03 мая 2006
2110

On-line конференция Московской школы политических исследований. Часть 2.


Владислав Л. ИНОЗЕМЦЕВ

Ответы на вопросы слушателей

Московской школы политических исследований

Владимир Иванов (Новосибирск):

Что, по Вашему мнению, представляют собой так называемые "национальные проекты" - программы, способные принести реальную пользу или PR-проект общегосударственного масштаба?

Уважаемый Владимир !

По моему глубокому убеждению, эти проекты представляю собой даже не PR-проект, а метод перераспределения значительных государственных средств в пользу представителей отдельных бюрократических и отраслевых элит. Заме-т-ного эффекта для значительной части населения они иметь не будут.

Полина Юдина (Москва), корреспондент, Компания Begin Group:

Уважаемый Владислав Леонидович, хотела бы задать Вам вопрос как консуль-танту журнала "BusinessWeek". Каковы, по Вашему мнению, перспективы раз-вития МВА-образования в России? Оправданно ли стремление наших бизнес-менов получать такое образование за рубежом? Или же российское бизнес-образование в ближайшее время станет не хуже? Имеете ли Вы сами степень МВА?

Уважаемая Полина !

Спасибо за интересный вопрос. Скажу сразу - у меня нет MBA и я не являюсь специалистом в области бизнес-образования (что не помешало мне несколько лет возглавлять один из московских банков и покинуть этот пост с осознанием того, что российский бизнес - по крайней мере некоторая его часть - не имеет к западным схемам менеджмента никакого отношения). Я закончил Экономи-ческий факультет МГУ в 1989 г. и, как и большинство моих однокурсников, ни-когда не использовал полученные тогда знания в бизнесе. Сегодня это "мои университеты" и помо-гают мне писать книги, но в делании денег остаются со-вершенно бесполезными. Поэтому я хотел бы сказать, что в России западные стандарты образования кажутся мне в большей мере модными, чем нужными. Единственное исключение - это работа в компаниях, которые непосредстве-н-но связаны с западными партнерами или частично укомплектованы западным персоналом. Однако и в этом случае МВА остается больше статусной, нежели профессиональной, оценкой.

Есть и иная сторона проблемы. Сегодня цена образования в лучших россий-ских вузах достигает 10-15 тыс. долл. в год, что соизмеримо с западными ана-логами. Не исключено, что она даже превысит европейские уровни - как цены на жилье, например. Но качество этого образования не соответствует запад-ным стандартам уже потому, что в стране нет среды, в которой формировали-сь бы преподаватели и потом работали бы студенты. Это как купить квартиру по $10 тыс. за метр в районе Остоженки, где нет ни одного нормального мага-зина, негде погулять с ребенком, в каждом подъезде стоит вооруженный ам-бал, а грязь на дорогах не просыхает никогда - и сравните это с хорошими па-рижскими районами, где цена не превышает $ 7 тыс. при замечательной инф-раструктуре, десятках магазинчиков и ресторанчиков на каждом углу, полным отсутствием охранников и полицейских и идеальной чистотой. Образование у нас ста-ло бизнесом, и только бизнесом, в то время как в остальном мире оно все же в большей мере остается образованием - и ценно именно этим.

Светлана Моторина (Хабаровск):

Уважаемый Владислав Леонидович! У меня к Вам два вопроса.

1. В 2002 году Президентом и Правительством РФ была поставлена принци-пиально новая и сложнейшая задача перевода экономики страны на иннова-ционный путь развития, построения национальной инновационной системы. Фактически мы замахнулись на постиндустриальный путь. Каковы перспекти-вы Россия в этом направлении?

2. В некоторых своих трудах и выступлениях Вы затрагивали вопросы, касаю-щиеся угроз со стороны Китая. Мне, как жителю Дальнего Востока, очевидна одна из главных проблем - угроза потерять часть российской территории. В китайских школах детей учат по картам, где российский Дальний Восток при-надлежит Китаю, там подрастает нация, считающая российскую территорию своей. Как Вы считаете, может ли Россия потерять Дальний Восток и если ли у Вас прогнозы, когда это произойдет?

Уважаемая Светлана !

1. О да! Поставлена она была... Но прогресса нет никакого. И перспектив тоже нет никаких. И вот почему. Не бывает "национальной иннова-цион-ной систе-мы" в стране, ВВП которой составляет 2% от мирового пока-зателя. В США после Второй мировой войны такая система была построена - но тогда на Америку приходилось более 40% мирового валового продукта, и все луч-шие евро-пейские умы работали за океаном. У нас ни первого, ни второ-го фактора в наличии нет. Поэтому надо выбирать иной путь - как, например, Япония или Корея, которые активно (и при масштабном участии государства, обеспечи-ва-вшего гигантские дотации) покупали технологии за рубежом, а за-тем совер-шенствовали их. Но и это не было "национальной иннова-цион-ной си-стемой", так как продукция японских корпораций на 20-40% продавалась за ру-бежом, и производители вынуждены были конкурировать с глобальными ин-новаторами. У нас же все идет к тому, что результатом "национальной инно-ва-цион-ной си-стемы" станет новая модель ВАЗа с каким-нибудь новым агре-гатом, не при-ме-нявшимся ранее в России, но появившемся в мире с десяток лет назад. Пока мы мыслим об инновациях в масштабах одного города, мы бу-дем оста-ваться заштатной деревней. А мыслят наши власти именно так.

2. Я бы не рассматривал вопрос столь механистически. В Конституции РФ не прописан вопрос выхода субъекта Российской Федерации из ее состава. Даже если китайцы станут преобладающей этнической группой на Дальнем Восто-ке, они не смогут решить на референдуме присоединиться к Китаю. Военными средствами КНР также не сможет аннексировать часть российской территории. Поэтому я не согласен с Вами в том, что угроза потери территории "очевид-на". Очевидно другое. Влияние Китая на российскую политику растет не из-за присутствия китайцев на Дальнем Востоке. Оно растет по мере того в Москве осознают, что союз с умеренно антизападным и очевидно антидемократичес-ким госкапиталистическим Китаем - наиболее естественный путь для России (как и союз с Белоруссией или Узбекистаном). Но Китай гораздо мощнее на-шей страны, а его политический класс гораздо более изощрен. Когда два года назад у меня в Китае вышла книга и я был приглашен с лекциями в Пекин и Шанхай, однажды за ужином я спросил у высокопоставленного чиновника: ско-лько человек, по его мнению, могут сегодня же сменить Председателя КНР если тот погибнет в авиакатастрофе - но так, чтобы это вообще не сказалось на качестве государственного управления? Собеседник сильно задумался, и после долгой паузы сказал: семь. Теперь ответьте на такой же вопрос отно-сительно России. В союзе с Китаем российская элита внутренне согласилась на роль "ведомой" страны. В результате Россия потеряет не суверенитет над частью территории, а возможность принятия не-зависимых решений вообще. Сам я не против видеть Россию в таком качестве - но только если лидером будет, например, Европейский Союз, уже накопивший опыт "подгонки" эко-но-мических и социальных систем других стран под свои стандарты. Быть же на "побегушках" у развивающейся страны недостойно даже в ситуации, когда не с кем сколачивать "анти-аме-риканский блок". Лучше было бы заняться собой, а не тягаться с Штатами.


Светлана Соснова (Сосновый Бор, Ленинградская область):

Уважаемый Владислав, мои вопросы - по глобализации и предстоящему сам-миту G8.

1. Традиционно считается, что глобализации противостоят бедные страны, ко-торым угрожает превращение их в сырьевые придатки сильных стран. Но не кажется ли Вам, что глобализация экономически и социально невыгодна стра-нам с сильной экономикой, так как вывод наукоемких производств в развиваю-щиеся страны из-за дешевизны местной рабочей силы приводит к повышению безработицы в странах Старого света, обнищанию населения и повышению социальной напряженности?

Почему никто не говорит о том, что такое перераспределение производствен-ных мощностей в мировом масштабе делает страны, проводящие глобализа-цию, зависимыми от стран, в которые они переносят производство? Ведь по-литические или природные катаклизмы в третьем мире будут способны при-вести к мировому кризису! Например, землетрясение 1998 года на Тайване, где сосредоточены производства микросхем, привело к их долговременной не-хватке и повышению цен на них вдвое.

2. Как Вы оцениваете тематику предстоящего саммита в Петербурге, точнее, эффективность решения заявленных задач? После предновогодних и нового-дних газовых перипетий (конфликт с Украиной, взрывы газопроводов на Се-верном Кавказе) всерьез отнестись к заявлениям Москвы о готовности стать "гарантом энергетической безопасности Запада" довольно сложно. Западные страны будут стараться оценить угрозу энергетической нестабильности, исхо-дящую от России и выбивать себе побольше гарантий, а Россия - доказывать свою мощь и здравомыслие ценой уступок. В целом все это будет лишь уси-ливать основную роль России как сырьевого придатка Запада. Не считаете ли Вы, что сам выбор темы говорит именно о такой "миссии" России?

Уважаемая Светлана !

1. Отнюдь не все, что "традиционно считается", правильно. Глобализация ве-сьма выгодна бедным странам, и это многие видят. Мой центр в прошлом году перевел и представил российскому читателю книгу замечательного американ-ского экономиста Джагдиша Бхагвати "В защиту глобализации". Автор показы-вает выгоды глобализации очень даже ясно. В проигрыше остаются бедные страны, не желающие глобализироваться и возглавляемые коррумпированны-ми и некомпетентными правительствами.

Далее. Очень многие эксперты и простые граждане в западных странах пони-мают, что сами эти государства становятся зависимыми от развивающихся ст-ран. Но проблема заключена в том, что на Западе существует свобода ком-мерческой деятельности, и государство не может скомандовать (как у нас: бен-зину не дорожать) - производства за границу не переносить! или - китайских товаров не покупать! Я готов согласиться с Вами в том, что такая политика не-дальновидна, но я не думаю, что она изменится в ближайшее время - мощь пропагандистской машины, защищающей "открытость экономик", очень вели-ка. К тому же в дело готовы ввязаться и политтехнологи: вспомните, как почти все политические силы Франции в 2002 г. объединились чтобы не допустить победы Ле Пена во втором туре президентских выборов! Называли его никак не иначе, как фашистом - хотя он гораздо менее радикален чем, например, г-н Рогозин. Но требования немного закрыться от мира перекрашиваются в "фа-шиствование" очень даже легко.

2. Тематику саммита я оцениваю крайне негативно. Выбрана тема, не имею-щая для G-7 никакого интереса, и выбрана чтобы дать г-ну Путину покрасова-ться. Посмотрите на повестку всех тридцати с лишним саммитов: никогда там не обсуждались вопросы, которые разделяют эти страны. Здесь же мы видим одну энергоизбыточную страну и семь энергодефицитных. Их интересы ради-кально отличаются. В такой ситуации следовало бы выбрать какую-то тему, в той или иной мере общую для всех. Я в нескольких своих статьях предлагал такую: это проблемы миграции. Как раз для Петербурга с его каждодневными актами национальной неприязни и насилия! Но энергобезопасность - это на-много эффектнее, хотя это приблизитель-но то же самое, как "семерке" об-судить в лидерами Аль-Каиды повышение эф-фективности антитеррористиче-ских операций...

Относительно сырьевого придатка. Россия им уже является - и хорошо, что пока еще Европы (не Запада, так как в США мы практически ничего не экспор-тируем), а не Китая, к чему стремятся наши власти. Однако мне не кажется, что у страны есть какая-то миссия. Единственная миссия любого государства это повышение уровня жизни его граждан. "Энергетическая миссия" России - это просто мировоззрение наших руководителей, не способных развить страну и потому надеющихся на нефтяную и газовую трубы.

Петр Королев (Кудымкар, Пермский край), исследователь, Образовательный центр Светланы Аристовой:

1. В ближайшие 5-10 лет (к 2017 году) будут использоваться новые модели общественного воздействия, такие как интернет и прочие прямые действия без обычного представительства. К каким это может привести последствиям? В перспективе 2057 или 2107 ожидаются большие изменения в понимании де-мократии. Какие именно, на Ваш взгляд?

2. Столетняя история понятия государственного суверенитета (условно отсчи-тываю с Гаагской конференции 1907 г.) показала, что это понятие стало непо-сильным бременем для человечества. Отказ от него, например, в форме 9 статьи Конституции Японии, позволяет существенно расширить возможности для развития и глобализации. Почему же глобальная элита не торопится отка-заться от принципа суверенности, отказаться от войны как суверенного права в решении международных споров?

Уважаемый Исследователь !

1. Мне кажется, что ваши исследования весьма сумбурны. Распространение интернета никак не связано с "представительством" - как не связано с ним и то, получают люди информацию из телеящика или газет. К пред-ставительству имеет отношение другое, а именно: регистрируются ли партии, проводятся ли выборы, какое давление оказывается на избирателей, и т.д. По-этому я никаких "изменений в понимании демократии" ни к 2057-му, ни к лю-бому иному году не жду. Демократия существовала в Древней Греции и отсут-ствовала в абсо-лютистской Франции; в 1940 г. она была в преимущественно аграрной Швей-царии, но ее не было в то же время в самой передовой Германии. Поэтому и в будущем она либо будет су-ществовать, либо нет - и к уровню технологическо-го развития это не имеет ни малейшего отношения.

2. Суверенитет, позволю себе заметить, появился лет на 250 раньше Гаагской конференции, и эта концепция позволила решить многие проблемы, накопив-шиеся в Европе к середине XVII века. Много других проблем она, разумеется, не решила. Далее. Сегодня, действительно, суверенитет порождает много но-вых проблем, и часто становится как препятствием для развития уже разви-тых стран (что мы видим, например, в Европе), так и препятствием для выво-да "неразвивающихся" стран Африки из тупика, в который их завели их вожди. Однако Вы неправы, считая что Япония "отказывается" от суверенитета, а ос-тальные страны - нет. Просто отказаться от вооруженных сил при наличии гарантий ненападения со стороны других стран - не значит отказаться от су-веренитета. А в сфере экономической и политической Япония очень даже су-веренна: иммиграция практически запрещена, таможенные пошлины на мно-гие виды товаров достигают 400%. Если где и идет разрушение суверенитета, то в Европейском Союзе - потому что там не просто отказываются от ряда су-веренных функций, но и передают их транснациональным институтам типа Ев-ропейской Комиссии в Брюсселе. И это делают сегодня уже 25 стран, явля-ющихся самым крупным торговым блоком в современном мире, сопоставимые по ВВП с Соединенными Штатами и выступающими единственным поставщи-ком инвестиций в глобальную экономику. Так что Вы совершенно неправы, го-воря, что никто об этом не задумывается. Не задумываются об этом только в России и США - в двух идеологизированных сверхдержавах, помешанных на своей сверхдержавности. Наилучшей работой, подробно описывающей разли-чия в понимании суверенитета в США, Европе, и других странах, является кни-га Роберта Купера, советника Хавьера Соланы (см.: Cooper, Robert. The Brea-king of Nations: Order and Chaos in the Twenty-First Century, New York: Atlantic Monthly Press, 2003). Очень советую ознакомиться.

Анна Мажуга (Москва):

Многие российские экономисты считают, что расход средств стабилизацион-ного фонда внутри страны в среднесрочной перспективе губителен для эко-номики России. Вместе с тем, страна активно стремится привлекать иностран-ные инвестиции. В чем качественная разница между деньгами стабилизацион-ного фонда и иностранными деньгами? Почему одни - вред для страны, а другие - благо?

Уважаемая Анна !

Ваш вопрос несколько странен. Начнем с конца: Вы спрашиваете - почему деньги стабилизационного фонда вредны для страны, а иностранные инвести-ции полезны? Да непочему! Они одинаково полезны для развития российс-кой экономики. Тогда возникает вопрос, почему наши экономисты "считают, что ра-с-ход средств стабилизацион-ного фонда внутри страны в среднесрочной пе-рспективе губителен для эко-номики России"? Но этот вопрос подобен вопро-су о том, почему тот или иной душевнобольной вообразил себя Наполеоном, а не, скажем, Клеопатрой. Я не знаю, почему они так считают - но уверен, что эта точка зрения ошибочна. Не преступна, как сказал бы Глазьев, а ошибоч-на. Потому что инвестировать можно так, что никакой инфляции, которой все боя-ться, не случится. Ну какая наступит инфляция, если для каждой станции "ско-рой помощи" закупить новейшие реанимобили? Или переоснастить поликли-ники? Или поставить компьютеры в каждой сельской школе и подключить их к интернету? Инфляция усилится только если безмерно повышать зарплаты гос-служащим - не производящим никакого выходящего на рынок продукта, или в ходе "инвестирования" отпиливать половину инвестиций и скупать на все эти деньги недвижимость, автомобили и прочие потребительские товары. И если в кругах нашей интеллектуальной публики доминирует мысль, что всякие ка-пи-таловложения порождают инфляцию, то это значит: под инвестициями они понимают только собственное присвоение этих средств. В начале этого года в США ушел в отставку председатель ФРС А.Гринспен. За годы его пребывания в этой должности государственный долг вырос с 2,3 до 8 трлн.долл., ссуды банков коммерческим компаниям - с 2,2 до 7 трлн.долл., выпуск корпора-ци-ями необеспеченных бондов - с 1,4 до 8,5 трлн.долл., объем необеспе-ченного потребительского кредитования - с 686 млрд.долл. до 2,2 трлн.долл., сумма ипотечных кредитов - с 2,9 до 11 трлн.долл. Прирост ВВП при этом не пре-высил 5 трлн.долл., и где была инфляция? Она не превышала 4-5%, да и то в особо сложные годы. Поэтому проблема инфляции - это проблема качества управления государственными финансами. И очень жаль, что из-за каких-то теоретических бредней не увеличиваются пенсии наших стариков, не улучша-ется образова-ние наших детей и медицинское обслуживание граждан...

Уважаемые коллеги!

Огромное спасибо всем тем, кто в эти дни задавал мне вопросы на сайте http://www.msps.ru/. Я был счастлив ответить на них и тем самым вступить в диалог со слушателями и выпускниками Школы - уникального образова-тельного учреждения, слава о котором идет по всему миру. Я желаю ос-нователю и руководителю Школы г-же Немировской хороших учеников, а всем нам мне лишь остается пожелать как можно дольше наслаждаться роскошью общения с таким Учителем.

С уважением к каждому из Вас,

Владислав Иноземцев

http://www.inozemtsev.net



Эксклюзив
Exclusive 290х290

ДНК экономики: диалог прибыли и смысла

21 октября 2025 года
68

Публикации

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован