15 октября 2008
2315

Павел Вощанов: Синдром мнимого превосходства

Россияне считают, что с Западом надо быть построже, а с собственной властью - помягче

Финансовый кризис, пришедший из-за океана, будто гриппозная инфекция, многих европейцев уложил на больничную койку. Кто-то пережил стресс из-за банковских вкладов, кто-то - из-за работодателей, вдруг заговоривших о возможном банкротстве. Все без исключения потеряли покой и сон из-за проблем с недвижимостью.

Многие приобретали ее как бы "на вырост", чуть больше необходимого, чтоб в случае чего выгодно продать, купить что-нибудь поскромнее, а оставшиеся деньги употребить на решение возникших проблем или просто на благополучную старость. Кризис "проглотил" надежды на крепкий тыл - дом, который еще год назад оценивался под миллион, сегодня стоит на треть дешевле. Есть из-за чего схватиться за сердце.

В России нет ничего похожего. По дав ля-ющее большинство россиян (жители Москвы и еще двух-трех крупных городов в плане финансовой продвинутости стоят особняком) не играют на фондовом рынке, не вкладывают сбережения в ценные бумаги и не берут в банках кредиты. При кажущемся улучшении экономической ситуации в нынешней, как теперь говорят, стабильной России население в общей своей массе совсем не богаче того, что было во времена демократической нестабильности. Хотя, надо признать, в ту пору оно еще как-то реагировало на колебания курса доллара и процентов по банковским вкладам, но лишь потому, что у многих была надежда если не основать собственный бизнес, то по крайней мере выгодно вложить деньги в чужой. Сегодня такой надежды нет и в помине, и поэтому россиян мало волнуют биржевые котировки, проблемы ликвидности и даже мировые цены на нефть.

Да и почему они должны волновать? Не переживает же безлошадный крестьянин из-за того, что неправильное кормление приводит к ревматическому воспалению копыт у молодых жеребцов. Так и в экономической жизни: населению, не обремененному капиталами и собственностью, чужды биржевые страсти вокруг поведения "голубых фишек" и малопонятной, но часто упоминаемой сейчас "волатильности". В нынешние кризисные дни среднестатистического россиянина одолевают чувства благодарности Путину: как хорошо, что он когда-то придумал Стабилизационный фонд и накопил в нем столько нефтедолларов, что теперь можем ни о чем не волноваться!

Кремлевская пропаганда вложила в сознание обойденных богатством граждан горделивую мысль: все ныне происходящее с мировыми финансами - убедительное свидетельство преимуществ нашей системы хозяйствования по сравнению с американской. Оказывается, их хваленая экономика - россказни, пущенные по миру лишь для того, чтобы жить за чужой счет. Каждый день россияне открывают для себя "деловую Америку" и, забывая о том, что у самих под носом, несказанно дивятся: какое же это прибежище бессовестных аферистов!

Наш человек, живущий вдалеке от столиц, искренне убежден, что американская экономика немощна и вот-вот рухнет, а когда это произойдет, все, даже заклятые враги и недоброжелатели, непременно приползут к нам за помощью. Кремль старательно подыгрывает этим иллюзорным настроениям (например, премьер Путин, ссылаясь на все мировое сообщество, объявил, что доверие к США как лидеру свободного мира и свободной экономики подорвано навсегда), и не без успеха. Если бывают массовые заблуждения, то ныне наблюдаем одно из них - Россия переживает "синдром неоправданного превосходства".

Тема друзей и союзников сегодня в России не актуальна. Еще не так давно россияне, стоя в очередях за гуманитарной помощью, ощущали себя бедными родственниками зажиточного Запада. Теперь, когда у самих в казне завелись деньжата, и немалые (кстати, во многом благодаря американцам, потому что их, а не наше потребление определяет мировые цены на энергоресурсы), общественные настроения переменились. Всюду слышишь одно и то же: мол, у нас запасов нефти, газа и прочих божьих даров столько, что хватит на всех, только вот не всем дадим. Из этого делается вывод: нам не нужен никто, мы нужны всем.

Рядовой россиянин, какого бы достатка и образования он ни был, уж если берется обсуждать мировую политику, то непременно сводит разговор к столкновению глобальных экономических интересов. Слова, разумеется, употребляются разные, в том числе и непечатные, но сухой остаток таков: если Америка со своим НАТО возьмет над нами верх, Вашингтон станет править бал на мировом рынке углеводородов. Там будут определять, сколько и где добывать, почем и кому продавать, как и какими маршрутами транспортировать. И еще (это в последнее время вызывает особый интерес и особое беспокойство) - американцам достанется большая часть Арктики с ее несметными богатствами. Лет десять назад идею глобального заговора против России проповедовали лишь немногие политбойцы, причем крайне левого толка. Ныне она уже будоражит умы рядовых граждан, толщина кошелька которых никак не связана с экспортом природных ресурсов. Что определило перемену в мироощущениях?

Причин несколько, но главная, как ни странно, - деградация гражданского общества. Сегодняшнему россиянину не придет в голову утверждать, что государство со всеми его институтами содержится за счет налогоплательщиков, то есть в том числе и за его счет. Он полагает, что вся страна живет на нефтегазовые доллары, которые Путин вместе с Медведевым выбивают из отечественных олигархов. И это почти правда, потому что иначе не объяснить, "чем государство богатеет и чем живет. Иной раз едешь по России, видишь нынешнее состояние производств и не можешь взять в толк, с какого потолка статистика берет цифры экономического роста. По-настоящему современных предприятий наперечет, и почти все с участием западного капитала. Большинство других в коматозном состоянии. Нынешние их хозяева, похоже, больше думают о перепродаже, чем о развитии: корпуса не ремонтированы с советских времен, оборудование изношенно, территория походит на свалку отходов, а работники - на бригаду пенсионеров, по доброте душевной пришедших подсобить родному заводу.

Чем объяснить этот удивительный феномен: развития экономики не наблюдается, а признаки экономического процветания присутствуют? Спросите, и любой назовет вам две причины нынешнего блеска: нефть с газом да Путин с Медведевым. И сделает вывод относительно того, на чем должна строиться внешняя и внутренняя политика государства, дабы не потерять невеликое нефтегазовое благоденствие: с Западом следует быть построже, с собственной властью помягче. Помягче - значит, без политической жизни, отвлекающей Кремль от главного и насущного. В регионах, где сейчас проходят избирательные кампании, их даже не замечают. Да и выбирать-то не из кого - отечественная многопартийность тихо почила с чувством не до конца исполненного долга.

Вероятно, это атавизм советского образа мысли: наши люди с безразличием относятся к творящимся рядом с ними безобразиям, коих не счесть, но живо сопереживают происходящему далеко за пределами их дома. Например, тому, как "вставили фитиль" американцам и НАТО, осуществив успешные пуски баллистических ракет и устроив с десяток шумных военных учений. Вот уже третий месяц кряду общественное внимание сосредоточено на "адекватных ответах": два далеко не новых бомбардировщика долетели до Венесуэлы и вернулись обратно, корабли Северного флота, долго ржавевшие у причальных стенок, ушли в дальний поход через всю Атлантику, сторожевик "Неустрашимый" скоро покажет сомалийским пиратам русскую морскую удаль. В сознании большинства все это выглядит доказательством того, что Россия наконец "поднялась с колен" и готова засветить в лоб любому обидчику, где бы тот ни находился и кем бы он ни был. Вопрос о том, кто в свое время поставил страну в столь униженную позу и какова роль этих деятелей в нынешней российской политике, никого не интересует.

Нынешний образ мысли россиян парадоксален: не имея никакого личного богатства, они дали убедить себя в том, что богаты собственностью, отданной властью в управление социально ориентированным олигархам-добытчикам, и вот на эту собственность сейчас покусились недруги. Сегодняшняя неприязнь отечественного нищего рантье к зарубежью есть не что иное, как олигархическая отрыжка, и в этом весь парадокс: проглотили одни, отрыгнули другие. Лет двадцать кряду для страны придумывали национальную идею и вот, похоже, придумали: "Запад против нас, мы против Запада". Она легка в понимании, многое оправдывает, а главное - вносит осмысленность в безоговорочную поддержку власти как величайшего блага общественного бытия.

Павел Вощанов
обозреватель "Новой"

15.10.2008

www.novayagazeta.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован