«Разрозненных нас сразу уничтожат, наша сила в единстве, в воинстве, в благодушной семейственности, умножающей прирост и народа”.[1]
Любовь и милосердие – базовые ценности христианства, определили целенаправленную тенденцию отхода воинственной политической элиты евроатлантических стран от основ веры в христианского Бога,[2]определяя особую актуальность проблемы истоков ценностей, которые сегодня способны взорвать мир.
Социальная значимость семьи и роль в мире дающей жизнь в христианской доктрине подтверждается священным ликом Божьей Матери, воплотившей черты идеального образа женщины - матери.
Апологеты идеи превосходства «сильной» половины в качестве обоснования собственных воззрений непременно ссылаются на известный миф, утверждающий, что Всевышний в начале создал Адама, не замечая, что в данном случае мужчина выступает лишь в роли «пробного» варианта человека, предвосхищая создание истинно совершенного творения, способного дарить жизнь и любовь.
В чем проблема?
Каковы истоки, определившие ценности политической элиты Старого и Нового Света?
Для ответа на этот вопрос обратимся к истории.
Античная традиция
Признание наследной связи политической традиции США и Западной Европы с демократией античного полиса обусловливает особый интерес к этой эпохе. Принципиально новые перспективы изысканий в области истоков не только материальной, но политической культуры ушедшей цивилизации открыл поверивший Гомеру Шли́ман.
Ценность эпоса в версии певца воинственной Эллады определяется признанием текстов мифа «настольной книгой», на которой воспитывалась элита Древней Греции, для которых олимпийцы стали бессмертными эталонами для подражания.
Проблема истоков античной культуры
Колоритные имена и титулы главных богов греческого пантеона: Зевса - бога неба, грома и молний, известного как Громовержец, и Посейдо́на (др.-греч. Ποσειδῶν)[3] -"трясущего землю" бога морской стихии, - сохранили память о Санторинской катастрофе, уничтожившей крито-минойскую цивилизацию,[4]указывая на значимость извержения вулкана на острове Тира летом 1470г. до н. э., послужившего катализатором в процессе изменения мировосприятия древних в результате социального расслоения общества, которое привело к утрате понимания единства и общности интереса.
Катастрофа привела к кризису ценностей древнейшей цивилизации и низвержению богов, олицетворявших эти ценности. Глубина деморализация общества в результате утраты нравственных ориентиров подтверждается кризисом институтов семьи и брака бессмертных, представленных Гомером не как институты обеспечения воспроизводства общества и преемственности традиций, а взаимоуничтожения поколений.
Проблема наследной связи культур
В названном контексте особое значение приобретают указания на места рождения и воспитания детей Кроноса и Реи. Перечисление мест, претендующих на статус родины Зевса, согласно Павсанию: «Было бы невыполнимо даже для того, кто приступил бы к этому вопросу с полной серьёзностью. Такие же претензии выставляют и мессенцы: и они говорят, что бог был воспитан у них, что Итома и Неда были его няньками, что по имени Неды была названа река, а по имени второй, Итомы, было дано имя горе. Такие же претензии выставляют и мессенцы: и они говорят, что бог был воспитан у них, что Итома и Неда были его няньками, что по имени Неды была названа река, а по имени второй, Итомы, было дано имя горе»[.[5]
Однако эти названия позволяют определить и истоки, и географию происходящих в мировосприятии древних изменений, указывающих на общечеловеческий масштаб процесса.[6]
Факт рождения Зевса на острове Крите определяет истоки титула Громовержца. Ассоциации с «огнём» и прочей «горячей субстанцией» верховного бога указывает на наследную связь античной и погибшей в результате извержения вулкана крито-минойской культур, признание зависимости человека от произвола природных стихий.
Проблема отцов и детей в мифе
В гомеровской версии длительный характер кризиса институтов семьи и брака засвидетельствован мифом о том, что Уран - бог неба, боясь погибнуть от одного из своих детей, возвращал их снова в недра земли. Изнемогавшая от бремени Гея уговорила родившегося последним Кроноса - бога земледелия, оскопить отца и стать верховным богом.
Кронос – сын Урана и богини земли Геи, отец будущего главного бога греческого пантеона Зевса, озабоченный не продолжением рода, но перспективой повторить судьбу родителя, глотал собственных детей, опасаясь рождения превосходящего по силе.
Рее удалось спасти Посейдона, спрятав среди пасущихся овец, а отец проглотил жеребёнка, и самого младшего – будущего Громовержца, вместо которого любящему супругу подсунула запеленатый камень.
Таким образов, в текстах мифа в подробных описаниях были представлены неприглядная сторона и ужасы жизни богов с единственной целью – дискредитации ценностей уходящей эпохи на уровне массового общественного сознания. Однако метод аллегории - непременный для понимания текстов эпоса, не предполагает сужение анализа до уровня бытовой «страшилки».
Божественный Олимп
Признание социальной значимости семьи у истоков европейской культуры подтверждается созданием божественного Олимпа, собравшего прежде бездушных богов, олицетворявших силы природы, в единую семью, поселенную на наиболее высоком горном массиве Греции – в непосредственной близости к смертным. Таким образом, тексты эпоса сохранили древнейший опыт создания не только идеальной семьи, но модели идеального общества, представившей выдвижение социальных проблем в качестве приоритетных в жизни человека.
История создания божественного Олимпа – ключ к пониманию истоков и сути ценностей, определивших судьбы античной и римской цивилизации.
Зевс – глава семьи
Непримиримый характер социальных противоречий земных и смертных, представленный в эпосе антагонизмом отношений отцов и детей бессмертных, обусловил становление власти как института насилия, оправданного в мифе спасением детей Кроноса и Реи.
Признание справедливости верховенства Зевса – символа власти сила, обосновывается высокой миссией спасшего старших братьев и сестру, приготовив зелье, заставившее Кроноса выплюнуть чад. После этого подвига он возглавил борьбу против отца, оскопленного и низвергнутого в бездну.
Оскопление младшим сыном отца, лишенного способности продолжения рода и обреченного на забвение, как в случае с Кроносом, так и его отцом Ураном - первым владыкой мира, подтверждает качественные изменения мировосприятия, предполагающие отказ от прежней традиции безусловного признания авторитета старших, а также силовой характер смены политических элит, обусловленный сменой социальных приоритетов.
Щит и двусторонний топор – непременные атрибуты Зевса, указывая на выполнение главной социальной функции власти – сохранение мира, подтверждают состоявшуюся смену концепции власти и справедливость притязаний на власть воинственной политической элиты.
Члены семьи: проблема базовых институтов и социальных приоритетов
Спасение Зевсом, символизирующим институт власти, и признание членами семьи божественного Олимпа детей Кроноса и Реи подтверждает избирательный характер признания наследной связи крито-минойской и античной цивилизации.
В состав главных богов греческого пантеона входят пять родных братьев и сестер главы семьи:
старший брат Аид - владыка царства мёртвых,
спасенный Реей Посейдон – бог морских стихий,
старшая сестра Гестия - богиня домашнего очага,
Деметра - вторая дочь Кроноса и Реи - покровительница земледельцев, охраняющая всё живое на земле,
Гера третья дочь - покровительница брака, охраняющая мать во время родов.
Таким образом, из шести потомков кронидов, ставших главными богами греческого Олимпа, двое «курируют» основные источники экономического процветания – земледелие и море, и двое - институт семьи со времен крито-минойской цивилизации..
Однако избранницы Громовержца, возведенные в статус официальных жен, давших миру бессмертных наследников верховного бога, указывают на приоритеты новой эпохи.
Супруги Зевса
Судьба Метиды: предательство Громовержца
В контексте проблемы эволюции института власти, определившей начало и исход культуры древних греков, весьма интересной представляется судьба первой жены Громовержца, которой стала богиня мудрости
Метида, согласно мифу, была воспитательницей юного Зевса, спрятанного на Крите, и помогла спасти старших братьев и сестер. Громовержцу пришлось проявить настойчивость, чтобы добиться благосклонности избранницы. Однако счастливому браку не было суждено быть вечным, поскольку союзу с покровительницей мудрости предрекли рождение сына, который свергнет отца.
Озабоченный перспективой повторить судьбу отца и деда, Кронид, усыпив ласковыми речами, проглотил беременную жену, чтобы рожденный сын, соединивший качества родителя – воплощение Власти и Силы, и матери – Мудрости, не стал властителем мира. Таким образом, эпос засвидетельствовал сохранение устойчивой тенденции целенаправленного созданию условий сохранения власти любой ценой, препятствуя социальному прогрессу ради сохранения собственного социального статуса.
Рождение Афины: проблема войны и мира
Создание семьи во главе с младшим сыном низвергнутого главного бога свидетельствует о более позднем появлении проблемы защиты внутреннего и внешнего мира, обусловленные социальным расслоением, расколовшим общество, и опасностью вторжения.
Печальная история союза Зевса и Метиды завершилась появлением на Олимпе Афины - одной из наиболее почитаемых в Древней Греции богинь, которой принадлежит особая роль среди молодого поколения бессмертных.
Афина, соединившая качества родителей, стала богиней мудрости и справедливости, покровительницей честной и справедливой войны, военной стратегии, наук и ремёсел, покровительницей городов и государств, наук и мастерства, ума, сноровки, изобретательности.
Факт рождения из головы отца, а также пространный список «компетенций» любимой дочери хозяина Олимпа, указывает на особое отношение к богине-девственнице, полностью посвятившей себя высокому предназначению сохранения мира внешнего и внутреннего.
Сила и мудрость: проблема социального прогресса
Образ и история рождения Афины вызывают не меньший интерес в контексте проблемы сочетания преемственности традиций и создания условий социального прогресса.
Острая головная боль мифотворца, вызванная решением сложнейших проблем обоснования сохранения в условиях патриархата культа главной богини матриархата «Атаны-владычицы», и предотвращения угрозы рождения достойного соперника, была приписана Громовержцу, из головы которого дочь Кронида и Метиды вышла в полном воинском облачении.
Отказавшись от мудрого сына, способного лишить отца самого дорого – власти, Зевс «разродился» дочерью, мудрость и воинские доблести которой служили укреплению могущества Громовержца.
Фемида: проблема повязки на глазах правосудия
Фемида[7] - богиня правосудия стала второй женой хозяина Олимпа, указывая на социальную значимость проходивших в правовой традиции процессов, вызванных изменением концепции власти.
Совершенно непонятна логика интерпретаторов, утверждающих, что повязка на глазах богини символизирует беспристрастие. Тем не менее, эта интерпретация образа превратилось в устойчивое заблуждение. Однако функциональность этого непременного атрибута богини правосудия легко объяснима проходившим в тот период процессом «перезагрузки» обычая, хранительницей которого была богиня Фемида, олицетворявшая обычное право.
Царская власть, освященная авторитетом и волей гомеровского Зевса, прежде ограниченная древним обычаем, присвоила себе правотворческую функцию, инициировав процесс лишения права нравственного иммунитета. Знание причин проходивших в правотворчестве эпохи процессов позволяет сделать вывод, что не беспристрастие, а не соответствие норм обычного права правоприменительной практике новой власти, стали причиной превращения повязки в главный атрибут Фемиды, буквально закрывшей глаза на беспредел вершителей правосудия.
Правосудие: слепое или подслеповатое?
Сохранение Фемиды в качестве символа современного правосудия просвещенной Европы - подтверждение сохранения традиции отлучения морального и законного в современной правовой культуре Старого и Нового Света.
Реформы отечественного системы правосудия, инициированные выбором формальных демократий США и Западной Европы в качестве эталона современного демократического общества и последовавшая «перезагрузка» традиционных российских ценностей, определивших содержание интенсивного законотворческого процесса, привели к актуализации угрозы превращения суда в наиболее коррумпированный институт[8].
Затянувшийся громкий судебный процесс о хищениях в Минобороне РФ[9], превратившийся благодаря СМИ в «реалити шоу», продемонстрировал обществу и миру прочность повязки на глазах Фемиды, спустившейся в российские суды с высот божественного Олимпа.
Интеллектуальная мощь обвиняемой, раздражающей вынужденно непритязательных в быту россиянок и жен военных знанием того, как должна жить истинная женщина, и развлекающей публику то безудержно фонтанирующим поэтическим дарованием, то клипами с показами модного нижнего белья – с поразительной убедительностью «вещдока» доказывал: вот он – злой гений Минобороны, поставивший под угрозу обороноспособность страны.
Не менее показательным этот пример является для иллюстрации моральных и профессиональных качеств, а также изысканности вкуса прагматичных, «успешных», «конкурентоспособных» и… свободных - истинных виновников «торжества», спрятавшихся за широкой спиной осужденной «козы отпущения», репутация и безнаказанность которых способна перевести в разряд «расстрельных» авторитет любой власти.[10]
Брак Зевса и Геры
Место института брака в ряду социальных приоритетов новой эпохи после установления власти и создания нового права определил выбор третьей по счету официальной жены - Геры, признанной покровительницей брака, охраняющей мать во время родов, указывая, таким образом, на главное предназначение института – воспроизводство общества, определив место и ценность человеческой жизни..
Гера, в отличие от других жен - родная сестра властителя Олимпа. Союз родителей: Реи, обманывающей супруга ради спасения рожденных, которые по совету матери оскопят отца, и Кроноса, глотающего детей, - дает возможность предельно четко представить характер брачных традиций, наследниками которых являются непосредственные потомки.
Справедливость требует признать: Громовержец собственных детей не глотает. Ну, проглотил одну жену – с кем не бывает…
«Страшилки» с проглатыванием и изрыгиванием детей, оскоплением родителей, сменяются не менее захватывающими аудиторию читателей и слушателей «страшилками» из личной жизни бессмертных.
Богиня катастрофы брака
В гомеровской версии любовь и брак – верное средство превращения жизни избранника в каторгу.
Властность, жестокость и ревнивость нрава самой могущественной из богинь Олимпа, безошибочно позволяющие угадать глубину несчастности нелюбимой женщины, - именно те черты, которыми неизвестный мастер предельно щедро одарил всесильную богиню, отмеченную единственным «бессилием» - добиться любви супруга.
Жизненные драмы многочисленных возлюбленных неверного мужа, среди которых и превращенная ревнивицей в корову прекрасная Ио, и Леда, и Европа, и др. – все вносят дополнительные штрихи к портрету Геры и ее венценосной половины, которые, казалось бы, создавались с единственной целью - вызвать отвращение если не к институту брака, то самим образам.
Однако всемирная литература, представившая в судьбах и лицах многообразие опыта человечества, изобилует персонажами, которым Гомер открыл дорогу в бессмертие. Сохранение непреходящей актуальности проблемы кризиса брака, засвидетельствованной реалиями современной России, представлено и в минувшей эпохе, в том числе, и опытом заключения брака «по решению комсомольского собрания», а сохранения – «по решению партбюро», который внес посильный вклад в интенсификацию процесса разрушения базового социального института, оставив открытым решение проблемы взаимной ответственности. Ответственности супругов, заключивших союз, и поколений.
Настойчивое акцентирование внимания на том, что именно Гера отличалась активностью в начале тайной связи с воспылавшим юношеской любовью братом, которая продолжалась триста лет до официального брака, свидетельствует о возложении особой ответственности древними на женщину и за собственную судьбу, и за судьбу избранника, и за судьбу рожденных детей.
Сын Зевса и Геры: бог войны
Рождение от союза Зевса Геры сына Ареса – бога вероломной и кровопролитной войны, ставшего равноправным среди главных богов Олимпа, засвидетельствовало признание среди особо социально значимых проблем появление феномена войны ради войны. Это порождение новой эпохи стало закономерным результатом искусственного сохранения угрозы мира ради сохранения социального статуса и престижа воинственной элиты.
Народный эпос, создав образы богини раздора Эриды и кровожадной Энио – непременных спутниц Ареса, и даже его коней - Пламя, Шум, Ужас, Блеск, дополнил список атрибутов бога: собаки, коршуна, горящего факела и копья.
Проблема сохранения власти: война ради войны
Бог Арес, которого миф не сразу признал сыном Зевса, отличаясь вероломством и хитростью, от которых равно страдали смертные и бессмертные, как утверждается в эпосе, частенько вызывал у родителя искушение отправить его в бездну к родственникам.
Таким образом, изменение концепции власти, олицетворенной в образе Зевса, добровольно отказавшегося от мудрости, привело к появлению двух богов: облаченной в доспехи мудрой Афины, ответственной за сохранение мира, и вероломного Ареса, ответственного за сохранение постоянной угрозы миру, которые стали бессмертными свидетелями признания двойственного характера и результатов изменения концепции власти.
Короткий союз Зевса и Мудрости дала Олимпу дочь, необходимую для сохранения мира, а нерушимый брак с Герой, соединивший кровными узами власть отца, жестокость и мстительность матери, дала бессмертие богу вероломной войны, необходимой для сохранения власти.
Проблема: «навластвоваться всласть»[11].
Борьба за власть, возведенную Гомером в ранг высшей ценности смертных и бессмертных, из поколения в поколение готовых приносить в жертву амбиций и детей, и любимых, проходит в качестве центральной проблемы через историю человечества, начиная у истоков европейской цивилизации с культуры древних греков.
Произвол власти, лишенной мудрости, приняв масштабы, грозящие социальной катастрофой, сопоставимой по размаху и результатам с извержением вулкана, уничтожившим крито-минойскую цивилизацию, привел к созданию божественного Олимпа в версии Гесиода, впервые использовавшего новый термин - закон[12].
Острота борьбы за власть в современной России засвидетельствована стратегией, направленной на предельное ограничение финансовых возможностей проведения реформ в области экономики, науки, образования и здравоохранения, адекватных глобальным вызовам[13], вставшим перед Отечеством и миром, с целью провоцирования социальной нестабильности и дискредитации авторитета руководства страны.[14]
Неограниченная власть, а не благо и процветание Родины движет российскими проповедниками идеи сменяемости власти, получившими за гроши собственность СССР. Неуемная жажда власти и «исследовательский» интерес проведения очередного социального эксперимента «по алигархски» напоминает финальные строки из поэтического наследия Ю. Кузнецова под говорящим названием - «Атомная сказка»:
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака[15].
Право на стремление к счастью
В названном контексте весьма примечательно выглядит опыт создания Декларации независимости Соединённых штатов Америки, единогласно принятой Вторым Континентальным конгрессом 4 июля 1776г. в Филадельфии, 4 июля 1776г.
Томас Джефферсон, выражая стремление начать новую эпоху в истории, говорил: «Каждое поколение имеет право выбирать собственную форму управления, такую, которую оно считает наиболее подходящим»[16]. Смысл формы правления, признанной наиболее подходящей, отражен в тексте документа, подготовленного отцами-основателями США: "Все люди сотворены равными, и все они одарены своим Создателем неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью".[17]
Остается открытым вопрос: «Что понимали авторы под «стремлением к счастью»? Тем не менее, возведение в ранг высшей ценности не власти и собственности, а жизни, свободы и счастья на уровне официального документа государства, свидетельствует о надежде на возможность прервать традицию, погубившую и античную, и древнеримскую цивилизации, воспитанные на ценностях, прославляемых певцом воинственной Эллады.
Однако реалии современного мира, в котором США принадлежит роль источник глобальной опасности, указывает на ограниченность возможностей декларации благих намерений, противоречащих реальной политике элиты, не упускающей малейшей возможности развязывания войну в любой точке планеты.
Верность традиции, освященной авторитетом сына верховного бога Олимпа, современные последователи бога вероломной войны Ареса и его спутницы богини раздора Эриды, подтверждается показом сериал "Третья мировая. Взгляд из командного пункта," вызвавшим бурное негодование общественности[18].
Гомер – «инженер уничтожения человеческих душ»
Божественный Олимп – модель семьи, общества и власти бессмертных, представленная массовому сознанию в качестве идеальной и, безусловно, достойной и требующей подражания.
Однако в пространном «жизнеописании» семьи и деяний чадолюбивого Громовержца напрасно искать любовь, преданность, верность долгу и Отечеству, а также уважение и благодарность - непременные для российской национальной традиции качества, определявшие суть отечественной концепции семьи, образования и права.
Тексты мифа стали «настольной книгой», на которой воспитывался не только цвет аристократии Древней Греции. Поверившая Гомеру – древнейшему «инженеру уничтожения человеческих душ» политическая элита Древнего Рима оставила шокирующие потомков примеры результатов образования и воспитания на ценностях, культивируемых апологетом аморальной власти. В перечне наиболее знаменитых римских императоров, «наследивших» в истории великой цивилизации Тиберий, Гай Калигула, Нерон и др.[19]
Выводы:
Цель определяет средства
Российская общественность полностью разделяет убежденность Президента Р Ф В.В. Путина, завершившего последнее обращение к Федеральному Собранию цитатой из наследия великого русского ученого Д.И. Менделеева.
Единство – основа государства. Однако культивируемые в России ценности, представляемые массовому общественному в качестве «истинно демократических», определив содержание реформ институтов семьи, образования и права, противоречат стратегическому направлению, озвученному Президентом Российской Федерации.
[1] .Путин завершил обращение к ФС РФ цитатой Менделеева youtube.com›watch?v=oz9YbVkJXNk Завершая обращение к Федеральному собранию, Владимир Путин сказал, что он уверен в том, что страна добьется успеха, если граждане будут двигаться...
[2] Владимир Путин: ...отказа от христианских ценностей - 20... planeta.moy.su›…putin…ot_khristianskikh_cennostej… Владимир Путин: евроатлантические страны пошли по пути отказа от христианских ценностей. ... Неслучайно сегодня политики и общественные деятели самой Европы все чаще говорят о крахе мультикультурализма, о том, что он не способен обеспечить...
[3] Посейдон — Википедия ru.wikipedia.org›Посейдон Посейдо́н (др.-греч. Ποσειδῶν- "трясущий землю") — в древнегреческой мифологии бог морей,
[4] Санторини, история извержения, изменившего наш мир diary.ru›~asuraapsara/p169048350.htm?oam С Санторини-Фирой связно одно из самых катастрофичных извержений вулкана в истории ... Катастрофа была чудовищной, извержение началось со взрыва.
[5] Павсаний. Описание Эллады. Книга IV. Гл. 33. ancientrome.ru›Античная литература›t.htm?a=1385000433 >>> Павсаний. Описание Эллады. Т. 1. Ладомир / АСТ, Москва, 2002. Перевод и примечания С. П. Кондратьева под редакцией Е. В. Никитюк. ... Греч. текст: Pausanias. Pausaniae Graeciae Descriptio, 3 vols.
[6] Надежда Брестовицкая: Политика «и» мораль: о проблеме глобальных изменений концепции власти: http://viperson.ru/people/brestovitskaya-nadezhda-mihaylovna/publications
[7] В микенскую эпоху слово «фемис» (установление по обычаю)
Фемида — Википедия ru.wikipedia.org›Фемида
[8] ДОКЛАД «РОССИЯ: КОРРУПЦИЯ В СУДАХ» | Ассоциация... rusadvocat.com›node/130 Жалобы на коррупцию в судах для пострадавшего в 99% случаев заканчиваются ответом, что суд независимый и правоохранительные органы не имеют права...
[9] ВЗГЛЯД / Васильева признана виновной в хищениях... vz.ru›Лента новостей›2015/5/6/743805.html
[10] должность главы Минобрнауки «расстрельной»... ntv.ru›novosti/562417/rambler Дмитрий Медведев назвал должность главы Минобрнауки «расстрельной» и сказал, что министр «не рубль, чтобы всем нравиться». 11754. Поделиться ссылкой на выделенное.
[11] Дай рвущемуся к власти навластвоваться всласть. samlib.ru›Журнал Самиздат›…_d_l… "Молитва" (Баллада Франсуа Вийон) Булат Окуджава.
[12] Брестовицкая Надежда: «Ваша честь»: проблема отлучения морального и законного у истоков европейской правовой традиции: http://viperson.ru/people/brestovitskaya-nadezhda-mihaylovna/publications
[13] Чем обернется новый виток приватизации в России. 21.by news.21.by›other-news/2016/02/02/1160217.html Президент РФ Владимир Путин обозначил условия для приватизации госимущества в 2016 году: контрольные пакеты акций ... Продажа госсобственности должна осуществляться только по приемлемым ценам и широким слоям инвесторов".
[14] Госдуме, блокировала принятие закона о прогрессивном... ajbolit444.livejournal.com›603327.html Надежда Брестовицкая: О проблеме «импортозамещения» в отечественной политике или: кому нужен майдан в России?:
[15] Атомная сказка - Кузнецов Юрий Поликарпович liricon.ru›atomnaya-skazka.html
[16] Томас Джефферсон и его роль в американской революции... StudFiles.ru›preview/1494134/page:3/
[17] Декларация независимости соединенных штатов америки polit-inform.ru›showObject/objID/60
[18] ..прошла премьера антироссийского сериала BBC - Видео.... news.mail.ru›video/350355/ На британские телеэкраны вышло новое телешоу «Третья мировая. Взгляд из командного пункта». Фильм документальный. Но речь в нём идёт не о прошлом, а о будущем.
[19] Римская империя: садисты и извращенцы на троне newsland.com›Все новости›detail/id/887298 Римских императоров очень часто наивно представляют как неких героев и мудрых государственных деятелей, денно и нощно заботящихся о благе Отечества.