16 марта 2007
3471

Парламент надеется на достойное место в следующем политическом цикле

Роль на вырост

Для обеспечения качественной деятельности законодательной власти России необходима стратегия правового развития. Об этом заявил Стране.Ru председатель комиссии Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий СФ Геннадий Бурбулис в ходе состоявшегося в четверг в Москве встречи с журналистами, посвященной месту и роли Федерального Собрания в современной политике. Отвечая на вопрос Страны.Ru о реальном месте парламентской власти в сегодняшней российской политической системе, председатель Комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин заметил, что в переходный период объективно велико значение исполнительной и, прежде всего, президентской власти, но "в следующем политическом цикле, в условиях стабильного государства, неизбежно возрастет роль парламентских институтов". Да и сейчас, по словам депутата, Федеральное Собрание не является "банальной машиной для голосования".

Информационным поводом для проведения мероприятия, красиво названного "медиаслушания", стал подготовленный Советом Федерации доклад "О состоянии законодательства в Российской Федерации" за 2006 год. 21 февраля он уже обсуждался на пленарном заседании верхней палаты, в котором также приняли участие председатели Конституционного и Высшего арбитражных судов и генпрокурор России, а также представители руководства Минюста, Общественной палаты РФ и ряда региональных парламентов. В пятницу, 16 марта, Совету Федерации предстоит утвердить данный документ, пояснил Стране.Ru г-н Бурбулис.

По его словам, подобный доклад сам по себе является прецедентом, поскольку ни в одной стране мира парламенты подобных документов не разрабатывают. Нынешний доклад стал третьим по счету (предыдущие два были подготовлены по итогам 2004 и 2005 годов). И, разумеется, такое планомерное проведение анализа и подведение итогов законотворческой работы в России представляется позитивным фактором, способствующим повышению качества данной деятельности. В этом смысле, упомянутые доклады, конечно, обеспечивают необходимую преемственность в соблюдении общей генеральной линии. Но, к сожалению, преемственность наблюдается и в повторяемости кочующих из документа в документ тезисов о необходимости выработки общей стратегии законотворчества, а также об организации мониторинга за правоприменительной практикой.

Пока этого не удалось сделать, сложно говорить об обеспечении должного качества законодательной деятельности, в целом, признал Геннадий Бурбулис. По его мнению, до сих пор многие законы в стране принимаются достаточно хаотически, исходя из политической конъюнктуры момента или лоббистских устремлений отдельных ведомств и бизнес-структур, при этом зачастую они не увязаны с региональным законодательством и интересами субъектов РФ и нередко, будучи недостаточно проработанными, требуют сразу после своего утверждения множественных поправок-"заплат".

Основы необходимой для упорядочения законодательного процесса стратегии правового развития, к слову, и сформулированы в последнем докладе, представляющем собой объемистый и, по определению Владимира Плигина, "фундаментальный труд". На без малого трех сотнях страниц изложена, в частности, стратегия законодательного обеспечения основных направлений жизнедеятельности российского государства: например, сферы развития государства, институтов гражданского общества и обеспечения политических прав граждан, а также социального и экономического развития России, ее национальной безопасности и внешней политики. Не обойдены здесь вниманием и задача правового обеспечения комплексных общенациональных проблем (демографии, борьбы с коррупцией, бедностью и т.д.), а также особенности законодательного обеспечения государственной политики в субъектах РФ.

При этом в докладе впервые предложена концепция формирования системы мониторинга законодательства и правоприменительной практики. В этой связи предлагается, в том числе, создавать досье каждого закона, в котором прослеживалась бы его судьба - от начала подготовки до завершения сроков действия. Еще одним эффективным инструментом такого мониторинга мог бы стать независимый центр "Мониторинга права в России", в котором были бы задействованы авторитетные в данной области специалисты. Напомним, предложения по образованию такого центра и созданию досье содержалась еще в рекомендациях прошлогоднего доклада по итогам 2005 года. Уже несколько лет муссируется идея о необходимости принятия законов "О нормативных правовых актах в РФ" и "О порядке принятия федеральных конституционных и федеральных законов", имеющих концептуальное значение. По этому поводу уже достигнуто взаимопонимание с Госдумой, и не исключено, что названные законы удастся принять до декабря текущего года, уточнил сенатор. По его мнению, от повышения эффективности законодательной власти, зависит, в конечном итоге, и рост ее значимости в современной России.

Однако не правы ли в сегодняшней ситуации те эксперты, которые утверждают, что в последние годы усилия властных структур были сосредоточены в основном на усилении исполнительной властной вертикали, и в этих условиях дискуссии о месте и роли парламентских институтов выглядят достаточно декоративными? Отвечая на этот вопрос Страны.Ru, Владимир Плигин напомнил, что хотя порядка 80 процентов законов принимаются парламентариями с подачи правительства, они серьезно перерабатываются депутатами. И федеральное собрание отнюдь не является банальной машиной для голосования. К тому же в нынешний переходный для российского государства период объективно требовалось наличие сильного центра власти, способного к оперативному принятию ответственных решений. Таким центром и стала исполнительная и, прежде всего, президентская власть. "Но в следующий политический цикл, в условиях стабильного государства, неизбежно качественно возрастет роль парламентских институтов", - прогнозировал г-н Плигин.

15.03.07.
Наталья Приходко

Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2007.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован