Утром Наруз открывал ворота склада и выпускал собак, сам же ждал купцов. После шел домой завтракать и собирался в школу. Купец Джингаро сразу же записал мальчика к учителю в школу при медресе, который учил детей грамоте. Наруз был на много старше других учеников, но очень быстро постигал науки.
Через две недели после поимки вора семейство Джингаро ждала большая радость, возвращались его сыновья, Калим и Суфар. Первым приехал Калим, младший. Он мчался домой на лошадях, и вёз с собой бумаги и почту. Торопился доложить отцу как прошла торговля. Приехал он поздно вечером и не видал своего нового брата. Наруз ночью сторожил. Новость о прибавлении семейства Калим узнал утром, когда отец предложил ему пойти посмотреть достаточно ли места для новых товаров. По дороге отец и сказал ему о Нарузе.
- Мальчик очень нам всем нравиться, я очень надеюсь, что и тебе он тоже придется по сердцу. Вот он, наш сторож, - из открытых ворот послышался грозный рык. Джингаро поспешил вперед, - Наруз, мой мальчик, отзови собак! Это мой сын, Калим, вернулся.
- Да отец! Пусть Калим от двери отойдет, я собак выпущу! Калим послушно встал у стены. Из ворот выбежали пять больших рыжих псов, и убежали на пустырь за складом.
- Теперь входите не бойтесь. – Калим вошел в полумрак полупустого склада, хорошо знакомого с детства. Перед ним стоял высокий мальчик лет тринадцати-четырнадцати, одет просто, держится скромно, взгляд полон достоинства.
- Значит, ты и есть мой младший братец, Наруз? - мальчик поклонился и сказал.
- Я ждал, вас мой старший брат, и очень рад, что вы вернулись живым и невредимым.
- Отец, скажите, он, что учиться на писца?
- Почему ты так решил, Калим?
- Его речь так витиевата!
- Наруз учиться в простой школе при медресе. Пока он не закончит её, его не возьмут на писца учиться, сын. Как прошла ночь, сынок?
- Спокойно. Собаки только двух крыс поймали. А больше ничего не происходило.
- Отлично! Ты не опаздываешь в школу?
- У меня есть время зайти домой, переодеться и умыться. В школу надо приходить опрятным, сказал учитель. Я пойду?
- Беги, сынок. – Калим с ревностью смотрел ему в след.
- Отец, как попал сюда этот мальчик?
-Как? Борено не рассказал тебе?
- Он сказал, что была кража. И этот мальчик нашел Ильдуса.
- Калим, мой сын, я понимаю, тебе не привычно видеть приёмыша. Но пойми, он спас нас от убытков. Посмотри на эту половину склада. Если бы не этот мальчик, она была бы пуста. Когда бы мы собрали новый караван? Сам знаешь ,как много сил и времени занимает подготовка нового каравана. Борено не с чем было б отправиться в путь. Год прошел бы впустую. Этот мальчик хоть и оборванец, но его манеры удивляют. Наши дети не столь воспитаны, как он. Учитель его хвалит за усердие. А его собаки? Они как продолжение его рук и ног, послушны и исполнительны. И знают, кто хочет навредить их господину.
- Ты, отец, очарован им.
- Сам всё поймешь, когда пообщаешься с Нарузом.
Наруз не слышал этого разговора, он бежал к своему дому. Минруй уже нагрела воду и приготовила новую одежду. Наруз у колодца помылся. Мансур поливал на него воду. После был завтрак, собак закрыли на крыше дома. С собой Наруз брал только серого щенка. В школе малыш вёл себя тихо, не отвлекал хозяина от уроков. Мальчишки прозвали щенка Тень хозяина. Наруз тоже стал его так называть. Щенок откликнулся на прозвище.
В обед Наруз пришел как всегда в дом Джингаро. Дети сразу облепили его, стали играть с Тенью. Наруз был не самый старший в детской компании. Варис и Лайсан были старше его на три и два года. Дети всегда собирались в этой комнате и играли в разные игры, ожидая, когда их позовут к столу. Старшие присматривали за младшими, пока мамы готовили обед.
Фирюза играла с тряпичной куклой у самой двери, она часто выглядывала в коридор. Поэтому когда пришел Наруз, она первая бросилась ему на шею.
- Наруз, почему ты сегодня так долго? - спросил его Варис, - Фирюза прямо от дверей не отходила, ждала тебя.
- Учитель попросил меня переписать стихи для какого-то знатного горожанина. Три листа дорогой розовой бумаги я боялся испортить, писал медленно и старательно, поэтому долго.
- А почему учитель сам не переписал, если листы дорогие?
- Он сказал, что мой почерк ему нравиться.
За спиной, в дверях, стоял Калим, он внимательно слушал разговор детей.
- Наруз, а мне ты стихи напишешь? – глаза - маслины Фирюзы не отрывались от лица Наруза,- Я умею читать и люблю стихи.
- Не знаю, Фирюза, я ведь не умею сочинять стихи. Давай я тебе перепишу стихи нашего учителя. Хочешь?
- Хочу. – тихо ответила девочка. Калим вошел в комнату и позвал детей в столовую. Фирюзу он остановил. – дочка, почему ты ждешь Наруза.
Глаза девочки засветились радостью, и она ответила отцу:
- Отец, Наруз такой красивый и добрый. Он всегда со всеми играет. И не смеётся надо мной, когда я пою.
- Ты любишь петь?! Я не знал. Давай я поговорю с музыкантами. Может, ты научишься петь. Поэтому ты стихи просила у Наруза?
- Да, - тихо ответила девочка.
Обед прошел шумно все хотели знать, когда приедет средний сын Джингаро
Суфар. Калим отвечал, через дней пять, может раньше. Его расспрашивали об увиденном в далеких краях. Он рассказывал, домочадцы слушали, а его жена просто цвела как роза рядом с соловьем. За рассказами дети ели очень хорошо, они не замечали, как ложили в рот кусочки еды. Матери были довольны, посуда со стола уходила пустая. Закончился обед, когда все блюда опустели.
Как обычно мужчины перешли в комнату отдыха. Сюда сегодня позвали всех мальчиков. И теперь разговор звучал иначе. Это было обсуждение, как лучше вести дела торговли. Какие товары выгоднее вести в те края, и какие покупать там. Мальчики прислушивались к речам взрослых только вначале, вскоре они все крепко спали. Их не ругали и не будили. К делам нужно приучать постепенно.
Старшие мужчины решили, что после полуденного сна они все вместе пойдут на склад, чтобы начать готовить место, для хранения нового товара.
Проснувшиеся мужчины освежились прохладительными напитками и уже собрались выходить, когда Джингаро обнаружил отсутствие ключей.
- Да где же они могут быть? - недоумевал купец. – я всегда их вешал сюда, под столешницу в кабинете. Может их кто взял? Позовите служанку.
Служанка пришла и сказала: - мой господин, Наруз, ваш сын, сказал, что пойдет на склад, начнет уборку. Сказал, что очень хорошо отдохнул. А вы долго говорили о делах, он не стал вас будить.
Купцы отправились на склады. Один, наиболее свободный, стоял открытым настежь. Мужчины вошли в ворота. На складе кипела работа. Наруз подметал мусор в кучу. Собак не было видно.
- Ах вот кто без спроса взял ключи!
- Простите, отец, вы все так сладко спали, не хотел будить. Мне почему-то не спалось. Вот решил начать уборку сам. Вы сердитесь?
- Нет, мой мальчик, не сержусь. Только впредь не пугай так, ладно? Я сильно переживал те кражи, и малейшее напоминание о них отдаётся в сердце. Ну, показывай, что тут надо сделать.
- Смотрите, отец, здесь несколько полок сломаны, нужен плотник…
-Отец, - перебил его Борено, - мы с Калимом пойдем, проверим другие склады, а вы заканчивайте здесь с Нарузом.
- Идите, идите, мы здесь наведем порядок.
- А этот мальчишка ведет себя не по годам деловито! - восхитился Калим, - я начинаю понимать, почему отец решил его усыновить.
- И не только поэтому. Мальчишка приносит нашему дому счастье.
- Не понимаю.
- Всё очень просто. Я накормил голодранца и вернул товар на целый караван. Отец дал ему одежды и посадил за свой обеденный стол. И вот у нашей семьи теперь два дома.
- Как два дома?
- Судья за поимку вора наградил Наруза домом. Все думали дом не большой. Но когда вошли в покинутый дом вора увидели за ним сад с колодцем. Четыре спальни, гостиная, кабинет, библиотека. Я читал бумаги Ильдуса, те , что его домочадцы не забрали. Ильдус планировал уехать с нашими товарами. Продать дом в Джадже. Обосноваться в столице. Но этот добротный дом достался парнишке, который работает на нашего отца. Да, да, он заменяет шестерых сторожей. А денег получает только за двоих. Поэтому отец и поспешил усыновить Повелителя псов.
-Повелителя псов?
- Так звали Наруза до усыновления.
- Я попрошу у отца прощения, я не знал, как обстояли дела на самом деле.
- Да, братец, твоя Фирюза может перейти в хороший дом, когда подрастет.
Ольга Грейс
Продолжение следует