Первые упоминания об обнаружении нефти на территории России относятся еще к XIV веку. В Москве об ухтинской нефти узнали в 1383 г. от Стефана Пермского. В Двинской летописи XV века было написано, что племя чудь на реке Ухте собирало нефть в ямах, используя ее для смазки и как лекарство.
В средние века хозяйственный интерес к нефти, в основном, основывался на ее использовании в качестве лекарства и на её способности гореть.
В исторических хрониках сохранились сведения о «горючей воде — густе», привезённой в Москву в 1597 г. черносошными крестьянами из Сибири с реки Ухты еще при правлении царя и Великого князе Всея Руси Бориса Федоровича Годунова(1552 – 1605).
Именно тогда на севере, в стране Коми[1], расположенной в бассейнах рек Печоры и Вычегды на реке Ухте местные жители находили на поверхности реки огромные масляные пятная, которые в изобилии естественным путем поднимались со дна реки.
Большинство исследователей считают, что история и зарождение нефтяной промышленности России берёт своё начало в XVII веке.
В 1684 г. месторождения «черного золота» были обнаружены в районе Иркутского острога, о чем в столицу Российской Империи иркутским письменным головой Леонтием Кислянским было отправлено специальное донесение.
Позднее в 1721 г. рудознатец из Мезени Черепанов Григорий Иванович в той же стране Коми нашел нефтяной ключ – капельный выход нефти со дна реки Ухты. Нефть естественным путем в значительных количествах постепенно скапливалась в определенных местах. Для получения нефти достаточно было расчистить имеющийся выход нефти или заложить рядом с ним колодец.
Прикинув возможную ценность своей необычной находки, смекалистый русский мужик отправился в столицу Российской Империи и подал об открытии месторождения нефти донесение в Берг-коллегию.[2]
Об открытии нефтяного ключа в далекой Сибири было доложено царю Петру Алексеевичу (1672-1725). Великий царь-реформатор, будучи заинтересованным в организации добычи собственной, российской нефти, узнав о находке Григория Черепанова 5 мая 1721 г. издал специальный Указ.
«По указу Великого Государя и по приговору Берг-коллегии по доношениюмезенца Черепанова нефтяной ключ... по Ухте речке велеть освидетельствовать и учинить из него пробу... и тою нефтяную пробу прислать в Санкт-Петербурху в Берг-коллегию ради подлинного усмотрения...»[3].
Согласно тому же Указу царя, Григорию Черепанову из государевой казны на «прокормление», сбор и доставку проб нефти из того «колодезя» и «чтобы он, так же и прочие, впредь к сысканию руд лутче имели охоту» было выдано «денег шесть рублев» из бюджета Берг-коллегии.
Во исполнение данного Указа Петра Первого, по свидетельству историков в начале 1724 г. в столицу на Неве было доставлено в 8 бутылях (четвертях) примерно 24 литра первой русской нефти из ключа на реке Ухта. Образцы ухтинской нефти были отправлены царем для исследования ее химического состава в Голландию.
По результатам полученных химических анализов образцов ухтинской нефти Петр Первый издает еще один важный Указ от 5 октября 1724 г.
«... по его императорского величества указу и по согласному Берг-коллегии приговору велено на Ухту речку... послать ево, Черепанова, и с ним офицера, дав им подводы и денег ... И велено оной нефти начерпать бочку ведер около тритцети и той нефти для пробы прислать в Москву в Обер-бергамт[4] ... и велить им... круг того нефтяного ключа... побити сваи и оболочь смоляным полотном и протчее учинить как пристойнее...а сколько в час или в сутки оной нефти один человек может начерпать, оное там велено записывать…».[5]
Кроме того, Петр лично контролировал и хлопотал об обеспечение финансами, транспортом, людьми, открытие и обустройство первого нефтяного месторождения. Сам организовал исследования за границей по выяснению химического состава российской нефти, производительности нефтяного ключа и его возможной промышленной эксплуатации и прибыльности.
Государь также обязал Берг-коллегию, Обер-бергамти руководство Архангелогородской губернии оказывать максимальное содействие обустройству нефтяных промыслов.[6]
Все это дало конкретные результаты и возможность констатировать наличие на Ухте промышленного месторождения нефти. В то время это позволяло время обеспечить текущие потребности России в нефти. В результате в далекой Сибири на реке Ухте появился первый нефтепромысел, на котором работал первый нефтяник России Григорий Черепанов.
В то время нефть добывалась в небольших количествах из неглубоких колодцев вблизи естественных ее выходов на поверхность.
Продолжателем дела Григория Черепанова стал русский рудоискатель, из «раскольников», житель города Архангельска Прядунов Фёдор Cавельевич.
Григорий Черепанов оставил в наследство Федору Прядунову свой первый нефтяной ключ, хорошо обустроенный и освоенный к тому времени. Достался ему также жилой дом и небольшое крестьянское хозяйство.
Позднее Федор Прудянов организовал еще один кустарный нефтепромысел там же на Севере России, «при малой реке Ухте», приток Ижмы, впадающей в реку Печору. Нефть на этом месторождении не скапливалась в колодцах, а разливалась по поверхности реки.
Старатель подал в Архангельскую Берг-контору прошение о разрешении ему создать «завод» для добычи нефти на реке Ухте. 18 ноября 1745 г. Берг-коллегией такое разрешение ему было выдано. Добычу нефти Федор Прядунов начал в 1746 г.
В 1748 г. собрав c речной поверхности 40 пудов сырой нефти, Прядунов Ф.С. их в Mоскву. Там в лаборатории Государственной Берг-коллегии была осуществлена перегонка (передвоение) нефти, в результате которой был получен керосиноподобныйнефтепродукт.
Как писал сам Прядунов Ф.С.- «получено маслянистое вещество: «один черен и густ, а другой жёлт, чист и жидок... Желтое приходит во всем подобно с каменным маслом, которое мы из Италии получаем, сходственно, токмо что в малейших частях друг от друшки различены суть...»[7].
Далее в письме рудоискателя отмечалось более высокое качество «передвоенной нефти» (т.е. перегнанной) по сравнению с итальянским «каменным маслом». Следует отметить, что долгое время на Руси нефть называли «каменным маслом», «земляным маслом» или «горным маслом».
Позднее на нефтепромыслах Прядунова Ф. С. нефть не только добывалась, но и стала «передваиваться», то есть подвергалась перегонке в результате которой получалось осветительное масла, близкое по своим характеристикам современному керосину.
Полученный нефтепродукт в то время использовался только для освещения жилых помещений и иногда как топливо в домашних печах.
Однако удаленность от густонаселенных районов России и основных потребителей осветительного масла затрудняла работу нефтеперегонного завода.
Промысел и перегонка нефти не смогли обеспечить доходность предприятия и спустя четверть века промысел и завод пришли в упадок и были заброшены.
На протяжении целого века добыча нефти являлась убыточным занятием, что объяснялось узкой сферой её бытового и промышленного применения.
Лишь после изобретения керосиновой лампы в 1853 г. спрос на это нефтяное топливо вырос многократно.
Несмотря на коммерческую неудачу первого российского нефтяного проекта, его реализация дала толчок поиску новых месторождений нефти по всей необъятной территории Российской Империи.
Если говорить о роли нашего великого царя-реформатора в становлении нефтедобычи в России, то конечно же Великий Государь, царь Петр Алексеевич внес существенный личный вклад в подтверждение промышленной ценности первого нефтяного месторождения в России и обустройстве на его базе первого в России казенного нефтепромысла.
Своими Указами и личным энергичным участием Император Всероссийский Петр Первый, благодаря природной сметливости и понимая важность этого природного сырья для приростания богатства государства российского, фактически заложил основы и дал импульс развитию новой важной отрасли добывающей промышленности России.
До Петра единственной сферой применения нефти была медицина, жидкость продавали в аптеках как снадобье.Именно Петр Алексеевич начал использовать нефть для промышленных и военных целей, а также для иллюминации.
Литература
Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени — Пушкино: Культура, 1990. Репринтное воспроизведение издания 1914 г.
Федор Прядунов и его нефтяной завод. Сыктывкар, 1959, стр. 10-31; С. Р. Сергиенко. Очерк развития химии и переработки нефти. Изд-во АН СССР. М., 1955, стр. 28-38.
Козулин А. Н., Ф. С. Прядунов – рудоискатель и нефтяник (историографический обзор) // Экспедиции и научное исследование Ухтинского района и Коми края: материалы 4-й городской науч.-практ. конф. Ухта, 17-18 апр. 2003 г. Киров: КОГУП Кировская областная типография, 2003. С. 13-18.
Надеждин В.П. «Колыбель российской нефти», УПОО «Мемориал», Ухта, 2005.
Надеждин В. П. Колыбель российской нефти. Киров: КОГУП Кировская областная типография, 2005. 88 с.
«Колыбель российской нефти» - Сборник «Нефть и газ Коми края», 1989 г., документ № 2, составители В.Д. Захаров, А.Н. Козулин, ответственный редактор Ю.А. Спиридонов. В.П. Надеждин.
«Красное знамя Севера», Общественно-политическая газета Республики Коми, 14.08. 2014 г.
Андрианов В.Д. Актуальные проблемы и перспективы развития топливно-энергетического комплекса России. «Общество и экономика», №6, 2017 г. (75-106 с.)
Андрианов Владимир
Профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН, Бывший помощник Председателя Правительства РФ
[1]Территория бывшей Коми АССР, с 1993 г. Республика Коми, субъект Российской Федерации входит в состав Северо-Западного федерального округа. Столица — город Сыктывкар.
[2]Берг-коллегия – орган исполнительный власти Российской Империи по руководству горнорудной промышленностью. Учрежден в 1719 г. по инициативе и Указу царя Петра Первого. До этого времени горным делом заведовал Рудный приказ, учреждённый в 1700 году.Берг-коллегия действовала в 1719—1731, 1742—1783 и 1797—1807 годах.
[3]«Колыбель российской нефти» - Сборник «Нефть и газ Коми края», 1989 г., документ № 2, составители В.Д. Захаров, А.Н. Козулин, ответственный редактор Ю.А. Спиридонов. В.П. Надеждин.
«Красное знамя Севера», Общественно-политическая газета Республики Коми, 14.08. 2014 г.
[4]Обер-бергамт– орган исполнительной власти Российской Империи при Петре Первом, управлявший сибирскими горными заводами, рудниками и приисками.
[5]Надеждин В.П. «Колыбель российской нефти», УПОО «Мемориал», Ухта, 2005.
[6]Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени — Пушкино: Культура, 1990. Репринтное воспроизведение издания 1914 г.
[7]Федор Прядунов и его нефтяной завод. Сыктывкар, 1959, стр. 10-31; С. Р. Сергиенко. Очерк развития химии и переработки нефти. Изд-во АН СССР. М., 1955, стр. 28-38.