарегистрированы в оффшорных юрисдикциях кредитование или покупка облигаций таких компаний банками отражалась на их балансах как кредит нерезидентам и регистрировалось в официальной статистике как отток капитала.
Вовлеченность коммерческих банков в «сомнительные» операции является одной из основных причин отзывов у них лицензий на осуществление банковской деятельности.
По данным Банка России всего за 2017 г. были отозваны лицензии у 3 банков в 2016 г. были у 97 банков, в 2015 г. – 93 банков, в 2014 г. — 86 банков, в 2013 г. — 29 банков, в 2012 г. — 19 банков, в 2011 г. — 19 банков в 2010 г. — 26 банков.
Следует отметить, что лицензии были отозваны практически у все банков, связанных с сомнительными операциями, в том числе участвовавших в «молдавской» схеме вывода капитала и «зеркальных» операциях.
В 2015 г. Банк России ужесточил существующий критерий «высокой вовлеченности банков в проведение сомнительных операций».
В частности, был снижен порог размера «сомнительных» сделок по безналичному расчету с 5 до 3 млрд. рублей, а также снижена доля «сомнительных» наличных операций с 5% до 4% дебетового оборота по счетам клиентов банка.
Кроме того, Правительство предлагает увеличить штраф за проведение незаконных валютных операций для граждан, компаний и должностных лиц. Поправки предлагается внести в законопроект «О внесении изменений в статью 23 закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс об административных правонарушениях.
В соответствии с новыми поправками штрафы за нарушение валютного законодательства увеличиваются с действующих 4–5 тыс. до 20–30 тыс. рублей.
Как говорят сами банкиры, если в банк принесут чемодан денег, то такого клиента, конечно, обслуживать не будут.
Но если он принесет 10 чемоданов денег, то всегда возможны варианты, от которых трудно отказаться даже крупным солидным банкам, несмотря на высокие репутационные риски.
По словам Председателя Банка России Сергея Игнатьева, который был его руководителем в 2008-2013 гг.: «Создается впечатление, что незаконные финансовые операции контролируются одной хорошо организованной группой лиц».
По его мнению, по всей видимости, незаконные финансовые операции связаны:
• с оплатой поставок наркотиков;
• финансированием серого импорта;
• взятки и откаты чиновникам;
• взятки менеджерам, осуществляющим закупки в крупных частных компаниях;
• реализация схем по уклонению от уплаты налогов и др.
При серьезной концентрации усилий со стороны правоохранительных органов этих лиц, а также выгодоприобретателей «сомнительных» операций можно найти. Такое мнение высказал глава Банка России Сергей Игнатьев в 2013 г. и ушел в отставку.
Таким образом, можно констатировать, что высокая доля нелегального оттока капитала из России непосредственно связана с теневой экономикой и высоким уровнем коррупции в государственном и корпоративном секторе.
Социально-экономические последствия оттока капитала
Огромные размеры вывоза капитала за рубеж – это острейшая проблема для экономики России. Масштабный отток капитала является негативным явлением, свидетельствующим о неустойчивости и неэффективности функционирования всей экономической и финансовой системы страны.
Отток капитала оказывает многоплановое прямое и косвенное воздействие на различные сферы российской экономики и имеет существенные макроэкономические и социально-экономические последствия.
Вывоз капитала, не компенсируемый его равнозначным притоком из-за рубежа, является одной из основных причин сокращения объема валовых внутренних инвестиций.
При этом сокращается норма накопления в ВВП и, соответственно, снижаются возможности инвестиций в основной капитал, что сдерживает процесс расширенного воспроизводства.
Вывоз капитала в значительных размерах отрицательно воздействует на состояние платежного баланса России. В течение длительного времени положительное сальдо торгового баланса, за счет превышения экспорта товаров над их импортом, перекрывалось отрицательным сальдо движения капитала по текущим операциям (счета операций с капиталом и финансовыми инструментами).
Значительный отток капитала нарушает устойчивость финансовых рынков, в том числе валютного, приводит к разбалансированности и асимметрии основных его сегментов. Прибыль, полученная от инвестиционной деятельности, как правило, не реинвестируется в экономику России, а вывозится за рубеж.
Если бы «сбежавший» за границу капитал оставался в экономике России, то золотовалютные резервы страны могли бы быть значительно больше.
Сокращение валютных резервов косвенно оказывает воздействие на курс рубля, что наиболее болезненно проявляется в периоды экономических и финансовых кризисов. Наглядный пример – непредсказуемая динамика изменения курса национальной валюты в конце 2014 года.
Значительная часть финансовых ресурсов выводится за границу с целью уклонения от уплаты налогов, что напрямую негативно влияет на формирование доходной части бюджета и, в свою очередь, снижает финансирование государственных и социальных программ и проектов.
В результате значительного оттока капитала обостряется проблема нехватки капитала внутри страны для инвестиций в реальный сектор экономики.
Недостаток инвестиционных средств препятствует, в частности, созданию новых производств, товаров и услуг и выходу на новые рынки, техническому переоснащению для повышения эффективности и конкурентоспособности российской продукции, а также проведению научных исследований и переобучению персонала.
Нехватка капитала стимулирует высокие ставки банковских кредитов, значительно превышающие уровень инфляции даже с учетом возможных банковских рисков. В результате формируется повышенный спрос на более дешевые международные кредитные и инвестиционные ресурсы.
Масштабный отток капитала сказывается на динамике основных макроэкономических показателей России и качественных характеристиках экономики, что, в свою очередь, влияет на изменения рейтинга конкурентоспособности России в глобальной экономике.
Отток капитала опосредовано влияет на динамику валютного курса ослабление, которого стимулирует рост потребительских цен.
В результате, в России в течение длительного периода времени сохраняется галопирующая инфляции, что снижает потребительский спрос и в конечном итоге влияет на общий уровень жизни значительной массы населения страны, увеличивает долю бедных слоев населения и др.
Движение капитала и инвестиционная деятельность в рамках денежно-кредитной политики должны регулироваться как рыночными, так государственными методами.
В практическом плане для пресечения, сокращения и в итоге прекращения нелегальной утечки капитала за рубеж можно рассмотреть в качестве первоочередной меры возможность введения налога на финансовые спекуляции, прежде всего на их валютную часть.
Под действие этого налога могут подпадать как «сомнительные» операции, так и краткосрочные операции спекулятивного характера. Это может быть временная мера до выхода страны на траекторию устойчивого развития.
Определенному сокращению оттока капитала из России, пополнению доходной части бюджета и улучшению инвестиционного климата может способствовать деоффшоризация экономики иналоговая амнистия в рамках принятых соответствующих федеральных законов.
Прежде всего, это антиофшорный Федеральный Закон от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли иностранных контролируемых компаний и доходов иностранных организаций)».
А также Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015)
Принятый Закон предполагает добровольное декларирование физическими лицами своего имущества и счетов (вкладов) в банках за пределами Российской Федерации путем представления в налоговый орган декларации,которая будет представляться в налоговый орган или в центральный аппарат ФНС (по выбору физического лица).
На такую декларацию будет распространяться режим налоговой тайны. Сведения, содержащиеся в такой декларации, не могут передаваться никаким государственным органам.
Они могут быть переданы исключительно самому декларанту для подтверждения факта декларирования для того, чтобы избежать любых претензий после получения ФНС России в автоматическом режиме информации от иностранных государств.
И если раньше благополучие предпринимателей зависело от юристов, сопровождающих создание и существование офшорных компаний, то сейчас оно будет зависеть от Федеральной налоговой службы, от того, как будет соблюдаться режим налоговой тайны.
В пределах задекларированного имущества предприниматели единожды освобождаются от ответственности по самым «популярным» профильным статьям Уголовного кодекса:
• это уклонение от репатриации денежных средств, уклонение от уплаты налогов и сборов;
• неисполнение обязанностей налогового агента;
• сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов.
В обычной жизни санкции за указанные нарушения закона могут достигать до пяти-шести лет заключения.
Непременным условием успешной репатриации выведенных за рубеж капиталов являются четкие законодательные гарантии конфиденциальности и освобождения от уголовного преследования.
Еще одним обязательным условием удачной финансовой амнистии считается повышение доверия крупных предпринимателей и всего бизнес-сообщества к государственным и финансовым институтам страны.
Для возвращения капитала в Россию следует прежде всего создать необходимые правовые условия, а это весьма длительный процесс формирования благоприятного инвестиционного климата, стимулирующего деятельность как иностранных, так и отечественных инвесторов.
Андрианов Владимир
Профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН, бывший помощник Председателя Правительства РФ