28 июня 2004
3352

Президент дал срок силовикам

Неспособность силовых структур предотвращать масштабные акции боевиков, похоже, положила конец терпению Владимира Путина. Президент в весьма жесткой форме приказал руководителям МВД, ФСБ и Минобороны до конца недели "в оформленном виде" подготовить предложения "об улучшении работы в сфере борьбы с терроризмом". При этом Путин напомнил, что уже давал подобные поручения (напомним, первое из них прозвучало примерно 5 лет назад после начала боевых действий в Дагестане и терактов в Москве). Одновременно с главой государства проблему обсуждал и комитет Госдумы по безопасности. Парламентарии пришли к выводу о необходимости улучшения законодательства в этой сфере. Все это свидетельствует о том, что в России до сих пор нет реально действующей системы противостояния терроризму.

Позицию властей по отношению к террористам Владимир Путин (тогда - премьер-министр) впервые публично сформулировал в 1999 году, после вторжения боевиков Басаева и Хаттаба в Дагестан. С тех пор позиция главы государстве не изменилась: он неоднократно подчеркивал, что `Россия с террористами не договаривается, она их уничтожает`.

Нельзя сказать, что силовики забыли про приказ президента.

С тех пор меры по ужесточению борьбы с терроризмом принимались неоднократно, в ФСБ и МВД сейчас действуют антитеррористические центры, после каждой крупной акции боевиков правоохранительные органы и спецслужбы переходят на многомесячный усиленный режим работы. Однако рейд боевиков по Ингушетии вновь застал силовиков врасплох. При этом, как выясняется, о грядущем налете жителям Назрани было известно заранее. Депутат Госдумы от Ингушетии Башир Кодзоев на закрытом заседании думского комитета по безопасности рассказал, что уже в пять вечера 21 июня таксисты Назрани рекомендовали людям не выходить из домов и не въезжать в город, предупреждая, что `будет резня`.

Правда, во время разбора полетов контрразведчики сообщили, что знали об акции боевиков за полчаса до ее начала и предупредили о ней. Президент и МВД Ингушетии эти слова опровергли. На заседании комитета Госдумы по безопасности чекисты выдвинули компромиссную версию. "Представитель ФСБ заявил, что у их ведомства была информация о возможном массовом вторжении на территорию Ингушетии, - рассказал ГАЗЕТЕ член комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков. - Однако подобной информации в спецслужбы поступает очень много, и ее посчитали очередной уткой боевиков".

Как бы то ни было, анализ обстоятельств нападения на Назрань по сути свелся к междусобойчику силовиков. Что в свою очередь свидетельствует: либо одна из структур нападение боевиков проспала, либо ни о какой координации действий между ними говорить не приходится. "Пока в Назрани хозяйничали боевики, во властных структурах все это время царили хаос и неразбериха, не было человека, способного взять командование на себя и принять верное решение", - считает депутат Гудков.

Видимо, такая ситуация побудила президента России к активным действиям. На совещании с членами кабинета министров он потребовал от Минобороны, МВД и ФСБ до конца недели предоставить предложения по усилению борьбы с терроризмом. `Я давал поручения на наших предыдущих встречах... Я знаю, что вы пока не подготовились до конца... Прошу не забывать об этом поручении, к концу недели эти предложения в оформленном виде должны быть у меня`, - сказал глава государства.

О том, какие именно предложения лягут на стол президента, силовики ничего конкретного пока не говорят. Суть их комментариев сводится к тому, что `идет работа`. Естественно, что о конкретных мерах общественность все равно не узнает - большинство документов должно быть засекречено. Но важен сам факт разработки и принятия антитеррористической концепции. В России, которая ведет войну и противоборствует терроризму уже 10 лет, этой концепции нет до сих пор, тогда как во всех странах Запада подобные документы есть.

Пока силовики никак не ответили на требование президента: очевидно, они сделают это к концу недели. Между тем на заседании думского комитета был принят проект решения, в котором предлагается в первоочередном порядке утвердить и принять федеральную целевую программу "Антитеррор" и обеспечить ее полное финансирование, а также укрепить спецслужбы и подразделения, отвечающие за борьбу с терроризмом. Первый зампредседателя комитета Михаил Гришанков сообщил ГАЗЕТЕ: `В целях выработки и принятия законодательных мер наш комитет выступает с инициативой создания комиссии Госдумы по содействию урегулированию ситуации на Северном Кавказе".

Глава комитета Владимир Васильев полагает, что России нужен новый закон по противодействию терроризму. `Совершенствование законодательства с тем, чтобы оно более эффективно работало против террористических угроз, сегодня является одной из основных задач`, - считает бывший замглавы МВД. - Этот законопроект уже прорабатывается Минюстом, ФСБ, мы также работаем над его разработкой`.

Впрочем, и сам он выразил сомнение, что принимаемые меры могут гарантировать предотвращение крупных вылазок террористов в дальнейшем: `Я не уверен, что подобное не может

произойти в России в других регионах Северного Кавказа`.

Как в школах обучают антитеррору

Первое знание о том, как противодействовать терроризму, ребенок несомненно должен получать в школе - в рамках принятой в 1994 году образовательной программы `Основы безопасности жизнедеятельности` (ОБЖ). На изучение ОБЖ должно выделяться не меньше 35 часов, из расчета 1 час в неделю. Но в большинстве регионов России уроки ОБЖ проводятся начиная с 1-го или 2-го класса по 11 класс - на усмотрение администрации учебного заведения.

Школьников учат правилам безопасного поведения в различных экстремальных ситуациях природного, технического и социального происхождения. Есть разделы по гражданской обороне, медицинской подготовке и по формированию индивидуальной системы здорового образа жизни. В 1998 году в программу был включен раздел `Основы военной службы`. Согласно программе ОБЖ, утвержденной Минобразованием РФ, на изучение правил безопасного поведения в криминогенных ситуациях отведено всего 3 часа, то есть три урока в год. За это время школьники должны научиться мерам предосторожности при обнаружении взрывного устройства, освоить правила поведения человека, оказавшегося в роли заложника, а также знать меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб.

В учебниках ОБЖ вопросы защиты от терроризма затрагиваются вскользь, в лучшем случае приводятся статьи из федерального закона "О борьбе с терроризмом".

В настоящее время департамент образования Москвы разрабатывает программу обучения защиты от террористов для столичных школьников совместно с ФСБ. Но уже в 2003-2004 учебном году в свободное от основной работы время сотрудники служб безопасности проводили дополнительные занятия с учениками и учителями.

Западные методы борьбы с терроризмом

Одним из первых официальных документов, четко формулирующих понятие "международный терроризм", стал проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, принятый ООН еще в 70-х годах. Там сказано: "Международный терроризм - совершение, организация, содействие осуществлению, финансирование или поощрение агентами или представителями одного государства актов против другого государства или попустительство с их стороны совершению таких актов, которые направлены против лиц или собственности и которые по своему характеру имеют цель вызвать страх у государственных деятелей, групп лиц или населения в целом". В США основной закон, регламентирующий деятельность по борьбе с терроризмом внутри страны, носит название "Патриотический акт". Кроме основных принципов, заимствованных из уголовного права (задержание, уголовное преследование, арест и прочее), он предусматривает упрощение процесса получения санкции суда на прослушивание телефонных разговоров, отслеживание действий террористических и экстремистских организаций в сети Интернет, а также проведение обыска в домах лиц, подозреваемых в террористической деятельности. Более того, `Патриотический акт` предусматривает уголовную ответственность за поддержку или участие в финансировании террористических организаций.

В Великобритании действуют чрезвычайные меры по борьбе с терроризмом. Так, например, полиция и спецслужбы имеют право арестовывать подозреваемых в терроризме без решения суда, а также в течение 24 часов высылать из страны всех подозрительных иностранных граждан. В феврале этого года глава британского МВД Дэвид Бланкетт выступил с инициативой принятия дополнительных мер по борьбе с терроризмом, согласно которым можно будет проводить судебные заседания, все участники которых будут давать подписку о неразглашении информации о процессе. При этом защитниками подозреваемых будут лишь те адвокаты, что пройдут процедуру проверки в службе безопасности и по ее итогам будут назначены или отклонены правительством. Однако этот комплекс мер еще не прошел утверждение в парламенте Соединенного Королевства.

Во Франции дополнительные полномочия полиции и спецслужбам были предоставлены в 2001 году. Новая версия ранее существовавшего закона о борьбе с терроризмом позволила полиции и спецслужбам обыскивать автомобили, прослушивать телефонные звонки и читать электронную почту частных лиц, правда, после получения специальных санкций.

В Испании, где 11 марта этого года произошел один из крупнейших терактов в европейской истории, была создана специальная прокурорская группа по работе с иммигрантами. Группа принимает меры для того, чтобы выявлять возможных террористов из 300 тысяч иммигрантов из арабских стран, находящихся в стране по сей день. Задача прокуроров сформулирована предельно четко - "борьба с исламским терроризмом".

28.06.2004
gzt.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован