«Россию нельзя победить, ее можно только развалить изнутри, - что благополучно было сделано в период Первой мировой войны, точнее, по ее результатам, и в 1990-е годы, когда разваливали Советский Союз. Изнутри! А кто это делал? Те, Кто обслуживали другие, чужие интересы, не связанные с интересами русского и других народов Российской империи, Советского Союза и Российской федерации сегодня»
Владимир Путин. Большая пресс-конференция 23.12.2021 г
Начало третьего десятилетия нового века характеризуется в исторической жизни мирового сообщества нарастанием военной напряженности между основными социально-политическими системами. Центральное противоречие прослеживается между странами лидирующей ныне Западноевропейской цивилизацией и государствами Северо-Восточного союза во главе с Россией и Китаем.
Всякая военная конфронтация сопровождается интенсивным ростом не только массы боевых средств физического уничтожения противника, но и углублением идеологического обоснования справедливости своих наступательных действий, оправданием собственной нравственной позиции в историческом противоборстве народов и цивилизаций, определяющей их понимание социально-исторического смысла практической деятельности. Общим выражением в утверждении такого смысла служит патриотическая идеология любой страны как система взглядов и убеждений в утверждении своих социальных ценностей перспективой духовного развития всего мирового сообщества. Усиление военной напряженности в современном социуме сопровождается ростом идейного противостояния конфликтующих сторон, усилением патриотической риторики в определении конфигурации современного мира.
Обозначением действительной конфронтации России с блоком Западноевропейских государств стало провозглашение Президентом РФ В. В. Путиным идеологии «патриотизма» социально-практическим императивом своей политической стратегии. «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма» - заявил он 3 февраля 2016 году на встрече в Ново-Огарево с активом Клуба лидеров (http://kremlin.ru/events/president/news/51263) В первом приближении к исторической правде такая характеристика сути национальной идеологии России кажется вполне правомерной. Но оказывается, что она слишком глобальна, всемирна, так как охватывает идейные контуры поведения всех защитников собственного отечества на протяжении всей цивилизационной истории человечества, независимо от места и времени проживания гражданских масс. Поэтому данный подход может быть охарактеризован как «абстрактный патриотизм», представляющий собой «стихийное» чувство сопричастности граждан интересам родной земли без конкретизации ее исторической специфики. Такое чувство «патриотизма», характерное для всех более-менее здоровых общественных систем, должно быть конкретизировано применительно к нашему времени и соответствовать особенностям современной российской действительности.
Подобной конкретизацией стала выдвинуая президентом Путиным идеология «здорового консерватизма». «Когда-то уже говорил, — подчеркнул Владимир Путин в своем выступлении на пленарной сессии XVIII заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай», — что, формируя свои подходы, мы будем руководствоваться идеологией здорового консерватизма… Сейчас, когда мир переживает структурный слом, значение разумного консерватизма как основы политического курса многократно возросло» (Сочи: 21.10.2021 / http://www.kremlin.ru/events/president/news/66975). Обозначенный президентом «здоровый консерватизм» представляет собой не стихийную привязанность души человека к кормящей его родной земле, а здоровое усилие его сознания по консервации, укреплению «плодоносных» условий своего существования. Такая консервация «достоинств родной земли» обеспечивается в конечном счете формированием «защитного слоя» общества в виде воинского сословия, нацеленного на предотвращения внешних социальных угроз и распространения влияния своего государства на соседние территории. Этот вид патриотического сознания может быть определен в его высших проявлениях как профессионально-формальный, военный патриотизм, основанный на исполнении гражданами воинского долга по защите своего отечества от внешних нападений.
Подобный патриотизм был очень высоко развит в СССР с его колоссальной системой вооруженных сил. И тем не менее Советский Союз рухнул, подточенный внутренними изъянами, разрушенный не ударом извне, а социальным взрывом изнутри, когда передовые «социалистические» народы вдруг утратили чувство гражданской солидарности, исторической перспективы в претворении совместного будущего. Если стихийный патриотизм обожествляет свое прошлое, а формальный патриотизм защищает настоящее, то максимально верный патриотизм должен еще увидеть пути в будущее. Для этого недостаточно формальной специализации отдельных слоев населения в осуществлении своих частных задач, а нужна их предельная концентрация в претворении общего дела, достигаемая ими в переживании общей сопряженности великой идее, в переживании всеобщего творческого вдохновения. Разумным истоком такого идейного пробуждения нации выступает интеллект как ипостась общественного сознания, наиболее приближенная к созерцанию мировой целостности. Поэтому рассудочный, формальный патриотизм Путина должен быть дополнен в общественной жизни постсоветской России существенным напряжением потенциалов «интеллектуального патриотизма» научно-философского сообщества, наиболее точно указывающего пути в будущее, наиболее полно представляющего завтрашний день. Только на этом пути Россия сможет избежать нового «внутреннего взрыва» социальных масс, уже дважды подрывающего ее пути в созидании будущего: третий взрыв добьет ее окончательно, свидетельством чего стала «антинациональная революция» на Украине в 2014 году.
Сегодня большинство суверенных стран исповедует «здоровый консерватизм», военный патриотизм в качестве идейного руководства по организации своего разумного образа жизни. Однако потенциал «здорового консерватизма» как идеологии военного патриотизма эффективен лишь для предотвращения внешних социальных угроз, но недостаточен для разрешения внутренних противоречий в претворении будущего. Вполне разумный характер жизнедеятельности общества выражается в стремлении к выстраиванию своих действий на основе «целостного», всестороннего образа действительности. К сожалению, этот концептуально осмысленный путь в будущее перекрыт для России статьей 13 Конституции страны от 1993 года, запрещающей россиянам иметь государственную идеологию. И вот уже почти 30 лет наша родина живет вне ясной патриотической концепции своего пути в будущее человечества. А такой образ целостного бытия крайне важен для продуктивной деятельности общества в условиях современного мира, в реалиях глобального социума, настроенного на реализацию универсальных законов развития мирового целого.
Только это состояние интеллектуально осмысленного построения целостного общества и достойно звания реального патриотизма, способного привести страну к утверждению достойного образа будущего. Одним из вариантов целостной модели мировой реальности служит разработанная мной концептуальная система «онтологического символизма» (Гореликов Л.А. Русская идеология в проектировании мировой целостности. ВИПЕРСОН: 16.12.2021/ http://viperson.ru/articles/russkaya-ideologiya-v-proektirovanii-mirovoy-tselostnosti). Надеюсь, что руководство страны возьмет на вооружение утверждения этой картины в понимании мировой целостности. Не консерватизм как способность сохранения сегодняшних достижений, а продуманный исторический динамизм общества на основе передовых достижений научно-философского разума открывает нам широкий путь в глобальное будущее и избавляет страну от угрозы внутреннего взрыва из-за социального перенапряжения.
Л.А. Гореликов — д.ф.н. России и Украины, профессор, академик Ноосферной академии наук