О деятельности законодательной власти по обеспечению мира и согласия на Донской земле рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Юг" председатель Законодательного собрания Ростовской области Александр Попов.
Ростовскую область называют "воротами Кавказа", которые распахнуты для всех, кто приходит на Дон с добром. Скажите, пожалуйста, насколько сегодня стабильны и прогнозируемы межнациональные отношения в Ростовской области?
Есть очень хорошее высказывание: "Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный". Современный мир пришел к пониманию того, что возрождение национального достоинства, духовности и культуры составляет важнейшую основу человеческого развития и оказывает прогрессивное влияние на экономическое и политическое развитие общества.
Если посмотреть на ситуацию с межнациональными отношениями в Ростовской области, то, в сравнении с другими регионами Юга России, она выглядит неплохо. У нас с 1989 года проживают турки-месхетинцы, переехавшие в Россию после кровавых событий в Ферганской долине. Кроме того, за последние 15 лет существенно увеличился приток внутренних трудовых мигрантов из республик Северного Кавказа.
Ростовская область - край трудолюбивых, предприимчивых и талантливых людей. Здесь в мире и согласии живут россияне более 100 различных национальностей и народностей. Это, возможно, и объясняет то, что в течение многих лет в области, в целом, сохраняется стабильность и прогнозируемость социальной ситуации.
При этом нельзя не отметить, что в 1989-2001 годах на Дону неоднократно создавались конфликтные ситуации, принимавшие национальную окраску. Тогда очень непросто вписывались в донской уклад жизни вновь приехавшие турки-месхетинцы, новые группы чеченцев и армян. Местное население, и прежде всего казачество, бурно реагировали на все случаи правонарушений со стороны новых переселенцев.
В настоящее время состояние межнациональных отношений у нас на Дону можно охарактеризовать как стабильное и контролируемое органами власти и управления. Свидетельством тому служит оперативная локализация и ликвидация последствий прошлогоднего инцидента в Сальске, когда, как вы помните, была открыта стрельба на местном пляже.
Хочу акцентировать внимание на том, что эта эффективность разрешения конфликтов на Дону - не "удачное стечение обстоятельств". Это вековая мудрость жителей Ростовской области, которые считают, что "когда у оппонента кончаются аргументы, он начинает уточнять национальность". Только один пример. На территории Донского края уже более двух веков проживает большая армянская диаспора. И то, как живут на донской земле представители двух братских народов, может служить примером для многих других регионов мира.
Межнациональный мир и согласие - уникальное достижение властей Ростовской области, которые сумели уберечь регион от распрей и конфликтов даже в самые тяжелые 1990-е годы, в период расцвета деятельности политических авантюристов.
Несколько лет назад известный политолог Андраник Мигранян сказал следующее: "Ростовскую область можно рассматривать как лабораторию, в которой разработана уникальная модель межнациональных отношений в России для XXI века. Я очень много ездил по миру и нигде не видел такого гармоничного отношения между различными национальными общинами. И роль властей в этом велика. Здесь не грабят и не похищают людей по национальному признаку. Не судят о людях по цвету лица или графе в паспорте. И этот опыт будет полезен для всех регионов России".
Существенно влияют на формирование самосознания личности в современном мире средства массовой информации, поэтому с целью предотвращения национальных конфликтов в печати, на телевидении важно определить на правовой основе приоритеты в информировании населения, пропагандировать примеры не вражды, а дружбы, взаимопомощи, интернационализма и т.п.
Трудно считать совершенно безосновательными предложения вообще не муссировать в печати национальный вопрос как политический, а решать национальные проблемы путем развития экономической интеграции, деловой экономической заинтересованности, воспитания чувства духовного единства. Ведь наиболее эффективным является путь решения национальных проблем за счет компромисса. А искусство поиска компромисса говорит о том, что результата можно достичь, если найдена область, где интересы всех сторон совпадают.
Александр Васильевич, какова роль Законодательного Собрания в создании взаимодействия региональных и федеральных органов власти в сфере межнациональных отношений и разрешении проблем, связанных с движением миграционных потоков в Ростовскую область?
В компетенцию Законодательного Собрания Ростовской области как органа государственной власти непосредственно не входят вопросы регулирования миграционной политики. Этим у нас в регионе занимается управление федеральной миграционной службы по Ростовской области совместно с областной администрацией.
Однако затронутая Вами проблема настолько насущна и многогранна, настолько пропитаны ею все сферы нашей жизни, что она не может не волновать. Миграционная политика является сегодня одним из приоритетных направлений политики государства.
А поскольку наши депутаты люди влиятельные и уважаемые в своих избирательных округах, иначе земляки не проголосовали бы за них выборах в областной парламент, то можно прямо говорить о нашем весомом влиянии на разрешение проблем, связанных с миграцией на Дону. Ведь данная проблема не имеет однозначного и окончательного решения, здесь необходимы ежедневные усилия, которые включают в себя работу по созданию нормальных условий жизни на донской земле и постоянный контакт с населением. Именно этим депутаты Законодательного Собрания занимаются профессионально.
Но чтобы эффективно влиять, надо правильно понимать, что происходит.
Во-первых, что такое миграция? Это добровольное или вынужденное перемещение людей в пространстве в поисках лучшей жизни. Это явление существует столько, сколько существует человечество. Благодаря миграции люди расселилось по всему миру.
Периоды спокойствия сменялись великими переселениями народов, в результате которых рождались и погибали не только государства, но и целые цивилизации. Ученые считают, что современное человечество вступило в период одного из таких великих переселений.
Во всем мире происходит смена парадигмы, если еще совсем недавно нормальными считались моноэтничные территории, сегодня нормой становится полиэтничность.
В нашей стране понятие "миграционная политика" относится к внешним и к внутренним миграциям.
Приведу несколько цифр. По данным управления федеральной миграционной службы по Ростовской области с 1992 года в миграционную службу по различным проблемам обратилось более 170 тысяч вынужденных мигрантов, из них по вопросу приобретения статуса вынужденных переселенцев более 47 тысяч человек.
По состоянию на 1 апреля 2007 года на учете в УФМС России по Ростовской области состоит 426 семей (1002 человека) вынужденных переселенцев. То есть миграционная служба работает оперативно и качественно. Это важно. Но еще важнее, чтобы в обществе утверждалось реальное понимание того, для чего нам чего нам нужны мигранты.
В 1990-е годы мы, к сожалению, пережили процесс, который потом назвали "утечкой мозгов", когда квалифицированные специалисты уезжали за рубеж. Теперь наступила пора "собирать камни" - создавать условия для возвращения соотечественников на Родину, а также привлекать сюда зарубежных профессионалов, желающих потрудиться на благо России. Такая политика проводится всеми великими державами - и Америкой, и Китаем, и Евросоюзом.
Мигранты нужны и для того, чтобы не допустить снижения уровня жизни нашего народа. Если не будет миграционного пополнения рабочей силы, то уже тем людям, которым сейчас примерно 40 лет, придется снижать пенсию, так как некому будет на нее заработать.
Правительство будет вынуждено еще больше урезать социальные льготы или же понижать зарплату, не говоря уже об увеличении возраста выхода на пенсию.
Это, так сказать, общая канва. А более тонкая настройка, включает в себя много компонентов, в том числе и работу Законодательного Собрания Ростовской области.
В одной из своих научных работ Вы написали о том, что Ростовская область с 1989 года приняла четыре основах волны вынужденных мигрантов. Как, на Ваш взгляд, повлияли миграционные процессы на общественно-политическую ситуацию на Дону и на социально-экономическое развитие региона?
Миграционные процессы с конца 1980-х годов ХХ столетия значительно отличаются от более ранних. Эти перемещения получили название "новая миграция", и теперь этот термин широко применяется.
В основе новой миграции в Европе и России динамическое взаимодействие между геополитическими и геоэкономическими изменениями, произошедшими в мире.
Нигде эти изменения не имели большего воздействия, чем в Европе и России. Их появление относится к 1989 году, когда открылись границы между Востоком и Западом в результате драматических геополитических изменений в Европе и бывшем Советском Союзе.
Эти перемещения, по мнению многих исследователей, оцениваются как самые многочисленные после Второй мировой войны. Появилась и новая география этих перемещений.
В данном контексте миграционная ситуация на Юге России одна из самых напряженных. По абсолютной величине прироста населения за счет миграции с 1989 по 2002 годы Южный федеральный округ уступал только Центральному.
Сегодня Ростовская область входит в первую десятку субъектов России по числу находящихся здесь мигрантов и иммигрантов.
Полтора года назад в Законодательном Собрании Ростовской области прошел "круглый стол" - открытая дискуссия со всеми заинтересованными в урегулировании миграционных проблем организациями - на тему: "Миграционная политика Ростовской области в новых социально-политических условиях".
На этом заседании было отмечено, что донской край не обошли стороной последствия ни одного из межнациональных конфликтов. Среди стран, которые дают значительный прирост в обмене населением, кроме Украины, Казахстан и Закавказские республики: Армения, Грузия, Азербайджан.
Отправляемые легальными и нелегальными мигрантами на этническую родину денежные переводы составляют весомую часть доходов населения стран СНГ. Например, в Армении и Азербайджане трансферты из России получает каждое третье-четвертое домохозяйство, а в Грузии и того больше.
Ноябрьский сезонный выезд гостей-рабочих на родину оценивается почти в 6 млрд долларов, увозимых ими. С одной стороны, вывоз этих средств невыгоден России. С другой такое подспорье спасает население сопредельных государств от голода, тем самым стабилизируя социально-политическую обстановку на наших границах.
Проблема состоит в другом. Хотя Россия повсеместно недонаселена (по плотности населения - меньше 9 человек на 1 кв. километр - наша страна опережает всего 12 стран мира, пустынных, горных или северных, как она сама и уступает в 2-3 раза Скандинавии и США, в 6-10 раз - соседям по СНГ, в 15 раз - Китаю, в 37 - Японии) мигранты у нас едут не туда, где они нужны, а туда, куда они хотят - в Москву, Петербург, Краснодарский и Ставропольский края, еще несколько городов-миллионников, создавая там очаги социально-этнической напряженности.
Структура расселения мигрантов в Ростовской области сложилась таким образом, что в западных, южных и центральных районах обосновалось 85-95% вынужденных переселенцев. В то же время, северные и восточные районы области продолжают испытывать недостаток образованной и квалифицированной рабочей силы.
На мой взгляд, миграционная политика должна выстраиваться, в первую очередь, исходя из необходимости трудовых ресурсов на той или иной территории, то есть миграционные потоки должны направляться в те регионы, которые требуют массированного привлечения рабочих рук, чтобы там обходились не силами нелегалов (учитывая нашу безработицу), а легальной "трудовой миграцией".
Александр Васильевич, какое место занимают проблемы мигрантов, переселенцев в работе Южно-Российской парламентской ассоциации?
На самом первом своем заседании в июне 2001 года в Ростове-на-Дону члены Южно-Российской парламентской ассоциации поставили вопросы миграции населения на Юге России. Тогда было принято обращение к депутатам Государственной Думы России с просьбой принять федеральный закон "О миграции в Российской Федераций". Соответствующий законопроект, разработанный Законодательным Собранием Краснодарского края и Государственным Советом-Хасэ Республики Адыгея, был внесен в парламент России.
В 2002 году, на втором заседании ассоциации в Краснодарском крае парламентарии Юга России вновь вернулись к обсуждению данной проблемы. Как было отмечено в ходе заседания, массовый приток переселенцев создает комплекс серьезных социально-экономических проблем: способствует росту цен на недвижимость, обострению конкуренции на рынке труда, снижению уровня жизни населения.
Было также отмечено, что данные официальной статистики не вполне отражают реальное положение дел, так как многие переселенцы проживают нелегально. Что это означает? Паспортная система сегодня - это не только прописка. С паспортной системой тесно связаны разные системы учета: налоговая, пенсионная, военная и так далее. Технически (но не по закону) с наличием паспорта и регистрации по месту жительства связана реализация практически всех прав и свобод. И от решения социально-экономических проблем вынужденных мигрантов в значительной степени зависит общеполитическая ситуация в большинстве регионов.
На конференции ЮРПА было принято решение поддержать проект федерального закона "О миграции в Российской Федерации". Но сразу скажу, закон с таким названием пока не принят. Слишком сложно оказалось увязать все существующие в данной сфере вопросы в единый универсальный закон. Федеральный законодатель пошел по другому пути. В настоящее время действует свод нормативных документов, регламентирующих осуществление миграционной политики в нашей стране, - своеобразный миграционный кодекс. О том, что это реальность, свидетельствует хотя бы тот факт, что летом 2006 года Госдумой РФ принят федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации по вопросу совершенствования государственного управления в сфере миграции".
Надеюсь, что достойный вклад в это внесла и работа Южно-Российской парламентской ассоциации.
Как известно, не только миграция, но и межнациональные отношения процессы динамичные, требующие создания определенного баланса в отношениях между коренным населением области и переселенцами. Удалось ли нападать диалог между ними, чтобы не допустить социальной напряженности на донской земле, предупредить зарождение конфликтных ситуаций, подобных таким, как, например, события в Сальске летом 2006 года или в соседнем Ставрополе в нынешнем году?
Частично на Ваш вопрос я уже ответил. Добавлю, что позитивной практике всегда предшествует хорошая идея, а хорошей идее, как это ни печально, очень часто предшествует практика негативная.
Я уже говорил, что одними только нормативными актами всех проблем, связанных с миграцией, не решить. Необходимо изменение мировоззрения людей.
Мы много говорим о том, сколько через 50-100 лет будет потребляться нефти и газа, как измениться климат, что будет с мировой и региональной экономикой, а вот о том, кто будет жить, какие народы будут преобладать на той или иной территории через те же 50-100 лет и людям с каким менталитетом достанутся все просчитываемые нами блага, мы почему-то задумываемся редко.
При этом мы мало знаем о реальном образе жизни, процессах, протекающих в среде мигрантов. Более того, их пребывание на территории области должным образом не отслеживается и не регулируется. Отсюда слухи, домыслы, опасения и подозрительность.
Все это способствует притоку низкоквалифицированных мигрантов. И в случае изменения этой политики на более благоприятную сюда будут приезжать более высококвалифицированные специалисты.
Среди мер, этому способствующих, - упрощение процедуры регистрации, создание арендного рынка дешевого жилья и развития программ кредитования мигрантов. Меры радикальные, но действенные. Но одними только красивыми словами данной проблемы не решить никогда, а вот усугубить можно.
Должно что-то измениться в наших головах. Мы должны четче осознать плюсы, которые несет нам миграция, чтобы эффективнее преодолевать ее минусы. Тогда и назревший упрощенный порядок регистрации и другие меры принесут ожидаемые обществом плоды.
Россия - это ядро самобытной русской цивилизации, и поэтому концепция миграционной политики должна проводиться в духе единения, коллективизма и державности.
Толерантность в сфере общения имеет не просто русскую коннотацию "терпимость", то есть некое допущение существования чего-то рядом. Речь идет о признании ценности "другого", отличного от своего, ценности, разности.
Условием утверждения этого принципа в реальной жизни становится межкультурное и межэтническое взаимодействие. Национальные культуры нуждаются в конструктивном диалоге, взаимном изучении друг друга при позитивной поддержке власти.
Создавая обязательные ситуации культурного межгруппового общения, совместной работы, изучения культуры всех этнических групп, населяющих Россию, государство утверждает этноплюрализм, ослабляет предубеждения и предупреждает конфликты.
Какие региональные законодательные акты приняты парламентариями Законодательного Собрания области в интересах мира и согласия на многонациональной и многоконфессиональной земле Тихого Дона?
Сегодня 1990-е годы ощущаются другой эпохой, в том числе и потому что федеральное законодательство часто не поспевало вовремя реагировать на миграционные проблемы, пик которых пришелся именно на это десятилетие.
В те годы некоторые регионы пытались решать эти проблемы самостоятельно.
Например, в 1997 году появился иммиграционный кодекс Ставропольского края, предполагающий оплату переселенцами процесса регистрации. Из-за высоких тарифов (до 800 минимальных окладов) легализация мигрантов стала практически невозможной. Был введен ряд других мер, препятствующих притоку переселенцев на Ставрополье, но и с их принятием обстановка в крае не изменилась.
В другом соседствующем с Ростовской областью регионе Краснодарском крае, где ситуацию с мигрантами также нельзя назвать благополучной, пытались также создать свою соответствующую законодательную базу. Здесь по примеру некоторых стран ввели систему квот, которая применялась в отношении иностранцев, решивших пожить и заработать себе на жизнь вдали от родины. Но принятый краевым правительством закон шел вразрез с российским законодательством и в итоге был отменен постановлением прокуратуры.
Депутаты Ростовской городской думы также предлагали мэрии создать координационный совет по контролю за миграционными процессами из представителей правоохранительных органов, миграционной службы, службы занятости. Но и здесь юристы дали отрицательное заключение, заявив, что никаких полномочий контролировать миграционные процессы у городских властей нет.
Та же участь постигла и аналогичный нормативный акт закон "О временном порядке регистрации граждан по месту пребывания и жительстве на территории Ростовской области", принятый Законодательным Собранием Ростовской области в 1999 году.
То есть слово оставалось за федеральным законодателем. И в последние годы, как я уже говорил, появилось осознание, что нужна координация действий различных структур, контроль за реализацией уже принятых решений.
Александр Васильевич, Ростовская область примет участие в программе переселения соотечественников из-за рубежа, соответствующее постановление подписал губернатор В.Ф.Чуб. Планирует ли донской парламент оказать законодательную поддержку данной инициативе?
Разумеется, особенно если учесть, что в рамках этой программы наши недавние соотечественники, которые в 1990-е годы прошлого века с распадом СССР не по своей вине оказались за пределами России, будут становиться полноправными жителями Ростовской области, а значит и нашими избирателями.
http://www.interfax.ru/r/B/exclusive/228.html?menu=35&id_issue=11895542