Эксклюзив
Андрианов Владимир Дмитриевич
04 августа 2016
4615

Отток капитала и внешняя торговля России

Main ad

 

Причины и масштабы оттока капитала

С начала проведения в России либеральных экономических реформ в 90-е годы прошлого столетия сформировалась и развивалась тенденция роста масштабов  оттока капитала.

Как показывает мировой опыт, данное негативное явление возникает и прогрессирует в экономике тех странах, где сохраняются следующие существенные экономические проблемы.

В России сформировалась не эффективная система государственного управления на федеральном и региональном уровнях.

В стране существует запредельный уровень коррупции в государственном и корпоративном секторах.

Не создан надежный законодательный и административный механизм, обеспечивающий защиту прав инвесторов, отсутствует эффективный контроль за движением капитала.

Существующая денежно-кредитная политика, не обеспечивает финансовую стабильность и не направленна на стимулирование экономического роста.

В результате на протяжении длительного времени сохраняется галопирующая инфляция и высокие инфляционные ожидания,  системные риски спорадической, непредсказуемой резкой девальвации национальной валюты. Все это обуславливает высокую волатильность финансового и фондового рынков.

Сохраняется неблагоприятный инвестиционный климат, значительные финансовые и моральные издержки при организации и поддержании бизнеса, в том числе малого и среднего.

В таких условиях частный капитал вывозится за рубеж не столько по классическим мотивам увеличение нормы прибыли, сколько с целью  сохранения накопленного капитала и помещения его в более стабильные и надежные условия.

На протяжении длительного периода времени «бегство капитала» из России осуществлялось как законным (легальным), так и незаконным (нелегальным) путем.

По официальным данным платежного баланса за двадцать один год (1994-2015гг.) накопленный объем оттока капитала из России, рассчитанный как отрицательное сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами оценивался  в 803 млрд. долл.*

По данным исследования, проведенного авторитетной международной компанией «Global Financial Integreti» (GFI) в период с 1994 по 2012 гг. из России незаконно было вывезено 1341 млрд. долл.

В целом объем оттока капитала из России превышал как объем притока прямых предпринимательских иностранных инвестиций, так и займы и кредиты международных финансовых организаций и двустороннюю финансовую помощь промышленно развитых государств вместе взятых.

Согласно данные официальной статистики чистый вывоз капитала осуществлялся банками и прочими секторами, к которым относятся как крупные компании, так и предприятия малого и среднего бизнеса.

 

Основные схемы вывоза капитала

Схемы вывоза капитала из России многообразны. Однако большинство из них лежит в сфере внешнеторговых операций и как правило, оформляемых через оффшорные юрисдикции.

Следует отметить, что в динамике оттока капитала из экономики России с начала 90-х годов прошлого столетия сохраняется  достаточно высокая доля так называемых «сомнительных» операций. 

В настоящее время по методологии Банка России, разработанной в соответствии с международными стандартами сомнительные операции были разделены на три категории:

  • не полученная в срок экспортная выручка от продажи товаров и услуг за границу;
  • стоимость товаров и услуг, оплаченных, но не полученных по импортным контрактам;
  • суммы денежных переводов за границу по фиктивным операциям с ценными бумагами, кредитами и др.

На протяжении последних двадцати лет объем «сомнительных» операций в России рос достаточно высокими темпами.

В частности, если за период с 1994 по 2001 гг. объем таких транзакций составил 42 млрд. долл., то за период с 2001 по 2012 гг. их совокупный объем увеличился в 9 раз  и составлял уже 341 млрд. долл.

Своего пика почти в 51 млрд. долл. объем сомнительных операций достиг в 2008 г. в период острой фазы мирового финансового кризиса. Доля таких операций в общем оттоке капитала составила 38%.

Объем «сомнительных» операций в 2013 г. по данным Банка России составил 27,1 млрд долл. По оценкам экспертов в 2014-2016 гг. объем сомнительных операций сохранялся примерно на том же уровне.

Значительная часть «сомнительных» транзакций осуществлялась через схемы фиктивного импорта.

В частности, по данным Банка России, только в  2012 г. стоимость оплаченных, но не полученных товаров и услуг по импортным контрактам в торговле с Белоруссией составила 15 млрд. долл., в торговле с  Казахстаном  – 10 млрд. долл.

В последнее время недобросовестные компании активно использовали возможности, связанные с облегченными процедурами перемещения товаров, услуг  и их контроля в рамках Таможенного союза.

По оценкам Банка России в 2012-2013 гг. из России через страны, члены таможенного союза утекло за рубеж примерно 47 млрд. долл.

Больше половины объема «сомнительных» операций во внешней торговле осуществлялось через фирмы-однодневки и фирмы, прямо или косвенно связанные друг с другом платежными отношениями.

Основной мотив коммерсантов, при использования фирм-однодневок и офшорных юрисдикций при сомнительных операциях – это не столько налоговая оптимизация, сколько сокрытие бенефициаров данных сделок.

Нелегальные схемы вывода капитала из России осуществляются через коммерческие банки. Вовлеченность коммерческих банков в сомнительные операции является одной из основных причин отзывов у них лицензий на осуществление банковской деятельности.

По данным Банка России всего за 2015 г. были отозваны лицензии у 7 банков, в  2014 г.  — 79 банков, в 2013 г. —  29 банков, в 2012 г.  — 19 банков.

В 2015 г. Банк России ужесточил критерий «высокой вовлеченности банков в проведение сомнительных операций».

В частности был снижен порог размера сомнительных сделок по безналичному расчету с 5 млрд до 3 млрд рублей, а также доля сомнительных наличных операций с 5 до 4% дебетового оборота по счетам клиентов банка.*

 

Отток капитала через оффшорные юрисдикции

Для российской экономики характерна высокая степень офшоризации. Большинство крупных частных компаний России контролируются холдинговыми центрами, инкорпорированными в юрисдикциях, которые входят в офшорные финансовые сети.

Основные потоки капитала в Россию и из России идут транзитом через оффшорные юрисдикции. Больше половины всех иностранных инвестиций (ИИ), накопленных в России и отправленных за рубеж, связаны с офшорными центрами.

Значительная часть внешней торговли России имеет сильную офшорную «окраску». По данным таможенной статистики в 2013 г. через офшоры или полуофшоры прошли российские товары общей стоимостью примерно 111 млрд. долл. США. Это примерно седьмая часть всего российского экспорта.

По данным Счетной Палаты России доля экспортных операций с оффшорными странами в общем объеме экспорта из России в 2013 г. составляла 47,5%, в первой половине 2014 г. – 51%.[1]

При этом средний уровень цен, по которым исполняются внешнеторговые офшорные контракты, был ниже цен, при внешнеторговых  контрактах, заключаемых напрямую с получателями товаров.

В частности, крупнейшим торговым партнером России являются  Нидерланды, на долю которых в 2014 г. приходилось около 13,8% всего российского экспорта.

По объему импорта из России – 67,8 млрд. долл.  Нидерланды опережали такие страны как Китай, Германия, Италия, Польша, Турция и США.

Большая часть торговли российской нефтью, металлами и зерном осуществляется через швейцарских трейдеров, которые в основном пользовались кантональными специальными льготными режимами офшорного типа.

В частности, в Швейцарии по состоянию на начало 2016 г. были зарегистрированы офшорные торговые фирмы крупнейших российских компаний, в том числе:  Gazprom Schweiz AG –  «Газпром экспорт»;  Litasco –  «ЛУКойл»;  ENRC – ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК); NovexTrading – Группа НЛМК (Новолипецкий металлургический комбинат); Severstal Export – ПАО «Северсталь»;  Mechel Trading AG – ПАО «Мечел»;  Metal Trade Overseas –  ГМК «Норильский никель»;  Total Oil Trading  -  «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», «Роснефть»; Trafigura  –  «Роснефть», «Сургутнефтегаз»;  Tatneft Europe  –  «Татнефть»; Glencore –  «Нефтиса», «Зарубежнефть», «Роснефть».

В 2015 г., по данным Федеральной таможенной службы, Россия экспортировала 244,5 млн. т сырой нефти на сумму 89,6 млрд. долл.

При этом следует отметить, что более 40% от объема и стоимости поставок нефти приходилось на 8 торговых компаний, зарегистрированных в Швейцарии (5), Нидерландах (2) и Ирландии (1).

Часто используемой противоправной схемой вывода капитала из России через оффшорные юрисдикции является оплата внешнеторговых контрактов без исполнения договоров по поставке товаров.

В 2013 г. объем невозвращенной из-за границы иностранной валюты по неисполненным договорам с офшорными контрагентами составил сумму эквивалентную 88 млрд. руб., в первой половине 2014 г. – 67 млрд. руб.

Таким образом, можно констатировать, что высокая доля нелегального оттока капитала из России, в том числе через экспортно-импортные операции тесно связана с теневой экономикой и высоким уровнем коррупции в государственном и корпоративном секторе.

Общие потери российского бюджета из-за реализации офшорных схем в сфере движения капитала, внешней торговли и ведения бизнеса оценивались экспертами примерно в 1 трлн. руб.

Всего в офшорных финансовых центрах, по оценкам экспертов, накоплено российских финансовых ресурсов на сумму свыше 5 трлн, долл., в том числе примерно 1 трлн. долл. размещены на банковских депозитах и около 4 трлн долл. накоплено в виде ценных бумаг (акции, облигации), недвижимости и других формах собственности.

Отток капитала является негативным  явлением, свидетельствующий о нестабильности и неэффективности функционирования всей экономической и финансовой системы.

Отток капитала оказывает многоплановое, как правило, негативное, прямое и косвенное воздействие на различные сферы российской экономики и имеет следующие отрицательные социально-экономические последствия:

  •    вывоз капитала, не компенсируемый его адекватными поступлениями из-за рубежа, является одной из основных причин сокращения объема валовых внутренних инвестиций;
  • сокращается норма накопления капитала, с соответственно инвестиции в основной капитал;
  • создается повышенный спрос на более дешевые международные кредитные и инвестиционные ресурсы;
  • прибыль, полученная от «сбежавшего» за границу капитала, как правило, не реинвестируется в экономику России;
  •    отток капитала нарушает устойчивость финансовых рынков, в том числе валютного, приводит к  разбалансированности и асимметрии основных его сегментов;
  •    вывоз капитала в значительных размерах отрицательно воздействуют на состояние платежного баланса России;
  • сокращаются валютные резервы, что косвенно оказывает воздействие на курс рубля, что наиболее болезненно проявляется в периоды экономических и финансовых кризисов. Наглядный пример  динамика изменения курса национальной валюты в конце 2014 г.;
  •   отток капитала оказывает влияние на динамику основных макроэкономических показателей России, что в свою очередь сказывается на изменении страновой конкурентоспособности страны на мировом рынке.

Положительное сальдо по текущим операциям, образующееся в 90-е годы прошлого столетия за счет превышения экспорта товаров над их импортом, перекрывалось отрицательным сальдо движения капитала по текущим операциям (счета операций с капиталом и финансовыми инструментами).

Кроме того, воздействие вывоза капитала на экономику России  следует оценивать с точки зрения эффективности использования за рубежом средств, отвлеченных от внутренних капиталовложений.

Если бы часть «сбежавшего» за границу  капитала осталась в России, валютные резервы страны могли бы быть значительно больше,  увеличились бы инвестиции в реальный сектор экономики.

В результате значительного оттока капитала обостряется проблема нехватки капитала внутри страны, что подтверждают высокие ставки банковских кредитов, значительно превышающие  уровень инфляции даже с учетом возможных банковских рисков.

 

Адрианов Владимир

Советник Департамента стратегического развития

Внешэкономбанка, профессор МГУ, д.э.н.

andrianov_vd@veb.ru

 

* «Global Financial Integreti» (GFI), 2013.

* Известия 13 марта 2015 г.

1.  [1] Материалы к парламентским слушаниям на тему: «О мерах по предупреждению негативных вызовов национальной экономики и первоочередных задачах экономического развития в современных условиях»,  Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, 24 ноября 2014 г.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован