21 ноября 2005
1658

Не называйте это проектами

"Национальные проекты" - это четыре пакета мероприятий, весьма различающихся по степени как проработанности, так и важности для страны

При всех спорах вокруг последних кадровых перестановок очевидно одно - с переходом в правительство Дмитрия Медведева на кабинет министров перекладывается ответственность за реализацию так называемых национальных проектов по развитию медицины, образования, жилищного и аграрно-промышленного комплекса. И это вполне логично и закономерно. В первую очередь потому, что в основе этих национальных проектов лежат ведомственные стратегии развития, подготовленные в свое время профильными министерствами.

В этом смысле "национальные проекты" отличаются, например, от федеральных целевых программ (ФЦП) лишь широтой "целевой аудитории" и объемом выделяемых средств: только в 2006 году из федерального бюджета на реализацию национальных проектов планируется выделить 134,5 млрд рублей. При этом, к сожалению, национальные проекты ничуть не превосходят те же ФЦП по глубине и качеству проработки и концептуальной цельности.

Недостроенное жилище

Поистине крылатыми, в смысле широко употребляемыми, стали сегодня слова "доступное жилье". Они не сходят с уст чиновников, их ловко эксплуатируют риэлтерские конторы и жилищно-строительные кооперативы. В одной только Москве якобы под эгидой национального проекта "Доступное жилье" работает не один десяток фирм, хотя никакой федеральной программы под таким названием, разрекламированной по телевидению и в газетах, просто не существует. Это всего лишь идея, не подкрепленная внятными механизмами воплощения в жизнь.

Напомним, что впервые о доступном жилье заговорили два года назад, когда при заместителе руководителя президентской администрации Игоре Шувалове и Центре стратегических разработок (ЦСР) была создана экспертная группа по совершенствованию жилищного законодательства. Группа разработала так называемый жилищный пакет из двадцати семи законопроектов, большинство из которых были приняты Думой в конце прошлого года: новые жилищный и градостроительный кодексы, закон "Об участии в долевом строительстве", а также ряд поправок в действующее ипотечное законодательство.

Но, похоже, с принятием новых законов жилищное строительство впало в кому, поскольку участниками рынка было болезненно воспринято большинство новорожденных документов. Особенно закон о долевом инвестировании, который существенно усложнил процедуру привлечения средств граждан в жилищное строительство. "Сейчас клиенты нашего банка не могут взять кредит на строительство, поскольку после вступления в силу закона о долевом строительстве мы свернули эту программу. Граждане вынуждены искать жилье на вторичном рынке, где цены на квартиры в последние три месяца очень бурно растут. Люди вносят авансы, а утром им сообщают, что цена выросла", - говорит зампред правления Городского ипотечного банка Владимир Гасяк. По словам председателя правления компании "Миэль-недвижимость" Романа Мурадяна, "квартиры "вымываются" с рынка ежедневно, и спрос уже намного опережает предложение".

Между тем ярлык "доступное жилье" продолжает кочевать по стране - теперь он наклеен на целевую федеральную программу "Жилище". Этот документ был разработан в недрах Госстроя еще несколько лет назад и никак не повлиял на развитие строительного рынка, однако почему-то именно эта программа была заложена в основу концепции национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", которая внесена Минрегионразвития в правительство.

Что же в ней изменилось? Во-первых, возросли объемы запрашиваемого финансирования с нынешних 20 млрд рублей до примерно 100 млрд в год в виде госгарантий и прямых расходов (см. таблицу).

Во-вторых, был изменен способ финансирования целевых подпрограмм, направленных на обеспечение жильем молодых семей и льготников (участников ликвидаций аварий и катастроф, переселенцев, жителей Крайнего Севера и т. п.). Теперь всем им вместо жилья будут предоставлять субсидии - всего на эти цели запрашивается порядка 20 млрд рублей в год.

В-третьих, предполагается увеличить госгарантии Агентству по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) с нынешних 4,7 млрд до 20#8722;30 млрд рублей в год. В-четвертых, чиновники дополнили старое "Жилище" подпрограммой "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой", которая объединена с программой по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. Предполагается, что уже в следующем году на ее реализацию будет направлено около 13 млрд рублей. Правда, вместо прямых инвестиций это будут госгарантии по кредитам и субсидирование процентов. "Госгарантии предполагается предоставлять субъектам РФ, а те, в свою очередь, будут направлять их коммерческим банкам, прилагая софинансирование проектов со своей стороны, а также со стороны муниципальных образований, - поясняет ведущий эксперт фонда "Институт экономики города" Михаил Якубов. - Главное условие: федеральный объем финансирования должен быть равен объему финансирования со стороны субъекта и муниципалитета".

С зарплатой учителей ситуация сложнее - она вырастет в реальном выражении в полтора раза в течение трех лет, как и во всей бюджетной сфере. При этом в финансировании школ вводятся две новые схемы. Во-первых, переход на новую систему оплаты труда, ликвидирующую зависимость вознаграждения от числа проведенных уроков. Во-вторых, за следующий год осуществится переход к нормативно-подушевому финансированию школ, то есть объем бюджетных средств будет прямо зависеть от числа учеников. И размер зарплаты учителя, таким образом, теперь будет определяться качеством его работы и качеством работы школы. Кроме того, почти миллион классных руководителей получат дополнительные надбавки и ежегодно 10 тыс. лучших учителей страны - премию по 100 тыс. рублей.

Действия правительства можно охарактеризовать как установку на "передовое" и "открытое". Получат поддержку прорывные инновационные программы, лидеры среди педагогов, ученых и талантливой молодежи, появится несколько школ и вузов мирового класса. А наличие множества конкурсов и тендеров, открытое обсуждение конкурсных критериев и правил, участие регионов и частных инвесторов в проектах должно включить общественные институты в развитие образовательной системы.

Однако очевидно, что для реального прорыва в сфере образования "национальному проекту" не хватает как минимум трех элементов. Первый связан с квалификацией школьных учителей: стране определенно нужны современные кадровые программы подготовки педагогов и педагогические университеты, разрабатывающие современную дидактику и технологии обучения. В статусе национального университета или нет - не так важно, лишь бы такой педагогической университет появился.

Второй элемент - специальные учебные программы для мигрантов, причем на всех уровнях - от школ до университетов. Программы эти должны обеспечить социокультурную "переработку" мигрантов образовательными средствами и в социальных, и в экономических целях. И наконец, элемент третий. Необходимы специальные действия по появлению серьезных исследовательско-аналитических разработок в образовании и смежных сферах (образовательная статистика, мониторинг, социологические исследования, международные сравнения и т. п.), а иначе КПД многих принимаемых решений может оказаться неадекватным национальному масштабу.


Марина Галушкина, Галина Костина, Илья Ступин, Зарина Хисамова
21 ноября 2005
www.expert.ru/printissues/expert/2005/44/44ex-tema-2/

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован