Эксклюзив
Крячкина Юлия Александровна
10 февраля 2017
2182

Под крылом Вашингтона: инерционный сценарий для Токио и Сеула

Джеймс Мэттис подтвердил сохранение прежнего курса в отношениях с региональными союзниками
Main i

Новый министр обороны США Джеймс Мэттис посетил 2–3 февраля 2017 года Сеул и Токио и провел ряд переговоров с высшими официальными лицами двух азиатских государств. Столь ожидавшийся визит нового главы Пентагона носил во многом «успокоительный» характер для американских союзников в регионе. Дебют Д.Мэттиса на зарубежной арене в качестве министра обороны привлек много внимания в связи с неоднозначными предвыборными заявлениями нынешнего президента США Дональда Трампа в отношении южнокорейских и японских союзников о необходимости большего их материального вклада в свою безопасность, о возможности предоставить Токио и Сеулу «свободу рук» в вопросе защиты от ядерной угрозы со стороны КНДР и т.д.

Активность Д.Трампа в реализации своих предвыборных обещаний, в частности, последовавший сразу за инаугурацией указ о выходе США из числа стран-подписантов договора о Транстихоокеанском партнерстве, посеяла сомнения среди американских союзников относительно соблюдения Вашингтоном своих обязательств в области безопасности. Усиление существовавших и ранее сомнений в Токио и Сеуле добавило неопределенности в региональную обстановку.

Ситуация в Северо-Восточной Азии в последние годы характеризуется серьезной напряженностью. Постоянно откладывающийся из-за межгосударственных разногласий трехсторонний саммит КНР–Япония–Республика Корея, обострившаяся до предела внутриполитическая обстановка в Южной Корее, активная дипломатия Токио, направленная на повышение своего регионального статуса и укрепление экономики, непрекращающиеся территориальные споры и дискуссии о ракетно-ядерной угрозе со стороны КНДР составляют далеко не полную картину нынешнего положения в регионе. Таким образом визит Д.Мэттиса был во многом направлен на прояснение ситуации и позиций стран по ключевым вопросам партнерства.

Разразившийся в Южной Корее внутриполитический кризис, кульминацией которого стало вынесение импичмента президенту Пак Кын Хе в декабре 2016 года, рискует стать серьезной проблемой в американо-южнокорейских отношениях. Возможно, именно поэтому новый глава Пентагона в рамках своего азиатского турне направился в первую очередь именно в Сеул, где подтвердил незыблемость американских обязательств, а также указал на тот факт, что Вашингтон считает северокорейскую ракетно-ядерную программу основной угрозой безопасности в АТР. В ходе встреч с временно исполняющим обязанности президента Республики Корея премьер-министром Хван Гё Аном и министром национальной безопасности страны Ким Гван Чжином обсуждался, в частности, вопрос о размещении на южнокорейской территории американских комплексов противоракетной обороны THAAD. Новая администрация США продолжила старую линию на размещение этих комплексов в РК. Однако внутриполитический кризис в Южной Корее серьезно осложняет согласование процесса размещения. Оппозиция указывает на то, что Хван Гё Ан, будучи лишь временно исполняющим обязанности президента РК, не имеет всей полноты полномочий в данном вопросе и не может давать никаких гарантий американским партнерам. На предстоящих президентских выборах южнокорейские консерваторы вряд ли смогут выдвинуть сильного преемника линии Ли Мён Бака и Пак Кын Хе, а вот наиболее вероятный кандидат от оппозиции, стойко удерживающий лидерство в опросах общественного мнения, Мун Чжэ Ин выступает за необходимость как минимум отложить решение вопроса о размещении комплексов ПРО США на территории РК. Таким образом, будущему руководству Южной Кореи  придется лавировать в этом вопросе между Китаем и США, что может привести к сознательному затягиванию процесса.

Помимо обсуждения вопросов противоракетной обороны на переговорах была достигнута договорённость о проведении в марте совместных военно-морских учений «Key Resolve» с привлечением со стороны США авианосной ударной группы во главе с авианосцем «Carl Vinson». Данное предложение примечательно, поскольку ранее 3-й флот США, к которому приписан «Carl Vinson», отвечал за восточную часть Тихого океана, и появление авианосца в западной части океана (в январе он прибыл к берегам Японии) уже вызвало недовольство в Китае. Также накануне визита главы Пентагона в Сеул командующий ВС США в зоне Тихого океана Гарри Харрис анонсировал переброску на базу ВВС Осан (Южная Корея) 12 истребителей F-16 для мониторинга ситуации на Корейском полуострове. Кроме того, он высказал неофициальное предложение о регулярном посещении южнокорейских портов новейшим эсминцем типа «Zumwalt». В целом перед визитом Д.Мэттиса и в ходе его общения с официальными лицами РК создавался информационный фон, говорящий о стабильности в отношениях союзников и в то же время о возможных действиях США, усиливающих напряженность в регионе.

В таких же традиционных рамках прошли встречи Д.Мэттиса с высшими официальными лицами Японии. Визит в Токио состоялся в преддверии встречи на высшем уровне 10 февраля в Вашингтоне между японским премьер-министром Синдзо Абэ и Д.Трампом и мог рассматриваться как один из этапов подготовки к ней. Поэтому не удивительно, что в беседах с С.Абэ, министром иностранных дел Японии Фумио Кисидой и своей японской коллегой Томоми Инадой глава Пентагона делал упор на нерушимости американо-японского союза и приверженности Вашингтона своим обязательствам в соответствии с 5 статьей Договора о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности между США и Японией 1960 года применительно к защите интересов Японии в территориальном споре с Китаем по поводу островов Сенкаку (кит. Дяоюйдао).

На встрече с министром обороны Японии Т.Инадой также обсуждался чувствительный для двусторонних отношений вопрос передислокации авиабазы корпуса морской пехоты США «Футэмма» из японского г.Гинован в район Хэноко в префектуре Окинава. Примечательно, что в это же время с визитом в США находился губернатор префектуры Окинава Такэси Онага, выступающий резко против существующего плана передислокации в рамках одной префектуры. Он прибыл в США для переговоров с американскими конгрессменами по вопросу пересмотра этого плана. Однако и американские, и японские власти стараются делать вид, что не замечают протестов представителей префектуры. В итоге взаимопонимания с конгрессменами достигнуто не было, а на встрече Д.Мэттиса и Т.Инады было подтверждено, что существующий план является единственно возможным.

Японские СМИ растиражировали высказывание главы Пентагона, в котором он назвал американо-японский альянс «моделью сотрудничества для других государств». На фоне предвыборных заявлений Д.Трампа о недостаточном вкладе Токио в совместную оборону подобные сравнения должны были сгладить возникший негативный эффект и подтвердить обязательства Вашингтона.

Американо-японское сотрудничество в области безопасности действительно продолжается в стандартном ключе. Так, на днях страны провели первые морские испытания новой ракеты-перехватчика SM-3 Block IIA совместной разработки. Еще до визита Д.Мэттиса появились сообщения о возможности пересмотра действующих «Основных направлений программы национальной обороны Японии» 2014 года и «Среднесрочной оборонной программы» с целью приведения их в соответствие с международными реалиями и задачами американо-японского сотрудничества. Тем не менее, комментируя итоги визита американского коллеги, Т.Инада подчеркнула, что Токио не планирует направлять японские Силы самообороны в Южно-Китайское море или присоединяться к борьбе с террористической группировкой «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ).

В отношениях Токио и Вашингтона далеко не все гладко. Однако, как продолжают отмечать японские эксперты, реальной альтернативы союзу с США у Японии сегодня нет, и, несмотря на активную дипломатию С.Абэ, в том числе на российском направлении, после предвыборных заявлений Д.Трампа Токио готов на многое для сохранения американо-японского союза, что, скорее всего, и будет продемонстрировано во время встречи на высшем уровне 10 февраля.

Содержание визитов американского министра обороны в Южную Корею и Японию во многом можно рассматривать как демонстрацию сохранения традиционного курса США в отношениях с региональными союзниками. Сдерживание Китая ­– важный пункт программы Д.Трампа, и поддержание крепких союзов с региональными державами – неотъемлемая его часть. Создание трехстороннего формата США–Южная Корея–Япония является сейчас почти нереальной задачей на фоне вновь ухудшившихся японо-южнокорейских отношений. Однако общий информационный фон визита Д.Мэттиса продемонстрировал, что сокращать свое присутствие в регионе США не намерены и будут требовать от союзников большего вклада, что может только усилить напряженность в отношениях с Пекином.

 

Юлия Александровна Крячкина

Сектор Азии

научный сотрудник РИСИ

 

 

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован