07 марта 2006
3293

Не ходите, девушки, в Африку гулять

Девушки любят поплакать над книжками. Хоть от сострадания героям, хоть от умиления, хоть от счастья, хоть от разочарования. Рыдают барышни в основном над тем, как рыдают другие барышни, из романов и новелл. На радость читательницам Джейн Остин рассказывала об английских нравах XVIII - XIX вв. Маргарет Митчелл придумала Скарлетт О,Хара, довольно мерзкую характером, хотя обаятельную особу с непростой судьбой. Барбара Картленд в "жутких розочках" живописала взгляд "фиалковых глаз" и стук сердца, которое то и дело уходило в пятки.
Современные героини слезливых историй озабочены тем, как бы купить дизайнерские сапожки, которых больше ни у кого в Москве нет; как бы муж-изменник совсем не бросил и не оставил жить на "нищее" пособие в несколько тысяч у. е. в месяц; как бы казаться самостоятельной, материально обеспеченной и sexy одновременно. Продолжатель дела Картленд/Остин - Оксана Робски, вроде бы сочувствующая и вроде бы думающая жительница Рублевского шоссе.
Понятно, что популярность Робски возникла не по причине того, что автор чудо как хорошо пишет, "глубоко копает" и поднимает в своих произведениях тяжеленные философские пласты. Просто дамские романы XIX - XX вв. устарели. А плакать-то современным девушкам тоже хочется.
В первом романе, Casual, читатели узнали о хлопотной и полной печалей жизни барышень за высокой каменной стеной. Следующая история под названием "День счастья - завтра", по сути, ничем не отличалась от предыдущей. Разве что количеством кокаина, вынюханным персонажами. Несмотря на жесткий антураж, Робски писала о любви. Так, как понимает это лично она и, можно предположить, обитательницы Рублевки вообще. Недавно вышел третий роман успешного автора - "ПРО Любoff/on". То ли "любофф", то ли пульт дистанционного управления.
Так или иначе, Робски вышла из каменного дома и попыталась представить, как живется обычной москвичке, мечтающей о любви и деньгах. То есть в открытую призналась, что пишет не сатирические очерки о развратных богачах, а душещипательные истории. Глупых сентиментальностей в "Любоff/on" действительно в избытке.
Преподавательница сценической речи Даша встретила однажды будущего кандидата в президенты Влада. Да влюбилась. Кандидат красивый, богатый и женатый. Галантный также: костюмы покупает, в рестораны водит, в глаза заглядывает. Даша мечтает о счастливом совместном будущем. Влад мечтает о власти, а когда замечает Дашу, то снисходительно жалеет.
"Не ходите, девушки, в Африку гулять!" - хотела сказать Робски. Но вместо того, чтобы ограничиться одним предложением, растянула эту мысль на мини-роман. Чувства-переживания, вялые интриги и бесконечные вечеринки перетекают со страницы на страницу. Хочется зевнуть, а лучше поспать. "Поплачь о такой дурочке", - призывает Робски.
"ПРО Любoff/on" производит впечатление абсолютно полой, словно накачанной воздухом. Простые предложения, вялые диалоги. Даже деление на абзацы странное: каждое предложение - на новой строчке, видимо, чтобы попасть в заданный издательством объем. В книге нет энергетики. Хотя, может, Робски ни при чем и энергетики нет у времени? Или там, где живут ее герои, образовалась некая вакуумная оболочка, не пропускающая нормальных человеческих эмоций?
Словом, какое время - такие и герои, и читатели. Если верить издателям, читатели Робски обожают. В связи с выходом "Любоff/on" недавно писательница посетила петербургский Дом книги, где раздавала автографы и отвечала на вопросы.
Среди читателей преобладали юные особы с ярким макияжем (мечтающие, наверное, выйти замуж за богатенького) и дамы среднего возраста (уже не мечтающие). Женщины откровенно рассматривали Робски - во что одета, как причесана. Во втором ряду стояли читатели, которые, кажется, интересовались не прическами, а литературой.
- Вы книжку-то читали? - спросила скромно одетая женщина у соседа, молодого человека с рюкзачком за спиной.
- Да-а-а... Не в восторге, - ответил юноша и быстро пересказал сюжет.
- То есть до конца не дочитали? - почему-то с надеждой сказала женщина.
- Дочитал. Но не в восторге, - сообщил юноша.
- Вот и у меня времени нет на такую ерунду, - сказала интеллигентная занятая женщина.
Однако, несмотря на отсутствие времени, продолжала стоять, слушала, вертела в руках книжки Оксаны Робски, говорила что-то о засилье плохой литературы. Не исключено, что она-то как раз и будет тихонько всхлипывать, сочувствуя глупенькой Даше.
Оксана Робски приветливо улыбалась и шептала в микрофон о том, что ее любимая актриса Джулия Робертс, а особых предпочтений в литературе у нее нет, потому что "все зависит от твоего внутреннего состояния".
Через толпу пробирались две дамы средних лет в элегантных дубленках, загорелые, однако с печатью усталости на лице.
- Что тут происходит? А-а-а, Оксана... - промолвила одна. - И девочки, которые хотят стать рублевскими женами.
Дамы захихикали и подошли к стенду, украшенному книгами доктора Андрея Курпатова и его же изображением на книжках. Выбрав несколько произведений знаменитого психотерапевта, покупательницы направились к кассе. Время "Любoff/on" у них, наверное, уже прошло. Теперь настала пора лечить ранки у жизнерадостного, мудрого и, конечно, модного доктора.




Мария Каменецкая
"Санкт-Петербургские ведомости" от 07 марта 2006г.

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован