05 марта 2010
8215

Открытое письмо председателю Росстата В.Л.Соколину

Уважаемый господин Соколин!

Всем известно, что в нашей стране нередко имеет место "двойная бухгалтерия", как средство ухода от налогов. Если в США при их достаточно жесткой фискальной политике и борьбе с экономическими преступлениями граждане только за 2006 г. недоплатили 300 млрд. долл., то не трудно представить себе ситуацию в нашей стране. Недаром Вы писали, что достижения рыночной экономики достаются только богатым людям. Но, оказывается, что и в государственной статистике, в первую очередь, демографической, у нас ведется как бы двойной учет. Иначе, чем можно объяснить тот факт, что приводимые властями всех уровней, и не только ими, данные существенно отличаются от официальной статистики. Отсюда возникает к Вам множество вопросов: откуда берутся эти данные, кто их предоставляет высшему руководству страны, кто их своеобразно интерпретирует так, чтобы в значительной степени приукрасить демографическую ситуацию в стране, уменьшить остроту накопленных проблем, что может служить оправданием длительного их замалчивания.
Вместе с тем, демографическая проблема была и остается самой острой из всех существующих, о чем говорилось в прошлогоднем послании Президента. Смотрите сами. Естественная убыль населения (превышение смертности над рождаемостью в 1.5 раза) такова, что в стране каждые 15 секунд умирает один человек и каждые 21 секунду рождается. В результате сейчас каждые сутки нас становится меньше на 1646 человек, что равноценно потере двух крупных сельских поселений ежедневно. Ежегодно исчезает население таких городов, как Калуга и Кострома. За последние 13 лет Россия потеряла 11 тысяч сел и еще 13 тысяч близки к вымиранию и 290 городов. Только за прошлый год превышение числа умерших над родившимися составило 690 тысяч человек (в 2005 г.-720 тысяч), хотя некоторые официальные лица договорились до того, что за год естественная убыль населения уменьшилась "почти в 2 раза", а на недавнем совещании с членами правительства прозвучало, что "естественная убыль сократилась на 33%". Не могли бы Вы сказать, кто представил такие данные и по сравнению с каким годом это произошло. В США один человек рождается каждые 8 секунд и умирает каждые 12 секунд, в результате чего естественный прирост сейчас составляет 3600 человек каждые сутки. А если сюда прибавить, что каждые 27 секунд там появляется один мигрант, то понятно почему на 1 октября прошлого года в США родился 300 миллионный житель, а сейчас там проживают 301.6 млн.чел. По средней продолжительности жизни мы отброшены на 50 лет назад, т.к. сейчас она для обоих полов составляет 66 лет, а по переписи 1968-69 гг. она достигла 70 лет. Мальчики, которым сейчас исполнилось 16 лет, проживут в среднем меньше, чем в 1897 году, когда была перепись в царской России. В подавляющем большинстве регионов страны снижение средней продолжительности жизни в последние годы на 60% связано с ростом смертности в самом продуктивном возрасте. Самые низкие показатели смертности регистрируются в национальных автономиях, а самые высокие- в территориях центральной России. Имеющиеся прогнозы дальнейшего уменьшения численности населения показывают, что речь идет не просто о национальной безопасности, а о жизнеобеспечении и существовании страны, поскольку малой численностью при чрезвычайно низкой плотности расселения страну трудно будет сохранить в целости, особенно в условиях обостряющейся борьбы за исчерпываемые природные ресурсы.

На самом деле процесс депопуляции населения на 63-65% обусловлен чрезмерно высокой смертностью и только на 35-37% низкой рождаемостью. Вместе с тем, все ветви власти и почти все партии только и говорят о рождаемости и ее материальном стимулировании. Эти меры достаточно простые, прямые и понятные, но, главным образом, популистские, поскольку на процессе депопуляции мало отразятся. Как считают специалисты (а не дилетанты), материнский капитал не спасает от демографического кризиса. Депопуляцию можно остановить преимущественно снижением смертности, и об этом уже начали говорить. Если бы сейчас умирало столько же людей, сколько в 80-ые годы, то естественная убыль в стране сменилась бы приростом населения.

На упомянутом выше совещании с членами правительства прозвучали данные о том, что "рождаемость выросла на 8.5%, а смертность сократилась на 9.5%". Возникает к Вам вопрос, кто предоставляет Президенту и правительству такие сведения и кто так рассчитывает проценты?

В 2005-2006 гг. коэффициент рождаемости составил 10.4 на 1000 населения, что в 1.6 раза меньше, чем в 80-ые годы. В 2005 г. в России родилось 1457 тыс. детей, а в 2006 г.-1476.2 тысячи, т.е. на 19 тысяч больше (или на 1.3% больше), причем этот рост произошел в возрастной группе женщин 20-25лет и он полностью обусловлен не принимаемыми сейчас мерами, а тем, что выросло число женщин именно этого детородного возраста. Судите сами, в середине 80-ых годов был некоторый рост рождаемости (в среднем 17.2 на 1000 населения, а 70-х годах в среднем было 15.4) и сейчас это поколение перешло в детородный возраст, что привело не только к некоторому росту числа рождений в сравнении с 2005 годом, но и к незначительному росту показателей брачности и разводимости. Соответственно, в середине 80-ых годов на 1 женщину приходилось в среднем 2.13 ребенка, а естественный прирост был позитивным вплоть до 1991 года. Все те, кто будет рожать через 15-20 лет, уже родились, и вполне можно прогнозировать, что к 2020 году число матерей будет на треть меньше, а к 2030 году репродуктивный потенциал в стране может быть полностью исчерпан. Даже сейчас почти половина всех семей имеют только 1 ребенка и всего 16%-двоих детей. В результате нынешнее поколение детей только на 60% заместит своих родителей, а для простого воспроизводства, как известно, необходимо иметь в среднем 2.14 детей на семью.

Но пока главной проблемой в рождаемости остается не столько количество, сколько качество новорожденных. Сейчас по официальным данным рождается только треть здоровых детей, а по результатам исследований всего 15-25%. И это не удивительно, поскольку на то есть множество причин.

1.Дело в том, что 49.7% всех абортов (а почти две трети всех беременностей заканчиваются легальными или нерегистрируемыми абортами) приходится на женщин 20-29 лет, а частота осложнений после аборта колеблется от 16 до52%. Когда первая беременность заканчивается абортом, то в большинстве таких случаев возникает вторичное бесплодие. Вообще проблема бесплодия характерна для 17.5% супружеских пар и экстракорпоральное оплодотворение (т.е. борьба со следствиями, а не причинами) эту проблему не решит, поскольку приживаемость составляет не более 30%, да к тому же не известно, кто и с какими дефектами появится на свет, а это уже предмет для судебных исков.

2.Анализ выполненных диссертационных исследований показывает, что нынешнее поколение подростков в своем большинстве не может воспроизвести здоровое потомство. Доля здоровых девочек за последние 10 лет уменьшилась до 6.3%, и по данным академика РАМН А.Баранова 80% девочек и 40% мальчиков-подростков страдают болезнями, которые могут им помешать иметь детей.

3.За последнее десятилетие внебрачная рождаемость выросла в 2.2 раза, что не совсем благоприятно влияет на здоровье и воспитание детей. Растет средний возраст женщин, родивших ребенка, и сейчас он составляет 26.6 года, а, как известно, с увеличением возраста вероятность рождения здоровых детей уменьшается. Кстати, наиболее здоровыми, как правило, рождаются вторые, затем третьи и только потом первые дети. Почти 90% беременных женщин имеют какое-либо заболевание, а более 60% страдают железодефицитными анемиями (среди малых народностей это показатель выше), что неблагоприятным образом отражается на здоровье новорожденных.

В результате сформировался порочный круг: больная женщина- больной плод- больной ребенок- больной подросток- больные родители.
Если меры предпринимать только к рождаемости и она будет расти, то к 2015-20 гг на 1 работающего будут приходиться 1 пенсионер и несколько детей, вырастет число больных детей, что ляжет бременем на социальные и медицинские службы, увеличится число инвалидов, вырастет число детей из маргинальных семей, что вызовет рост беспризорности, сиротства и преступности. Отсюда можно сделать вывод, что только повышение рождаемости (без предварительного решения проблем нездоровых новорожденных, без борьбы с бедностью, имея в виду "новых бедных" и балансирующих на черте бедности, без роста производительности труда, стимулированного соответствующей оплатой труда, и увеличения численности работающих) может негативно сказаться на общей, в том числе экономической ситуации в стране.

Теперь, что касается "успехов" в снижении числа умерших, которое совершенно необоснованно ставится в заслугу национальным проектам.
Кстати, о национальном проекте, связанном со здравоохранением. Сама по себе идея проекта исключительно важна, важен и высокий уровень курации проекта, важно и то, что для проекта выделены значительные средства, повышена зарплата отдельным категориям медработников, проводится оснащение медицинских учреждений, усиливается первичная медико-санитарная помощь, хотя нет понимания того, что это первичная забота о здоровье, а не еще один врач общей практики, расширяется иммунизация населения. Однако поспешность в подготовке материалов проекта и в его реализации, отсутствие связи с учеными, специалистами и общественностью, недостаточная проработанность многих вопросов, привели ко множеству ошибок, которые можно было не допустить, к выбору ряда ошибочных направлений в проекте, что в значительной мере снижает его ценность для населения и медицинской практики. Большая часть нынешнего проекта и его перспектив ориентирована на борьбу со следствиями, нередко далеко зашедшими, а не с причинами (диспансеризация в 35-55 лет, строительство новых центров высоких технологий, результативность которых полностью зависит от того, как сработает первичное звено здравоохранения, медицинских учреждений вдоль автомобильных дорог, перинатальных центров и т.д.), что практически никак не отразится на здоровье населения в целом, хотя отдельные больные могут быть спасены. Отсюда следует, что эффективность здравоохранения, т.е. соотношение между результатами и затратами (плата за результат) будет еще больше снижаться.

В 2006 г. в стране умерло 2165.7 тысяч человек, на 138.2 тысячи меньше, чем в предыдущем году (т.е. на 6.4% меньше). Анализ показывает, что снижение числа умерших произошло во второй половине 2006 года и не за счет сердечно- сосудистых заболеваний или новообразований, а самое большое снижение на 13.6% произошло от внешних причин, что отодвинуло их на третью позицию в структуре причин смерти. Изложенное позволяет с большой вероятностью утверждать, что это снижение числа умерших связано с длительной акцизной неразберихой в отношении алкоголя в 2006 г., в результате чего резко уменьшились объемы продаж крепкого спиртного. По данным А.Немцова напрямую с алкоголем связано до 26% всех летальных исходов, а от внешних причин- до 85%. Однако уже за первые два месяца 2007 года производство водки увеличилось в 2.5 раза, коньяка в 7 раз, вина в 14 раз, что должно было бы привести к росту смертности. Однако, этого не произошло, напротив, число умерших и общая смертность продолжает снижаться, что напрямую связано с уменьшением численности пожилых людей, представляющих собой малочисленное поколение родившихся в годы Великой отечественной войны и в ближайшие послевоенные годы. В борьбе со смертностью, как и в любом другом деле, нужно уметь обоснованно выделить приоритеты. К приоритетным проблемам тут могут быть отнесены случаи преждевременной смертности, исходя из среднего возраста умерших и потерь в человеко-годах жизни, которое несет общество, а затем из них выделяются случаи и причины предотвратимой смертности, после чего все усилия общества, в том числе здравоохранения должны быть ориентированы на эти проблемы. На ближайшее время главными целями здравоохранения и всего общества на ближайшие годы следует считать массовую оздоровительную профилактику и возможно раннее выявление заболеваний, значительное улучшение репродуктивного здоровья, начиная с детских возрастов, существенное снижение преждевременной и предотвратимой смертности населения. Именно на эти цели должны быть выделены необходимые средства, а все здравоохранение необходимо развернуть лицом к массовому пациенту. Как это сделать, достаточно хорошо известно.

Поэтому, уважаемый господин Соколин, вопрос состоит в том, а правильно ли информирует Росстат высшие эшелоны власти с тем, чтобы они все же принимали правильные решения? Не пора ли им объяснить, как правильно пользоваться статистическими показателями, поскольку нередко можно слышать, как рождаемость путают с числом родившихся, смертность с числом умерших и т.д., не говоря уже об оперировании средними величинами? Не стоит ли для них выпустить карманный справочник с различными показателями и с характеристиками тех процессов, которые они отражают, с различными терминами и понятиями для исключения "подзаборной" лексики типа бюджетники, муниципалы, сертификатные дети, льготники (кстати, кто так назвал этих бедных людей, нуждающихся в социальной поддержке государства, поскольку из всех отечественных и зарубежных словарей следует, что льгота-это привилегия, а льготниками можно считать наших депутатов)? Видимо, это необходимо, поскольку весьма часто сравниваются не сопоставимые с международными понятиями показатели здоровья и здравоохранения.

Ю.Комаров, профессор, засл.деят.науки РФ
www.viperson.ru
05.03.2010

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован