Прежде чем поговорить с Дмитрием Анатольевичем Певцовым, я отправился в Ленком подряд на два спектакля: "Мистификация" и "Две женщины".
Спектакли разные, режиссёры разные, но оба по мотивам русских классиков и, главное, - оба с Дмитрием Певцовым.
Позднее предзимье в Москве не лучшее время. Может быть, на окраине, где у снега есть шанс удержаться в первозданном виде хоть несколько часов, иначе, а в центре... сумрачном, несмотря на подсветку архитектурных достопримечательностей, с чёрными мокрыми улицами при морозе за десять, с чёрной и хмурой толпой, спешащей, стоящей на остановках, втекающей в горловины метро... трудно остаться в благостном расположении духа... и эти буднично одетые люди так же деловито заполняют здание театра, а потом и знакомого нарочито мрачного зала ... нет ощущуения предверия праздника, грядущего чуда, всё никак не выветриваемого из души с детских, даже младенческих лет... оно осталось, слава Богу, навсегда от посещения кукольного мира Сергея Образцова и, главное, Большого и МХАТ`а...
Но зал полон! Аншлаг! И публика живая, идущая за действием, поддерживающая его своим молчанием и смехом... особенно почему-то при появлении бутылки?! Как в первом, так и во втором спектакле...
Мне довелось побывать в своё время на премьере "Мистификации" - фантазии Нины Садур по мотивам поэмы Николая Васильевича Гоголя "Мёртвые души", и тем интереснее сравнить новое впечатление с давним.
Классик, надо отметить, выдержал бесцеремонно облокотившегося на него современного автора, и Марк Захаров удивил зрителя, как он предполагал, этим спектаклем - это не догадки, это его заявление в одном из интервью после премьеры на вопрос, зачем на сцене всякие механические "штуки".... "зрителя надо удивить"! Удивили. Но мы не предполагаем писать рецензию. А вот Певцов? Он органичен в этом ансамбле актёров и, как всегда, элегантен и точен, и интонация его не сбивается на фальш, хотя это весьма непросто, ибо Гоголь вынужден потесниться - это же пьеса лишь по мотивам... но, очевидно, мотивы эти, берущие начало от Александра Сергеевича Пушкина, (как известно), весьма жизнестойки, и Певцов черпает из них по мере возможности, не нарушая новомодных "штучек", замысленных авторами...
Бессмысленное дело перессказывать спектакль. Мы лишь о впечатлении от актёра Певцова...
И второй спектакль "Две женщины" не новый. Это тоже сценическая версия по пьесе классика - Ивана Сергеевича Тургенева "Месяц в деревне", но здесь премьера у самого артиста - он впервые выходит на сцену в роли доктора Игнатия Ильича Шпигельского - это вынужденный ввод вместо выбывшего из представления артиста...
Иван Сергеевич называл свою пьесу "невозможной в театральном смысле"... но режиссёр Владимир Мирзоев - ищущий художник, и, может быть, существование тургеневской драматургии в редких зарослях бамбука на сцене дало ей новые возможности, новую жизнь... Почему-то так тянет режиссёров не просто поставить классическую пьесу, а как бы подстраховать свои новые сценические идеи проверенным и талантливым текстом классиков... хотя это, очевидно, совсем не определяет удачу... конечно, пластический рисунок вылепленный Мирзоевым интересен, но тургеневское прозрачное, нежно ранимое слово в этих экзотических зарослях на сцене так страдает от непонятного соседства, так вянет, так взывает к нам... когда-то, лет семь назад, в Московском драматическом театре имени Станиславского Владимир Мирзоев с тем же соавтором, хореографом Ким Франк из Канады создали пластический спектакль с включением вокала "В поисках чудесного", и это было намного интереснее, потому что оказалось естественным применить для выражения новых идей новый язык, новые способы, новую пластику, в которой органично существовали четыре пары, состоящие из драматических актёров театра и танцовщиц Ансамбля Игоря Моисеева...
Но и здесь, в этом новом пластическом спектакле "Две женщины" Дмитрий Певцов сразу же существует органично (по рамкам своей роли)... и чем дальше идёт действие, тем больше и больше становится разрыв между ним и остальными актёрами... Опасное дело ввод! Когда же начинается вторая часть спектакля, то уже совершенно очевидно, что лишь одна Елена Шанина может быть с ним в ансамбле, а остальные - увы!.. Как блистательно он строит свою роль, как великолепен его жест, его движение по сцене, его мимика, его артикуляция, его умение неуловимо, как бы отстраниться, от происходящего и сказать нам: "Ну, посмотрите, что делается! Надо же!.." Даже странные задачи режиссёра, совершенно необязательные, как будто это клоунская вставка, с поглощением сырого яйца вместе со скорлупой, даже это, попросту сказать нелепое, Певцов умудряется обыграть с поддтекстом "Что делать, раз надо - съем!"
Много лет назад в "Федре" Романа Виктюка Дмитрий Певцов в контрастной паре с отличным партнёром Алексеем Серебряковым поразил и покорил зрителей своим прекрасным владением телом, которое яснее слов выражает тончайшие оттенки переживаний. Он с тех пор настолько виртуозно и органично вписывает своё пластическое мастерство в порученные роли (кстати, не только в театре, но и в кино), что очевидно, Мирзоев правильно выбрал его на замену, но ошибся, как кажется, в одном - остальным не по силам стать партнёрами Певцову - и спектакль как бы перегрупировался, перекосился, не в обиду будь сказано, и остальные актёры, вроде, лишь подыгрывают Дмитрию Певцову в неглавной роли... ставшей самой яркой... и зрители сумели выразить это на поклонах, когда заставили его выйти одного на авансцену и устроили ему овацию...
Эту работу актёра , очевидно, следует показывать студентам в качестве учебного пособия, давать в замедленном движении и учить их копировать, как учат жаждущих стать художниками на рисунках с классических фигур... но, это к слову...
А теперь мы с усталым после спектакля Дмитрием Певцовым мчимся в его новеньком "Рено" по Москве, и он так же виртуозен за рулём, как на сцене, и невозможно не восхититься:
- Дима, ты как-то уж особенно лихо водить стал?!
- Так я ж теперь на ралли гоняюсь!
- На ралли?
- Да... это особая песня..
- А что же Ольга говорит по этому поводу? Что Ноэми Семёновна?
- Ольга волнуется... за меня... переживает... а мама? Ну, мама... мама тоже волнуется...
За те пятнадцать лет из его тридцати семи, что я знаю Дмитрия Певцова, ни разу не слыхал от него фальшивой ноты... такой он человек... это стало ясно всем с тех пор, как он возмутился публично в открытом письме недостойным отношением актёров "Таганки" к пришедшему в театр Анатолию Эфросу... его голос стал слышным и узнаваемым в стране... и всегда он оставался человеком с незапятнанной репутацией и чистым голосом и умеющим по-настоящему дружить...
- Как же ты попал в гонки?
- Получилось так... случайно, но ничего случайного в жизни не бывает... В России и в Советском Союзе ещё существовали шоссейные кольцевые гонки... там были разные классы гонок... Супертуризм, туризм, формула 3000, но никогда не было класса "Кубок Поло", а в Европе давно существуют такие шоссейно-кольцевые гонки по этому классу... у всех участников одни и те же машины "Фольксваген Поло", но переделанные для соревнований... вот те, кто занимаются сервисом "Фольксваген" решили организовать такой кубок... гонки проходят в Питере, в Москве на Воробьёвых горах и в Подмосковном Мячиково... и им нужен был "промоушен" - так теперь говорят... объявилось много желающих участвовать в этих гонках... машины продавали и спортивным командам, и частным лицам (богатеньким) для участия в гонках... и, чтобы привлечь прессу и телевидение, меня попросили быть "лицом кубка"... а мне за это дают бесплатно машину и обслуживание на время участия в гонках... и моя задача была не занимать места, а просто доехать до финиша... всего было шесть этапов... и эта отдельная история, как я проходил инструктаж и с каким ужасом начинал "гоняться"... это совсем особый мир, особые люди со своими интересами... никакого отношения это не имеет ни к театру, ни к искусству, но мне было очень интересно и давало большую разрядку... переключение, отдых... и вдруг я почувствовал, что мне интересно, возник азарт, я стал обгонять и стал приходить к финишу с очками... я научился на 120 входить в поворот и чувствовать снос машины всеми четыремя колёсами и в то же время управлять ею... новые ощущения, другой, совершенно другой мир...
- А может быть, накопилась усталость однообразия? Ты сейчас в отличной форме, на вершине популярности, и не задумывался ли о том, что начинаются повторения - год за годом, спктакль, за спектаклем. Фильм, ещё фильм, ещё фильм... тебе не хочется самому поставить спектакль, снять картину - изменить свой профиль... ведь бывает так, что, кажется, ты один тащишь целый спектакль... от несогласия с режиссёром не хочется самому попробовать иное амплуа? Ведь у тебя огромный опыт, и теперь ты бы мог поставить спектакль, в котором твои возможности бы использовались максимально, твои актёрские возможности в твоём спектакле?
- Нет. Для меня главное - процесс... счастье - это не нечто одномоментное... вот в процессе работы в спектакле, съёмок я получаю удовлетворение - это счастье... бывает несогласие с режиссёром... вот как в "Женитьбе Фигаро"... я там себя чувствовал не в своей тарелке, но!.. Всегда полностью доверяюсь режиссёру, потому что уже знаю, что ничего хорошего не получается, когда я хоть чуть-чуть не верю режиссёру... тут начинаются мои собственные сомнения, рефлексия... и всё: рушится всё то, на чем основан мой способ существования на сцене. Для меня очень важен период, когда я полностью "отдаюсь" режиссёру - он лепит с моей помощью некий рисунок, потом я выхожу на зрителя, и, уже, общаясь со зрителем, понимаю, что организм начинает выдавать какие-то подарки, какие-то вещи, которые не могли родиться ни у режиссёра, ни у меня до этого общения - головой это не придумаешь... поэтому для меня доверие к режиссёру - это аксиома. У меня были случаи, когда я начинал сомневаться в режиссёре, - ничего хорошего из этого не выходило. Я не режиссёр - это другая профессия. Я не вижу себя со стороны, я вижу себя изнутри, и я не вижу сам себя, как режиссёр... поэтому у меня нет претензий к режиссуре... вот Захаров придумал, что наш Чичиков не маленький, смешной с брюшком человечек, а такой... вполне нормальный... и Чичиков решил, не преступая закона, заработать денег... но в этой стране, всё закончилось печально... Марк Анатольевич эту историю делал, и я в ней участвую, и она мне, в принципе, нравится.
Часто актёры уходят в режиссуру от невостребованности, оттого, что им кажется, что они могут больше того, что им даёт им работающий с ними режиссёр... я отношусь к этому по-другому...
- У тебя не может быть такого ощущения, потому что ты играешь много...
- Да, я играю много ролей и в кино, и в разных театрах, поэтому в одном спектакле я один, в другом - другой... использую как бы разные свои грани...
- Тебе неудобно сказать таланта! Но Б-г тебе ко всем твоим достоинствам дал и ещё огромную поддержку: работоспособность!
- Да. Я люблю работать.
Думаю, что это не случайно. Анатолий Иванович подавал сыну, как раньше говорили, личный пример - он тренер в конно-спортивной школе, и Дмитрий с детства знал, что такое настоящая тренировка, какой ценой достаются удачи... может быть, наблюдая за грациозными животными, он невольно постигал красоту пластики, и там истоки его совершенства в этой области.
- Дима, понятно, что свободного времени нет, а всё же...
- Да, отдушина необходима... друзья... а неожиданно год назад я начал записывать песни!
- Действительно, неожиданно...
- Да, я понял, что это совершенно другой вид искусства, и звук, которым надо учиться владеть, может так же воздействовать на зрителя, на слушателя, как текст, как спектакль. Мне это показалось очень интересным: овладеть этим звуком, этими нотами...
- А что это за песни? Ретро? Современные?
- Пока это один композитор, Николай Парфенюк, я с ним работаю. Он пишет музыку для фильмов, для спектаклей, для шоу, и пишет свои песни...
- А стихи?
- Иногда сам пишет стихи, иногда на его музыку кто-то пишет... сейчас будет выходить диск "Поют актёры Ленкома" и есть в проекте мой сольный диск... это очень увлекательно...
- Я понимаю, что концерты, которые ты даёшь, требуют особой режиссуры?
- Да. Но это моя внутренняя режиссура. Я в течение двух часов очень хорошо чувствую, как распределяется внимание... я каждый раз не знаю, как вечер пойдёт. Всё зависит от зрителя. От зала. Это опасно с одной стороны, но мне очень интересно. Езжу по всем городам и весям...
- Хотелось бы тебя увидеть в этом новом качестве. А Ольгу не пытался привлекать? Возникла бы другая драматургия на сцене?..
- Пробовал. Конечно, это ещё интереснее, это и ещё сложнее, но я её берегу, потому что физически очень тяжело - переезды, гостиницы, условия не идеальные... берегу жену.
- Так что у тебя моно-спектакль... когда поёт драматический актёр, он совершенно по-другому раскрывается. Думаю, что, конечно, участие Ольги в таком дуэте было бы интересным. Но и она загружена основательно - это дополнительные трудности... хотелось бы о ней написать отдельно, но пока скажи хоть несколько слов...
- Вместе мы снялись в сериале "Остановка по требованию", а у себя в театре "Современник" она теперь играет в чеховских "Трёх сёстрах" Ольгу...
- И как?
- По-моему, удача! Ольга победила и себя и спектакль. Её просто не узнать! Чехов очень зашифрованный автор, его очень сложно ставить, и мало кто это умеет... Ольга молодец!
- Ты на похвалы скуп. Значит, надо идти смотреть... а что с кино?
- В течение месяца снимался сразу в трёх фильмах... продолжение "Остановка по требованию" и ещё два фильма - ночные съёмки в одном, час сна, если успевал, и дневные съёмки в другом... но там снимался актёр, которого я боготворю, и который для меня загадка- Алексей Петренко, а в другом фильме Николай Караченцев, Юра Беляев, Дмитрий Марьянов - такая четвёрка... "Операция обречённых" называется...
- А интересные сценарии попадаются, предлагают? Такие, чтобы: ах!
- Был недавно один такой сценарий, но снялся в фильме другой актёр... режиссёр меня не увидел в этой роли, а так...
- Всё в среднем!?
- Да. Выходит так...
Москва давно затихла. Время незаметно утекает... а вопросы никогда не кончаются... и я не даром настойчиво спрашивал замечательного актёра о собственной режиссуре - мне всё кажется, что используют его вполсилы, что не раскрывается он до конца, как мог бы при условии, но... он так много снимается и играет, что вероятно выпадет удача. Должна. Потому что время утекает. Разве его затормозишь!..
Михаил Садовский
12.12.2000
http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/pevtsov/index.html