Лето ближе - и вопросов на тему образования у читателей "Вечерки" все больше. А в этом году больше обычного. Оно и понятно: потенциальных учащихся и абитуриентов в Северодвинске мало, а училищ, колледжей и вузов в городе и области хоть отбавляй. Как бы с выбором не оплошать? Об этом и многом другом - председатель областного комитета по науке и профобразованию Всеволод Осипов.
"Дочек" ликвидируют
- Всеволод Владимирович, интересно, сколько вообще в Архангельской области учебных заведений профессиональной направленности и учащихся со студентами?
- Сегодня в области насчитывается 71 учреждение начального и среднего профобразования и 20 вузов и филиалов вузов. При этом в вузах обучается около 50 тысяч студентов, а в начальном и среднем профзвене - около 35 тысяч.
- Немало, но, судя по всему, зреет тенденция к снижению? В Котласе вроде бы закрывается филиал АГТУ.
- Действительно, на заседании ученого совета АГТУ принято решение не осуществлять в этом году прием в Котласский филиал. Вопрос о полном его закрытии пока обсуждается: учебный процесс в нем организован таким образом, что студенты после окончания одного-двух курсов все равно переводились в Архангельск.
- Неофиты от образования не перестают интересоваться: как выбрать место учебы так, чтобы потом и диплом был нормальный, а не "липовый", и учился бы студент спокойно? Особенно если речь идет о коммерческих вузах.
- Прежде всего абитуриент и его родители должны поинтересоваться наличием у этого вуза лицензии на право ведения образовательной деятельности, а также приложениями к ней, где перечисляются специальности, по которым вуз может готовить специалистов. Второе, что необходимо проверить, - это наличие свидетельства о государственной аккредитации. Именно наличие такого свидетельства дает вузу право выдавать диплом государственного образца.
- То есть, у негосударственных вузов теоретически может и не быть аккредитации?
- Точно так. Аккредитация носит добровольный, заявительный характер. Если ее нет, вуз может выдавать дипломы только собственного образца, негосударственные. Конечно, с таким дипломом трудоустроиться сложнее.
- Студентка из Северодвинска задает вопрос: что делать, если возникают проблемы при обучении в региональных филиалах столичных вузов? Как правило, на местах нет конфликтных комиссий, а в головных вузах не вникают в проблемы провинциальных студентов - лишь бы деньги платили. Со временем обещанные столичные преподаватели заменяются местными. И вот уже обещанное столичное образование, не отходя от кассы, под большим вопросом...
- Если студенты филиалов считают, что не обеспечивается должное качество образования, то могут обратиться с жалобой в Федеральную службу по надзору в сфере образования. Но надо учитывать, что претензия в духе "были преподаватели из головного вуза, а теперь местные" не очень убедительна, примеры низкого уровня обучения должны быть более конкретными. Надо доказать, что имеющийся уровень подготовки местных преподавателей, их образование и квалификация не соответствуют тем дисциплинам, которые они читают. Если предмет ведет не московский или петербургский преподаватель - это не нарушение.
- Всеволод Владимирович, если раньше филиалы и представительства столичных вузов открывались и открывались, то сейчас процесс, по всей видимости, притормозился?
- Более того, наметилась тенденция к закрытию некоторых филиалов и особенно представительств вузов. Законодательство в сфере образования стало жестче, поэтому отдельные головные вузы ликвидируют "дочек", чтобы не иметь проблем с законом. Мы тоже стараемся держать под контролем все филиалы и представительства вузов, которые действуют на территории области. По крайней мере, "подпольных университетов", которые существовали в других регионах (в полутемных подвалах или в частной квартире люди получали "как бы" высшее образование), у нас не было и нет.
- Кризис, простите, здесь сказал свое веское слово?
- Еще одной причиной сокращения количества филиалов и представительств столичных вузов в регионах стала экономическая ситуация. Ведь филиалы открывали прежде всего для того, чтобы вытянуть деньги из регионов. А сейчас много ли вытянешь?
Северный университет снится Фурсенко по ночам
- Как получить высшее образование ребенку-инвалиду? Что особенно актуально, если такой ребенок в школе учится отлично. И обязательно ли ему сдавать ЕГЭ?
- Надо прежде всего учитывать группу инвалидности: если первая или вторая - ребенок имеет право на внеконкурсное зачисление при условии успешной сдачи экзаменов. При выпуске из школы ребенок-инвалид не обязан сдавать ЕГЭ, но единый государственный может понадобиться при поступлении в вуз. Поэтому лучше сдать ЕГЭ при окончании школы.
- В школах, как мне кажется, идет целая кампания пропаганды высшего образования. Усердствуют в этом и родители: только в вуз, только в вуз... Ваше мнение по этому поводу, Всеволод Владимирович.
- Пропаганда высшего образования? Наверное, это неплохо само по себе. Мы ведь стремимся к максимальной образованности населения. Но не могут же все люди быть только инженерами, менеджерами, врачами, юристами с высшим образованием! Страна остро нуждается в рабочих кадрах, специалистах среднего звена - сегодня они очень востребованы на производстве. И, что скрывать, зарабатывают подчас гораздо больше специалистов с "верхним" образованием. Поэтому мы стараемся привлечь как можно больше ребят и после девятого, и после одиннадцатого класса в учреждения начального и среднего профессионального образования.
- Ну ладно родители, но школам-то эта пропаганда к чему?
- Руководство и педагогов школ тоже можно понять. Им, чтобы выжить, необходимо обеспечить школе загрузку, нагрузку учителям. За это они получают финансирование и зарплату.
- Всеволод Владимирович, как вы относитесь к возможности создания наукограда в Северодвинске?
- Проделан очень большой объем работы для придания Северодвинску статуса наукограда. Есть города, которые развиты гораздо менее, чем Северодвинск, и тем не менее они зовутся наукоградами. В Северодвинске накоплен очень мощный потенциал отраслевой науки, и он должен использоваться максимально эффективно. Одной из проблем здесь, например, является то, что Севмашвтуз формально является всего лишь филиалом Санкт-Петербургского морского технического университета и имеет соответствующие ограничения в своей деятельности. Поэтому, работая над приданием Северодвинску статуса наукограда, мы считаем, что Севмашвтуз должен в итоге стать частью Северного федерального университета.
- А что, разве вопрос о его создании решен? Министр образования Фурсенко, которому, как он сам признался, Северный федеральный университет уже снится по ночам, сообщил недавно, что какое-либо решение возможно не ранее 2011 года.
- Вопрос о создании в Архангельске Северного федерального университета сейчас рассматривается на самом высоком уровне, материалы направлены и в Мин?обрнауки, и в РАН, и в администрацию президента РФ. Мы заручились поддержкой полпреда президента в СЗФО Ильи Клебанова, многих структур областной власти. И надеемся, что решение о создании у нас Федерального университета будет принято до 2011 года, накануне 300-летия со дня рождения Ломоносова.
- В итоге, каким вы видите самое мощное в Архангельской области учебное заведение?
- Это должен быть научно-образовательный комплекс на базе существующих вузов, прежде всего ПГУ и АГТУ. По медицинскому университету вопрос пока открытый, было бы неплохо, чтобы он вошел в структуру Северного университета. Но наш медуниверситет, в отличие от ПГУ и АГТУ, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию, подчинен Министерству здравоохранения и социального развития. Время покажет, какова будет позиция Минздрава, и захочет ли он передавать свои учебные заведения в другую систему.
Ольга СОЛОВЬЕВА
vdvsn.ru