24 апреля 2006
1240

On-line конференция Московской школы политических исследований




Ответы на вопросы слушателей

Московской школы политических исследований

Сергей Обертас (Магнитогорск):

Прочитал на сайте делового издания "Ведомости" (19.04.06) очень хорошую Вашу статью "Банковская система: Страхи и угрозы". Отличный труд, краткий, но в тоже время очень ёмкий, с прозрачными выводами и логичной структу-рой. А вопросы мои таковы:

1. Каковы все же, по Вашему мнению, шансы России на вступление в ВТО, и так уж ли это хорошо для России в долгосрочной перспективе?

2. Насколько долго зависимость от "нефтяной иглы" позволит государству так безалаберно относиться к сверхдоходам?

3. Каково Ваше отношение к тому, чтобы расчеты за нефть и газ шли в нацио-нальной валюте России?

4. Не грозит ли нам призрак 1998 года? Многое схоже.

5. Считаете ли Вы, что такая форма размещения, как IPO, уже не так эффек-тивна, какой была, например, в прошлом году?

Уважаемый Сергей !

Большое спасибо за оценку моей статьи в "Ведомостях". Очень польщен тем, что Вы признали ее емкой и содержащей прозрачные выводы. Разумеется, их сложно изложить в краткой заметке, и в действительности проблема несколько сложнее - но я сознательно сделал ряд формулировок более острыми, чтобы они задевали читателя. Надеюсь, что эта тема будет подниматься и впредь.

Теперь к Вашим вопросам:

1. Мне кажется, что шансы на вступление России в ВТО в текущем году мини-мальны, а в ближайшем будущем не вполне очевидны. Для 2007 года я оценил бы их на уровне 30-40%. Проблема, как мне кажется, имеет два "измерения".

С одной стороны, у России нет явного повода стремиться к вступлению в ВТО. Экспортируя нефть и газ, страна не сталкивается с серьезными препятствия-ми для своих товаров за рубежом. При этом имеется возможность закрывать свой рынок в случае необходимости. Бюджет почти на 2/5 наполняется за счет раз-ного рода акцизов и таможенных пошлин, чего нет в нормальных стра-нах (хо--тя в африканских доходит и до 60%). Отечественные производители защище-ны, и во вступлении в ВТО не слишком нуждаются, что отражается в политике.

С другой стороны, замкнутость России серьезно вредит нам всем как потреби-телям, так как нам приходится переплачивать за импортируемые товары, по-купать некачественные российские, дышать воздухом, отравленным выхлопа-ми "Жигулей" и "Волг", которые давно бы уже не выпускались, если бы име-лась конкурентная среда. Кроме того, отсутствие любых прописанных правил позволяет правите-льству упражняться в волюнтаризме - пока что на виноде-лах Молдовы и Грузии, но и до нас дело тоже дойдет, можно не сомневаться.

Таким образом, вступление в ВТО приобретает в нашем случае парадоксаль-ный оттенок: участие в этой сугубо экономической организации важно для нас его политическими, а не экономическими, последствиями. Мне кажется, что в "повестку дня" правительства этот вопрос как бы перешел по наследству, и переговоры ведутся скорее по инерции. Предсказать их итог довольно сложно.

2. Я думаю, что долго. Сейчас нефтяные цены не завышены спекулятивно, как иногда принято считать. Добыча на пределе, а спрос со стороны США и Китая уверенно растет. Политика американской администрации перед выборами не поддается разумному объяснению, и несомненно будет способствовать новым обострениям обстановки на Ближнем Востоке. К тому же нефть торгуется за доллары, и рост ее котировок снижает реальную ценность валютных резервов, накопленных за пределами США. Более того; сейчас затраты на энергоноси-тели составляют не более 2% ВВП стран ЕС и Соединенных Штатов, а потому дальнейший рост цен опасен не столько для их экономик, сколько, например, для китайской - но у нее есть уравновешивающие этот фактор возможности привлечения дешевой рабочей силы. Таким образом, серьезных стимулов же-стко противостоять повышению цен у Запада нет, и потому рост продолжится.

Относительно сверхдоходов: хорошо, пока они "сверх-". Но мне кажется, что через три-пять лет лобби со стороны силовиков и поборников "национальных проектов" (в ходе реализации которых так легко "пилятся" бюджетные сред-ства) настолько нарастит расходную часть бюджета, что даже очень высокие доходы не покажутся излишними. Тогда Ваш вопрос встанет на повестку дня. Если же власти будут хоть немного более реалистичными, проблема отложи-тся на десять, пятнадцать и более лет. Эффект 1989 и 1998 гг. не повторится.

3. Отрицательное. Принятие решения о такой оценке возможно только в том случае, если рубль станет конвертируемой валютой и иностранные инвесторы получат возможность свободно покупать рубли в России и за рубежом. В таком случае давление на рубль (в сторону повышения его курса) возрастет, и впол-не реальными окажутся курсы в 25 или 20 руб./долл. Но так как Россия обеспе-чивает незначительную долю поставок нефти на мировой рынок (а большая их часть продолжит оцениваться в долларах), рублевые цены на нефть при повы-шении курса рубля начнут снижаться (последнее не уникально - в 2004 году, когда евро достиг своих максимальных значений, цены на нефть, выраженные в евро, de facto падали). Снижение цен приведет к дальнейшему укреплению рубля, запустит механизм дефляции и парализует местных производителей. В результате вырастет импорт, резко подскочит долларовое наполнение госрас-ходов (так как бюджет номинирован в рублях) - и все. Польза же окажется не более чем пропагандистской. Собственно, такой подход - рушить хозяйство ради пропаганды и отчетов - нам присущ,но не думаю, что в таких масштабах.

4. Не грозит. А что схоже, простите? Разве тогда резервы зашкаливали за 200 млрд.долл., а бюджет был профицитным почти на четверть? Так что не думаю.

5. Когда речь заходит об эффективности, необходимо прояснить вопрос о це-ли. Недавно, например, я был на одном "круглом столе", где обсуждали ад-министративную реформу, которая-де не повышает эффективность власти и не снижает бюрократизацию. Но почему если правительство декларирует, что целью реформы является прозрачность и дебюрократизация, мы обязаны ему верить? А если целью является умножение чиновничьего класса и его дохо-дов, то реформа еще как эффективна! А что является целью IPO, Вы знаете? Если привлечение капитала для развития передовых отраслей, я с Вами со-гласен. А если гарантирование своего бизнеса от наезда властей или форми-рование "заначки" за границей? То оно есть и будет эффективным способом решения этой задачи. И Михаилу Борисовичу остается только жалеть, что он не прибег к подобному методу в 2002 году - когда котировки ЮКОСа были на-много ниже, чем могли бы быть, но намного выше, чем оказались позднее.

Еще раз спасибо за Ваши вопросы.

Александр Любинский:

1. В рамках процессов концентрации капитала, как в частном секторе, так и в государственном секторе, какие, на Ваш взгляд, наиболее вероятные объекты концентрации? Интеллектуальная собственность, производственные мощнос-ти или HR-ресурсы?

2. Приватизационные программы в Восточной Европе и в России в своем пер-вом этапе (отток государственного присутствия), кажется, закончены. С каких отраслей начнется второй, обратный процесс и начнется ли он?

Уважаемый Александр !

1. Хороший и сложный вопрос. Мне кажется, что нынешняя логика поведения государства не изменится в ближайшее время. Объектом интереса со стороны крупных отечественных структур (а ими останутся государственные и квазиго-сударственные компании) по-прежнему будут сырьевые производства, а также те отрасли промышленности, где возможна монополизация и извлечение быс-трой прибыли. В 2005 г., например, процессы "концентрации" стремительно шли в производстве стройматериалов. В результате только за один год опто-вая цена цемента выросла на 76%! При этом производители цемента не были признаны монополистами и не обвинены в сговоре... Интеллектуальная соб-ственность и чело-веческие ресурсы нынешних концентраторов не интересуют.

2. Вы имеете в виду "приток государственного присутствия"? Если да, то не вполне правильно ставить в один ряд Россию и страны Восточной Европы. В России он уже идет, и начинается, как мы видим, с отраслей, в которых легче всего получить прибыль, не имея никакой внятной стратегии развития, или же с активов, имеющих монопольный статус на рынке. В Восточной Европе о де-приватизации пока, слава Богу, ничего не слышно. Продажа "Криворожстали" тому подтверждение. Еще дальше на Запад и вопрос даже не ставится. Мне не кажется, что государства Восточной Европы - бюджеты которых, в отличие от российского, дефицитны - инициируют этот "обратный" процесс.

Спасибо за эти два вопроса.

Светлана Петракова:

Каковы возможные направления развития банковской системы РФ в первой половине XXI века?

Уважаемая Светлана !

1. Я не могу дать однозначного ответа на Ваш вопрос. В ближайшие 5-10 лет российские банки будут ориентироваться на повышение качества обслужива-ния предприятий и частных лиц, но не смогут тягаться ни с государством, ни с западными банками в сфере выделения инвестиционных кредитов. Они оста-нутся в той нише, которую на Западе занимают средние (зачастую региональ-ные) банки. Перспектива в 30-40 лет не просматривается вообще: банковский сектор крайне сильно подвержен государственному регулированию, а характер изменения принципов такового сегодня практически не поддается прогнозу.

Алексей Кашкан:

Меня интересует тема взаимоотношений России и Белоруссии. Что Вы може-те сказать по этому поводу?

Уважаемый Алексей !

1. Я сам приехал в Москву в 1984 г. учиться в МГУ из небольшого белорусско-го городка; моя мама до сих пор живет в Белоруссии. Казалось бы, вопрос бе-лорусско-российских отношений должен меня весьма интересовать, но это не так. Сегодня между нашими странами нет границы и таможенных барьеров - как нет и недоверия или враждебности между нашими народами. И в России, и в Белоруссии существуют проблемы с политической системой, демократией и хозяйственной свободой. Однако и в России, и в Белоруссии подавляющее большинство граждан поддерживают режимы Путина и Лукашенко. Белоруссия отчасти даже показывает будущий путь России - и мне кажется, что вопрос о третьем сроке для Путина будет скоро решен по лукашенковскому сценарию.

В то же время за последние годы правящие бюрократии в обеих наших стра-нах ощутили себя прочной властью, не зависящей от своих народов и внешне-го мира. Любое изменение сложившегося положения - в том числе и создание реального Союзного государства - это большой риск для обеих сторон. Поэто-му при внешней популярности этой идеи она вряд ли будет реализована. Хо-рошо это или плохо, но в таком государстве нет нужды даже у наших народов. Если бы мы жили существенно по-разному или шли бы в разных направлени-ях, такая потребность могла бы появиться. Идти же параллельными курсами в нынешних условиях вполне можно и без всякого формального объединения.

Юрий Ковыршин (Липецк):

1. Как Вы считаете, способны ли создаваемые сейчас так называемые специ-альные промышленные и научные зоны оживить нашу промышленность, лик-видировать техническое отставание и обеспечить стабильное развитие?

2. Скажите, пожалуйста, может ли быть демократия в бедной стране или де-мократия - это привилегия богатых?

Уважаемый Юрий !

1. Я считаю, что не способны. Потому что они создаются преимущественно на бумаге. В Китае на протяжении периода с 1987 по 1996 г. шесть таких зон обе-спечивали около 20% ВВП и почти 55% экспорта. Вы слышали что-то подоб-ное о наших зонах? За указанные десять лет в эти шесть зон иностранцы "вка-чали" почти 65 млрд.долл. прямых инвестиций - т.е. денег, вложенных в обо-рудование и технологии, а не покупку акций. И предприятия в этих зонах как раз не "оживляли" китайскую промышленность, состоявшую в конце 80-х в ос-новном из убыточных госпредприятий (кстати, так никогда и не приватизиро-ван-ных), а строили новый производственный базис - ориентированный как на внутренний, так и на внешний рынок. Последнего у нас вообще не заметно.

2. Нет, демократия - это не "привилегия богатых". В наше время часто пишут, что у богатых больше шансов на построение развитого демократического об-щества. Это так, но бывают исключения как в ту, так и влц другую стороны. Са-мый впечатляющий пример: Индия - полунищая страна, демократии в кото-рой на следующий год исполняется уже 60 лет (страшно подумать). Ее основой ее стало не богатство страны, а политическая культура, сформированная еще во времена британского владычества. Поэтому проблема несколько сложнее, чем кажется, и ее решение не может быть найдено исходя лишь из благосос-тояния той или иной страны.

Марина Беспалова (Ульяновск),

председатель Ассоциации "Совет муниципальных образований Ульяновской об-ласти", депутат Ульяновской городской Думы:

Уважаемый Владислав!

Меня интересует вопрос целесообразности ежегодного наращивания профи-цита бюджета. Наше государство имеет достаточно объемный стабилизаци-онный фонд, имеются еще какие-то резервные фонды на "крайний случай". Все это создается за счет налогов, которые юридические и физические лица, проживающие в разных регионах России, перечисляют федеральный бюд-жет.

Между тем местные бюджеты не только дефицитны, они нищенские. В реги-онах, а тем более в муниципальных образованиях, нет и никогда не будет, средств на ремонт дорог, оснащение больниц, ремонт школ и детских садов и проч., и проч. Между тем, ежегодно мы слышим торжественные отчеты о воз-росшем профиците бюджета, в течение года - отчеты о помощи пострадав-шим от чего-либо странам. Получается, что Россия оказывает экономическую помощь за счет собственного населения, которое вымирает в буквальном смы-сле слова. Чем объясняется такая политика?

Уважаемая Марина !

1. Полностью согласен с Вашими доводами и рассуждениями - как и с Вашим вопросом. Меня, как и Вас, также интересует целесообразность наращивания бюджетного профицита. И, как и для Вас, я не нахожу ответа на этот вопрос. Иного, кроме неспособности власти квалифицированно расходовать средства и ее нежелания - порожденного, видимо, полной уверенностью в том, что гра-ждане не могут привлечь ее к ответу - работать на благо собственного народа. В нормальной стране власть, не способная распорядиться деньгами, должна была бы снизить налоги - но наша власть, похоже, нам ничего не должна...

Роман Плюта (Краснодарский край):

Позвольте задать два вопроса:

1. Для постиндустриального общества более характерно гностическое (может быть, атеистическое) или мифологическое мышление? Или же нас ждёт повы-шение религиозности в обществе - что мы, в общем-то, и сейчас наблюдаем?

2. "Возрождение СССР" - выгодно ли это для России экономически?

Уважаемый Роман !

1. Спасибо за интересный вопрос, выходящий за рамки обычной дискуссии, привязанной к российской проблематике. Мне кажется, что постиндустриаль-ное общество не должно быть ни атеистическим, ни религиозным - оно долж-но быть светским (каким, собственно, и является - особенно в Европе). Я бы даже сказал, что именно европейские общества сегодня только и могут счита-ться тем примером, на котором можно применять на практике рассуждения о постиндустриальном обществе. Мотивации европейцев гораздо менее утили-тарны, чем мотивации американцев или корейцев. США продвигают универса-льные (и по сути массово-индустриальные) бренды; европейцы - скорее осно-ванные на исключительности, креативности и индивидуальности. Отчасти мас-совостью общества объясняется и исключительно высокая степень распрост-ранения религиозности в Соединенных Штатах на фоне снижение влияния ре-лигии в Европе. Поэтому я бы повторил: постиндустриальное общество - это светское общество, характеризующееся снижением роли религиозного факто-ра в социальной жизни. Но - хочу заметить - это не диссонирует с Вашим за-мечанием о том, что "нас ждет по-вышение религиозности..." Просто наше об-щество никогда не было постиндустриальным. Оно не было в последние деся-тилетия даже просто успешным. А в таких условиях (достаточно посмотреть на арабский Восток) пресловутая "духовность" и выставляется главным достоин-ством в условиях отсутствия любых других. В какой-то мере нарастающая ре-лигиозность - черта практически всех "энергетических сверхдержав"...

2. Мне кажется, что нет. Присоединение менее развитых территорий к более развитым часто представлялось политически оправданным и необходимым, но никогда не было экономически выгодным.

Рашид Юнусов (Чеченская Республика):

Каково место Чеченской Республики в контексте "кавказской политики" РФ? И хотелось бы узнать Ваш прогноз развития российской политики на Кавказе и Ближнем Востоке в сфере последних событий.

Уважаемый Рашид !

1. Мне жаль Вас разочаровывать, но я не могу ответить на первую часть Ва-ше-го вопроса - потому, что не наблюдаю "кавказской политики" РФ как тако-вой. Скорее можно вести речь о спорадическом подавлении любых попыток к сопротивлению без желания понять, чем именно они вызваны и на достижение каких целей направлены. К этому в последнее время добавилась опора на ли-деров определенных кланов, из чего вытекает вседозволенность уже не толь-ко федеральных властей, но и тех, кто эти кланы представляет. Все это усили-вает ту угрозу отделения части территорий от России, с которой якобы борют-ся федеральные власти. Мне кажется, что через какое-то время такое отделе-ние может стать вполне реальным. Не нужно забывать, что Советский Союз был растащен на куски казавшимися вполне лояльными секретарями ЦК ком-партий республик и членами Политбюро ЦК КПСС. Внешняя преданность ны-нешних руководителей кавказских регионов, формально назначенных Моск-вой, мало что говорит об их истинных планах, а еще меньше - о реальных на-строениях населения этих республик. Я считаю, что четкой политики в отноше-нии Кавказа у Москвы нет. И прогнозы, кроме самых общих, делать сложно.

Александр Попов (Москва),

экономический обозреватель журнала "Финанс":

В последние годы активно обсуждается идея новой региональной экономиче-ской политики, основанной на приоритетной поддержке т.н. "регионов-локомо-тивов". На Ваш взгляд, насколько концепция локомотивов подходит для рос-сийской экономики? Сможет ли создание нескольких "регионов роста" суще-ственно повлиять на ее ускоренное развитие? И вообще - насколько реально переориентация экономической политики государства в отношении регионов?

Уважаемый Александр !

1. Скажу сразу: идея, которая "активно обсуждается" "уже на протяжении не-скольких лет", никогда не превратится в жизнь. Потому что идеи, которые дей-ствительно -переворачивают мир, не обсуждаются так долго. Если же касаться самой концепции "регионов-локомотивов", то тут возникают две аллюзии. Во-первых, хорошо известен только один пример таких "локомотивных" регионов: это все те же прибрежные районы южного Китая, о которых я уже говорил вы-ше. Но эти регионы были не просто "регионами роста", а "регионами-связка-ми", через которые китайская экономика втягивалась в мировое разделение труда и пробивала окошко в мир. В России можно предположить, что некото-рые регионы могли бы сыграть похожую роль: в первую очередь на ум прихо-дит Калининград. Однако для того, чтобы его роль "мостика" с Европой могла бы быть выполнена, необходима воля центрального правительства, направ-ленная на интеграцию российского рынка с европейским, российской правовой системы - с правовой системой ЕС, российских стандартов - с мировыми. Вне такого подхода развитие "отдельных регионов" не даст эффекта. Во-вторых, можно предположить, что какие-то иные регионы смогут стать цент-рами роста. В этом случае необходимо посмотреть на то, какие из регионов являются до-норами федерального бюджета, и по каким-то критериям выбрать наиболее перспективные из них и снизить в них налоги, обеспечивая тем самым ускоре-нный рост. Последнее, однако, предполагает высокую степень самостоятель-ности регионов - а власть взяла курс на свертывание федерализма. В такой ситуации "переориентация государства в отношении регионов" не выглядит слишком реальной. Поэтому, мне кажется, регионы - в отличие от отраслей - не станут "локомотивами" роста российской экономики. Единственным утеше-нием в этом случае может быть то, что и в большинстве других стран они то-же не играют подобной роли (в лучшем случае оказываясь просто территори-ей, на которой возникают новые отраслевые кластеры, но не более того).

Алеся Кармалинская (Башкортостан),

исполнительный директор общественной организации "Союз предпринимате-лей города Октябрьский":

Уважаемый Владислав!

Возможно, мой вопрос не будет выглядеть глобальным, но для регионов, чьим представителем я являюсь, это экономически важный основополагающий мо-мент.

С 1 января 2006 года органы местного самоуправления получили достаточно много полномочий, в том числе частичное формирование системы налогооб-ложения бизнес-сообщества городов и районов. Как показала практика, мест-ные чиновники в силу разных причин (отсутствие экономического образова-ния, непонимание проблем предпринимательства и малого бизнеса и пр.) не были готовы к этому шагу и в основном пользовались рекомендациями, ко-торые спускались "сверху". И ироничная поговорка - "какая страна, такие и налоги", - в данном случае оборачивается весьма негативными последствия-ми. Думаю, при таком раскладе теряются изначальные идеи реформы мест-но-го самоуправления, а также шансы на создание экономически здоровой сре-ды малых городов и районов России.

Каков Ваш взгляд на эту ситуацию? Как Вы считаете, есть ли у предпринима-тельства, которое все больше становится основой городской жизни, надежда на нормальные, здоровые налоги?

Уважаемая Алеся !

Мне очень жаль, но я могу лишь согласиться с некоторыми Вашими тезисами, но не ответить на поставленные вопросы - просто потому, что не считаю себя в них экспертом, чье мнение могло бы кого-то интересовать.

Извините.

http://www.inozemtsev.net
Эксклюзив
Exclusive 290х290

ДНК экономики: диалог прибыли и смысла

21 октября 2025 года
68

Публикации

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован