Несколько замечаний к статье Александра Дугина «Гвоздь в крышку гроба укронацизма. Этносоциология Украины в контексте военной операции»

 

Внимательно ознакомился с интересной и концептуально емкой статьей Александра Дугина, размещенной на сайте Академия Тринитаризма (Александр Дугин, Гвоздь в крышку гроба укронацизма. Этносоциология Украины в контексте военной операции // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.27702, 14.03.2022). Признавая ее гражданскую актуальность и идейную широту, должен сделать ряд замечаний в отношении понимания некоторых положений, высказанных в ней. Речь идет прежде всего о классификации исходных понятий отечественной этносоциологии. «Повсюду путаются понятия "нация", "национальность", "народ", "этнос", а отсюда "русские", "украинцы", "малороссы" и т. д.». Действительно, это крайне важная проблема в связи с ситуацией на Украине, требующая своего уточнения и скорейшего разрешения: в первую очередь это касается вопроса о том, КТО такой «украинец» и КТО есть «русский»? 

Пойдем в осмыслении поставленных вопросов по пути, указанному логикой автора статьи, то есть уточним содержание исходных и наиболее фундаментальных понятий. В понимании Дугина, этнос – «самый архаический уклад, свойственный небольшим, аграрным или скотоводческим, общинам, где нет социального разделения и сословной вертикали. Этнические связи в этносе строго горизонтальны, а ментальность строится на мифах. Это архаическое общество с коллективной идентичностью». Но признавая наибольшую древность этнической субстанции, следует допустить и ее наибольшую емкость по составляющим элементам. Так, славянский этнический массив включает в своем максимально широком объеме народные объединения сербов, хорватов, чехов, словаков, поляков, русских. И древность зрелой этнической субстанции нисколько  не препятствует ее способности осваивать и современные социальные формы общения людей. Поэтому мне трудно согласится с утверждением Александра Дугина, что естественные «связи в этносе растут строго горизонтально, а ментальность строится только на мифах». В моем понимании, этносы представляют собой большие сообщества людей, скрепленных друг с другом общими родовыми и социально-историческими узами с приоритетом родовых, кровно-родственных отношений. Этнос — это устойчивое объединение людей на максимально широкой, внутренней природно-физиологической основе деторождения и культивирования социальной традиции в соответствии с потребностями родоплеменной связи. 

Однако с самого своего исторического рождения представители человеческих объединений общались не только в рамках родоплеменных сообществ, служащих жизненным ядром этносов, но и в более общем, межродовом пространстве. В этом случае возникают предельно широкие внешние объединения людей, устойчивое единство которых определяется не столько сугубо родовыми связями и обусловленными ими социальными отношениями, сколько внешними обстоятельствами природной и социальной среды, зафиксированных в языке людских масс словом «народ». В своей максимальной широте «народные массы» включают в свой состав многие этнические сообщества, заставляя их служить общим целям, но в то же время становясь в конечном счете коллективным проводником идейных усилий наиболее мощного из них. 

Поэтому мы не можем согласиться с пониманием Дугина содержания «народной жизни», что «это этнос, вступивший в историю, построивший государство, основавший религию или отдельную культур. …  В народе есть сословное разделение и иерархия, вертикаль власти. Это традиционное общество. Идентичность здесь коллективная и сословная. Высшим историческим достижением народа является создание Империи». Такие характеристики скорее обозначают «гражданское общество», а не «народное». По своей исторической глубине «этнос» и «народ» являются рядоположенными образованиями: одно не может существовать без другого как «внутренняя» и «внешняя» определенность человеческих сообществ. Народ — это максимально широкое и качественно неопределенное, крайне подвижное объединение людских масс на основе их внешней обусловленности природными и социально-историческими обстоятельствами.

Мы также не считаем верным утверждение Дугина, что «гражданская общность» есть плод лишь современной эпохи: «Гражданское общество, — полагает он, —  возникает тогда, когда осуществляется переход от нации к Единому миру и Мировому правительству. Гражданское общество в полной мере проявляет себя в глобализме. В нём существует такая же индивидуальная идентичность, как в нации, но только без национальных границ». Я думаю, что гражданин Древних Афин или Древнего Рима вряд ли сомневались в своем гражданском достоинстве и необходимости оставаться верным устоям своего государства, защищая их и Словом, как Сократ, и Делом, как Брут. Гражданское общество — это социально-политическое объединение гражданских лиц путем их свободного самоопределения в отношении к государственному общественному устройству на основе индивидуальных ценностей и идеалов.

Не могу согласиться с характеристикой Дугиным «нации» как гражданско-политической» общности людей, обусловленной их личными ценностными приоритетами. «Нация возникает, — по его мнению, — только в Новое время в буржуазном обществе. Нация – это искусственная общность, основанная на индивидуальной идентичности. Нации появились в Европе в Новое время. Здесь социальная иерархия основана на принципе материального богатства. Это тип общества, характерный для раннего Модерна». Думаю, что сводить содержание жизни «наций» лишь к материальным ценностям было бы непростительным упрощением. Нация — это социально-политическое объединение гражданских лиц путем их личного самоопределения в отношении государственного общественного устройства на основе общих идеалов и ценностей. Таким образом, в нашем понимании, «нация» — это социальный прообраз духовного единения людей будущего человечества. Если «нация» обозначает объективный лик духовного сплочения людей на основе общих идеалов и ценностей, то «национальность» характеризует, по моему мнению, субъективный образ восприятия личностью своего вхождения в состав той или иной нации. 

Теперь скажу несколько слов относительно содержания понятия «русский» и «украинец». Слово «русский» («русская», «русские») имеет достаточно устойчивый идейный смысл, выступая общим обозначением братских народов восточно-славянского этнического массива в лице «малороссов-украинцев», «великороссов» и «белорусов». Поскольку русские в союзе с другими коренными народами создали государство Россия, то общим названием для них всех стало имя «россиянин», обозначающий их вхождение в российское государство в качестве гражданина. Следовательно ни в коем случае нельзя путать эти слова — «русский» и «россиянин»: первое служит выражение этнографического смысла, а второе — социально-политического, гражданского состояния. 

Именно такая путаница и произошла со словом «украинец»: возникнув как обозначение социально-политического состояния, оно стало употребляться в этнографическом смысле как имя ведущей этнической общности украинского государства. Какое слово возникло раньше в лексиконе «украинского сообщества» — «украинец» или «Украина»? Сейчас это уже фактически не важно, так как оба они практически слились по семантике, где «украинец» («украинка», «украинцы») означает индивидуального представителя украинского общества, социально-политический образ которого представлен названием государства «Украина». Если исходить из утверждения смыслового приоритета «Украины» над «украинцем» как признания превосходства «общего» над «частным», то надо согласиться с тем, что все гражданские лица государства «Украина» имеют право именоваться «украинцами», что вполне приемлемо с позиции «украинской гражданской идентичности». Этнографическая идентичность коренной массы населения в этом случае выражается именем «малоросс» («малоросска», «малороссы»). 

Если же попытаться идти противоположным путем — от «украинца» как исходном факторе к «Украине» как производной реальности, то надо будет понять смысл исходного слова, которое означает «житель окраины». Тут же возникает вопрос — какой, чьей окраины? Такая трактовка может стать идейным основанием для претензий иных государств на украинские земли как их окраины, что является неприемлемым с позиций обоснования суверенного статуса украинского общества. Поэтому со второй трактовкой словарного ряда — «украинец» и «Украина» — настоящие патриоты украинского общества никак не могут согласиться. Следовательно, слово «украинец» выражает гражданскую принадлежность всех жителей государства «Украина», а имя «малоросс» обозначает представителя ее наиболее массивного этнического сообщества.

Но сегодня в ходе боевых действий российской армии по зачистке территории Украины от нацистских социальных наростов наряду с «малороссами-украинцами» ясно обнаружился новый самостоятельный субъект этнографической жизни Украины, представляющий западные, прикарпатские области украинской земли и получивший в связи с этим родовое прозвание «западенец» («западенка», «западенцы»). Эта восточнославянская этническая общность сформировалась в отрыве от российского духовного влияния и выработала свои нравственные установки, не связанные с православной церковностью. Отсутствие православного духовного воспитания сделало «западенцев» непримиримыми врагами России и привело к распространению и укоренению в их среде идеологии «укронацизма». Именно они составляют основную прозападную идеологическую силу внутри Украины и собранные в нацбаты оказывают отчаянное сопротивление российской армии. Но основная масса коренного населения Украины отвергает нацистскую идеологию «бандеровцев» и выступает за союз своей страны с Россией, надеясь и дальше идти вместе с россиянами, созидая достойное будущее.

 

Гореликов Л.А. – д.ф.н., профессор, академик Ноосферной общественной академии наук.

 
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован