05 июня 2002
5160

Николай Аксененко: Экс-министр намерен стать губернатором?

До официального объявления выборов губернатора в Новосибирской области еще около года. Но фамилии потенциальных кандидатов на высшую должность в регионе уже мелькают по страницах местных газет. Правда, по большей части это предположения и догадки. Однако уже в ближайшее время ситуация может резко измениться...

"Пока доподлинно известны были только двое будущих реальных претендентов - нынешний глава областной администрации В. Толоконский и сенатор И. Стариков. Все прочие имена возникали, так сказать, "от лукавого". В частности, с подачи одной из газет совершенно безосновательно возникло имя спикера Госдумы Г. Селезнева. Дескать, эта кандидатура обсуждалась новосибирскими коммунистами. Обсуждать-то представители КПРФ могут что угодно, но серьезным аналитикам понятно, что в такую глубинку четвертое лицо в государстве не отправится. Если уж спикер Госдумы пожелает пойти в исполнительную власть, то Г. Селезневу куда уместнее баллотироваться в родном Санкт-Петербурге, где он дважды избирался в Госдуму и где имеет очень прочные позиции. Хотя все чаще говорят о том, что Селезневу "приготовлено" место в руководстве союзного государства Россия - Белоруссия...

Всплывало имя и другого якобы претендента на пост новосибирского губернатора - столичного функционера КПРФ С. Глазьева. После провала на выборах в областной Совет перестали упоминать еще одного якобы потенциального кандидата в губернаторы -гендиректора обувной компании
"Вестфалика" М. Титова. Некоторое время пресса мусолила имя бывшего директора Новосибирского электродного завода С. Кохановского, которого считают
"системным оппонентом" нынешнего руководителя области. Кто-то упоминал и бывшего первого вице-губернатора, а затем одного из ключевых сотрудников аппарата Полномочного представителя Президента в Сибирском федеральном округе Василия Киселева, который недавно перебрался в Москву и вошел в команду влиятельного "СУАЛ-Холдинга". В общем, недостатка в "претендентах" не было. Но никто ни разу не назвал фамилию бывшего первого вице-премьера правительства РФ, министра путей сообщения Н. Аксененко. А между тем он уже заявил (правда, в довольно узком кругу) о своем желании возглавить Новосибирскую область. При этом некогда могущественный министр готов пойти на выборы с конкретной программой и конкретной целью...

Для начала напомним, что Николай Аксененко имеет к Новосибирску самое прямое отношение. Здесь он закончил Институт инженеров железнодорожного транспорта, начинал карьеру, и затем, будучи уже одним из самых влиятельных лиц в российском государстве и "без пяти минут" премьер-министром, регулярно и очень часто бывал в Новосибирской области. Удаление от дел застало Н. Аксененко в самом расцвете сил. Неудивительно, что жизнь на даче ему явно не по душе. Разумеется, он без труда может встроиться в самые могущественные коммерческие или банковские структуры, но такой масштаб ему явно мал. Человеку, контролировавшему финансовые потоки, равные бюджетам двух десятков субъектов Федерации, требуется что-то значительнее. И осматривая возможное поле приложения сил, Н. Аксененко, по данным некоторых источников, может остановиться на Новосибирской области. Во всяком случае, по данным тех же источников, он заявил в кругу соратников, что готов вести борьбу за должность губернатора столицы Сибирского федерального округа.

Разумеется, сам этот субъект Федерации -не самый крупный. И далеко не самый богатый. Скорее - наоборот. Однако у Новосибирской области есть весьма существенный и практически нереализуемый плюс - географическое положение. И Николай Аксененко в силу прежней должности и близости к ректору новосибирской Академии путей сообщения г-ну Комарову хорошо знаком с разработанным под руководством г-на Комарова проектом создания в Новосибирске так называемого мультимодального транспортного узла. Реализация этого проекта и переориентация транспортных потоков из стран Юго-Восточной Азии, и в частности,
из Кореи и Японии, с морских путей на Транссиб, способна превратить Новосибирск в один центров не только российской, но и мировой торговли. Задача явно амбициозная и сулящая невиданные финансовые обороты. Скажем, сегодня бюджет Новосибирской области составляет в переводе на валютный эквивалент порядка 350 миллионов долларов. А финансовые потоки мультимодального транспортного узла эксперты, по самым скромным прикидкам, оценивают в 10 миллиардов долларов. Кто-кто, а Аксененко это прекрасно понимает. Более того, будучи министром, он уже немало сделал для реализации этих планов. Именно Н. Аксененко были проведены переговоры и решен вопрос о соединении российских железных дорог с магистралями обеих Корей. Он завершил работу по прокладке вдоль Транссиба линий оптико-волоконной связи, что позволяет снять основные претензии перевозчиков из Азии на небезопасность отправки грузов по Транссибу. Теперь движение грузов можно отслеживать с точностью чуть не до километра. Аксененко завершил обустройство терминалов на западных границах России, которые позволяют переадресовывать огромные потоки азиатских грузов в страны Западной и Восточной Европы. А на прошлой неделе по Транссибу впервые прошел экспериментальный состав с контейнерами из Японии, который должен был преодолеть весь путь всего за девять дней, что существенно быстрее доставки контейнеров по морю. Словом, Н. Аксененко прекрасно понимает потенциал создания мультимодального транспортного узла в Новосибирске. И именно с таким проектом, судя по его предварительным заявлениям, он намерен идти на выборы.

В данном случае "идти на выборы" - это означает не только проведение избирательной кампании, но и "благословение" в администрации президента. С таким "козырем", как мультимодальный узел, Аксененко придет в администрацию куда увереннее. На бюджетном "языке" это означает возможность "перевода" Новосибирской области из дотационных регионов - в регион-донор. При постоянных проблемах с федеральным бюджетом подобный козырь может и "сыграть". Тем более, что экс-министр наверняка озвучит пассивность нынешних властей Новосибирской области в реализации проекта мультимодального узла. Проект уже достаточно проработан, заметил Н. Аксененко, но почему-то власти вспоминают о нем исключительно во время выборов. Определенную опору на такой проект делали во время прошлых выборов и бывший губернатор В. Муха, и его соперник В. Толоконский. Однако проект так и остался на бумаге, и усилия бывшего главы МПС вдохнуть в него вторую жизнь могут стать весомым аргументом.

Тем более, что "тяжеловесу" Н. Аксененко по плечу решить одну из ключевых задач функционирования транспортного узла - добиться перевода растаможивания грузов, следующих из Азии в Сибирь, не в Москве, как это происходит сейчас, а на складах в Новосибирске. И это поддержат сотни влиятельных предпринимателей Сибири, которые сегодня несут огромные издержки на транспортировку грузов из-за границы в Москву, а потом назад в Сибирь.

Что касается электората - не забудем, что на железной дороге и структурах, причастных к ней, до сих пор работает каждый пятый гражданин России (включая членов семей железнодорожников). И Новосибирская область в этом смысле не исключение. Более того - именно в Новосибирской области железная дорога доказала способность контролировать свой электорат. Это лишний раз доказали декабрьские выборы в областной Совет, когда представители дороги провели в местное законодательное собрание сразу двух своих представителей..."



05.06.2002
www.flb.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован