14 января 2002
5958

Николай Аксененко: Министр экономии

"Свою деятельность на посту главы МПС 64-летний пенсионер федерального значения Геннадий Матвеевич Фадеев начал с отступления со всех позиций, которые до последнего отстаивал его харизматический предшественник.

Первым делом Фадеев согласился с Германом Грефом в том, что инвестиционная программа отрасли в этом году должна обойтись не в 158 млрд руб. , а в 93,7 млрд руб. Для Аксененко эта цифра была немыслимой - он и в прошлом году, когда незапланированные потери МПС от унификации составили 8 млрд руб. , умудрился инвестировать 112 млрд руб. Николай Емельянович, когда его критиковали за слишком раздутую инвестпрограмму, ссылался на заключение компаний Arthur Andersen и McKinsey, которые единогласно советовали инвестировать в железную дорогу не меньше 160 млрд руб. в год в течение ближайших 10 лет. А Фадеев помнит времена 1992 - 1996 гг. , когда он сам был министром и отрасль не имела возможностей даже для простого воспроизводства. Ему тогда и в голову не приходило просить у правительства увеличения тарифов на 66% в год, чтобы производить капвложения на треть всех доходов. Предел мечтаний Фадеева - повышение на 35% в год.

Возможно, именно поэтому Фадеев с легкостью отказался от любимых бизнес-проектов Николая Емельяновича, целесообразность которых вызывала массу вопросов не только у Грефа. Вот, например, министр связи Леонид Рейман давно недоумевает, зачем железнодорожникам вкладывать по $1 млрд в год в телекоммуникации, если "эти услуги можно закупать на рынке". Фадеев с ним согласился, и "Транстелекому" в этом году будет не на что достраивать оптоволоконную сеть. А значит, не реализуется мечта Аксененко о самом мощном международном трафике из Юго-Восточной Азии в Европу.

А конкуренты владельца "Евразхолдинга" Искандера Махмудова обвиняли Аксененко в том, что тот за счет тарифов собирался строить железнодорожные ветки от БАМа к Эльгинскому и Чинейскому месторождениям за 31,5 млрд руб. и 8,8 млрд руб. соответственно. А когда вице-премьер Илья Клебанов посчитал, что производить эти инвестиции за счет тарифов не следует, Аксененко заявил, что найдет на эти стройки кредиты. Фадеев же, свободный от обязательств предшественника, решил просто дорогу к этим месторождениям не прокладывать.

Другой любимый проект Аксененко - строительство моста на Сахалин за 126 млрд руб. (4 млрд руб. в 2002 г. ). Его главный аргумент в том, что государству этот мост геополитически необходим, поэтому оно должно инвестировать в него из тарифов. У Фадеева принципиально иная позиция. "У МПС на это денег нет", - заявил он сразу после назначения.

А еще, как говорят близкие к новому министру люди, с 1999 г. , когда Фадеев стал начальником Московской железной дороги, он не уставал возмущаться приказами Аксененко вкладывать огромные деньги в реконструкцию московского стадиона "Локомотив". Поговаривают, что именно он рассказал главе "Русала" Олегу Дерипаске, что только в 2001 г. МЖД была вынуждена вложить в стадион 2 млрд руб. - больше, чем в вагоны. А уж Дерипаска раструбил об этом на весь мир. Что теперь будет с финансированием футбольного клуба "Локомотив", участника Лиги чемпионов UEFA - тоже непонятно."


14.01.2002
www.flb.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован