Эксклюзив
Шевченко Александр Максимович
15 февраля 2016
3552

О новых геополитических вызовах для евразийской интеграции

Создание зон свободной торговли вокруг ЕАЭС будет переориентировать товаропотоки

Конец прошлого – начало текущего года были отмечены осложнением внешних условий для функционирования Евразийского экономического союза, прежде всего в связи с появлением по периметру евразийской интеграции новых геополитических вызовов.

Один из них – создание Транстихоокеанского партнерства (ТПП), договор о котором был согласован в конце 2015 года и подписан 4 февраля текущего года в Окленде (Новая Зеландия) министрами торговли 12 стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Хотя за скобкой ТТП остались Китай, Индия,  Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Филиппины, Таиланд, Индонезия и Мьянма, состав ТТП и без них достаточно представителен: в «партнерство», помимо самих США, вошли также Япония, Новая Зеландия, Вьетнам, Канада, Австралия, Малайзия, Перу, Бруней, Сингапур, Чили и Мексика.  Тем самым договоренность о создании ТПП означала  создание в АТР, да и в масштабах глобального экономического хозяйства новой крупной политической реальности.

Сердцевиной договора является зона свободной торговли. Однако  договор устанавливает и определенные экономические стандарты для стран участников – от рабочего законодательства до защиты интеллектуальной собственности. Это придает созданной под эгидой США новой структуре характер экономического союза, причем на сей день крупнейшего в мире, если учесть, что страны, вошедшие в ТПП, обеспечивают порядка 40% мировой экономики и 30% мировой торговли.

Хотя договоренность о создании ТПП была достигнута еще в октябре прошлого года, событие стало неожиданным в том плане, что большинство наблюдателей полагало: сначала будет создано Трансатлантическое торгово- инвестиционное партнерство США-Западная Европа (ТТИП), имеющее целью организацию свободной торговли между Европейским союзом и США. Однако вышло по-другому. Переговоры о создании ТТИП, в которых участвуют США и ЕС,  все еще продолжаются.

Причины более медленных темпов работы над ТТИП становятся понятными, если сравнить общие условия ведения бизнеса в США и Европе. На самом деле переговоры ведутся не между государствами, а между американскими корпорациями и Евросоюзом. Лоббисты из США настаивают на обязательности обеспечения одинаковых условий для ведения бизнеса компаниям с обеих сторон Атлантики. Но сейчас объем государственных субсидий, предоставляемых, к примеру,  европейской корпорации «Airbus», в четыре раза превышает аналогичные субсидии американской «Boeing». Если субсидии уравняются, то европейцы проиграют конкуренцию и будут вытеснены с рынка, а американская авиастроительная промышленность сможет более чем в два раза нарастить объемы производства.

Точно так же гарантированно проигрывает все европейское сельское хозяйство. Действующие в США фитосанитарные, экологические и продовольственные нормы значительно мягче европейских. Кроме того, они допускают широкое применение генно-модифицированных продуктов, что в конечном итоге обеспечивает в полтора-два раза более низкую себестоимость производства.

И все же переговоры продолжаются. Их завершение сейчас планируется на конец текущего года. Когда оба проекта — ТТП и ТТИП — будут реализованы, по периметру Евразийского экономического союза возникнут две огромные зоны свободной торговли, на которые придется до 86% от мирового ВВП. «Силовыми центрами» обоих торговых объединений станут США, что, несомненно, прибавит им амбиций в усилиях за мировое лидерство.

Нельзя не видеть, что реализация планов формирования двух «партнерств» объективно создает новые вызовы для России и евразийской интеграции, несмотря на заверения американской стороны в обратном. Вашингтон даже приглашал Россию и Китай участвовать в новых структурах. Очевидно, однако, что ни Москва, ни  Пекин на участие в союзах, создаваемых под эгидой США, не пойдут.

Какие же риски для России и ЕАЭС в целом несет создание ТПП, а в перспективе –ТТИП?

Главное в том, что создание зон свободной торговли вокруг ЕАЭС будет переориентировать товаропотоки, которые сейчас осуществляются между членами ЕАЭС, с одной стороны, и странами АТР и ЕС, с другой, на внутренние пространства ТПП и ТTИП: таможенные пошлины в нашей торговле со странами  АТР и ЕС продолжают действовать. Таким образом, может быть поставлена под удар вся система торгово-экономических отношений России и других стран ЕАЭС с Западом и Востоком.

Не исключено также, что США будут стремиться всеми средствами привлечь нынешних членов ЕАЭС к участию в «партнерствах» с целью размывания тем самым Союза экономически, и, как следствие, политически.

Кроме того, возникает вопрос о том, к каким последствиям приведет одновременное участие Вьетнама в зоне свободной торговли с ЕАЭС в соответствии с заключенным в прошлом году соглашением, и ЗСТ в рамках соглашения о ТПП? Ведь это означает, что товары из стран ТПП будут беспошлинно перетекать реэкспортом через таможенную территорию Вьетнама в Россию и другие страны ЕАЭС, что будет приносить нам существенные бюджетные потери.

Каким же мог бы быть ответ России и других стран ЕАЭС на новые геополитические риски? Главной ответной мерой видится всемерное укрепление евразийских интеграционных процессов. В этой связи представляется необходимым существенно ускорить и осуществить на несколько лет раньше решение актуальных проблем формирования ЕАЭС, включая создание общего электроэнергетического рынка, создание финансового мега-регулятора ЕАЭС, формирование единого рынка нефти, газа и нефтепродуктов.

Кроме того, требует ускорения работа по ликвидации и унификации нетарифных барьеров, существенно обременяющих взаимные потоки товаров и услуг между странами ЕАЭС.

Весьма важно было бы также активизировать процессы координации макроэкономической политики как в монетарной сфере, так и в фискальной, а также координации валютно-финансовой политики, формирования общего финансового рынка и проработки вопроса о возможности введения на территории ЕАЭС единой валюты.

В этом же ракурсе следует рассматривать реализацию договоренности о сопряжении ЕАЭС с китайским проектом «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП), предполагающую создание современных систем международных логистических центров и хабов по основным международным транспортным коридорам Евразии «Западная Европа – Западный Китай», «Север – Юг», «Восток – Запад» и Северный морской путь. К осуществлению этих проектов могли бы быть привлечены средства недавно созданного Фонда «Шелкового пути». Представляет особую важность выработка «дорожной карты» по взаимодействию стран ЕАЭС с КНР. Предложений на этот счет можно ожидать от планируемого международного форума по вопросам сопряжения ЕАЭС и проекта ЭПШП.

Заслуживает также внимания инициатива президента Киргизии А.Атамбаева о развитии  тесного взаимодействия ЕАЭС и ШОС, а в  будущем об их  объединении в одну организацию. В этом плане можно было бы уже сейчас приступить к разработке концепции единого экономического пространства ЕАЭС и ШОС, включая Китай, а также страны, являющиеся наблюдателями в ШОС (Монголия).

Целесообразно рассмотреть и перспективы взаимодействия в треугольнике ЕАЭС-ШОС-БРИКС, вовлечения в это сотрудничество других заинтересованных стран. Помимо этого, видится важной работа по расширению системы зон свободной торговли ЕАЭС.

Ответом на новые вызовы призвано стать всемерное укрепление евразийской интеграции и ее превращение в глобальный вектор мирового экономического развития.

Александр Максимович Шевченко
Сектор европейских стран СНГ и Балтии РИСИ
старший научный сотрудник
кандидат экономических наук
 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован